ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12|1|-59/20 от 01.12.2020 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

Дело /- 59/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г.Абдулино 01 декабря 2020 года

Судья Абдулинского районного суда Оренбургской области Выборнов Д.В., при секретаре Дунаевой А.А.,

с участием

представителя административного органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Докучаева В.В.;государственного инспектора Абдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по Оренбургской области Щеголева А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Оренбургнефть» на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Оренбургнефть» (дело №56-05-01-014/2020),

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 22 сентября 2020 года акционерное общество «Оренбургнефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении представитель АО «Оренбургнефть» обратился в суд с жалобой, в которой ссылается на то, что с постановление от 22сентября 2020 года является незаконным. Так, 12.08.2020 года произошла аварийная разгерметизация водовода низкого давления УПСВ «Карповка» - КНС «Западно-Степановская» Карповского месторождения с разливом подтоварной воды на части земельного участка с кадастровым номером 56:07:0414001:22, расположенного в границах Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области. Для ликвидации последствий аварии АО «Оренбургнефть» был произведен комплекс мероприятий, предусмотренный Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 года №240. Абдулинским отделом Управления Россельхознадзора по Оренбургской области 14.08.2020 года был произведен осмотр земельного участка и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, проведено административное расследование. Составлено два протокола об административных правонарушениях от 10.09.2020 года № 56-05-01-014/2020 по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и №56-05-01-015/2020 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Согласно экспертному заключению №56050408092001 от 08.09.2020 года в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы при выполнении ликвидационных мероприятий на земельном участке произошло снижения плодородия почвы, земельный участок сельскохозяйственного назначения стал непригодным для использования по целевому назначению, требуется проведение рекультивации.

В обоих случаях речь идет об одной и той же части земельного участка с кадастровым номером 56:07:0414001:22.

22.09.2020 года вынесены постановления о назначении административных наказаний по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей и по ч.2 ст.8.6. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Из двух материалов дел об административном правонарушении усматривается, что это единое административное дело об административном правонарушении, так как правонарушение выявлено в результате одного административного расследования, дело возбуждено одним определением от 14.08.2020 года, имеет единый родовой объект посягательства, совершено одним и тем же субъектом, одним действием, имеет единые последствия, подлежит рассмотрению и рассмотрено одним должностным лицом государственного органа. Вынесение двух постановлений по одному административному правонарушению основано на неверном толковании норм права и искусственно создает множественность правонарушений. Считает, что жалобы по материалам двух дел об административных правонарушениях должны быть рассмотрены в Бугурусланском районном суде.

Просит постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзоа по Оренбургской области от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ в отношении АО «Оренбургнефть» отменить, объединить материалы дела с делом по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и вынести по делу одно новое постановление.

В судебное заседаниепредставитель АО «Оренбургнефть», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился.

Потерпевший по делу - СПК им.Чапаева о времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом.

Представитель административного органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Докучаев В.В. и государственный инспектора Абдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по Оренбургской области - Щеголева А.П., полагали необходимым оставить поданную жалобу без удовлетворения, а постановление о привлечении АО «Оренбургнефть» к ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ по факту выявленного 14.08.2020 года правонарушения, без удовлетворения.Пояснили, что в ходе проверки проведенной 14.08.2020 года выявлено, что произошел разлив технологической жидкости вследствие разгерметизациитрубопровода УПСВ «Карповка» - КНС «Западно-Степановская» Карповского месторождения, на части земельного участка с кадастровым номером 56:07:0414001:22, расположенного в границах Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, в результате устранения аварии АО «Оренбургнефть» самовольно снял и переместил плодородный слой почвы, также в результате аварииАО «Оренбургнефть» допустило уничтожение и порчу плодородного слоя почвы. Указанные действия АО «Оренбургнефть» образуют составы самостоятельных правонарушений предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. В связи с эти оснований для объединения составленных в отношении АО «Оренбургнефть» протоколов об административном правонарушении, при их рассмотрении уполномоченным должностным лицом, не имелось. Порядок производства по делу об административном правонарушении и процедура привлечения АО «Оренбургнефть» к административной ответственности, органами Россельхознадзора по Оренбургской области нарушены не были.

Суд, выслушав объяснения участника процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1 статьи 42 и 58).

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что почва является компонентом природной среды, обеспечивающим в совокупности с землей, недрами, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным и животным миром и иными организмами, а также озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством благоприятные условия для жизни на земле.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу ч.1 ст.8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является установленная законодательством охрана плодородного слоя почвы, охрана земли от ее порчи. Предметом правонарушения могут быть земли любого целевого назначения независимо от формы и вида собственности на земельный участок. Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, то есть любые самовольные действия лица, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 14августа 2020 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области в отношении АО «Оренбургнефть» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.ч.1,2 ст.8.6 КоАП РФ.

