ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 16Г от 21.06.2016 Шимановского районного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ Дело № 2-59/2016

Именем Российской Федерации

г. Шимановск 21 июня 2016 года

(мотивированное решение составлено 28 июня 2016 года)

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В.

с участием истца ФИО6, представителя истца ФИО6-ФИО7, представителя ответчика МАДОУ ФИО8, действующей по доверенности, представителя управления образования администрации г. Шимановска ФИО9 <данные изъяты>, представителя МАУ ЦОУ г. Шимановска ФИО10, <данные изъяты>,

при секретаре Шатуновой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к МАДОУ №16 г. Шимановска о признании факта допущения нарушения ответчиком в начислении заработной платы истицы, возложить обязанность в дальнейшем выплачивать заработную плату, где МРОТ основа для начисления к нему всех выплат и надбавок предусмотренных ТК, удовлетворить требование о перерасчёте заработной платы с момента трудоустройства в МАДОУ №16, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ответчика предоставить расчётные листки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, а также взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 50000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Шимановский районный суд Амурской области с исковым заявлением к МАДОУ д/с №16 г. Шимановска о признании факта допущения нарушения ответчиком в начислении заработной платы истицы, возложить обязанность в дальнейшем выплачивать заработную плату, где МРОТ основа для начисления к нему всех выплат и надбавок предусмотренных ТК, удовлетворить требование о перерасчёте заработной платы с момента трудоустройства в МАДОУ №16, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ответчика предоставить расчётные листки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.

В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования были увеличены и исковые требования изложены в виде признании факта допущения нарушения ответчиком в начислении заработной платы истицы, возложить обязанность в дальнейшем выплачивать заработную плату, где МРОТ основа для начисления к нему всех выплат и надбавок предусмотренных ТК, удовлетворить требование о перерасчёте заработной платы с момента трудоустройства в МАДОУ №16, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ответчика предоставить расчётные листки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, восстановить срок обжалования нарушения трудовых прав до увольнения 06.04. 2015 года, а также взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истица ФИО6 исковые требования поддержала в полном объёме и суду пояснила, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в особых климатических местностях подлежит применению к заработной плате в размере не менее минимального размера оплаты труда. Практически все нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда работников в особых климатических условиях, принимались в период действия Кодекса законов о труде Российской Федерации. Базовыми положениями в соответствии с указанным документами являлись положения статей 78 и 82 КЗоТ РФ, действовавшего на момент из принятия.

Так, в соответствии со ст. 78 КЗоТ РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. При этом согласно ст. 82 КЗоТ РФ на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями устанавливается повышенная оплата труда.

В соответствии с п. 1 Приказа Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 года №3 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми АССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. №255» надбавки к заработной плате, установленные Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР", выплачиваются всем работникам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных в районах Архангельской области, Карельской АССР и Коми ССР в составе РСФСР (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также Койгородского и Прилузского районов Коми ССР в составе РСФСР), в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области.

На территориях, включенных в состав вышеперечисленных районов, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера". Таким образом, изначально регулирование порядка предоставления социальных гарантий и компенсаций для работников Крайнего Севера и для работников иных местностей (Архангельской области, Карельской АССР, Коми АССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области) несколько отличалось. А именно существовали две различные инструкции - для работников Крайнего Севера существовала Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (утверждена Приказом Министерства труда РСФСР от 22. 11.1990 г. № 2; для работников иных местностей – вышеуказанная Инструкция (утверждена Приказом Министерства труда РСФСР №3 от 22.11.1990 г.)

Впоследствии правовое регулирование оснований и порядка начисления вышеуказанных социальных гарантий и компенсаций было унифицировано: в частности, уже в Постановлении Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных в ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» порядок начисления районного коэффициента и процентной надбавки для всех вышеперечисленных категорий работников установлен единый.

Анализируя вышеуказанные документы, она сделала вывод, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж подлежали применению к месячной оплате труда, которая не могла быть менее минимального размера оплаты труда.

