Дело № 12/1-35/2020
79RS0006-01-2020-000104-80
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
пос. Смидович 20 февраля 2020 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Пешковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Николаевка жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО3 от 21.01.2020 г. № делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Николаевка жилищно-коммунальное хозяйство»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО2 от 21.01.2020 г. общество с ограниченной ответственностью «Николаевка жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «Николаевка ЖКХ») привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, законный представитель юридического лица ФИО1 принесла на него жалобу, в которой, не оспаривая выводов о виновности в совершении административного правонарушения, указала, что административное правонарушение совершено ООО «Николаевка ЖКХ» впервые. Наложение административного штрафа в размере 130 000 рублей приведет к прекращению его деятельности и банкротству. Учитывая смягчающие обстоятельства, просит уменьшить административный штраф.
В судебное заседание законный представитель ООО «Николаевка ЖКХ» ФИО1 не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Частью третьей статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статья 22 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с положениями части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в том числе обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии с требованиями 76 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Согласно Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденных Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу, должно быть организовано работодателем в течение месяца с момента приема на работу или перевода на новую работу указанных лиц (п. 2.2.1).
На основании п. 8 и п. 9 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н, работники допускаются к работе на высоте после проведения: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников: допускаемых к работам на высоте впервые; переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения; имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
Проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте проводится не реже 1 раза в год. Данная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться аттестационной комиссией, создаваемой работодателем (п. 15 Правил по охране труда при работе на высоте).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в ЕАО от 30.12.2019 государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО6Н. проведено расследование несчастного случая на производстве, которое произошло 27.12.2019 с рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ООО «Николаевка ЖКХ» ФИО4
Актом о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве установлено, что ФИО4 по заданию закрыть окно со стороны улицы у жильца квартиры <адрес>, который длительное время не проживает в квартире, по приезду пожарной машины поднялся по приставной лестнице на уровень третьего этажа, при закрытии второго окна ФИО4 упал с высоты третьего этажа головой на тротуар. Полученные ФИО4 в результате несчастного случая повреждения относятся к категории тяжких.
Из материалов дела следует, что в нарушение абз. 8 и абз. 9 ч. 2 ст. 212, ст. 225 Трудового кодекса РФ, п. 2.2.1 Порядка № 1/29, п. 8, п. 15 Правил по охране труда при работе на высоте ООО «Николаевка ЖКХ» не обеспечило обучение работников, выполняющих работы на высоте, безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда, допустило ФИО4 к выполнению работ на высоте без прохождения обучения и без удостоверения о допуске к работе.
Главным государственным инспектором труда правильно установлены фактические обстоятельства дела, правильно квалифицированы действия юридического лица по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания должностным лицом административного органа учтено в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, причинение вреда здоровью.
Вместе с тем, статья 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляет общий исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность (часть 1). При этом не предусмотрена возможность судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, признавать отягчающими те обстоятельства, которые не указаны в названном Кодексе. Причинение вреда здоровью не указано в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства в ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, должностным лицом административного органа при назначении наказания допущены нарушения требований ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что является основанием для изменения постановления и снижения размера административного штрафа, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, до минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В материалах дела не имеется сведений, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного Обществом административного правонарушения, состав которого является формальным, данными о юридическом лице.
Таким образом, суд отклоняет доводы законного представителя юридического лица об исключительности обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем не находит оснований для снижения административного штрафа на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО2 от 21.01.2020 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Николаевка жилищно-коммунальное хозяйство» изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления указание на отягчающее административную ответственность обстоятельство – причинение вреда здоровью, снизить размер назначенного административного штрафа до 110 000 (ста десяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Николаевка жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО1 считать частично удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Е.В. Пешкова