ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 160029-01-2020-000798-03 от 21.09.2020 Спасского районного суда (Республика Татарстан)

Копия

Дело № 2а-238/2020

УИД № 16RS0029-01-2020-000798-03

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года город Болгар,

Республика Татарстан

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина

при секретаре А.В. Корчагиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Пахомова О.Г. к <адрес>ному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Азаматовой М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, заместителю старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Н.К. Викторовне о признании действий незаконными, отзыве исполнительных документов, возложении обязанности отозвать постановления об обращении взыскания на заработную плату и прекращении исполнительных производств,

у с т а н о в и л :

первоначально О.Г. Пахомов обратился в суд с административным исковым заявлением к <адрес>ному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан (далее - Спасское РОСП УФССП по Республике Татарстан), указывая, что судебные приставы-исполнители Спасского РОСП вынесли постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ и постановления об обращении взыскания на заработную плату от ДД.ММ.ГГГГ, полученные им у бухгалтера АО "Татмедиа". Они выданы на основании исполнительных листов а-67/2020 и а-68/2020 от ДД.ММ.ГГГГ. Считает данные постановления незаконными. Судебные акты по делам а-67/2020 и а-68/2020 не вступили в законную силу, поскольку на решения Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ им поданы апелляционные жалобы. Определениями Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены заявления о восстановлении пропущенного срока для подачи данных жалоб. В силу пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если не вступил в законную силу судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. Заявление об отмене вышеуказанных постановлений судебного пристава-исполнителя направлено на электронный адрес Спасского ОСП УФССП по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ. Просил отозвать из Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан исполнительные листы а-67/2020 и а-68/2020, обязать Спасский РОСП УФССП по Республике Татарстан отозвать из филиала АО "Татмедиа" постановления об обращении взыскания на заработную плату от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить исполнительные производства -ИП и -ИП.

В порядке досудебной подготовки определением судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан М.А. Азаматова, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан.

Кроме этого, определением судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель старшего судебного пристава Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан К.В. Никитина.

В последующем административный истец О.Г. Пахомов административные исковые требования дополнил требованием о признании незаконными действий Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан, судебного пристава-исполнителя Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан.

Административный истец О.Г. Пахомов надлежащим образом уведомлённый о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, причин неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан М.А. Азаматова, извещённая о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. При этом просила в удовлетворении административных исковых требований О.<адрес> с учётом их уточнения отказать в полном объёме, указав, что оснований для их удовлетворения не имеется. Исполнительные производства -ИП и -ИП в отношении должника О.<адрес> были возбуждены ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительных листов, выданных Спасским районным судом Республики Татарстан. Исполнительные листы, поступившие на принудительное исполнение, соответствуют требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в том числе, в них имеется отметка о вступлении судебных актов в законную силу. Оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств не было.

Представитель административных ответчиков - Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан – В.А. Шахназарян, уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований О.Г. Пахомова отказать в полном объёме.

Административный ответчик - заместитель старшего судебного пристава Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан К.В. Никитина, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. При этом просила в удовлетворении административных исковых требований О.<адрес> с учётом их уточнения отказать в полном объёме, указав, что оснований для их удовлетворения не имеется. Исполнительные производства -ИП и -ИП в отношении должника О.<адрес> были возбуждены ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительных листов, выданных Спасским районным судом Республики Татарстан. Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств были вручены должнику лично ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительных документах, в срок, установленный для их добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, а также постановления об обращении взыскания на заработную плату должника, которые были направлены для исполнения в редакцию газеты "Новая жизнь", где должник осуществлял трудовую деятельность. Исполнительные листы судом отозваны не были и до настоящего времени находятся на исполнении в Спасском РОСП. Сведения об отмене или изменении решений суда в Спасский РОСП не поступали. Оснований для прекращения либо приостановления исполнительных производств в отношении О.Г. Пахомова не имеется. Считает, что все исполнительные действия в рамках исполнительных производств -ИП и -ИП произведены в строгом соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан – А.Т. Газизов, уведомлённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон от ДД.ММ.ГГГГ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Из содержания статьи 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ).

Часть 1 статьи 36 Закона от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 данной статьи.

Возбуждение исполнительных производств регламентировано статьями 13, 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которые предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, соответствующего требованиям закона.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, установлены статьей 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ указание в исполнительном документе даты вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение является обязательным.

Как следует из частей 2 и 8 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу, а в случае, если судебный акт подлежит немедленному исполнению или обращен судом к немедленному исполнению, - после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист оформляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", путем заполнения бланка исполнительного листа, форма которого утверждается Правительством Российской Федерации. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, принявшим судебный акт (часть 11 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, - на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, - по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов - на основании статьи 265.1 АПК РФ). В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части. При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдается; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.

В силу пункта 7 части 1 статьи 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.

При этом, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О, приведенное законоположение, находящееся в системной связи с предписаниями пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым в исполнительном документе должна быть указана дата вступления в законную силу судебного акта, и пункта 4 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, обязывающего судебного пристава-исполнителя отказать в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", следует обязанность судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство при поступлении к нему исполнительного документа, содержащего отметку о его вступлении в законную силу, при отсутствии иных оснований для отказа в таком возбуждении.