14августа 2020 года осуществлен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:07:0414001:22, расположенного в границах в границах Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. В ходе осмотра было обнаружено, что на вышеуказанной территории произошла разгерметизация трубопровода, вследствие чего были проведены работы по устранению утечки, без предварительного снятия верхнего плодородного слоя почвы. В результате устранения утечки произошло перемещение верхнего слоя почвы с минеральным грунтом. Согласно обмеру площадь нарушенного земельного участка составила 302 кв.м.

По результатам проведенного административного расследования 10.09.2020 года в отношении АО «Оренбургнефть» составлен протокол об административном правонарушении №56-05-01-014/2020 по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, при этом нарушений действующего законодательства и прав лица привлекаемого к административной ответственности при составлении протокола по делу об административном правонарушении не допущено.

Факт совершения АО «Оренбургнефть» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела:

- заявлением председателя СПК им.Чапаеваот 13.08.2020 года, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 56:07:0414001:22,произошел порыв трубопровода принадлежащего АО «Оренбургнефть», в результате произошла порча посевов подсолнечника на значительной площади (л.д.2);

- определением 0т14.08.2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (л.д.7);

- протоколом осмотра земельного участка от 14.08.2020 года и фототаблицей к нему, из которых усматривается, что в ходе осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:07:0414001:22,расположенного в границах МО Благодаровский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области, обнаружено, что на вышеуказанной территории произошел порыв трубопровода, были проведены земельные работы без предварительного снятия верхнего плодородного слоя почвы. В результате устранения утечки произошло самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы путем механического воздействия. Согласно обмеру площадь нарушенного земельного участка составила 302 кв.м. (л.д.9-12);

- актом № 83 технического расследования инцидента на трубопроводе от 20 августа 2020 года, согласно которому на водоводе низкого давления УПСВ Карповка – КНС З-Степановка, принадлежащего АО «Оренбургнефть», произошла разгерметизация по верхней образующей (л.д. 24-25);

- протоколом об административном правонарушении 56-05-01-014/2020 от 10сентября 2020 года, в котором зафиксирован факт совершения административного правонарушения (л.д.104-110);

- экспертным заключением №560504080920001 от 08.09.2020 года.

Суд, оценивая полученные доказательства, считает, что данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требования относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО «Оренбургнефть» в совершении административного правонарушения.

Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требования относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО «Оренбургнефть» в совершении административных правонарушений.

Действия должностного лица по возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования не противоречат требованиям ст.28.1, ст.28.7 КоАП РФ.

Исследовав и оценив указанные доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа обоснованно пришел к выводу о виновности АО «Оренбургнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

По смыслу названной нормы правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное противоправное действие (бездействие), образующее состав административного правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой КоАП РФ.

Доводы представителя АО «Оренбургнефть» о том, что при рассмотрении составленных протоколов от 10.09.2020 года по делам об административных правонарушениях №56-05-01-014/2020 по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и №56-05-01-015/2020 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, должностному лицу следовало руководствоваться положениями ч.2 ст.4.4 КоАП РФ об объединении этих дел в одно производства и наложении одного взыскания, суд находит несостоятельными, поскольку из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что 14.08.2020 года органами Россельхознадзора по Оренбургской области выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 56:07:0414001:22, расположенном в границах в границах МО Благодаровский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области, АО «Оренбургнефть» допущено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также уничтожение и порча плодородного слоя почвы, совершенныхв результате аварии трубопровода на указанном земельном участке.

Действия АО «Оренбургнефть» образуют составы самостоятельных правонарушений предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Поскольку действия связанные с загрязнением и порчей плодородного слоя почвы и самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы не могут быть рассмотрены как единые, то у должностного лица при рассмотрении протоколов по делам об административных правонарушениях не имелось оснований для применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ об объединении этих дел в одно производство.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норма материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого акта, по делу не установлено.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений административным органом процедуры, порядка и сроков привлечения юридического лица АО «Оренбургнефть» к административной ответственности судом не установлено.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, с учетом отягчающего наказание обстоятельства предусмотренного п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ.

Поскольку по возбужденному делу об административном правонарушении Абдулинским межрайонным отделом Управления Россельхознадзора по Оренбургской области проводилось административном расследование, то исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ жалоба по указанному дело подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование, в этой связи довод представителя АО «Оренбургнефть» о том, что рассмотрение жалобы подсудно Бугурусланскому районному суду, не подлежит удовлетворению.

Таким образом, постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 22 сентября 2020 года, вынесенное в отношении АО «Оренбургнефть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, вынесено с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9КоАПРФ, суд,

Р Е Ш И Л:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 22сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Оренбургнефть» (дело №56-05-01-014/2020) оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Оренбургнефть» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение десяти дней со дня вручения и получения копии решения.



Судья Д.В.Выборнов