ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 180007-01-2022-000483-45 от 24.07.2023 Балезинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2а-428/2023

УИД № 18RS0007-01-2022-000483-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Балезино 24 июля 2023 года

Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики Гафурова С.В., с участием

административного истца Макарова А.А.

представителя административного истца Дерендяевой Е.Е.,

при помощнике председателя суда Романовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Макарова А. А.овича к Совету депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» об отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 30 марта 2023,

УСТАНОВИЛ:

Макаров А. А.ович обратился в Балезинский районный суд УР с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» об отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 30 марта 2023.

Требования административного истца мотивированы тем, что 30 марта 2023 Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» было приятно решение №17-257 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» первого созыва. Согласно данного решения административный ответчик решил применить к Макарову А. А.овичу меру юридической ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий. Данное решение мотивировано докладом Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В. от <дата> «О результатах проверки достоверности и полноты сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей» предоставленных административным истцом в соответствии с п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона №273-ФЗ, ч.7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, Уставом муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики».

Согласно ч.2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Закон от 06.02.2023 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации разрешает региональным и муниципальным депутатам осуществлять свои полномочия без отрыва от основной длительности, не декларировать доходы. Указанный федеральный закон вступил в силу с 01.03.2023.

23.01.2023 был подготовлен доклад начальника Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Правительства Удмуртской Республики (а не доклад Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В., как указано в обжалуемом решении Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 30.03.2023 №17-257).

13.02.2023 было подписано письмо, а не заявление, как того требует ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ) с просьбой рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А., без уточнения имени и отчества депутата.

30.03.2023, без предварительного ознакомления депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» с докладом Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В. с просьбой рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. был поставлен председателем Совета депутатов на голосование.

Проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. был состоявшимся решением опубликован в газете «Вперед» 07.02.2023.

Однако, ранее вопрос о досрочном снятии полномочий председателем Совета депутатов был предан в депутатскую комиссию «Законность и права граждан», возглавляемую депутатом Васильевым А.Н. Комиссия решения о передаче вопроса на Президиум Совета депутатов не принимала.

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст.13.3. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Советом депутатов не выполняются и не выполнены при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. Соответствующая комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не создана в нарушение Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции», решение такой комиссии не получено. Но Советом депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. принято именно в соответствии с п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона №273-ФЗ»О противодействии коррупции».

Нарушение, допущенное административным истцом, является незначительным. Доклад содержит дублирующие друг друга сведения о том, что не указано имущество, а именно: трижды указан земельный участок, доля в праве на него ? площадью 275600кв.м. Относительно раздела декларации «Недвижимое имущество» с п. «з» до п. «щ» в докладе, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения, указаны технические ошибки, не подтверждающие фактов сокрытия имущества от избирателей и государства. Относительно раздела декларации «Транспортные средства» в докладе, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения, указаны также технические ошибки, не подтверждающие фактов сокрытия транспортных средств от избирателей и государства. Относительно раздела декларации «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» в докладе, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения, указаны счета в банках, которых у административного истца нет, также нулевые счета (без наличия денежных средств).

Административный истец просит признать незаконным и отменить решение Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» № 17-257 от 30 марта 2023 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики».

В судебном заседании административный истец Макаров А.А. административный иск поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнений не имеет.

Представитель административного истца Дерендяева Е.Е. требования административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала по доводам, изложенным в нем, в дополнение пояснила суду: нарушена процедура принятия решения о прекращении полномочий административного истца, без наличия решения комиссии по урегулированию споров председатель Совета депутатов не мог вынести данный вопрос на сессию. Депутатская комиссия «Законность и права граждан» не уполномочена рассматривать вопрос о прекращении полномочий депутата, данной комиссией был рассмотрен иной вопрос. Муниципальный правовой акт по мерам ответственности отсутствует. Методические рекомендации Минтруда не применимы к данным правоотношениям, так как Макаров А.Ю. не является муниципальным служащим. Порядок обжалования данного решения не доведен до административного истца. Доклад руководителя Аппарата Главы не содержит ссылки на конкретные суммы денежных средств, которые служат основанием для признания значительным или незначительным правонарушением. Разъяснительной работы по предоставлению сведений Советом не ведется. Протокол 17 сессии содержит противоречивые сведения, количество присутствующих депутатов указано 24, а проголосовало 25. Ответственность за данное нарушение упразднена новым законом, решение вынести данный вопрос на сессию не принималось ни депутатской комиссией, ни Президиумом.

