ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 170016-01-2022-000014-44 от 25.04.2022 Эрзинского районного суда (Республика Тыва)

Производство № 2а-44/2022 УИД №17RS0016-01-2022-000014-44

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года село Эрзин

Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Хомушку Е.В., при секретаре Баранмаа А.Н., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Эрзинского района ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ФИО12, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, участвующей (посредством видеоконференцсвязи с Кызылским районным судом Республики Тыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление (с учетом его уточнения) и.о. прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Эрзинский кожуун Республики Тыва», Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившегося в неорганизации проведения на территории Республики Тыва мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;

о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Эрзинский кожуун Республики Тыва», выразившегося в неисполнении отдельного переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев, в частности по проведению мероприятий – по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев, возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированный агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей статьи, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства путем создания на территории муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» приюта для безнадзорных животных, отвечающих требованиям Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1504;

о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» реализовать отдельно переданное государственное полномочие по содержанию животных без владельцев в приютах для животных,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Эрзинский кожуун Республики Тыва», Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. В обоснование административного иска указав, что прокуратурой Эрзинского района Республики Тыва проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и государственной власти республики полномочий в сфере обращения с животными. В соответствии с п. 49 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ, осуществления полномочий в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев Финансовое обеспечение государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва. В целях осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев из республиканского бюджета муниципальным образованиям в 2020 году доведены субвенции в сумме 4 456,4 тыс. руб. на отлов безнадзорных животных. 29.09.2020 г. между министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ и муниципальным образованием «Эрзинский кожуун РТ» заключено соглашение о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования Эрзинский кожуун на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. На основании данного соглашения в 2020 году министерством предоставлено администрации субвенция в сумме 107 100 руб., в 2021 году – 212 100 руб. В целях организации вышеуказанных мероприятий заключались договоры с индивидуальным предпринимателем ФИО9, предметом которых является отлов безнадзорных собак. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением сельского хозяйства администрации муниципального района «Эрзинский кожуун РТ» и ИП ФИО9 заключен договор на оказание услуг , согласно п. 1.2 которого исполнитель обязуется произвести отлов и транспортировку, осмотр, кастрацию, стерилизацию, двукратное кормление животных без владельцев в приюте, эвтаназию, утилизацию животных без владельцев на территории кожууна с установлением срока оказания услуг до ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ между заказчиком и исполнителем подписан акт приема-сдачи услуг, оплата за оказание услуг в размере 107 100 руб. выполнена путем перечисления на расчетных счет индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Республики Тыва и ИП ФИО9 заключен договор на оказание услуг со сроком оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Цена договора равна цене субвенции за 145 единиц отловленных животных без владельцев, на сумму 212 100 руб. Акт от ДД.ММ.ГГГГ подписаны начальником управления сельского хозяйства администрации и ИП ФИО9 После чего, ДД.ММ.ГГГГ выполнено полное перечисление 212 100 руб. на счет индивидуального предпринимателя. Таким образом, за предоставленные услуги администрацией района на основании актов приема за 2020 и 2021 гг. исполнителю выплачено 319 200 руб. При этом в нарушение требований ст. 2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», заключаемые договора на отлов бродячих животных не предусматривает вопросы содержания, возвращения собственникам и возможной передачи в собственность иных граждан безнадзорных животных. Отдельные муниципальные контракты (договоры) на содержание животных в приютах не заключены. Бездействие администрации Эрзинского района Республики Тыва по осуществлению полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных (путем заключения государственных контрактов (договоров) на содержание животных в приютах, организации на территории села деятельности приютов для безнадзорных животных) создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу жителей, создается угроза нападения собак на граждан, в том числе на детей, а также угроза распространения заболеваний. Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.07.2019 г. № 381 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва» определено, что полномочия в сфере обращения с животными без владельцев осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ. Прокурорской проверкой установлено, что на территории района деятельность приюта для безнадзорных животных не организована, соответствующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и (или) муниципальные организации не определены, что влечет невозможность надлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными в части содержания их в таких приютах. С целью устранения выявленного нарушения закона, прокуратурой района 16.02.2021 г. председателю администрации Эрзинского района Республики Тыва вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившееся в отсутствии нормативно-правового регулирования вопросов выгула домашних животных. Помимо этого, прокуратурой района 13.05.2021 г. в адрес председателя администрации Эрзинского района направлялась информация о необходимости принятия мер, направленных на регулирование численности бродячих животных, на территории сельских поселений муниципального района. В прокуратуру района ответы о результатах рассмотрения представления прокурора района и информации не поступили. Вместе с тем, решениями Хурала представителей муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» от 23.12.2020 г. №115 «Об утверждении кожуунного бюджета муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.» и от 23.12.2021 г. № 191 «О внесении изменений и дополнений в кожууный бюджет муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» на 2021 года и на плановый период 2022 и 2023 гг.», средства на проведение указанных работ не предусмотрены, на территории района до настоящего времени не организована деятельность приютов для безнадзорных животных путем их строительства либо заключения с организациями или индивидуальными предпринимателями государственных контрактов на оказание услуг по организации деятельности при обращении с животными без владельцев. Безнадзорные животные могут являться переносчиками заразных и особо опасных заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, проявить агрессивное поведение и нанести увечье человеку, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан. Бездействие Министерства по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды, выразившееся в неорганизации на территории республики деятельности приютов для безнадзорных животных, по контролю за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев, возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения установленных мероприятий, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, приводит к неэффективному исполнению предусмотренных законодательством полномочий по обращению с животными. Ненадлежащий контроль Министерства за исполнением преданных государственных полномочий и неисполнение администрацией Эрзинского района Республики Тыва государственного полномочия по обращению с животными без владельцев, в частности, по проведению мероприятий по содержанию отловленных бездомных собак в приюте для бездомных животных, нарушаются гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Эрзинского района Республики Тыва, на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпидемиологическую обстановку в районе и повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей. Просит признать незаконным бездействие:

1) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившегося в неорганизации проведения на территории Республики Тыва мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;

2) администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва, выразившегося в неисполнении отдельного переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев, в частности, по проведению мероприятий:

- по содержанию животных без владельцев в приютах для животных,

- возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев,

- возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения установленных мероприятий, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Просит возложить на Администрацию муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» следующие обязанности:

- в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства путем создания на территории муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» приюта для безнадзорных животных, отвечающих требованиям Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1504;

- реализовать отдельно переданное государственное полномочие по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев, возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения установленных мероприятий, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В судебное заседание не явились:

- представитель административного ответчика Администрации Эрзинского района Республики Тыва, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, перед судебным заседанием представив возражение на административное исковое заявление;

- представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Тыва, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Представитель административного истца – помощник прокурора ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить административное исковое заявление (с учетом его уточнения) в полном объеме, пояснив, что выявленные нарушения федерального законодательства до настоящего времени административными ответчиками не устранены, между министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ и муниципальным образованием «Эрзинский кожуун РТ» не заключено соглашение о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования Эрзинский кожуун на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2022 год, на территории Эрзинского района Республики Тыва не организована деятельность приютов для безнадзорных животных, тогда как безнадзорные животные представляют опасность для окружающих, Министерство сельского хозяйства должны были организовать проведение мероприятий на территории Эрзинского района по предупреждению, ликвидации болезни животных, это связано с содержанием, отловом, вакцинацией, возвратом потерявшихся животных, а также животных без владельцев. По договору, заключенному между ИП ФИО9 и Администрацией Эрзинского района на 2021 год предусмотрен только отлов собак, остальные мероприятия – возврат, содержание, вакцинация не предусмотрены, тем самым мероприятия не проводятся административными ответчиками.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующей по доверенности, при явке в суд 19 апреля 2022 года просила отказать в удовлетворении административного иска, указав, что со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва какого-либо бездействия не имелось, напротив сделано много мероприятий, много документов издано для осуществления деятельности. Обязательства, возложенные на Минсельхоз, выполняются, разрабатывают, в том числе осуществляется контроль. Финансовые средства закладываются, заложенные денежные средства контролируются. Прокурором района не приложены доказательства того, что со стороны Минсельхоза созданы были угроза, распространение особо опасных болезней животных, защиты человека, ликвидация особо опасных болезней. В Эрзинском кожууне было несколько вспышек по бешенству, Минсельхоз сразу карантин объявлял, сразу все мероприятия с ветеринарами провели, карантин объявляли и несколько раз снимали карантин. Административным истцом не приведено фактов о том, что на территории Эрзинского кожууна какая-либо особо опасная болезнь распространилась, сколько человек укусили, сколько человек заболели бешенством собаки, таких сведений нет. В обязанности Минсельхозя входит общая организация - предупреждение особо опасных болезней, организовывается своевременная вакцинация, изъятие крови, всех анализов животных, для того, чтобы не могли возникнуть очаги особо опасных болезней, которые могут представить опасность для человека и животных. Ежемесячно проводятся профилактические мероприятия, ежеквартально проводятся бесплатно для всех категорий граждан, для личного подворья, МУП, ЛПХ с целью не распространить очаги. Ежегодно ветеринарные врачи закупают шприцы на 11 млн.рублей, вакцины и на территории всех 19 муниципальных образований проводятся профилактические ветеринарные мероприятия. Финансирование на 2022 год проведено для проведения мероприятий по безнадзорным животным, в том числе и в Эрзинский район субвенция на 2022 год перечислена после предоставления Администрацией Эрзинского района Республики Тыва заявки. Других нарушений административным истцом не установлено, доказательств не представлено. Просит отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО12, действующая по доверенности, в суде также просила отказать в удовлетворении административного иска, указав, что какого-либо бездействия со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва не имелось, доказательств административным истцом не представлено.