После принятия и введения в действие ТК РФ основные принципы правового регулирования вопросов оплаты труда работников в особых климатических условиях в целом остались прежними. Более того, в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Поскольку вышеперечисленные нормативные правовые акты не отменены, они подлежат применению в силу положений указанной статьи. В действующем ТК вопрос оплаты труда урегулирован ст.ст. 146,148,315, 317. Практика применения указанных статей в настоящий момент единообразна. В Определении от 26.01.2006 г. №КАС05-639 при рассмотрении вопроса о признании недействительным Постановления Государственного комитета СССР по вопросам труда заработной платы рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее врем не установлены, и о порядке их применения» Верховным Судом Российской Федерации указано следующее, что в соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Проанализировав содержание этих норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в них закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Таким нормативным правовым актом является оспариваемое Постановление, устанавливающее районный коэффициент 1,2 в местностях Приморского края, в которых такой коэффициент не установлен».

В указанном Определении высшей судебной инстанцией отмечена необходимость дифференциации работодателем оплаты труда в зависимости от того, в каких условиях выполняется трудовая функция.

В 2011 году Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было рассмотрено несколько аналогичных дел. Так, в определении от 24 июня 2011 года №52-В11-1 по иску ФИО11 установлено следующее: трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включению районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4 330 рублей). Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции правомерно указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о незаконности установления окладов работников ниже минимального размера оплаты труда. Вместе с тем, Судебная коллегия полагает, что вывод суда кассационной инстанции о том, что заработная плата ФИО11 не может быть меньше заработной платы труда, включая начисленные к ней районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, основан на неверном толковании и применении норм материального права.

В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работников; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.»

Таким образом, высшей судебной инстанцией при рассмотрении указанного дела взят за основу подход, при котором устанавливаемая работодателем работнику оплата труда учитывает условия, в которых работа осуществляется. Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132, 135, 146, 148,315, 316,317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению в оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях».

Практически те же выводы сделаны Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении аналогичного дела по иску ФИО1 к МУ «Центр культуры, досуга, библиотечного обслуживания» Кавалеровского городского поселения; по иску ФИО2 к МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи». Впоследствии все вышеизложенные выводы по конкретным делам были обобщены в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», где приведено следующее указание нижестоящим судам:

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Верховным судом РФ указывалось, что правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда.

К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.

Нижестоящими судами регионов Российской Федерации также демонстрируется единообразный подход при рассмотрении споров, связанных с оплатой труда работников в особых климатических условиях. Так, в апелляционном определении Забайкальского краевого суда от 26.08.2014 года по делу №33-3238/2014 указано: что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу стст.146,148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТа.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

На основе конституционных положений ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в особых климатических местностях подлежат начислению на месячную оплату труда не ниже минимального размера оплаты труда. Работая зав. Хозяйством она выполняет работу кладовщика, пишет меню и ряд другой работы а зарплата остаётся низкой. Работодатель незаконно снизил ей оклад после её увольнения в апреле 2015 года.

Также пояснила, что она в 2015 году увольнялась с работы, т.к. в виду того, что решила в летний период поработать в другом месте, но считает, что перерасчёт должен ей быть сделан с 2010 года, т.к. просит восстановить срок обжалования трудового спора в виду своей правовой неграмотности. В связи с вышеизложенным, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ФИО6 –ФИО7 суду пояснила, что она полностью поддерживает требования истицы ФИО6, которая является её дочерью. До дочери она сама некоторое время работала заведующей хозяйством в данном детском саду и её не устраивала заработная плата. Считает, что заработная плата занижена и неверно начисляется, т.к. районный коэффициент должен начисляться на начисленную фактически за отработанное время оплату труда и доведённую до МРОТ. Она сама работала главным бухгалтером в школе –интернате и они начисляли там так заработную плату. Просит исковые требования истицы удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика МАДОУ №16 г. Шимановска ФИО8 с исковыми требованиями истца ФИО6 не согласилась, суду пояснила, что нормативным актом, регулирующим трудовые отношения на территории Российской Федерации является ТК РФ, а КЗоТ РФ, на который истица неоднократно ссылалась в своем выступлении в настоящее время в связи с принятием ТК РФ не действует. В соответствии со статьей 135 ТК РФ «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера..., системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством...».

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату (оплата труда работника) работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях - районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы), стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стим. х-ра, различные премии и выплаты).Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях законодатель признает неотъемлемой частью заработной платы, одним из ее структурных элементов. Также этой же статьей даются понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статьи, оклад - фиксированный размер оплаты труда работника, за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом, по состоянию на 01.01.2015 минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5965 рублей Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов - за счет средств местных бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности. В нашем случае за счет средств городского бюджета. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, при полностью отработанной норме рабочего времени, размер начисленной заработной платы не может быть ниже 5965 рублей в месяц.