Представитель административного ответчика Совет депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо председатель Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Булдаков С.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал: на основании распоряжения Главы Удмуртской Республики от 16.11.2022 №409-РГ в отношении Макарова А.А. была проведена проверка достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах его супруги, представленных Советом депутатов муниципального образования Балезинский район. О начале проверки депутату направлено уведомление от 13.02.20923 №В15-14-07/0069. По результатам проведенной проверки были установлены факты нарушения Макаровым А.А. требований действующего законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в недостоверности и неполноте представленных сведений о доходах за 2020, 2021 годы.

13.03.2023 в адрес Совета депутатов Балезинского района направлено заявление Главы Удмуртской Республике о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики» Макарова А.А. Согласно докладу о результатах проверки достоверности и полноты сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, представленных депутатом Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики» Макаровым А.А. от <дата>, согласованного Главой Удмуртской Республики 13.02.2023, нарушение, выявленное в ходе проверки расценено как значительный проступок, являющийся достаточным основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Как указано в докладе, выявленное в ходе проверки коррупционное правонарушение, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах истца и доходах его супруги влечет применение к нему меры ответственности в соответствии с п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона №273-ФЗ, ч.1 ст. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ в виде досрочного прекращения полномочий, исключая возможность применения иной боле мягкой меры ответственности, не связанной с лишением статуса лица, замещающего муниципальную должность. Результат проверки был вручен под роспись административному истцу 30.03.2023. Результат проверки Макаровым А.А. не обжаловался. Председателем Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики» в адрес депутатов постоянной комиссии «Законность и права граждан» результат проверки был направлен 29.03.2023 электронной почтой о необходимости проведения заседания постоянной комиссии по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата. Комиссией принято решение о вынесении указанного вопроса на сессию Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики». В соответствии с п.5 порядка принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, предоставившим недостоверные сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденного решением Совета депутатов Балезинского района №40-324 от 29.04.2020 «Об утверждении порядка принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, предоставившим недостоверное или неполные сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным» постоянная комиссия Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район» «Законность и права граждан» рассматривает поступившие материалы и направляет свои предложения по применению одной мер ответственности, определенной в п. 7.3.-1 ч.7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для рассмотрения на заседании президиума и сессии Совета депутатов Балезинского района, в порядке, определенном регламентом Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район», с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком. Таким образом, решения о передаче вопроса на Президиум, как это полагает административный истец, комиссия не принимает.

Постановлением Президиума Совета депутатов Балезинского района от 24.03.2023 утверждена повестка очередной сессии депутатов, в том числе вопрос о досрочном снятии полномочий депутата Макарова А.А. В соответствии с протоколом 17 очередной сессии Совета депутатов Балезинского района решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики» Макарова А.А. принято большинством голосов от установленной численности депутатов (кворум для принятия решения в соответствии со ст. 48 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики» от 15.11.2021 №2-25 (с изменениями, внесенными Решениями Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский района Удмуртской Республики» от 28.10.2022 №13-188, от 15.12.2022 № 14-210 имелся).

Административный ответчик в части доводов о незначительности административного проступка, а также о незаконности принятого доклада является ненадлежащим.

Согласно инструктивно-методическим материалам по отдельным вопросам, связанным с применением положений Федерального закона №12-ФЗ (письмо Минтруда России от 05.05.2023 №28-7/10/П-3518) указано, что возможно осуществление проверки в отношении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами в предыдущие декларационные компании в установленном порядке. При выявлении в рамках таких проверок фактов совершения депутатами коррупционных правонарушений, они подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Кроме того, в просительной части административного иска не поставлено требование, каким образом должно быть восстановлено нарушенное право административного истца.

