ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 130022-01-2022-000062-70 от 09.03.2022 Торбеевского районного суда (Республика Мордовия)

УИД №13RS0022-01-2022-000062-70

Дело №2а-108/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

рп. Торбеево 09 марта 2022 года

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Неяскина Евгения Сергеевича,

при секретаре судебного заседания Шеркуновой Ольги Николаевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества,

установил:

прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества, указав, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия, расположенных на территории района.

Проверкой установлено, что на территории Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия перед въездом в п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, расположено сооружение - памятник регионального значения - Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, площадью постройки 242 кв.м.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 №273-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерацию) к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1 перед въездом в п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения на основании Постановления Совета Министров МАССР №218 от 28.08.1989 «Об улучшении постановки дела охраны, эксплуатации и учета памятников истории и культуры Мордовской АССР», включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации (ЕГРОКН РФ), расположенных на территории Республики Мордовия.

Поскольку в отношении объекта культурного наследия - Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, право собственности не зарегистрировано, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, данный объект, как бесхозяйный, не состоит, имеются основания полагать наличие у данного объекта признаков бесхозяйного недвижимого имущества.

Должностными лицами администрации указанного сельского поселения никакие действия по регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, не предпринимаются. Таким образом, администрация поселения проявляет бездействие, не выполняя возложенные законом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и возложить на администрацию Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сооружения - памятник регионального значения «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия».

В судебное заседание представитель административного истца – прокурор Торбеевского района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Административный ответчик представитель администрации Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, суду представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.

Поскольку участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, определением суда от 09.03.2022 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.

Согласно статье 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Проанализировав административное исковое заявление, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

В соответствии частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия ( бездействие ) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий ( бездействия ) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Анализ положений статей 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу требований пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко- культурного значения.

Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1954 г. № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено, что к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.

В соответствии с нормами статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Постановлением Совета Министров МАССР от 28.08.1989 № 218 (ред. от 25.12.1995) «Об улучшении постановки дела охраны, эксплуатации и учета памятников истории и культуры Мордовской АССР» (вместе с «Комплексной программой охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры по Мордовской АССР на 1989 - 1995 годы») Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1 перед въездом в п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия был включен в список памятников и обелисков воинам, погибших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Согласно статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктами 1, 2 статьи 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 № 127-З «Об установлении границ муниципальных образований Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» указанный памятник учтен в административных границах Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Устава Жуковского сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (часть 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Торбеевского района проводился мониторинг информации по исполнению законодательства в части обеспечения полноты и достоверности государственного учета объектов культурного наследия, расположенных на территории района.

Данной проверкой установлено, что на территории на территории Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия перед въездом в п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, расположено сооружение - памятник регионального значения - Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, площадью постройки 242 кв.м. На вышеуказанный объект культурного наследия право собственности не зарегистрировано, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйный, данный объект не состоит.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Согласно сообщения Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия №32 от 13.01.2022, объект недвижимого имущества со следующими характеристиками– памятник регионального значения - «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в рп. Торбеево Торбеевского района, Республики Мордовия, площадь 242 кв.м., в реестре государственного имущества Республики Мордовия, не числится (л.д.9).

В соответствии с сообщением Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области №13-ИВ/719 от 19.01.2022 в реестре федерального имущества отсутствует информация об объекте недвижимости – сооружении: памятнике регионального значения - «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в рп. Торбеево Торбеевского района, Республики Мордовия, площадь 242 кв.м. (л.д.10).

Из сообщения главы Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия №74 от 07.02.2022 г. усматривается, что меры по постановке на кадастровый учет бесхозяйного недвижимого имущества объекта -Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1» по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, перед въездом в рп. Торбеево (включен в ЕГРОКН под номером 131711060140005), не принимались (л.д.11).

Так, согласно информации Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 15.07.2021 г. № 01-11/2538 отсутствуют сведения о правообладателе объекта культурного наследия регионального значения «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1» (л.д.17).

Согласно копии технического плана от 18.11.2021 г. объект недвижимого имущества –сооружение (памятник регионального значения - «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский муниципальный район, перед въездом в рп. Торбеево 1977 года завершения строительства, имеющий площадь 242 кв.м., имеет кадастровый квартал 13:21:0205002 (л.д.12-16).

Памятник регионального значения - «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в рп. Торбеево Торбеевского района, Республики Мордовия, площадь 242 кв.м., находящийся на территории Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в реестре муниципального имущества администрации Жуковского сельского поселения, реестре муниципального имущества администрации Торбеевского муниципального района РМ, не числятся, (л.д. 18-39).

Сведения о собственниках в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на памятник: «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в рп. Торбеево Торбеевского района, Республики Мордовия, площадь 242 кв.м., отсутствуют, на учет как бесхозяйное имущество указанные памятники не поставлены (л.д.50).

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.

В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российского Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и Регламентируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, поданные в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сооружения памятника «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в рп. Торбеево Торбеевского района, Республики Мордовия.

Возложить на администрацию Жуковского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сооружения - памятник регионального значения «Боевой самолет, установленный в честь подвига Героя Советского союза ФИО1, расположенный перед въездом в п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.

Судья Торбеевского районного суда

Республики Мордовия Е.С.Неяскин