Закон Амурской области от 11.04.2005 № 471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» устанавливает гарантии и компенсации затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности.

Этим законом определено, что г. Шимановск относится к южным районам области, где установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка к зарплате (до 30%).

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 принята на работу в МАДОУ заведующей хозяйством на неопределенный срок, с должностным окла<адрес> рублей в месяц, работнику устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты, а также предусмотрена работа по совместительству в качестве подсобного рабочего с должностным окла<адрес> рубль в месяц. Все вышеуказанные составляющие заработной платы отражены в представляемом расчете (прилагается), что свидетельствует об отсутствии факта нарушения начисления по заработной плате работника.

Требование истца о обязывании ответчика в дальнейшем выплачивать заработную плату, где МРОТ основа для начисления к нему всех выплат и надбавок предусмотренных ТК РФ не основано на законе. Как видно из вышеперечисленных норм закона, заработная плата работника может состоять из нескольких частей (оклад, различных доплат, премий). Поэтому работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальный размер оклада меньше минимального размера оплаты труда, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат заработная плата работника будет не ниже установленного размера оплаты. Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ часть вторую статьи 129 ТК РФ признали утратившей силу. В ней говорилось о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Поэтому сейчас МРОТ считается по формуле: МРОТ =базовая ставка (оклад)+ региональный коэффициент + надбавки за особые условия + иные выплаты, предусмотренные трудовым договором. И только сумма всех этих выплат не должна быть ниже федерального, регионального МРОТ. Работнику ФИО6 установлен оклад- <данные изъяты> рубля. Значит районный коэффициент составит <данные изъяты> а «процентная надбавка» -<данные изъяты>

Таким образом, заработная плата работника составит <данные изъяты> рублей. Согласно трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, значит работнику в соответствии ч.7 ст. 133 ТК РФ производится доплата до МРОТ в размере ( <данные изъяты> рублей. Кроме того ФИО6 выполняет должностные обязанности подсобного рабочего на 0,5 ставки по совместительству с окладом <данные изъяты> рублей, следовательно районный коэффициент составит <данные изъяты> процентная <данные изъяты> Доплата до МРОТ составит (<данные изъяты> рубля.

Заявленное требование истца о перерасчете мое заработной платы с момента мое трудоустройства в МАДОУ , а именно с ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе, так как в соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. пропустил срок на обращение в суд, нет основания на перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ., кроме того трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ был прекращен ДД.ММ.ГГГГ п.3 ст.77 ТК РФ и также нет оснований для восстановления этого срока.

Из смысла Постановления Пленума Верховного Суда от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации (на которое ссылается истец) следует, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены следует учитывать следующее, что заработная плата работнику была начислена, но не выплачена. ФИО6 же получала заработную плату в период с июня 2015 по декабрь 2015 (трудовой договор заключен ДД.ММ.ГГГГ своевременно и в производимых работодателем расчетах по ее начислению, истец не мог не знать о нарушении своих прав.

Требование истца платы о проведении перерасчёта, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, для проведения перерасчета по заработной плате, чтобы предоставить суду итоговую сумму перерасчета по заработной плате для последующего взыскания недоплаченной заработной платы не основано на законе. В соответствии со статьей 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника, в связи, с чем Истцу выдавались расчетные листки ежемесячно, кроме того ФИО6 с такой просьбой не обращалась к работодателю.

С такими требованиями к работодателю истец не обращался. Хотя в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 № 471-03 « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» лицам, работающим в южных районах Амурской области, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данной местности. Размер процентной надбавки устанавливается Правительством РФ и в южных районах области выплачивается в размере 10 % по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 % заработка. Учитывая, что нарушений в начислении заработной платы работодателем допущено не было, считает, что отсутствуют основания для взыскания морального вреда. Работодателем было изменёно штатное расписание на законном основании и оно не могло оспариваться работником. Как недостаток изменённое штатное расписание не было выложено на сайт работодателя своевременно, но это не могло затрагивать права работника, т.к. штатное расписание изменено на законном основании.

На основании вышеизложенного, просила суд в иске ФИО6 к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 16 города Шимановска» - отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица МА ЦОУ г. Шимановска ФИО10 суду пояснила, что Муниципальное автономное учреждение «Центр по обслуживанию учреждений города Шимановска» с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (характера, в том числе за доплаты и надбавки компенсационного работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ в редакции федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ с 01.01.2015г. на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5965 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда формируется из всех составных частей заработной платы, установленных ст. 129 ТК РФ (в том числе оклада и компенсационных выплат за работу в местности с особыми климатическими условиями).