В соответствии со ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, заинтересованного лица.

Заслушав административного истца, его представителя, исследовав в соответствии со ст. 62, 63 КАС РФ письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно содержанию части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании установлено, что обжалуемое решение вынесено Председателем Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» 30.03.2023 года. С административным иском административный истец обратился 28.06.2023 года о чём свидетельствует штамп о регистрации. Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренный трёхмесячный срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что обжалуемое административным истцом решение подписано Председателем Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Б. С.К.

Из решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 28.09.2021 следует, что Б. С.К. избран Председателем Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район Удмуртской Республики».

Согласно Распоряжения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» № 1-к от 21.10.2021 года, опубликованного на официальном сайте в сети Интернет (https://balezino/ru/sovet/reglament.php) Булдаков С.К. в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» избран Председателем Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район Удмуртской Республики», вступает в должность с 21.10.2021 года.

Согласно Устава муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» 15.11.2021 года № 2-24, Регламента Совета депутатов, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» 15.11.2021 года № 2-25, опубликованных на официальном сайте в сети Интернет (https://balezino/ru/sovet/reglament.php) Председатель Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район Удмуртской Республики» возглавляет Совет депутатов, избирается Советом депутатов из своего состава, представляет Совет депутатов в отношениях с населением, госорганами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами территориального общественного самоуправления, иными лицами и организациями (п. 1, 2, п.п. 1, п.5 ст. 25 Устава; п.1, 6 ст. 8 Регламента).

Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение вынесено уполномоченным лицом.

Постановлением территориальной избирательной комиссии №31.3 от 23.09.2021 в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» первого созыва Касимова Р.З., вакантный мандат депутата передан зарегистрированному кандидату из муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Балезинское районное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Макарову А.А., Сергинская территориальная группа №11 (Избирательный округ Сергинский).

Согласно уведомления от 16.11.2022 Управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства УР на основании распоряжения Главы УР от 16.11.2022 № 409-РГ депутат Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макаров А.А. уведомлен, что в отношении него проводится проверка достоверности и полноты сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, представленных Макаровым А.А. Главе Удмуртской Республики.

Уведомлением №В-14-07/0800 от 22.11.2022 начальник управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства УР Полов Р.И. просит предоставить информацию в отношении депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарова А.А.

Из письма Главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова от <дата> следует, что по результатам проведенной Управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства УР проверки в отношении депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарова А.А. установлены факты нарушения им требований законодательства о противодействии коррупции. Просит рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочии депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарова А.А.

Из доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, представленных депутатом Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской республики» Макаровым А. А.овичем от 23.01.2023 согласованного с Главой Удмуртской Республики Бречаловым А.В.<дата> следует, что Управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики в порядке, установленном Законом Удмуртской Республики от 19.06.2017 №37-РЗ «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицам замещающим муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений», проведена проверка, в ходе которой выявлены факты нарушения депутатом Макаровым А.А. требований законодательства о противодействии коррупции при предоставлении справок о своих доходах и доходах супруги за отчетный период 2020, 2021. В частности, что Макаров А.А. в справке о своих доходах при избрании на муниципальную должность (отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, отчетная дата - 1 сентября 2021 года):

1) в разделе 1 «Сведения о доходах» указал доход по основному месту работы в размере 428 000 рублей, вместе с тем по данным Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике доход, полученный:

от ООО «Креатив» составляет 51 000 рублей;

по ЕНВД составляет 353 388 рублей;

по УСН составляет 3 469 469 рублей;

в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество»:

