ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 180003-01-2021-004414-05 от 27.09.2021 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-3895/2021 УИД №18RS0003-01-2021-004414-05 РешениеИменем Российской Федерации

27 сентября 2021 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шахтина М.В., при секретаре Исаковой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Дорожное предприятие Ижевское» к государственному инспектору труда ФИО1, Государственной инспекции труда в УР об оспаривании акта проверки и предписания

УСТАНОВИЛ:

АО «Дорожное предприятие Ижевское» обратилось в суд с административным иском к государственному инспектору труда ФИО1 с требованиями о признании незаконным и отмене: п. 5 акта проверки от <дата><номер>-ОБ/12-3494-И/46-5 и предписания от <дата><номер>-ОБ/12-3495-И/46-5

Иск мотивирован тем, что по результатам проверки, приведенной <дата> главным государственным инспектором труда в УР был составлен акт проверки в п. 5 которого указано «В нарушение требований ст. 8,9,57,123,140 ТК РФ, п. 2.4, 2.5 Соглашения о внесении изменений в трудовой договор <номер> от <дата> и <дата>ФИО7 не начислена и не выплачена выплата в размере трех окладов начальника юридического отдела и доплата к отпуску в размере оклада, что подтверждается расчетным листком за апрель 2021г. и платежными поручениями».

В оспариваемом предписании административный ответчик обязал истца выполнить следующие действия:

1) В соответствии с требованиями ст.8, 9, 57, 123, 140 ТК РФ, условиями п.2.4, 2.5 Соглашения о внесении изменений в трудовой договор <номер> от 01.09.2018г. от 01.12.2020г. ФИО7 начислить и выплатить выплату в размере трех окладов начальника юридического отдела и доплату к отпуску в размере оклада в срок до <дата>

2) В соответствии со ст. 236 ТК РФ произвести начисление и выплату ФИО7 компенсации за нарушение сроков выдачи выплат и доплат, предусмотренных п. 2.5 и 2.5 Соглашения о внесении изменений в трудовой договор <номер> от 01.09.2018г. от 01.12.2020г., компенсации за несвоевременную выплату компенсации отпуска при увольнении.

Административный истец не оспаривает п.2 оспариваемого предписания в части необходимости произведения компенсации за несвоевременную выплату компенсации отпуска при увольнении, согласен с данным предписанием.

Вместе с тем, п.5 оспариваемого Акта и оспариваемого предписания АО «Дорожное предприятие «Ижевское» административный истец считает дополнительное соглашение недействительным, поскольку оно появилось после <дата>, даты окончания полномочий временного генерального директора ФИО4, фактически соглашение подписано не уполномоченным лицом.

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 360 ТК РФ внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры. В акте проверки от <дата>, а также в оспариваемом предписании. Выданном по факту указанной проверки не содержится указаний на извещение органов прокуратуры, что противоречит вышеуказанной норме.

В порядке подготовки к участию в деле определением от <дата> в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО7

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал согласно доводам искового заявления.

В судебном заседании ФИО7 пояснила, что предписание является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.

В судебном заседании ответчик главный государственный инспектор труда ГИТ в УР ФИО1 исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований по причине их необоснованности и недоказанности.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО9 действующая на основании доверенности, пояснила, что Акт проверки и предписание Главного государственного инспектора ГИТ в УР являются законными и обоснованными, оснований для отмены не имеются.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

Приказом № ИДП00000328 с <дата>ФИО7 принята на работу в порядке перевода в АО «Дорожное предприятие Ижевское», с ней заключен трудовой договор.

Согласно п. 4.3 трудового договора <номер> работнику выплачиваются доплаты надбавки, премии, другие поощрительные выплаты в соответствии с системой оплаты труда, действующей в организации.

Приказом от 01.12.2020г. ФИО7 переведена на должность начальника юридического отдела.

<дата> между АО «Дорожное предприятие Ижевское» и ФИО7 подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор.

Согласно п. 2.4. настоящего соглашения оплата труда работника, а также льготы, гарантии и компенсации производятся в соответствии с действующим законодательством и локально-нормативными актами работодателя.

За выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается: должностной оклад в размере 70 000 руб. применяется повременная оплата по окладу согласно табелю ( по часам), в порядке и на условиях, предусмотренных «Положением об оплате труда»; районный коэффициент 15% на все выплаты… В случае прекращения с работником трудовых отношений, работодатель обязуется произвести выплату работнику в размере трех окладов начальника юридического отдела.

В п.2.5 соглашения стороны определили, что работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней в год. Работнику устанавливается доплата к отпуску в размер оклада

Приказом № ИДП55-у от <дата> трудовые отношения с ФИО7 прекращены на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ - по инициативе работника.

<дата> в отношении АО «Дорожное предприятие Ижевское» главным государственным инспектором труда ФИО1 была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки <номер>-ОБ/12-3494-И/46-5.