Таким образом, при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении в полном объеме трудовых обязанностей размер начисленной заработной платы не может быть ниже 5965 рублей в месяц с 01.01.2015г.

Согласно Трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, но при условии, что месячная заработная плата не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полной отработке за этот период работником нормы рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) (часть 7 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" вместе с разъяснением от 11.09.1995 г. N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» и п.19 приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 районный коэффициент и северные надбавки начисляются на фактический заработок.

Заработная плата ФИО6 меньше размера МРОТ (расчеты предоставлены). На основании части 7 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда /трудовые обязанности/, не может быть ниже минимального размера оплаты труда) и рекомендаций о повышении заработной платы работникам (постановление администрации города Шимановска от 16.01.2013 № 1906 «О повышении оплаты труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Шимановск») работнику ежемесячно производится доплата до 6190,0 руб. в пределах установленного фонда оплаты труда.

С 01.09.2007 года понятие минимальной заработной платы как величины минимального размера оплаты труда не включающего доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты утратило силу (Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ). Т.о. при начислении заработной платы не предусматривается доведение её размера до МРОТ, а потом начисление компенсационных выплат (районный коэффициент и процентная надбавка). Районный коэффициент является компенсационной выплатой для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области согласно Закону Амурской области от 11.04.2005 № 471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» и является.. Изменение штатного расписания в июне 2015 года готовилось ею, т.к. оно приводилось в соответствие с количеством посещаемости детьми детским учреждением.

Таким образом, не допущено нарушение прав работника муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 города и просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель управления образования администрации г. Шимановска ФИО9 суду пояснила, что с исковые требования истца управление образования не поддерживают. Согласно п.п. 3.3.5. и п.3.3. Положения об Управлении образования администрации города Шимановска, утвержденного решением Шимановского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Управления образования относятся формирование и утверждение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг юридическим и физическим лицам для подведомственных муниципальных учреждений в соответствии с предусмотренными их Уставами основными видами деятельности, утверждение объема финансовых средств на выполнение муниципального задания.

Частью первой статьи 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части первой статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Часть седьмая статьи 133 ТК РФ регламентирует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата работника ФИО6 включает в себя: оклад; компенсационные выплаты; -стимулирующие выплаты согласно заключенному трудовому договору, что не противоречит ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, но при условии, что месячная заработная плата не ниже установленного МРОТа при полной отработке за этот период работником нормы рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности часть 7 ст. 133 ТК РФ).

Согласно расчетным листам все составные части заработной платы ФИО6 АГ выдержаны не ниже минимального размера оплаты труда. Понятие заработной платы не предусматривает вычет - компенсационных выплат (районный коэффициент и процентная" надбавка)" согласно. ст. 129 ТК РФ, а районный коэффициент является компенсационной выплатой для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области согласно Закону Амурской области от 11.04.2005 № 471 03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области».

Управление образования ранее неоднократно обращалось за разъяснениями к губернатору Амурской области. Из аппарата Президента РФ поступал ответ, что изменения ТК а именно ст. 129 ТК, которые были внесены в 2007 году были изменены Федеральным законом в целях перехода к отраслевым к отраслевым системам оплаты труда и отмены жесткого ограничения действующих межразрядных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Отражено, что вопрос ранее рассматривался в Администрации Президента РФ и Правительства РФ и был доложен Президенту РФ. Отмечено, что изменение структуры отплаты труда в том виде как было предложено в обращении, обусловит дополнительные расходы, как бюджетной системы РФ, так и субъектов хозяйственной деятельности и это может повлечь сокращение рабочих мест и следовательно ухудшение материального положения населения. Также из ответа следует, что в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы стороны социального партнерства договорились о проведении консультаций о механизме обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного ст. 133 ТК РФ, а также о соотношении минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом трудоспособного населения. Управление образования в свою очередь принимает меры по увеличению заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе и не педагогического персонала. Так, например заработная плата указанных работников в 2015 году по постановлению Мэра г. Шимановска была немного увеличена

Таким образом, считает, что не допущено нарушение прав работника МАДОУ №16 г. Шимановска ФИО6 при расчёте его заработной платы. Также считает, что нет оснований для восстановления срока. Просит в удовлетворении требований ФИО6 отказать в полном объёме.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам:

Статья 12 ГПК РФ предусматривает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с. ч. 1 ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работника и работодателей.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 11 ТК РФ трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права; все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно исследованных трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ заключенного МАДОУ «детский сад №16 г. Шимановска» в лице заведующей ФИО3 и ФИО6 следует, что последняя принята на должность заведующего хозяйством с установленным размером должностного оклада <данные изъяты> рубля и подсобного рабочего на 0,5 ставки с должностным окладом <данные изъяты> рубль.