В письменном возражении на административный иск административный ответчик Администрация Эрзинского района Республики Тыва указывает просьбу об отказе в удовлетворении административного иска, указав, что во исполнение отдельного переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев были заключены договор на оказание услуг между Управлением сельского хозяйства администрации Эрзинского района и ИП ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 107,1 тыс. руб. и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 212 тыс руб., также с региональной общественной организацией по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» от 4 апреля 2022 года на сумму 321,2 тыс руб., что не может считаться бездействием администрации района. Данные финансовые средства являются субвенциями и предоставляются местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Тыва для осуществления государственного полномочия. Согласно закону Республики Тыва от 20 марта 2020 года «О наделении местного самоуправления государственными полномочиями Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» данные субвенции имеют методику расчета нормативов на территории Республики Тыва, предусмотренные ст. 2 вышеуказанного закона. Все перечисленные мероприятия, указанные в административном иске а именно: по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона РТ 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев, возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения установленных мероприятий, указанных в п. 2 настоящей статьи, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, входят по методике расчетам в объемы субвенций и полностью исполняются согласно предметам заключенных договоров. Так, ИП ФИО9 для исполнения своих обязательств в части приюта заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве и совместной деятельности с Региональной общественной организацией по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» со сроком действия в течение 5 лет. Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона РТ 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта РФ. данная норма закона для субъектов РФ является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия. В связи с тем, что Республика Тыва и Эрзинский район в частности являются высокодотационным субъектом, строительство приюта является неподъемным не только для бюджета республики, но и тем более для района. Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона РТ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 20 марта 2020 года «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», а также ч. 3 ст. 7 Устава Муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва», принятым решением Хурала представителей Эрзиского района от 11 июня 2019 года № 31 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету муниципального района субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Республики Тыва от 21 декабря 2020 года № 677-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг финансовые средства на строительство приюта для безнадзорных животных не предусмотрены.