В рамках проверки, должностным лицом, главным государственным инспектором труда ФИО1 были выявлены следующие нарушения трудового законодательства: в нарушении ст. 140 ТК РФ выплата компенсации отпуска, причитающаяся работнику при увольнении, ФИО7 выплачена 04.05.2021г. приказ о расторжении трудовых отношений от <дата>. В нарушении требований ст. 136 ТК РФ оплата отпуска ФИО7 произведена 30.04.2021г. Дата начала отпуска согласно приказу от 16.04.2020г., с 01.05.2021г.

В нарушении требований ст. 123 ТК РФ ФИО7 не была извещена под роспись о времени начала отпуска за две недели до его начала. В нарушении требований ст. 123 ТК РФ ФИО7 ознакомлена с приказом от <дата> о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 30.04.2021

В нарушении требований ст. 8,9,123,140 ТК РФ, п. 2.4 и 2.5 соглашения о внесении изменений в трудовой договор <номер> от <дата>, от <дата>ФИО7 не начислена и не выплачена выплата в размере трех окладов начальника юридического отдела и доплата к отпуску в размере оклада, что подтверждается расчетным листком за апрель 2021г. и платежными поручениями.

В нарушение требований Постановления Госкомстата России от 05.01.2004г. <номер> «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в личной карточке ФИО7 по унифицированной форме №Т-2 отсутствует подпись работника, подтверждающая ознакомление с вносимыми записями личную карточку.

По результатам проведенной проверки в адрес работодателя АО «Дорожное предприятие Ижевское» главным государственным инспектором труда ФИО1<дата> внесено предписание <номер>-ОБ/12-3495-И/46-5 с требованиями: в срок до 25.06.2021г. в соответствии с требованиями ст. 8,9,123,140 ТК РФ, п. 2.4 и 2.5 соглашения о внесении изменений в трудовой договор <номер> от <дата>, от 01.12.2020г. ФИО7 начислить и выплатить выплату в размере трех окладов начальника юридического отдела и доплату к отпуску в размере оклада; в срок до 25.06.2021г. в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ произвести начисление и выплату ФИО7 компенсации за нарушение сроков выдачи выплат и доплат, предусмотренным п.2.5, 2.5 соглашения от 01.12.2020

Согласно статье 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 57 ТК РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В статье 164 ТК РФ дано понятие гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в области социально трудовых отношений.

Гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (часть 1 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации). Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с абзацем восьмым статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Кодексом (гарантии при приёме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в некоторых случаях прекращения трудового договора.

Главой 27 ТК РФ определены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно статье 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В обосновании административного иска, стороной истца указывается на то обстоятельство, что соглашение, несмотря на датирование его 01.12.2020г. составлялось и подписывалось в апреле-мае 2021г. Со стороны работодателя соглашение от 01.12.2020г. было подписано временным генеральным директором ФИО4 в нарушении имеющихся у него полномочий, положений трудового законодательства и локальных норм, а также без учета интересов собственника предприятия и других работников.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обращено внимание на то, что при реализации гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом Российской Федерации работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» разъяснено, что при рассмотрении исков руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций о взыскании выходных пособий, компенсаций и (или) иных выплат в связи с прекращением трудового договора суду необходимо проверить соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов при включении в трудовой договор условий о таких выплатах.

В случае установления нарушения условиями трудового договора требований законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, законных интересов организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации) суд вправе отказать в удовлетворении иска о взыскании с работодателя выплат в связи с прекращением трудового договора или уменьшить их размер (абзац второй пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 21).

Из приведенных нормативных положений трудового законодательства в их системной взаимосвязи и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что установленная работнику трудовым договором оплата труда, включая выплаты стимулирующего характера (премии, иные поощрительные выплаты), а также выходное пособие, компенсации и иные выплаты в связи с прекращением заключенного с ним трудового договора, в том числе в случае расторжения трудового договора по инициативе работника, должны быть предусмотрены законом или действующей у работодателя системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, соглашениями, другими локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При установлении в трудовом договоре с конкретным работником названных выплат должны учитываться законные интересы организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации), то есть должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Факт заключения, изменения и расторжения трудового договора, а также отдельные элементы его содержания являются индивидуальным трудовым спором

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

В пункт 10 определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является: обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

Таким образом, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

В полномочия государственного инспектора не входит разрешение вопросов о проверке законности заключенного трудового договора, либо иного договора между работником и работодателем.

С учетом установления в судебном заседании того, что должностным лицом - государственным инспектором труда при вынесении предписания не было допущено нарушений действующего законодательства, данный документ был вынесен в результате проведенной в установленном законом порядке внеплановой выездной проверки уполномоченным должностным лицом, содержание предписания соответствует положениям закона, оснований для удовлетворения иска не имеется

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление АО Дорожное предприятие «Ижевское» к главному государственному инспектору труда ФИО1, Государственной инспекции труда в УР об оспаривании акта проверки и предписания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательном виде изготовлено 27.10.2021г.

Председательствующий судья М.В. Шахтин