ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/140/2016 от 31.10.2016 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 12/140/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Николаевск-на-Амуре 31 октября 2016 года

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи А.С.Новосёлова,

с участием

помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. Николаевского-на-Амуре городского прокурора на постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО1, от 13.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 19-08/37-16-АП в отношении должностного лица – главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, возбужденного по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.

УСТАНОВИЛ:

03.08.2016 года постановлением Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края было возбуждено производство об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, по ст. 15.15.3 КоАП РФ, по тем основаниям, что ФИО2, занимающий должность главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, в период времени с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года, находясь в помещении администрации, расположенного по адресу: <...>, в нарушение п. 4 ст. 136 БК РФ, допустил нарушения соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, а именно не обеспечил снижение общего объема кредиторской задолженности местного бюджета в течении финансового года, по сравнению с прошлым финансовым годом, как общей, так и по коммунальным услугам, не обеспечил 90 % уровень собираемости платежей за ЖКУ, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

Статьей 2 БК РФ установлено, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 4 ст. 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 6 БК РФ указывает, что межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 4 ст. 136 БК РФ, установлено, что в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года осуществляются следующие дополнительные меры к установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи мерам: 1) подписание и выполнение соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета; 2) представление местной администрацией в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 3) проведение не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) иные меры, установленные федеральными законами.

В соответствии со ст. 136 БК РФ и в целях организации работы по подписанию соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета между министерством финансов Хабаровского края и администрациями муниципальных образований Хабаровского края Министерством финансов Хабаровского края 13.11.2013 принят приказ № 173П «О подписании соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета».

Приказом министерства финансов края от 13.11.2013 года № 173П утверждена типовая форма соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, заключаемого с администрациями городских округов и муниципальных районов края, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет.

Согласно Приказу Министерства финансов Хабаровского края от 06.10.2014 № 169П «Об утверждении перечней муниципальных образований Хабаровского края, распределенных в зависимости от доли межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме собственных доходов местного бюджета» Николаевский муниципальный район включен в перечень муниципальных образований Хабаровского края, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.

Таким образом, во исполнение выше приведенных требований законодательства 29.12.2014 года между Министерством финансов Хабаровского края и администрацией заключено соглашение № МФ 25-14-165 о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Николаевского муниципального района на 2015 год.

Предметом соглашения является осуществление мер по повышению эффективности использование бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговые доходов бюджета Николаевского муниципального района, в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения, являющихся условиями предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Соглашением, в том числе, установлены следующие обязанности администрации: 1. Принимать решения органов местного самоуправления муниципальных образований о повышении оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих не чаще принятия решений об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Хабаровского края и в размерах, не превышающих соответствующего увеличения (индексации). 2. Обеспечить в текущем году отсутствие по состояние на первое число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района по оплате труда и начислениям на нее работников бюджетной сферы. 3. Обеспечить в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе не допускать увеличения просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями. 4. При наличии налоговых льгот, установленных решениями органов местного самоуправления, обеспечить до конца года подготовку муниципальных правовых актов, предусматривающих сокращение в течение двух лет данных льгот. 5. Обеспечить выполнение графиков возврата бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета. 6. Обеспечить 90-процентную собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги. 7. Обеспечить целевое использование топливной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую и электрическую энергию, на оплату топлива, в случае, если имеется задолженность за поставленное топливо или необходимость предоплаты за поставку топлива по договору поставки. 8. Принять меры по сокращению объема муниципального долга к уровню на начало финансового года. 9. Не допускать увеличения штатной численности работников муниципальных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субвенций, без согласования с главным распорядителем средств краевого бюджета. 10. Обеспечить выполнение муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг в социальных отраслях в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 и 01 июня 2012 г. № 761. 11. Обесценить представление в министерство финансов края решений о бюджете муниципального образования, а также решений о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования (в течение 10 дней, со дня принятия решения в электронном виде, посредством сканирования). 12. Ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о выполнении настоящего Соглашения, в Министерство по форме, установленной согласно Приложению к настоящему Соглашению.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства, а также соглашения, следует, что исполнение соглашений является условием предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджету Николаевского муниципального района.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных требований законодательства, ряд условий по предоставлению межбюджетных трансфертов по состоянию на 31.12.2015 года не исполнен, а именно не обеспечено в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе допущено увеличение просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальным учреждения (п. 2.1.3 Соглашения); не обеспечена 90-процентная собираемость платежей потребителей за жилищно- коммунальные услуги.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости отнего, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно ст. 32 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края принятого решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 10.06.2005 № 39, зарегистрированного в ГУ Минюста России по Дальневосточному федеральному округу 03.11.2005 № КШ75100002005001 глава муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района, является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района возглавляет местную администрацию.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 33 Устава установлено, что глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и является распорядителем средств бюджета муниципального района.

