Производство № 2а-145/2021 УИД №17RS0016-01-2021-000208-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2021 года село Эрзин
Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Хомушку Е.В., при секретаре Баранмаа А.Н., с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление (с учетом его уточнения) заместителя прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению труда и социального развития администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, о возложении обязанности обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению труда и социального развития администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, о возложении обязанности обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Эрзинского района Республики Тыва проведена проверка исполнения Управлением труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва законодательства о государственных и муниципальных услугах. В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством РФ сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальными проектами от 4 июня 2019 №7. В соответствии с паспортом федерального проекта «Цифровое государственное управление» в рамках национального проекта «Цифровая экономика РФ» должно быть обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде. В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления госуларственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме. Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона №210-ФЗ под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться: 1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; 2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной ил муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ране были заверены в соответствии с пунктом 7.2 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов, органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-телекоммуникационных технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 3) получение заявителем о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; 5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; 6) иные действия необходимые для предоставления государственной ил муниципальной услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Проверка показала, что в нарушение п. 6 ст. 4, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Управлением труда и социального развития не осуществляется предоставление в электронной форме таких государственных и муниципальных услуг, как: назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей. Возможность получения гражданами оказываемых услуг в электронной форме административным ответчиком не обеспечена. Бездействием Управления труда и социального развития нарушается закрепленное в п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ право граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Просит признать незаконным бездействие Управления труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва, выразившееся в не предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Обязать Управление труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, таких как назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Управления труда и социального развития Администрации Эрзинского района Республики Тыва, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия, а также письменное заявление о признании административного иска, последствия признания иска понятны и разъяснены.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Помощник прокурора района ФИО3 в судебном заседании просила удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, пояснив, что выявленные нарушения федерального законодательства до настоящего времени Управлением труда и социального развития администрации Эрзинского района не устранены.
Выслушав пояснения административного истца, изучив заявление о признании иска, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
До принятия административного иска административному ответчику разъяснены последствия признания иска.
Согласно ч. 1 статьи 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права других лиц, данное дело не относится к категории административных дел, по которым не допускаются признание административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ заявление административного ответчика в письменной форме о признании административного иска заместителя прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО4 приобщается к делу, о чем указано в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством РФ сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальными проектами от 4 июня 2019 №7.
В соответствии с паспортом федерального проекта «Цифровое государственное управление» в рамках национального проекта «Цифровая экономика РФ» должно быть обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде.
Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (далее – Перечень услуг).
В вышеуказанный перечень включены следующие услуги: предоставление информации о порядке предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан поставщиками социальных услуг; прием заявлений о предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации. (п.п. 44, 45 Перечня услуг).
Согласно ст. 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить предоставлять услуги дистанционно, в том числе, в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Постановлением Председателя администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва от 30 октября 2014 года утверждено положение Управления труда и социального развития администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва (далее – Положение).
Согласно п. 3 раздела 1 Положения Управление труда и социального развития в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституцией Республики Тыва, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, республиканскими законами, указами и распоряжениями президента РФ, указами и распоряжениями Правительства РФ, указами и распоряжениями Правительства Республики Тыва и иными нормативными правовыми актами Республики Тыва, Администрации Эрзинского кожууна, а также настоящим Положением.
В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Положения основными задачами Управления являются, в том числе обеспечение социальных гарантий населения кожууна, социальной защиты семьи, женщин, детей.
Согласно абз. 6, 12 раздела 5 Положения Управление обеспечивает, в том числе организацию работы по целевому использованию средств на выплату пособий, льгот, субсидий, субвенций и других выплат; своевременное назначение, своевременная выплата государственных пособий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, организацию доставки пособий и других выплат, отнесенных законодательством.
Согласно справке помощника прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО3, проведена проверка исполнения Управлением труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва законодательства о государственных и муниципальных услугах. Проверкой установлено, что Управлением не осуществляется предоставление в электронной форме таких государственных и муниципальных услуг, как: назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей. Возможность получения гражданами оказываемых услуг в электронной форме административным ответчиком не предусмотрена. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к справке скриншотами сайта Управления труда и социального развития администрации Эрзинского района на портале государственных услуг Российской Федерации. (л.д. 10-14).
Согласно письму Управления труда и социального развития администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва № 199 от 22 июня 2021 года следует, что Управление осуществляет следующие муниципальные услуги:
назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка;
назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию;
назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам;
назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением третьего ребенка или последующих детей;
назначение и ежемесячная денежная выплата на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно;
предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
предоставление (выплаты) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета;
назначение и выплата социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней;
назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, пострадавшим от политических репрессий;
выдача справок студентам для получения государственной социальной и материальной стипендии.
Через портал государственных услуг электронно принимаются заявления по выплате ежемесячной денежной выплате на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно (л.д. 7-8).
Согласно объяснению начальника Управления труда и социального развития Администрации Эрзинского района Республики Тыва ФИО5, все муниципальные услуги, за исключением выплаты на детей от 3 до 7 лет, оказываются в неэлектронном виде путем личной подачи документов в Управление труда через МФЦ. Только ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет оказываются в электронном виде (л.д. 9).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Управлением труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва не осуществляется предоставление некоторых муниципальных услуг в электронной форме, а именно: назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, тем самым бездействуют в указанной части. Представитель административного ответчика ФИО5 признала административный иск в полном объеме по указанным в нем основаниям. Доводы прокуратуры, указанные в административном исковом заявлении, являются законными и обоснованными, нашли свое подтверждение в суде исследованными доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, административный иск заместителя прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению труда и социального развития администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, о возложении обязанности обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению, однако суд полагает необходимым установить более короткий срок для устранения выявленных нарушений не в течение 3 месяцев как того требует административный истец, а в течение 1 месяца.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч. 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Частью 2 ст. 104 КАС РФ предусмотрены основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпунктов 9, 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.
Таким образом, административный истец – заместитель прокурора района и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, в связи с чем с них не подлежит взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л :
Административный иск (с учетом его уточнения) заместителя прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва, выразившееся в не предоставлении следующих государственных и муниципальных услуг в электронной форме: назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.
Обязать Управление труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание следующих государственных и муниципальных услуг в электронной форме: назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка; назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка; назначение и ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ административному ответчику - Управлению труда и социального развития администрации Эрзинского района Республики Тыва необходимо в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Эрзинского района Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 30 августа 2021 года.
Председательствующий Е.В. Хомушку