ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1612/2021 от 23.08.2021 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело – 1612/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2021 года <адрес>

Калининский районный суд <адрес>

в составе:

Председательствующего судьи Разуваевой Е.А.

При секретаре Черикчиевой Ш.Н.

С участием помощника военного прокурора Федотова Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о прекращении права пользования, выселении без предоставления жилого помещения, самостоятельные требования ФГАУ «Росжилкомплекс» к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования, выселении без предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

МО РФ обратилось в суд с иском к ФИО1 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения. В обоснование иска указали, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено ФИО3, в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту на территории Новосибирского гарнизона, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р включено в число служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны Российской Федерации. Из категории служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны Российской Федерации оспариваемое жилое помещение на сегодняшний день не исключалось. Ответчики документов, подтверждающих законность проживания в служебном жилом помещении Министерства обороны Российской Федерации, не представили, в связи, с чем утратили право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации и обязаны в двух недельный срок освободить занимаемое жилое помещение. Как усматривается из выписки из домовой книги ФИО3, ФИО2,ФИО4ДД.ММ.ГГГГ сняты с регистрационного учета выехали их занимаемого служебного жилого помещения. В служебном помещении зарегистрирован и проживает ФИО1 Из справки военного комиссариата Дзержинского и Калининского пионов <адрес> усматривается, что капитан запаса ФИО1, уволен с военной службы в запас по служебному несоответствию соответствии с приказом ГК РВ от ДД.ММ.ГГГГ (л.«д» ст.59 Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела усматривается, что общая продолжительность военной службы капитана запаса ФИО1 в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляет около 11 лет. При этом, ответчик прав на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации не приобрел. Поскольку в настоящее время, ФИО1 перестал проходить действительную военную службу и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, ответчик подлежит выселению. По настоящее время ответчик незаконно удерживает и проживает з служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Солидарности, <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации. Соответственно, ответчик подлежит выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы. Просит суд прекратить ФИО1 право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снять ФИО1 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, обязать ФИО1 сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела представитель третьего лица ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» ФИО5 обратилась в суд с самостоятельными требованиями, просила суд признать ФИО1, ФИО2 прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, выселить ответчика ФИО1 из спорного жилого помещения. (л.д. 31-37 том 2)

Представитель истца МО РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения (л.д. 189-191), в которых ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, а также на то обстоятельства, что ответчик проживает в спорном жилом помещении с 1998 года, иного жилого помещения не имеет.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств не представила.

Представитель 3-его лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель 3-его лица ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» - ФИО5, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела (сторонами заявлено, что представлено достаточно доказательств, ходатайств об исследовании дополнительных доказательств и дополнении материалов дела не поступило), с учетом заключения прокурора, который полагал, исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.

Судом при рассмотрении дела установлено и из материалов дела следует, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГФИО3 предоставлено служебное жилое помещение – <адрес> в <адрес> на состав семьи: А. В. – муж, А. – сын, дочь Анастасия (л.д. 14, 15).

Указанное жилое помещение на основании выписки из постановления -р от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> включено в число служебных жилых помещений воинской части 34148 и закреплено за МО РФ (л.д. 16).

Согласно Перечню имеющих жилищный фонд ЗВГ ВС РФ и органов ФСБ, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, военный городок Пашино-1 <адрес> был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р» военный городок Пашино – 1 <адрес>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> зарегистрированы по месту жительства ФИО1 с 13.11.1998г., ФИО2 с 28.08.2001г. (л.д. 23).

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п. 1, 3 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс РСФСР прекратил свое действие (ст. ст. 1, 2 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"), однако в соответствии со ст. 5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению также положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).

В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно п. 2 постановления Совмина СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Приказом Министра обороны от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).

Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).

В силу положений ст. ст. 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма /социального найма/ являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств нахождения спорной квартиры в муниципальной собственности, решений о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны РФ не принималось. В связи с чем суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что спорное жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу <адрес> на основании выписки из постановления -р от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> включено в число служебных жилых помещений воинской части 34148 и закреплено за МО РФ (л.д. 16).

Также судом установлено, что ордер от 14.08.1998г. был выдан ФИО3 с отметкой «Служебный» на основании решения военного суда войсковой части 34148 от 17.12.1997г. При этом как следует из мотивировочного части указанного решения, судом при рассмотрении дела было установлено, что суду не было представлено доказательств выезда ФИО3 и членов ее семьи из жилого помещения по адресу <адрес>, предоставленного ФИО1 на основании ордера от 24.11.1985г. . (л.д. 213-214)

Из материалов дела следует, что распоряжением территориального управления по <адрес> Федерального агентства по управлению федеральном имуществом от 01.11.2006г. -р, закреплено федеральное недвижимое имущество на праве оперативного управления за войсковой частью 62682 (57 ЭТК) РВСН, в том числе дом по <адрес>. (л.д. 242-248)

Приказом М. обороны Российской Федерации от 04.07.2012г. года N 1739 право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ "57 ЭТК" (войсковая часть 62682) РВСН, в том числе на дом по адресу <адрес> прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 260-38).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых (служебных) отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых (служебных) отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых (служебных) отношений с работодателем (увольнение со службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения. Спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер.

