Дело № 2а-5717/2023
УИД № 18RS0003-01-2023-004724-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Михалевой И.С.
при секретаре Микрюкове Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Некоммерческой организации «Институт исследований катастроф» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление, административный истец) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Институт исследований катастроф» (далее – административный ответчик, Организация) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Управление наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации общественных объединений и осуществлению контроля за их деятельностью. Организация создана 28.02.2006г. Сведения об Организации внесены в ЕГРЮЛ 07.03.2006г. Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по УР за основным государственным регистрационным номером <***>. В своей деятельности Организация руководствуется уставом, утвержденным 28.02.2006г. Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Организации: 426054, <...>. Организация находится в процессе ликвидации, единственным участником ФИО1 16.11.2022г. приняты решения о ликвидации организации и назначении себя ликвидатором. Заявленный срок ликвидации-10.11.2022г. Сведения о принятом решении внесены в ЕГРЮЛ 02.12.2022г.
В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлены многочисленные и грубые нарушения Организацией требований закона.
Организация была уведомлена о проведении проверки посредством направления уведомления от 06.02.2023г. №18/03-550 по адресу Организации и по электронному адресу Ликвидатора. Уведомление направленное Организации, по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, Организацией не получено, конверт почтового отправления возвращен в Управление. Согласно письму Ликвидатора ФИО1 от 04.04.2023г. (вх.№2685/03) Организация в дальнейшем не буде возобновлять свою деятельность и планирует завершить процесс государственной регистрации. Запрашиваемые документы на проверку представлены не были, что свидетельствует о воспрепятствовании деятельности Управления по проведению контрольно-надзорных мероприятий.
В нарушении требований закона Организацией осуществлялась приносящая доход деятельность, не предусмотренная уставом; ни в наименовании организации, ни в учредительных документах не содержаться указания на организационно-правовую форму; организация и ее должностные лица не соблюдали положения устава, регулирующие деятельность общего собрания участников (участника), Президента, Ревизионной комиссии; допускалось распределение части прибыли учредителю; не в полном объеме представлена информация о деятельности органам государственной статистики; в проверяемый период не утверждался самостоятельный баланс и (или) смета.
Указанные нарушения законодательства являются грубыми, поскольку создается существенная угроза общественным отношениям, заключающаяся в отсутствии надлежащей организации деятельности Организации по соблюдению требований федерального законодательства о некоммерческих организациях.
Управлением организации вынесено письменное предупреждение (предписание) от 28.04.2023 №18/03-2038 и установлен срок для устранения допущенных нарушений до 16.06.2023г. Предупреждение (предписание), направленно по адресу Организации и по электронному адресу Ликвидатора. Предупреждение (предписание) Организацией не получено, конверт почтового отправления возвращен в Управление. Выявленные нарушения Организацией устранены не были.
Помимо этого в ходе проверки установлено, что Организацией в Управление не представлены отчетные сведения, а именно: отчеты по форме №ОН001, №ОН002 за 2022 год либо заявление о соответствии Организации в 2022 году требованиям п.3.1 ст.32 ФЗ №7-ФЗ. Также было установлено, что в ЕГРЮЛ содержаться недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) организации.
На основании вышеизложенного Управление просит ликвидировать некоммерческую организацию и исключить сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца, представитель заинтересованного лица УФНС по Удмуртской Республике, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика в судебное заседание, извещенный о времени и месте его проведения по месту регистрации юридического лица, не явился, о причинах неявки не сообщил. Судебная корреспонденция, направленная по адресу регистрации административного ответчика возвращена в суд оператором почтовой связи за истечением срока хранения.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.263 КАС РФ Управлением на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://to18.minjust.gov.ru) 05.10.2023г. размещена информация о назначении к судебному разбирательству настоящего административного дела в судебном заседании 18.10.2023г. в 13-00 час.
В соответствии со ст.ст. 165.1 ГК РФ (часть 4 статьи 2, статья 102, часть 3 статьи 135 КАС РФ), 263 КАС РФ дело рассмотрено без участия представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица.
Исследовав материалы административного дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Как следует из пп. пп. 3, 4 и 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; в иных случаях, предусмотренных законом.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяет Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Некоммерческой организацией в соответствии п. 1 ст. 2 названного Федерального закона является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с требованиями абзаца 1 п. 3 ст. 32 названного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей Статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный ст. 18 Федерального закона РФ от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Пунктом 10 ст. 32 настоящего Федерального закона предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами").
Пунктом 27 названного Постановления предусмотрено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея ввиду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в п. п. 4.2 - 4.5, 4.7 настоящей Статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 года № 705.
Пунктом 2 настоящего Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, уст. Федеральным законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5настоящего Положения).
В соответствии с п. 106 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 30.12.2021 N 274, минюст России (территориальный орган) по результатам государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
При рассмотрении дела установлено, что 07.03.2006г. в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике за основным государственным регистрационным номером 10618310106059 внесена запись о создании Некоммерческой организации «Институт исследований катастроф» (юридический адрес: 426054, <...>).
Как следует из материалов дела и не оспорено административным ответчиком, некоммерческой организацией в нарушение закона осуществлялась приносящая доход деятельность, не предусмотренная уставом; ни в наименовании организации, ни в учредительных документах не содержаться указания на организационно-правовую форму; организация и ее должностные лица не соблюдали положения устава, регулирующие деятельность общего собрания участников (участника), Президента, Ревизионной комиссии; допускалось распределение части прибыли учредителю; не в полном объеме представлена информация о деятельности органам государственной статистики; в проверяемый период не утверждался самостоятельный баланс и (или) смета.
Вынесенное в адрес некоммерческой организации предупреждение о необходимости устранения нарушений требований закона в срок до 16.06.2023г. не получено и не исполнено административным ответчиком, в связи с чем, нарушения действующего законодательства административным ответчиком не устранены.
Помимо этого в ходе проверки установлено, что Организацией в Управление не представлены отчетные сведения, а именно: отчеты по форме №ОН001, №ОН002 за 2022 год либо заявление о соответствии Организации в 2022 году требованиям п.3.1 ст.32 ФЗ №7-ФЗ. Также было установлено, что в ЕГРЮЛ содержаться недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) организации.
Указанные нарушения законодательства являются грубыми, поскольку создается существенная угроза общественным отношениям, заключающаяся в отсутствии надлежащей организации деятельности Организации по соблюдению требований федерального законодательства о некоммерческих организациях.
Принимая во внимание, что доказательства, свидетельствующие об осуществлении административным ответчиком деятельности в качестве юридического лица, отсутствуют, предусмотренные законодательством сведения организация в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации не сообщает, тем самым нарушая положения действующего законодательства в течении продолжительного периода времени, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Некоммерческой организации «Институт исследований катастроф» прекратившей свою деятельность и исключении сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом представлены доказательства нарушения некоммерческой организацией требований закона и прекращения ее деятельности, в связи с чем, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу этого, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН <***>) к Некоммерческой организации «Институт исследований катастроф» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческую организацию «Институт исследований катастроф» (ОГРН <***>) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Некоммерческой организации «Институт исследований катастроф» (ОГРН <***>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий судья Михалева И.С.