ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 130023-01-2022-000677-15 от 05.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-72/2022

УИД № 13RS0023-01-2022-000677-15

РЕШЕНИЕ

5 апреля 2021 года город Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин Алексей Константинович,

рассмотрев жалобу Немойкиной Натальи Александровны на постановление начальника отдела Управления Федеральной службы безопасности по Республике Мордовия от 8 февраля 2022 года N 3/3-22, вынесенное в отношении директора ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" Немойкиной Натальи Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отдела Управления ФСБ России по Республике Мордовия N 3/3-22 от 8 февраля 2022 года (далее постановление от 8 февраля 2022 года) директор ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" (далее также общество) Немойкина Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе, поступившей в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, Немойкина Н.А. просит отменить постановление от 8 февраля 2022 года и прекратить производство по данному делу.

По утверждению подателя жалобы ни она, ни ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" не являются оператором электронного документооборота, по смыслу пункта 3 приказа ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@ общество является участником электронного документооборота как представитель налогоплательщиков, за которых по доверенности передавалась отчётность в Федеральную налоговую службу.

По мнению подателя жалобы, деятельность по предоставлению налоговой отчётности в территориальные органы ФНС России в интересах физических и юридических лиц с использованием программного обеспечения «ViPNet» (средство криптографической защиты информации) и средств электронной подписи не подлежит лицензированию.

В письменном отзыве Управление ФСБ России по Республике Мордовия просило постановление от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Немойкина Н.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, иных лиц не усматривается.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учётом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП РФ не имеется.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для составления 25 января 2022 года протокола об административном правонарушении и вынесения 8 февраля 2022 года оспариваемого постановления о привлечении Немойкиной Н.А. как должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 13.13 КоАП РФ послужил факт направления 18.01.2022, 19.01.2022, 20.01.2022 ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" по телекоммуникационным каналам связи в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия налоговой отчетности в интересах соответственно ООО "Покровский сады", ООО "ГСИЦ "Генология-МГУ", ООО "Рыбкино", с использованием программного комплекса электронного документооборота «1С: Предприятие» в отсутствие лицензии на предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств – программного комплекса «ViPNet» (сертификат соответствия ФСБ России N СФ/124-4062 от 18.05.2021) в интересах юридических лиц.

Часть 1 статьи 13.13 КоАП РФ предусматривает, что занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.

Постановлением от 8 февраля 2022 года директор ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" Немойкина Н.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении указанной выше деятельности в нарушение пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон N 99-ФЗ), пункта 25 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 (далее Положение N 313).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации подлежит лицензированию.

В пункте 25 Положения N 313 в качестве лицензируемого вида деятельности указано предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 5 Положения N 313 лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения N 313 определено, что к шифровальным средствам относятся, в том числе:

- средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче (подпункт «а»);

- программные шифровальные (криптографические) средства - программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (подпункт «з»);

- программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты (за исключением информационных систем и телекоммуникационных систем), в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации с пользованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для осуществления этих преобразований информации или их части (подпункт «и»).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, к которым кроме протокола об административном правонарушении суд отнёс протокол обследования помещений, задний, сооружений, участков местности и транспортных средств от 25 января 2022 года, а также иные письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что используемый обществом криптографический алгоритм относится к сертифицированным ФСБ России программным шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации (подпункт «з» пункта 2 Положения N 313), то есть деятельность заявителя жалобы содержит все признаки деятельности по шифрованию информации, содержащей сведения о налоговой отчетности, в отсутствие соответствующей лицензии.

Доводы жалобы о том, что все действия общества, связанные с передачей от имени и за счет заказчика, зашифрованных данных ФНС через оператора электронного документооборота, являются только выполнением требований, установленных в силу закона, не требующими получения специальной лицензии, со ссылками на п.5.4 Методических рекомендаций (утративших силу с 1 января 2014 года), утв. Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", судом отклонены.

Действительно, пунктом 5.4 Методических рекомендаций указывалось, что применение налогоплательщиками средств ЭЦП и средств шифрования в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует получения специальной лицензии.

Вместе с тем, указанный выше пункт 5.4 содержался в первоначальной редакции Методических рекомендаций от 10.12.2002 и был исключен из содержания Приказом ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) и направления документов, используемых налоговыми органами, в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 7 статьи 80 НК РФ).

Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику (п. 5 Раздела I Порядка).

В приказе ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@ (действующим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу с 1 марта 2022 года) определено, что оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая настоящим Требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 приказа ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@ участниками электронного документооборота являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты (далее – абоненты электронного документооборота), их представители и налоговые органы, а также операторы электронного документооборота.

Приказом ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@ утверждены требования к оператору электронного документооборота, в частности, указано на наличие лицензий ФСБ России, в том числе, на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, на выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (подпункт 1 пункта 4); наличие сертифицированных программных средств, обеспечивающих, в том числе, электронный документооборот (в том числе формирование подтверждения даты отправки) по форматам и в порядке представления электронных документов, установленным ФНС России, в соответствии с п.4 ст. 31 и п.7 ст. 80 НК РФ, информирование абонентов электронного документооборота о присвоенных им идентификаторах (подп. 3 пункта 4); наличие расположенной на территории Российско Федерации телекоммуникационной инфраструктуры, представляющей собой совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и технических устройств (в том числе серверов телематических служб и средств доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и обеспечивающей круглосуточный электронный документооборот (подп. 5 пункта 4).

Указанное выше не изменяет того факта, что в соответствии с нормами Закона N 99-ФЗ, Положения N 313 заявитель жалобы как должностное лицо общества, оказывающего юридическим и физическим лицам услуги по составлению и представлению в налоговые органы отчётности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием программного комплекса электронного документооборота «1С: Предприятие», обязан получить лицензию на предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств, в частности, «ViPNet», в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Несоблюдение обозначенных выше норм Закона N 99-ФЗ, Положения N313 образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ.

Вина директора ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" Немойкиной Н.А., исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости она имела возможность для соблюдения требований законодательства о лицензировании, но не предприняла для соблюдения требований Закона N 99-ФЗ, Положения N 313 необходимых мер.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя жалобы реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства в области связи и информации, в материалах дела не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения Немойкиной Н.А. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Немойкиной Н.А. в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 13.13 КоАП РФ.

Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, из содержания постановления и доводов жалобы не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия

решил:

постановление начальника отдела Управления Федеральной службы безопасности по Республике Мордовия от 8 февраля 2022 года N 3/3-22, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "1С-Бухобслуживание. Мордовия" Немойкиной Натальи Александровны оставить без изменения, а жалобу Немойкиной Натальи Александровны – без удовлетворения.

На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья А.К. Чибрикин