Распоряжением Администрации Николаевского муниципального района № 174-рл от 12.09.2013 года на должность главы Николаевского муниципального района назначен ФИО2

Учитывая, что ФИО2 занимая должность главы администрации нарушил условия получения межбюджетных трансфертов, а именно не обеспечил в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе допущено увеличение просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальным учреждения; не обеспечил 90-процентную собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги, то данным должностным лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ.

13.09.2016 года постановлением первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО1, прекращено производство по делу об административном правонарушении № 19-08/37-16-АП в отношении должностного лица – главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, возбужденного по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ в виду отсутствия в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением и.о. Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился с протестом, ссылаясь на то, что ФИО2, занимающий должность главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, в период времени с 01.01.2015 по 31.12.2015, находясь в помещении администрации, расположенного по адресу: <...>, в нарушение п. 4 ст. 136 БК РФ, допустил нарушения соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, а именно не обеспечил снижение общего объема кредиторской задолженности местного бюджета в течении финансового года, по сравнению с прошлым финансовым годом, как общей, так и по коммунальным услугам, не обеспечил 90 % уровень собираемости платежей за ЖКУ, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ.

13.09.2016 года производство по делу № 19-08/37-16-Ап об административном правонарушении, в отношении вышеуказанного должностного лица по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ постановлением Министерства финансов Хабаровского края прекращено. Постановление поступило в Николаевскую-на-Амуре городскую прокуратуру 20.09.2016 года.

Указанное постановление является не законным, не обоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 4 ст. 136 БК РФ, установлено, что в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года осуществляются следующие дополнительные меры к установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи мерам: 1) подписание и выполнение соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета; 2) представление местной администрацией в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 3) проведение не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) иные меры, установленные федеральными законами.

В соответствии со статьей 136 БК РФ и в целях организации работы по подписанию соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета между министерством финансов Хабаровского края и администрациями муниципальных образований Хабаровского края Министерством финансов Хабаровского края 13.11.2013 принят приказ № 173П «О подписании соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета» (далее - приказ министерства финансов края от 13.11.2013 №173П). Приказом министерства финансов края от 13.11.2013 №173П утверждена типовая форма соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, заключаемого с администрациями городских округов и муниципальных районов края, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет.

Таким образом, во исполнение выше приведенных требований законодательства 29.12.2014 года между Министерством финансов Хабаровского края и администрацией заключено соглашение № МФ 25-14-165 о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Николаевского муниципального района на 2015 год.

Предметом соглашения является осуществление мер по повышению эффективности использование бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговые доходов бюджета Николаевского муниципального района, в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения, являющихся условиями предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Соглашением, в том числе, установлены следующие обязанности администрации: 1. Принимать решения органов местного самоуправления муниципальных образований о повышении оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих не чаще принятия решений об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Хабаровского края и в размерах, не превышающих соответствующего увеличения (индексации). 2. Обеспечить в текущем году отсутствие по состояние на первое число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района по оплате труда и начислениям на нее работников бюджетной сферы. 3. Обеспечить в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе не допускать увеличения просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями. 4. При наличии налоговых льгот, установленных решениями органов местного самоуправления, обеспечить до конца года подготовку муниципальных правовых актов, предусматривающих сокращение в течение двух лет данных льгот. 5. Обеспечить выполнение графиков возврата бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета. 6. Обеспечить 90-процентную собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги. 7. Обеспечить целевое использование топливной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую и электрическую энергию, на оплату топлива, в случае, если имеется задолженность за поставленное топливо или необходимость предоплаты за поставку топлива по договору поставки. 8. Принять меры по сокращению объема муниципального долга к уровню на начало финансового года. 9. Не допускать увеличения штатной численности работников муниципальных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субвенций, без согласования с главным распорядителем средств краевого бюджета. 10. Обеспечить выполнение муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг в социальных отраслях в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 и 01 июня 2012 г. № 761. 11. Обесценить представление в министерство финансов края решений о бюджете муниципального образования, а также решений о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования (в течение 10 дней, со дня принятия решения в электронном виде, посредством сканирования). 12. Ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о выполнении настоящего Соглашения, в Министерство по форме, установленной согласно Приложению к настоящему Соглашению.