В письменном возражении на административный иск административный ответчик Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва также указывает просьбу об отказе в удовлетворении административного иска, указав, что требования прокурора Эрзинского района необоснованны, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 г. «Об ответственном обращении с животными без владельцев» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными отнесены – установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них. Во исполнение данного закона принят Закон Республики Тыва от 6 апреля 2020 года № 588-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Правительство Республики Тыва вправе принимать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия. Финансовое обеспечение государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва. В соответствии с данным законом Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ обязано: оказывать органам местного самоуправления консультационную и методическую помощь при осуществлении ими государственного полномочия; перечислять в установленном для исполнения республиканского бюджета Республики Тыва порядке на счета местных бюджетов финансовые средства необходимые для осуществления государственного полномочия; осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; рассматривать предложения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам осуществления государственного полномочия. Во исполнение данных требований Министерством разработаны и приняты 6 нормативно-правовых акта: Постановление Правительства Республики Тыва от 4 августа 2020 года №355, утвержден Порядок предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, где Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, и контролирующим органом по целевому и эффективному использованию муниципальными образованиями предоставленных бюджетных средств. Во исполнение данного постановления Министерством издавался приказ от 18 сентября 2020 года №156-ОД «О назначении ответственных лиц за осуществление полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в части взаимодействия с муниципальными образованиями Республики Тыва и осуществления контроля», где контроль возложен на ГБУ «Республиканский центр ветеринарии». Постановлением Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 года №329 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Тыва. Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, в том числе через муниципальные учреждения. Либо юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства от 8 декабря 2021 года № 669 «Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Тыва». Министерство осуществляет контроль, надзор за организацией деятельности учреждений, осуществляющих мероприятия в области обращения с животными без владельцев (отлов, содержания, вакцинация, стерилизация, эвтаназия, возврат). Кроме того, Министерством разработаны проверочные листы для проведения проверки в отношении учреждений и сооружений для животных без владельцев (приюты, временная поддержка, ветеринарные пункты) учреждений находятся на публичном слушании. Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 декабря 2021 года №670 «Положение по организации контроля за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельных переданных государственных полномочий» Министерство осуществляет контроль за муниципальными образованиями по использованию субвенций. Приказом Министерства от 2 октября 2020 года №165-ОД утвержден Порядок организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Республики Тыва. Министерство разработало обязательные требования для организации учреждений и сооружений для животных без владельцев (приюты, временная передержка, ветеринарные пункты). Данный перечень принятых нормативно-правовых актов и приказы Министерства, изданные для организации проведения на территории республики мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, подтверждают отсутствие бездействия со стороны Министерства. По возложению на Министерство обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем организации на территории муниципального района деятельности приютов для безнадзорных животных сообщает, что в вышеперечисленном перечне принятых нормативно-правовых актах возложенных обязанностей на Министерство по организации на территории муниципальных образований деятельности приютов для безнадзорных животных не имеется. Министерство как уполномоченный орган осуществляет контроль за муниципальными образованиями по использованию субвенций, устанавливает порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными. Организация мероприятий заключается в осуществлении надзора за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств. Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона РТ 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта РФ. Данная норма закона для субъектов РФ является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия. Министерством как распорядителем средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных для предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в 2020 году предоставлены 19 муниципальным образованиям республики финансовые средства в сумме 4 456,4 тыс. руб., в 2021 году – 5 391,6 тыс. руб. с дальнейшим их освоением в полном объеме. Соответствующий объем субвенций местным бюджетам на реализацию переданных полномочий в 2020-2021 гг составил 9 848 тыс руб., за счет этих средств по отчетным данным произведен отлов безнадзорных животных в количестве 2 465 голов собак. В 2022 году в бюджете на реализацию полномочий муниципальных образований в сфере обращения с животными без владельцев предусмотрено субвенции в объеме 8 179,9 тыс. руб., что на 52% больше, чем в предыдущем году. Министерством направлено письмо от 3 февраля 2022 года №ЛМ-15-431 в муниципальные образования и городских округов о предоставлении заявки на перечисление субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2022 год. В 2020 году Минсельхозпродом РТ с муниципальным образованием Эрзинский район Республики Тыва заключено соглашению «О предоставлении субвенций бюджету муниципального образования Администрация муниципального района «Эрзинский кожуун» на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ выделены финансовые средства в сумме 107 100 руб., по отчету «о ходе осуществления государственного полномочия по обращению с животными без владельцев на территории соответствующего муниципального образования «Эрзинский кожуун» количество отловленных животных (собак) в 2020 году составило 70 голов. В 2021 году Минсельхозпродом РТ с муниципальным образованием Эрзинский район Республики Тыва заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субвенций бюджету муниципального образования Администрация муниципального района «Эрзинский кожуун» на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ выделены финансовые средства в сумме 212 100 руб., по отчету «о ходе осуществления государственного полномочия по обращению с животными без владельцев на территории соответствующего муниципального образования «Эрзинский кожуун» количество отловленных животных (собак) в 2021 году составило 145 голов. В отношении Администрации муниципального района «Эрзинский кожуун» Минсельхозпродом РТ в 2022 году будет проведена проверка по соблюдению требований законодательства в части осуществления мероприятий в области обращения с животными без владельцев. В связи с тем, что Республика Тыва является высокодотационным субъектом, строительство приюта для животных является неподъемной для республиканского бюджета. Законом Республики Тыва от 21 декабря 2020 года № 677-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» финансовые средства на строительство приюта для безнадзорных животных не предусмотрены. Однако, строительство приюта для животных без владельцев будет осуществляться с привлечением частных инвестиций, переговоры которые ведутся общественной организацией «Хатико». Кроме того, Министерство принимало надлежащие меры для изыскания денежных средств и других возможностей для проектирования и строительства необходимых приютов для безнадзорных животных. В частности, Министерством на п. 2 перечня поручений Президента РФ В.В. Путина от 5 июня 2020 года ПП-1069 направлялось письмо Председателю Правительства РФ МВ. Мишустину о рассмотрении в выделении денежных средств из федерального бюджета на строительство типового Приюта. Также на основании статьи в газете «Коммерсант» о разработке Министерством природных ресурсов и экологии РФ проекта по созданию в России сети приютов для безнадзорных животных, предусматривающих софинансирование их строительства из федерального бюджета, направлено письмо. Министерством направлялось письмо-ходатайство в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, который ответом от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что данное Министерство в соответствии со ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ не вправе предоставлять бюджетные ассигнования не находящимся введении организациям. Кроме того, Министерством направлялось обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство финансов РТ, как главному распорядителю бюджетных средств об изыскании и выделении финансовых средств на разработку проектно-сметной документации для строительства приютов, однако последним предложение было отклонено ввиду отсутствия свободных источников в бюджете республики (ответное письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Тем не менее с учетом приоритетности решения вопроса по строительству приюта для животных предложено рассмотреть через Минстрой РТ для включения разработку проектно-сметной документации объекта в основной перечень проектируемых объектов за счет экономии средств по итогам состоявшихся торгов. На этом основании Министерством направлялось обращение в Минстрой РТ ДД.ММ.ГГГГ о включении разработку проектно-сметной документации приютов для животных в основнй перечень проектируемых объектов, на что получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что предусмотрено проектирование объекта «Строительство типового приюта на 100 собак» в 2022 году на сумму 3 000, 0 тыс руб. и о необходимости предоставить в Минстрой РТ утвержденное и согласованное с ГАУ «Управление государственной строительной экспертизы Республики Тыва» задание на проектирование данного объекта. Минсельхозом РТ направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ в ГАУ «Управление государственной строительной экспертизы Республики Тыва» о необходимости согласовать проект задания на проектирование строительства объекта «Приюты для безнадзорных животных», ответ не поступал. На основании п. 10.11 ст. 10 раздела II Постановления Правительства Республики Тыва от 22 июля 2019 года № 381 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва» к основным задачам Министерства относятся организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва, Министерство обладает полномочиями – утверждает порядок деятельности приютов для животных и норм содержания в них, утверждает порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, устанавливает порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административного ответчика Министретсва сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ФИО5 и ФИО12, изучив письменные возражения административных ответчиков, материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) полномочиями в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Так, в частности, в силу подпунктов 49, 49.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.