Таким образом, при разрешении вопроса о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает лишь соответствие поступившего ему на исполнение исполнительного документа установленным законом формальным требованиям, в том числе наличие на нем отметки о вступлении в законную силу, и не наделен правом устанавливать правильность составления соответствующего исполнительного документа выдавшим его судом.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 1 статьи 98 Закона от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случаях исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскании суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В соответствии со статьей 112 Закона от ДД.ММ.ГГГГ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Вопрос о прекращении исполнительного производства на основании исполнительного листа, выданного судом по административному делу разрешается судом по правилам статьи 359 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Основания для прекращения исполнительного производства предусмотрены статьей 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В числе оснований, по которым судебный пристав-исполнитель вправе прекратить исполнительное производство, указаны, в том числе отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (пункт 4 части 2); отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (пункт 5 части 2).

Приведенные положения пункта 5 части 2 статьи 43 этого Федерального закона предусматривают прекращение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в случае признания недействительным не исполнительного листа, а иного исполнительного документа, возможность оспаривания которого в судебном порядке прямо предусмотрена нормами действующего законодательства.

Законодателем специально определены виды исполнительных документов, которые могут быть оспорены (признаны недействительными) в судебном порядке, в частности, это постановления судебного пристава-исполнителя (часть 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (статья 101 Семейного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный лист является процессуальным документом. Возможность его отмены в судебном порядке нормами действующего процессуального законодательства Российской Федерации не предусмотрена.

В судебном заседании установлено, что решением Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ с О.Г. Пахомова в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по делу а-68/2020 в соответствии с указанным выше решением судом в отношении должника О.Г. Пахомова был выдан исполнительный лист серии ФС , который предъявлен к исполнению в <адрес> отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан.

Исполнительный лист соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в том числе содержит дату вступления судебного акта в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан М.А. Азаматовой на основании названного выше исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство -ИП.

Решением Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ с О.Г. Пахомова в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по делу а-67/2020 в соответствии с указанным выше решением судом в отношении должника О.Г. Пахомова был выдан исполнительный лист серии ФС , который предъявлен к исполнению в <адрес> отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан.

Исполнительный лист соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в том числе содержит дату вступления судебного акта в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан М.А. Азаматовой на основании названного выше исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство -ИП.

Постановления о возбуждении исполнительных производств -ИП и -ИП вручены должнику О.<адрес> лично ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром отправки исходящей корреспонденции (нарочно).

Сведения об исполнении должником требований, указанных в исполнительных документах, в материалах исполнительных производств отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан К.В. Никитиной в рамках исполнительных производств -ИП и -ИП вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора и об обращении взыскания на заработную плату должника. Данные постановления вынесены по истечении 5 дней со дня получения должником О.<адрес> постановлений о возбуждении исполнительного производства.

Оспаривая действия Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан и судебных приставов исполнителей данного отделения, а также, заявляя требования об отзыве исполнительных листов и возложении обязанности прекратить исполнительные производства, О.Г. Пахомов указывает, что решения Спасского районного суда Республики Татарстан по делам а-67/2020, а-68/2020 не вступили в законную силу, а потому не подлежат исполнению. Данные доводы административного истца судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Судом достоверно установлено, что исполнительные листы, выданные судом ДД.ММ.ГГГГ по делам а-67/2020 и а-68/2020 в отношении О.Г. Пахомова, соответствуют требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в том числе содержат дату вступления судебного акта в законную силу, оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств по данным исполнительным документам у судебного пристава-исполнителя не имелось.

Апелляционные жалобы на решения суда О.Г. Пахомовым были приняты к производству после восстановления судом срока, предусмотренного для их обжалования в апелляционном порядке, то есть после вступления решений суда в законную силу и выдачи исполнительных листов, на основании данных решений. Восстановление срока для обжалования судебного акта в апелляционном порядке не является основанием для отзыва исполнительного листа и прекращения исполнительного производства.

Административные ответчики в силу закона не наделены правом отзыва исполнительного документа.

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений закона в действиях судебного пристава-исполнителя, связанных с возбуждением исполнительного производства, обращением взыскания на заработную плату должника и взысканием исполнительского сбора. Оснований для отзыва из Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан исполнительных листов не имеется, основания для возложения на Спасский РОСП УФССП по Республике Татарстан обязанностей отозвать постановления об обращении взыскания на заработную плату должника и прекратить исполнительные производства -ИП и -ИП, возбужденные на основании исполнительных листов по делам а-68/2020 и а-67/2020 соответственно, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований О.<адрес>, а потому считает законным и обоснованным отказать в их удовлетворении в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Пахомова О.Г. к <адрес>ному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Азаматовой М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, заместителю старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Никитиной К.В. о признании действий незаконными, отзыве исполнительных документов, возложении обязанности отозвать постановления об обращении взыскания на заработную плату и прекращении исполнительных производств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд Республики Татарстан.

Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин

Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020 года

Копия верна:

Судья Ф.Г. Батыршин

Подлинник хранится в деле № 2а-238/2020 в Спасском районном суде Республики Татарстан

Решение23.10.2020