Таким образом, для своевременного выявления нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов на регулярной основе Министерством финансов Хабаровского края проводится мониторинг выполнения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства субъекта Российской Федерации, налогового законодательства субъекта Российской Федерации, а также условий предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с условиями заключенного соглашения.

Вместе с тем, как верно указано в Постановлении, статья 15.15.3 КоАП РФ тождественна ст. 306.8 БК РФ, но прямой зависимости между административной ответственностью и мерой бюджетного принуждения не имеется, кроме того указанные виды ответственности не могут исключить друг друга.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что само по себе нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов уже является бюджетным нарушением, следовательно, в случае применения к участнику бюджетного процесса, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а равно привлечение должностного лица к ответственности предусмотренной законодательством не освобождает участников бюджетного процесса от применения к ним мер бюджетного принуждения.

Как следует из постановления Николаевского-на-Амуре городского прокурора от 03.08.2016 года, а также настоящего протеста, состав административного правонарушения вменяемого ФИО2, усматривается, следовательно, должностное лицо подлежит административной ответственности предусмотренной ст. 15.15.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении № 19-08/37-16-АП в отношении должностного лица – главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, возбужденного по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ и направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А., поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в протесте, просила суд протест удовлетворить.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения протеста извещены надлежащим образом.

В судебное заседание Министерством Финансов Хабаровского края, были предоставлены возражения на заявленный протест, из которых следует, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось несоблюдение муниципальным образованием - Николаевским муниципальным районом заключенного с министерством финансов края соглашения № МФ25/14-165 от 29.12.2014 года о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Николаевского муниципального района. Соглашение заключено в соответствии с пунктом 4 статьи 136 БК РФ. Заключение указанных соглашений является дополнительной мерой, осуществляемой в «высокодотационных» муниципальных образованиях. И.о. городского прокурора приравнивает несоблюдение условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств к бюджетным нарушениям, предусмотренным главой 30 БК РФ, а именно к бюджетному нарушению, предусмотренному статьей 306.8 БК РФ. В соответствии со статьей 306.8. БК РФ «Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов» нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Формулировка диспозиции и санкции указанной статьи свидетельствуют о том, что состав бюджетного нарушения образует нарушение условий предоставления (расходования) трансферта, определенных нормативным правовым актом о порядке предоставления трансферта и соглашением между главным распорядителем бюджетных средств и получателем трансферта.

То есть, когда муниципальному образованию предоставляется конкретный межбюджетный трансферт в определенной сумме.

Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств не предусматривают выделение межбюджетных трансфертов.

Несоблюдение органами местного самоуправления заключенных соглашений и нарушение предельных значений, установленных БК РФ не является нарушением, предусмотренным ст. 306.8 БК РФ.

Бюджетный кодекс РФ разграничивает случаи применения мер при несоблюдении условий предоставления межбюджетных трансфертов (п. 5 ст. 136 БК РФ) и мер, принимаемых в случае нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ).

В силу п. 5 ст. 136 БК РФ финансовые органы вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов:

При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством;

При нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 БК РФ;

При совершении бюджетного нарушения.

При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных п. 3 ст. 92.1 и ст. 107 БК РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями данной статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Указанное решение принимается в порядке, установленном приказом министерства финансов края от 10.04.2014 № 63П «О порядке приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета» и не является решением о применении бюджетной меры принуждения.

Пунктом 3.1 Порядка установлен перечень документов, по результатам анализа которых может быть принято решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета, при этом не требуется проведение проверки в рамках внутреннего государственного финансового контроля.

В соответствии с п. 1 ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Позиция министерства финансов края соответствует разъяснениям, содержащимся в письмах Министерства финансов РФ от 13.02.2015 № 02-10- 09/6518, от 20.05.2015 № 02-10-09/28993, от 25.02.2016 № 02-10-06/1047.

Прокурор в протесте соглашается, что диспозиция статьи 15.15.3 КоАП РФ тождественна диспозиции статьи 306.8 БК РФ, соответственно при отсутствии со стороны Администрации Николаевского муниципального района бюджетного нарушения не может быть состава административного правонарушения в действиях должностного лица Администрации.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, административное правонарушение обязательно должно содержать противоправное, то есть совершенное в нарушение требований какого-либо нормативно-правового акта действие или бездействие при обязательном наличии вины лица, совершившего такое деяние. При отсутствии вины лица не может быть административного правонарушения.

На основании изложенного, считают вынесенное постановление законным, обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств по делу.