Для осуществления перечисленных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Из содержания части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ следует, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Тыва от 06.04.2020 г. № 588-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва наделены государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва. Для реализации данного полномочия финансовое обеспечение осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ).

Обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной данным Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ введено понятие животного без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ установлены нравственные принципы и принципы гуманности обращения с животными: отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; ответственность человека за судьбу животного; воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным; научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» установлены указания по организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них, в которых должны быть соблюдены установленные статьями 9, 16 и 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года № 1180 методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, который должен содержать положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев), установленных статьями 17 и 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ.

Из материалов дела видно, и судом установлено, что 1 октября 2020 года между Управлением сельского хозяйства администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО9 (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг , согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.

Согласно п. 1.2 договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: произвести отлов и транспортировку, осмотр, кастрации, стерилизацию, двукратное кормление животных без владельцев в приюте, эвтаназию, утилизацию животных без владельцев, на территории Эрзинского кожууна.

Срок выполнения услуг с 1 октября 2020 г. по 30 декабря 2020 г. (п. 1.3 договора на оказание услуг).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Минсельхозпрод РТ направило муниципальному образованию Эрзинский кожуун Республики Тыва субвенцию в сумме 107 100 руб. на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявка на перечисление субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев Эрзинскому кожжуну РТ в 4 квартале 2020 года в сумме 107 100 руб. на 70 единиц безнадзорных животных, планируемых к отлову и транспортировке направлена повторно ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе и.о. заместителя председателя по жизнеобеспечению и по вопросам СПС Эрзинский ФИО7, главного специалиста УСХ Эрзинского кожууна ФИО8, со стороны Заказчика и Индивидуальный предприниматель ФИО9 провели проверку и приемку выполненных услуг по договору об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ При этом установлено, что работа выполнена на 100 %, замечаний комиссия не имеет.

Аналогичные сведения содержатся в акте об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, работы (услуги) по договору выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Согласно счету на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО9 за оказание выполнение работ, предусмотренных вышеуказанным договором, перечислены 107 100 руб.

Согласно отчету о ходе осуществления государственного полномочия по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Эрзинский кожуун Республики Тыва за 4 квартал 2020 года следует, что ИП ФИО9 фактически отловлено 35 голов животных, помещено на карантин – 35 голов, из них проведена стерилизация (кастрирование) 35 голов, подвергнуто лечению голов – 0, утилизировано 35 голов, передано животных из карантина в приют 35 голов, в среду обитания – 35 голов. Указанный отчет был направлен в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Администрацией Эрзинского района Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету об использовании финансовых средств, представленных из республиканского бюджета Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по обращению с животными без владельцев Эрзинскому кожжун РТ в 2020 году от ДД.ММ.ГГГГ, составленная ИП ФИО9, планируемая соглашением субвенция в 2020 году – 107 100 руб., получено субвенции из областного бюджета – 107 100 руб., израсходовано 107 100 руб., из них на отлов, транспортировку – 42 000 руб., осмотр и учет – 17 500 руб., стерилизация (кастрация) – 21 000 руб., размещение в приюте – 12 250 руб., возврат на прежнее место обитания – 2 100 руб. умерщвление и утилизация – 12 250 руб.

Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования Эрзинский кожуун Республики Тыва на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев следует, что между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и муниципальным образованием Эрзинский кожжун Республики Тыва заключили соглашение о предоставлении Министерством в 2021 году субвенции из бюджета Республики Тыва бюджету муниципального образования на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва в сумме 212 100 руб. В пункте 1.2 данного соглашения указано о необходимости обеспечить в текущем финансовом году выполнение показателей результативности использования субвенции, в том числе численности отловленных и переданных на содержание животных без владельцев на территории муниципального образования – 145 единиц.