Согласно исследованных обращений работников МАДОУ «детский сад №16 г. Шимановска» в адрес управления образования и заведующей МАДОУ следует, что в 2014-2015 году работника МАДОУ обращались с требованиями разъяснить назначение низкой заработной платы ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Согласно исследованных ответов начальника управления образования администрации г. Шимановска ФИО9 и заведующей МАДОУ направленных в адрес работников МАДОУ в том числе и ФИО6 следует, что заработная плата младшего технического персонала с учётом увеличения на <данные изъяты> рублей составляет <данные изъяты>. Решается вопрос о увеличении заработной платы в 2016 году.

Согласно исследованных расчётных листков ФИО6 следует, что в них отображено начисление заработной платы истца ФИО6. Начисленная заработная плата составляет свыше МРОТ.

Согласно ответа и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Амурской области ФИО4 направленного работнику МАДОУ <адрес>ФИО5 следует, что при начислении заработной платы работникам МАДОУ допускаются требования закона, т.к. не учитываются все составляющие заработной платы, а именно при начислении районного коэффициента и северной надбавки не учитывается доплата до минимального размера оплаты труда.

Согласно исследованной должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ года заведующего АХЧ следует, что указанный работник обеспечивает сохранность здания, инвентаря и имущества, безопасность при переносе тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, соблюдение правил охраны труда и т.д.

Согласно должностной инструкции подсобного рабочего МАДОУ №16 последний следит за санитарным состоянием пищеблока, производит уборку пищеблока, моет посуду и т.д.

Согласно исследованной должностной инструкции кладовщика МАДОУ №16 последний обеспечивает, сбор, хранение и возврат тары, выдачу продуктов и т.д.

Согласно исследованных приказов и МАДОУ №16 начиная с сентября 2010 года работникам заведения, в том числе и ФИО6 начислялись и выплачивались единовременные и стимулирующие выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ годы.

Согласно штатных расписаний МАДОУ №16 на за ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ год, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ года имеются должности пед. персонала и другие должности в том числе заведующий хозяйством оклад которой менялся в сторону увеличения, а с ДД.ММ.ГГГГ года оклад снизился с <данные изъяты> рублей, до <данные изъяты> рубля. Отсутствует должность кладовщика.

Согласно исследованных расчётных листков ФИО6 с 2010 по 2015 год следует, что в них отображено начисление заработной платы истца ФИО6.

Из исследованных приказов по МАДОУ д\с №16 г. Шимановск от ДД.ММ.ГГГГ. №1 и ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> ФИО6 принята на работу заведующим хозяйством, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 уволена по собственному желанию на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ.

Согласно Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «детский сад №16 г. Шимановска» учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и т.д.

В разделе 6 Устава отражено п. 6.4 отражено, что заработная плата выплачивается работнику за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренным трудовым договором в соответствии с Положением об оплате труда, принимаемым в виде приложения к коллективному договору и т.д.

Согласно исследованного Коллективного договора МАДОУ д/с №16 г. Шимановска на 2015-2018 годы в разделе 6 отражено оплата труда и нормы труда. ВВ п. 6.3 фонд оплаты труда учреждения (ФОТу) состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей (ФОТ ст). Месячная заработная плата работника, выполнившего нормы рабочего времени за этот период не может быть ниже МРОТ, установленного в РФ. Выплаты из стимулирующей части осуществляются на основании Положения о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплатах.

Согласно Положения о премировании, надбавках, доплат и других видах выплатах материального поощрения и стимулирования сотрудников СДОБУ отражены порядок установления доплат и надбавок, порядок и условия премирования, единовременное премирование, показатели и размеры доплат, надбавок, премий и материальной помощи.