а) не указал нежилое здание, находящееся в индивидуальной собственности, площадью 472,6 кв.м., расположенное по адресу: УР, Балезинский район, сельское поселение Сергинское, зона (массив) Сергино, строение 280, корпус 1, дата и номер государственной регистрации: 11.03.2021 № l8:02:003001:282-18/114/2021-1, основание государственной регистрации: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.02.2021 № 18-ru18502000-7-2021, договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения от 28.12 2020;

б) не указал земельный участок, находящийся а индивидуальной собственности, площадью 206700 кв.м., расположенный по адресу УР. Балезинский район, сельское поселение Сергинское, зона (массив) Сергино, земельный участок 280, дата и номер государственной регистрации: 14 01.2021 № 18:02:003001:280-18/114/2021-3, основание государственной регистрации: договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения от 28.12.2020;

в) не указал земельный участок, находящийся в индивидуальной собственности, площадью 4100 кв.м., расположенный по адресу: УР. <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

г) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой, собственности (1/4), площадью 275600 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>. основание государственной регистрации: договор купли-продажи 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от <дата>;

д) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой" собственности (1/4), площадью 275600 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, основание государственной регистрации: соглашение об образовании общей долевой собственности на выделенный земельный участок с кадастровым номером <номер> от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, протокол собрания участников общей долевой собственности земельных долей СПК «Сергинский» <адрес> УР от <дата><номер>;

е) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой собственности (1/4), площадью 275600 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, основание государственной регистрации: договор купли-продажи 14 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от <дата>;

ё) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой собственности (доля в праве 6,89 га), площадью 470900 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес> дата к номер государственной регистрации. <дата><номер>, основание государственной регистрации: соглашение об образовании общей долевой собственности на выделенный земельный участок от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

ж) не указал земельный участок, находящийся в индивидуальной собственности, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, 100 метров на северо-восток от <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>"003/2009-199, основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

з) у жилого здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в основании государственной регистрации не указал свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

и) у нежилого здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>А, в основании государственной регистрации не указал договор купли-продажи от <дата>;

к) у земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>А, в основании государственной регистрации не указал договор купли-продажи земельного участка от <дата>;

л) у жилого здания, находящегося в индивидуальной собственности, площадью 64,1 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, ошибочно в адресе указал <адрес>, а не 4, не указал основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, кадастровый паспорт здания от <дата>;

м) у земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в основании государственной регистрации не указал договор купли-продажи земельного участка от <дата>;

н) у нежилого здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в основании государственной регистрации не указал разрешение на ввод в эксплуатацию от <дата><номер>, выданное Администрацией МО «<адрес>»;

о) указал земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости не является его собственностью

3. в подразделе 3.2. «Транспортные средства»:

а) у экскаватора колесного ЭО-2621 ошибочно указал год изготовления1987, согласно данным, предоставленным Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики, год выпуска данного экскаватора 1988;

б) у LADA LARGUS ошибочно указал год изготовления 2016, согласно данным, предоставленным Управлением ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, год выпуска данного автомобиля 2018;

в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:

а) не указал информацию о счетах, открытых в :

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 5 831,23руб., сумма поступивших денежных средств за 2020 год составила 1 493 687,44руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 15 794,62руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счета по состоянию на <дата> 0,00руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 0,00руб;

АО «Россельхозбанк» <дата>, <дата>;

АО «Тинькофф банк» <дата>;

ПАО ВТБ <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> (закрыт <дата>), <дата>;

АО «Альфа-банк» <дата>;

б) указал счет в АО «Россельхозбанк» от <дата>, по данным банка данного счета у него нет;

в) указан счет в ПАО Сбербанк от <дата>, по данным банка данного счета у него нет.