Согласно п. 1.5 указанного Соглашения, субвенции перечисляются ежеквартально на основании заявки муниципального образования в пределах средств, по форме согласно приложению №1 Постановления Правительства Республики Тыва от 4 августа 2020 г. №355 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва».

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Минсельхозпрод РТ направило муниципальному образованию Эрзинский кожуун Республики Тыва субвенцию в сумме 212 100 руб. на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением сельского хозяйства администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО9 (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг, согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.

Согласно п. 1.2 договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: на территории Эрзинского кожууна Республики Тыва произвести отлов и транспортировку в , далее в городе произвести осмотр, кастрацию (стерилизацию), двукратное кормление животных без владельцев в приюте.

Срок выполнения услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.3 договора на оказание услуг).

Согласно акту приема-сдачи услуг от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель выполнил, а Заказчик принял работы, выполненные согласно вышеуказанному договору от ДД.ММ.ГГГГ. При этом установлено, что работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Согласно счету на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО9 за оказание выполнение работ, предусмотренных вышеуказанным договором, перечислены 212 100 руб.

Согласно отчету о ходе осуществления государственного полномочия по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Эрзинский кожуун Республики Тыва за 2021 год следует, что ИП ФИО9 фактически отловлено 145 голов животных, помещено на карантин – 145 голов, из них проведена стерилизация (кастрирование) 145 голов, подвергнуто лечению голов – 0, утилизировано 0 голов, передано животных из карантина в приют 145 голов, в среду обитания – 145 голов.

Согласно отчету об использовании финансовых средств, представленных из республиканского бюджета Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по обращению с животными без владельцев Эрзинскому кожжун РТ в 2021 году, составленная ИП ФИО9, планируемая соглашением субвенция в 2021 году – 212 100 руб., получено субвенции из областного бюджета – 212 100 руб., израсходовано 212 100 руб., из них на отлов, транспортировку – 72 500 руб., осмотр и учет – 36 250 руб., стерилизация (кастрация) – 43 500 руб., размещение в приюте – 48 000 руб., возврат на прежнее место обитания – 11 850 руб. умерщвление и утилизация – 0 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя администрации Эрзинского района было внесено представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно указанному представлению, в ходе прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени администрацией сумона «Эрзинский» разрешенные места для выгула домашних животных не определены, соответствующий нормативно-правовой акт не принят. В представлении, в частности, указано, что отсутствие установленных мест для выгула домашних животных может повлечь нарушение безопасности граждан, сохранности имущества, что является не допустимым. Указанное стало возможным вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей должностными лицами администрации сумона «Эрзинский» и отсутствие контроля со стороны руководства.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Эрзинского района ФИО10 до председателя администрации Эрзинского района Республики Тыва ФИО11 была доведена информация о том, что непринятие мер по решению проблем с бродячими животными остается актуальным для населенных пунктов Эрзинского кожууна и может повлечь за собой возникновение на территории сумона сложной эпидемиологической и эпизоотологической ситуации по бешенству.

Вышеуказанные представление прокурора и информация оставлены администрацией Эрзинского кожууна без ответа.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. председателя администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва направлено требование и.о. прокурора Эрзинского района о проинформировании не позднее ДД.ММ.ГГГГ, каким образом администрацией района осуществляются полномочия по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, заключены ли муниципальные контракты (договоры) на содержание животных в приютах, а также об организации на территории муниципального района деятельности приютов для безнадзорных животных.

В ответ на вышеуказанное требование, администрация Эрзинского района направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в Эрзинском районе не имеются приютов для бездомных животных. В министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ об утилизации животных без владельцев.

Заявка на перечисление субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев Эрзинскому кожжуну РТ в 2022 году направлена ДД.ММ.ГГГГ планируемых к отлову, содержанию и стерилизации (кастрации) животных без владельцев на 150 голов в сумме 563 100 руб.

Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования Эрзинский кожуун Республики Тыва на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев следует, что между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и муниципальным образованием Эрзинский кожуун Республики Тыва заключили соглашение о предоставлении Министерством в 2022 году субвенции из бюджета Республики Тыва бюджету муниципального образования на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва в сумме 563 100 руб. В пункте 2 данного соглашения указано о необходимости обеспечить в текущем финансовом году выполнение показателей результативности использования субвенции, в том числе численности отловленных и переданных на содержание животных без владельцев на территории муниципального образования – 150 единиц.