Согласно исследованных ответов директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального характера и заместителя директора Департамента комплексного анализа и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты РФ следует, что компенсационные выплаты в виде районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, применяемых при оплате труда, выполняемых в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях,, а также в местностях с особыми климатическими условиями, подлежат начислению к заработной плате работника, которая не может быть менее минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО6 в 2010 году была принята на работу в МАДОУ д/с №16 г. Шимановска в качестве заведующего хозяйством, в апреля 2015 года уволена по собственному желанию, в июне 2015 года вновь принята на должность заведующего хозяйством и 0,5 ставки рабочего по совместительству и в данной должности работает по настоящее время. При начислении заработной платы истицы следует, что работодатель начисляет на оклад стимулирующие надбавки, а также районный коэффициент и надбавку за стаж работы. Не согласившись с начислением заработной платы истица обращалась как работодателю, так и в Минтруд России. В дальнейшем истица обратилась с вышеуказанными исковыми требованиями.

Истица считает, что работодатель должен начислять на оклад надбавки, а затем производить доплату до МРОТ и после этого на указанную сумму начислять районный коэффициент в размере 40% и надбавку за стаж работы в размере 30%. Доводы истицы поддержаны ответами в её адрес руководящими работниками Минтруд России, а также ответом и.о. начальника отдела Амурской областной прокуратуры.

Между тем суд не может согласиться с указанной позицией истицы.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; ч. 2 ст. 7, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

Из п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03. 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ разъяснено, что в соответствии ст. чт. 11 ТК РФ, нормы этого Кодекса распространяется на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работником, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях законодатель признаёт неотъемлемой частью заработной платы, одним из её структурных элементов. В данной статье даются понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Изменения, внесенные в статье 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работником должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. 129 и 133 ТК РФ.

В соответствии ФЗ 01.12. 2014г. №408-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен с 01.01. 2015г. в размере 5965 рублей.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньшем чем МРОТ при условии, что их заработная плата, включая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждён постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года №12 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным перечнем г. Шимановск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам.

Исходя из действующего трудового законодательства, вышеприведённый районный коэффициент и надбавку нельзя считать выплатами, установленными в соответствии со ст. 315, 316 ТК РФ в виду того, что г. Шимановск, где работает истица не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В связи с этим правила, предусмотренные главой 50 ТК РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вышеперечисленных начислений к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного ФЗ МРОТ, на возникшие правоотношения не распространяется.

Таким образом, с учётом выше приведённого обоснования, довод истицы ФИО6 о том, что районный коэффициент 40% и процентная надбавка за стаж работы 30% подлежит начислению на размер оклада с другими доплатами, которые в совокупности должны быть не ниже МРОТ основан не неправильном толковании норм материального права и не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Истица указывала, что она работает кроме заведующей хозяйством и 0,5 ставки рабочего также кладовщиком, пишет меню и выполняет другую работу, однако как следует, на неё отдельно обязанности кладовщика работодателем не возлагались, а также из исследуемых штатных расписаний должность кладовщика в МАДОУ отсутствует. Довод истицы о том, что работодатель самовольно снизил последней оклад не нашёл своего подтверждения, т.к. штатное расписание изменено ДД.ММ.ГГГГ года и она принималась на работу уже с указанным штатным расписанием. При этом третьего лица управления образования ФИО9 пояснила, что снижение произошло в связи с наличием численности воспитанников дошкольного учреждения.

Исходя из того, что действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше МРОТ, а заработная плата истицы ФИО6 составляет сумму свыше <данные изъяты> и соответственно выше МРОТ, то отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании факта допущения нарушения ответчиком в начислении заработной платы истицы, возложить обязанность в дальнейшем выплачивать заработную плату, где МРОТ основа для начисления к нему всех выплат и надбавок предусмотренных ТК, удовлетворить требование о перерасчёте заработной платы с момента трудоустройства в МАДОУ №16, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ответчика предоставить расчётные листки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, а также взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем не подлежит рассмотрению и вопрос о восстановлении пропущенного трёхмесячного срока обжалования трудового спора.

Руководствуясь с.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований истца ФИО6 к МАДОУ №16 г. Шимановска о признании факта допущения нарушения ответчиком в начислении заработной платы истицы, возложить обязанность в дальнейшем выплачивать заработную плату, где МРОТ основа для начисления к нему всех выплат и надбавок предусмотренных ТК, удовлетворить требование о перерасчёте заработной платы с момента трудоустройства в МАДОУ №16, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ответчика предоставить расчётные листки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, а также взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда 21 октября 2016г. решение Шимановского районного суда Амурской области от 21 июня 2016г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО6 - без удовлетворения.