Из материалов дела следует, что 23.06.2016г. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес ФИО3, ФИО1 направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих законность проживания в специализированном жилом помещении Министерства обороны Российской Федерации, также в уведомлении указано, что в случае не предоставления указанных документов, ответчик подлежит выселению. (л.д. 25)

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:

- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;

- эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Из материалов дела также следует, что ответчик ФИО1 проходил военную службу с 05.08.1979г. по 24.06.1991г. Уволен на основании приказа ГК РВ от 30.05.1991г. по служебному несоответствию. (л.д. 249)

Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между ФИО1 и ФИО3 расторгнут 06.10.2008г. (л.д. 1 том 2)

На дату введения в действие Жилищного кодекса РФ - 01.03.2005г. ФИО1 проживал в спорной квартире, сведения о наличии объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 по состоянию на 01.03.2005г. в системе АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а также по данным Росреестра, отсутствуют. (л.д.192,194)

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации данными в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума от 02 июля 2009 года N 14), к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшими до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона) (пункт 41).

В силу положений статей 92 и 93 Жилищного кодекса РФ служебные помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Служебные помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 разъяснено, что статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения гражданина из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения возникает у лиц, указанных в статьей 108 Жилищного кодекса РФ, при наличии других обязательных условий: граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или иметь право состоять на таком учете.

При этом право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Таким образом, по настоящему делу одним и юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ФИО1 не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а именно обладали ли ФИО1, вселившийся в спорное жилое помещение как член семьи ФИО3, а также ФИО2, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (ДД.ММ.ГГГГ) статусом лица, названного в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР; состояли ли на учете как лица, нуждающееся в жилых помещениях, или имели ли право состоять на таком учете; могут ли ответчики быть признаны нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.

При этом судом установлено, что ФИО3 выехала из спорного жилого помещения и снялась с регистрационного учета 04.12.1998г. (л.д. 193)

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статьей 57 названного кодекса предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ст. 55 ГПК РФ).

Доказательств, подтверждающих, что ФИО1, ФИО2 относятся (относились по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) к категории малоимущих граждан, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, сторона ответчика суду не представила.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для постановки ФИО1, ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 209, п. 3 ст. 214 ГК РФ, ст. 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", п. 12 ст. 108 ЖК РСФСР, 103 ЖК РФ и исходя из того, что спорная квартира является служебной, наниматель ФИО3 добровольно выехала из спорного жилого помещения более 20 лет назад, а права пользования ФИО1, ФИО2 спорным жилым помещением были производными от прав третьего лица ФИО3, обстоятельств, препятствующих признанию ответчиков прекративших право пользования спорным жилым помещением, выселению ответчика ФИО1 без предоставления другого жилого помещения, не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, третьего лица ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика было заявлено о пропуске срока исковой давности.

Между тем, заявление стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям о выселении, судом отклоняются, поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для применения сроков исковой давности в данном случае не имеется. Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. ст. 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (ч. 1. ст. 7 Жилищного кодекса РФ).

К спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Статьей 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом по смыслу вышеприведенных ч. 3 ст. 104, ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ прекращение трудовых отношений служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Таким образом, поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчики продолжают занимать служебное жилое помещение, не прекратил своего действия, то оснований для применения исковой давности в рассматриваемом споре по убеждению суда не имеется.

Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства обороны РФ, требования ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» к ответчикам о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о прекращении ответчиками права пользования спорным служебным жилым помещением, о выселении ответчика из спорного жилого помещения, следовательно, спорное жилое помещение должно было быть освобождено и сдано ответчиком в специализированный орган МО РФ.

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. , ответчики подлежат снятию с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи с тем, что ответчики признаны прекратившими право пользования спорным жилым помещением, подлежат выселению из спорного жилого помещения.

В соответствии с п.п. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

В связи с тем, что судом удовлетворены исковые требования о признании ответчиков прекратившими право пользования спорным служебным жилым помещением, надлежит возложить на ответчика обязанность по сдаче жилого помещения установленным порядком (по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании) представителю Министерства обороны РФ – ФГАУ «Росжилкомплекс».

В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчиков солидарно подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о прекращении права пользования, выселении без предоставления жилого помещения, самостоятельные требования ФГАУ «Росжилкомплекс» к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования, выселении без предоставления жилого помещения, удовлетворить.

Признать ФИО1, ФИО2 прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.

Выселить ФИО1, ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать ФИО1, ФИО2 сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру представителю Министерства обороны РФ – ФГАУ «Росжилкомплекс».

Настоящее решение суда является основанием для снятия ФИО1, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.А. Разуваева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в гражданском деле Калининского районного суда <адрес>. УИН 54RS0-43.

Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 202 г.

Судья Разуваева Е.А.

Секретарь Черикчиева Ш.Н.

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

«_____» _________________ 202 г. Судья -