Согласно п. 1.5 указанного Соглашения, субвенции перечисляются ежеквартально на основании заявки муниципального образования в пределах средств, по форме согласно приложению №1 Постановления Правительства Республики Тыва от 4 августа 2020 г. №355 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва».

Дополнительным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ соглашению от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части уменьшения размера предоставления субвенций в сумме 321 200 руб. на 85 единиц.

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением сельского хозяйства администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва (Заказчик) и Региональной общественной организацией по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг, согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.

Согласно п. 1.2, 1.3,1.4, 1.5 договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: содержание животных без владельцев в приюте для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев, возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения установленных мероприятий, указанных в п.п. 1.2 настоящего договора; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Срок выполнения услуг с 4 апреля 2022 г. по 30 декабря 2022 г. (п. 1.6 договора на оказание услуг).

Согласно п. 3.1 договора, цена договора составляет 321 200 руб. за 85 единиц отловленных животных без владельцев, установленной методикой расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Тыва.

Согласно акту приема-сдачи услуг от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель выполнил, а Заказчик принял работы, выполненные согласно вышеуказанному договору от ДД.ММ.ГГГГ. При этом установлено, что работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Согласно счету на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО9 за оказание выполнение работ, предусмотренных вышеуказанным договором, перечислены 212 100 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушений нормативных правовых норм со стороны администрации Эрзинского района Республики Тыва, связанных с неорганизацией работы по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования Эрзинский район Республики Тыва в 2021, 2022 годы не установлено, договоры со специализированными организациями на отлов и содержание безнадзорных животных на 2021 год и 2022 год заключены, представлены к материалам дела, также представлены отчеты о ходе осуществления государственного полномочия по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Эрзинский кожуун Республики Тыва за 2021 год, согласно которому ИП ФИО9 фактически отловлено 145 голов животных, помещено на карантин – 145 голов, из них проведена стерилизация (кастрирование) 145 голов, подвергнуто лечению голов – 0, утилизировано 0 голов, передано животных из карантина в приют 145 голов, в среду обитания – 145 голов, согласно отчету об использовании финансовых средств, представленных из республиканского бюджета Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по обращению с животными без владельцев Эрзинскому кожжун РТ в 2021 году, составленная ИП ФИО9, планируемая соглашением субвенция в 2021 году – 212 100 руб., получено субвенции из областного бюджета – 212 100 руб., израсходовано 212 100 руб., из них на отлов, транспортировку – 72 500 руб., осмотр и учет – 36 250 руб., стерилизация (кастрация) – 43 500 руб., размещение в приюте – 48 000 руб., возврат на прежнее место обитания – 11 850 руб. умерщвление и утилизация – 0 руб., аналогичные отчеты представлена за 2020 год. За 2022 год запланированные мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных еще не проведены, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения услуг, связанных с содержанием животных без владельцев в приюте для животных; возвратом потерявшихся животных их владельцам, а также поиском новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев, возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения установленных мероприятий, указанных в п.п. 1.2 настоящего договора; размещением в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, какого-либо бездействия со стороны административных ответчиков – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Администрациии Эрзинского района Республики Тыва, выразившегося в неорганизации проведения на территории Эрзинского района Республики Тыва мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; в неисполнении отдельного переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев, в частности по проведению мероприятий – по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев, возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированный агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей статьи, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных в судебном заседании не установлено на основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств, представленных сторонами, в связи с чем суд не находит оснований для возложения обязанности на административных ответчиков устранить нарушения законодательства в области обращения с животными без владельцев, административные исковые требования в указанной части подлежат отказу в удовлетворении в связи с тем, что они необоснованные, опровергаются исследованными письменными доказательствами, которые суд относит к допустимым и относимым доказательствам.

Доводы административного истца о бездействии со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, носящий незаконный характер, выразившегося в неорганизации проведения на территории Республики Тыва мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных суд отклоняет как необоснованные, не подтвержденные материалами дела.

Так, согласно п.1.2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Уполномоченный орган устанавливает порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными.

Организация мероприятий заключается в осуществлении надзора за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств согласно Закону Республики Тыва № 588-ЗРТ.

Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, в том числе через муниципальные учреждения, либо юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (п. 1.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва).

Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва является надзорным органом за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва не организует проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Указанную деятельность осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, в том числе через муниципальные учреждения, либо юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Поэтому доводы прокурора в указанной части, а именно о бездействии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, являются не обоснованными.

Аналогично и с требованием прокурора о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившегося в неорганизации проведения на территории Республики Тыва мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в частности, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно п. 2 постановления Правительства Республики Тыва от 02.03.2005 № 215 «Об утверждении Порядка проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», контроль за исполнением данного постановления возложено на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Согласно п. 1.4 Порядка проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Республики Тыва от 02.03.2005 № 215, мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, по специфике проводимых мероприятий разделяется на:

-диагностические исследования;

- профилактические мероприятия;

- противоэпизоотические мероприятия;

- организационно-хозяйственные мероприятия.