Министерство финансов края просит суд отказать в удовлетворении протеста и оставить постановление по делу об административном правонарушении от 13.09.2016 года без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав лица участвующего в деле, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В силу п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 4 ст. 136 БК РФ, установлено, что в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года осуществляются следующие дополнительные меры к установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи мерам: 1) подписание и выполнение соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета; 2) представление местной администрацией в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 3) проведение не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) иные меры, установленные федеральными законами.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается следующее.

В соответствии со ст. 136 БК РФ и в целях организации работы по подписанию соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета между министерством финансов Хабаровского края и администрациями муниципальных образований Хабаровского края Министерством финансов Хабаровского края 13.11.2013 принят приказ № 173П «О подписании соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета».

Приказом министерства финансов края от 13.11.2013 года № 173П утверждена типовая форма соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, заключаемого с администрациями городских округов и муниципальных районов края, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет.

Согласно Приказу Министерства финансов Хабаровского края от 06.10.2014 № 169П «Об утверждении перечней муниципальных образований Хабаровского края, распределенных в зависимости от доли межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме собственных доходов местного бюджета» Николаевский муниципальный район включен в перечень муниципальных образований Хабаровского края, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Хабаровского края субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.

Таким образом, во исполнение выше приведенных требований законодательства 29.12.2014 года между Министерством финансов Хабаровского края и администрацией заключено соглашение № МФ 25-14-165 о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Николаевского муниципального района на 2015 год.

Предметом соглашения является осуществление мер по повышению эффективности использование бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговые доходов бюджета Николаевского муниципального района, в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения, являющихся условиями предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Соглашением, в том числе, установлены следующие обязанности администрации: 1. Принимать решения органов местного самоуправления муниципальных образований о повышении оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих не чаще принятия решений об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Хабаровского края и в размерах, не превышающих соответствующего увеличения (индексации). 2. Обеспечить в текущем году отсутствие по состояние на первое число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района по оплате труда и начислениям на нее работников бюджетной сферы. 3. Обеспечить в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе не допускать увеличения просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями. 4. При наличии налоговых льгот, установленных решениями органов местного самоуправления, обеспечить до конца года подготовку муниципальных правовых актов, предусматривающих сокращение в течение двух лет данных льгот. 5. Обеспечить выполнение графиков возврата бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета. 6. Обеспечить 90-процентную собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги. 7. Обеспечить целевое использование топливной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую и электрическую энергию, на оплату топлива, в случае, если имеется задолженность за поставленное топливо или необходимость предоплаты за поставку топлива по договору поставки. 8. Принять меры по сокращению объема муниципального долга к уровню на начало финансового года. 9. Не допускать увеличения штатной численности работников муниципальных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субвенций, без согласования с главным распорядителем средств краевого бюджета. 10. Обеспечить выполнение муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг в социальных отраслях в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 и 01 июня 2012 г. № 761. 11. Обесценить представление в министерство финансов края решений о бюджете муниципального образования, а также решений о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования (в течение 10 дней, со дня принятия решения в электронном виде, посредством сканирования). 12. Ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о выполнении настоящего Соглашения, в Министерство по форме, установленной согласно Приложению к настоящему Соглашению.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства, а также соглашения, следует, что исполнение соглашений является условием предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджету Николаевского муниципального района.

Вместе с тем, как объективно установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела в нарушение вышеприведенных требований законодательства, ряд условий по предоставлению межбюджетных трансфертов по состоянию на 31.12.2015 года не исполнен, а именно не обеспечено в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе допущено увеличение просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальным учреждения (п. 2.1.3 Соглашения); не обеспечена 90-процентная собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, в данном случае заключенное соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета заключенного между министерством финансов Хабаровского края и администрациями муниципальных образований Хабаровского края Министерством финансов Хабаровского края, в случае его неисполнения давало право Министерству принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Николаевского муниципального района в соответствии с порядком приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета, то есть являлось условием предоставления Получателю межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которые как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела исполнены не в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данное правонарушение выразившееся в не исполнении в полном объеме условий предоставления Получателю межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, относится к бюджетным нарушениям, и соответственно в действиях должностного лица – главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, содержаться признаки состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Данное обстоятельство в соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ является основанием, для отмены обжалуемого постановления и основанием для возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО1, от 13.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 19-08/37-16-АП в отношении должностного лица – главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, возбужденного по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Копию решения по протесту Николаевского-на-Амуре городского прокурора в течение трех суток направить заинтересованным лицам.

Протест и.о. Николаевского-на-Амуре городского прокурора считать удовлетворенным.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня получения копии решения суда.

Судья А.С. Новосёлов