Диагностические исследования, профилактические вакцинации проводятся в соответствии с планом, который составляется ветеринарными учреждениями с учетом поголовья животных и эпизоотической обстановки на подконтрольной территории. (п. 1.5 Порядка проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных).

Профилактические мероприятия условно разделяются на обязательные, которые подлежат ежегодному проведению во всех категориях хозяйств, и на вынужденные, которые необходимо проводить по изменению эпизоотической ситуации на территории (вспышка инфекционной болезни, проявление массовых незаразных болезней). (п.1.6 Порядка проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных).

Обязательные и вынужденные мероприятия проводятся силами ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы совместно с производственной ветеринарной службой хозяйств. (п. 1.7 Порядка проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных).

К мероприятиям, обеспечивающим защиту населения от болезней, общих для человека и животных, также относится и осуществление государственными учреждениями ветеринарии ветеринарно-санитарной экспертизы в предприятиях переработки, общественного питания, на рынках и других точках реализации продукции и сырья животного происхождения. (п. 1.8 Порядка проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных).

Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва является исключительно контролирующим органом и непосредственно организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, не осуществляет. Административный иск в указанной части подлежит отказу в удовлетворении.

Из пояснений представителя административного ответчика ФИО5 в суде следует, что Министерством выполняется план противоэпизоодических мероприятий против особо опасных и заразных болезней животных Эрзинским филиалом ГБУ «Республиканский центр ветеринарии» ежеквартально, о чем представлена информация, Министерством своевременно были объявлены карантины при установлении в Эрзинском районе вспышек по бешенству, проведены мероприятия с ветеринарами, Минсельхоз организовывает своевременную вакцинацию, изъятие крови, всех анализов животных, для того, чтобы не могли возникнуть очаги особо опасных болезней, которые могут представить опасность для человека и животных, ежемесячно проводятся профилактические мероприятия, ежеквартально проводятся бесплатно для всех категорий граждан, для личного подворья, МУП, ЛПХ с целью не распространения очагов, ежегодно ветеринарные врачи закупают шприцы на 11 млн.рублей, вакцины и на территории всех 19 муниципальных образований проводятся профилактические ветеринарные мероприятия. Доказательств обратного административным истцом в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено, как не представлено фактов бездействия в указанной части со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Как установлено в судебном заседании и исследованными материалами приют для безнадзорных животных на территории Эрзинского района не создан, в силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона РТ 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта РФ. Данная норма закона для субъектов РФ является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия, в связи с чем доводы административного истца о бездействии, выраженном в неорганизации приютов для животных без владельцев на территории Эрзинского района Республики Тыва также не принимаются во внимание, поскольку обязанности по организации приютов для животных без владельцев не возложена законом на административных ответчиков, является лишь их правом. Кроме того, административным ответчиком представлены письменные доказательства о принятии с их стороны мер по решению вопроса о выделении и изыскании денежных средств для строительства приютов на территории Республики Тыва, что также не свидетельствует о их бездействии.

Представленные административным истцом доказательства урегулирования спора в досудебном порядке – копия представления от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о наличия бездействия со стороны административных ответчиков, так как в нем содержатся сведения о неопределении Администрацией Эрзинского района Республики Тыва разрешенных мест для выгула домашних животных, что не относится к рассматриваемому административному делу, в частности к неисполнению отдельного переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев - по проведению мероприятий – по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев, возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированный агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей статьи, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Других доказательств в подтверждение обоснованности административного иска административным истцом не представлено в нарушение ст. 62 КАС РФ.

На основании изложенного, административные исковые требования прокурора подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ч. 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Частью 2 ст. 104 КАС РФ предусмотрены основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпунктов 9, 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.

Таким образом, прокурор и административные ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, в связи с чем с них не подлежит взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска (с учетом его уточнения) и.о. прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Эрзинский кожуун Республики Тыва», Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившегося в неорганизации проведения на территории Республики Тыва мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;

о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Эрзинский кожуун Республики Тыва», выразившегося в неисполнении отдельного переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев, в частности по проведению мероприятий – по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев, возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированный агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей статьи, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства путем создания на территории муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» приюта для безнадзорных животных, отвечающих требованиям Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1504;

о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва» реализовать отдельно переданное государственное полномочие по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 6 мая 2022 года (с учетом выходных дней – 30 апреля, 1 мая, 2 мая, 3 мая 2022 года).

Председательствующий Е.В. Хомушку