2. Макаров А.А. в справке о доходах супруги при избрании на муниципальную должность (отчетный период с <дата> по <дата>, отчетная дата <дата>):

1) в разделе 1 «Сведения о доходах»:

а) указал доход по основному месту работы в размере 456 000,00руб., по данным Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике доход, полученный от МБДОУ «Сергинский детский сад», составил 461 043,68руб.;

б) не указал доход от вкладов в ПАО Сбербанк в размере 8,57руб.;

2) в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» указал земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: УР, <адрес>, находящиеся в пользовании, а не в собственности;

3) в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:

а) не указал информацию о счетах, открытых в:

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 69 030,89руб., сумма поступивших денежных средств за 2020 год составила 145 008,57руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 9 069,42руб., сумма поступивших денежных средств за 2020 год составила 623 045,75руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 0,00руб.;

АО «Россельхозбанк» <дата> (3 счета);

б) указан счет ПАО Сбербанк от <дата>, по данным банка данного счета у супруги нет;

4) в подразделе 6.2. «Срочные обязательства финансового характера» не указал кредит, выданный АО «Россельхозбанк» по договору от <дата> на сумму 1 362 230,00руб.

Всего в справках о доходах за 2020 год Макаров А.А. не задекларировал доходы на общую сумму 3 450 909,25руб. Общая сумма дохода Макарова А.А. и его супруги за указанный период составила 4 334 909,25руб.

3. Макаров А.А. в справке о доходах за 2021 год:

1) в разделе 1 «Сведения о доходах»:

а) указал доход по основному месту работы в размере 524 187,00руб., по данным Управления Федеральной налоговой службы по УР доход, полученный:

от ООО «Креатив» составляет 22200,12 рублей;

по УСН составляет 3429938 рублей;

б) не указал доход от вкладов в ПАО Сбербанк в размере 0,44руб.;

2) в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество»:

а) не указал нежилое здание, находящееся в индивидуальной собственности, площадью 472,6 кв.м., расположенное по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, основание государственной регистрации: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <дата><номер>-ru<номер>, договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения от 28.12 2020;

б) не указал земельный участок, находящийся в индивидуальной собственности, площадью 206700 кв.м., расположенный по адресу УР. <адрес>, сельское поселение Сергинское, зона (массив) Сергино, земельный участок 280, дата и номер государственной регистрации: 14 01.2021 <номер>, основание государственной регистрации: договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения от <дата>;

в) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой, собственности (1/4), площадью 275600 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>. основание государственной регистрации: договор купли-продажи 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от <дата>;

г) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой" собственности (1/4), площадью 275600 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, основание государственной регистрации: соглашение об образовании общей долевой собственности на выделенный земельный участок с кадастровым номером <номер> от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, протокол собрания участников общей долевой собственности земельных долей СПК «Сергинский» <адрес> УР от <дата><номер>;

д) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой собственности (1/4), площадью 275600 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, основание государственной регистрации: договор купли-продажи 14 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от <дата>;

е) не указал земельный участок, находящийся в общей долевой собственности (доля в праве 6,89 га), площадью 470900 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес> дата к номер государственной регистрации. <дата><номер>, основание государственной регистрации: соглашение об образовании общей долевой собственности на выделенный земельный участок от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

ё) не указал земельный участок, находящийся в индивидуальной собственности, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>"003/2009-199, основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

ж) у жилого здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в основании государственной регистрации не указал свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

з) у нежилого здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>А, в основании государственной регистрации не указал договор купли-продажи от <дата>;

и) у земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>А, в основании государственной регистрации не указал договор купли-продажи земельного участка от <дата>;

к) у земельного участка, находящийся в индивидуальной собственности, площадью 4100 кв.м., расположенный по адресу: УР. <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, ошибочно в адресе указал <адрес>, а не 4, не указал основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>;

л) у жилого здания, находящегося в индивидуальной собственности, площадью 64,1 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, дата и номер государственной регистрации: <дата><номер>, ошибочно в адресе указал <адрес>, а не 4, не указал основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, кадастровый паспорт здания от <дата>;

м) у земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в основании государственной регистрации не указал договор купли-продажи земельного участка от <дата>;

н) у нежилого здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в основании государственной регистрации не указал разрешение на ввод в эксплуатацию от <дата><номер>, выданное Администрацией МО «<адрес>»;

о) указал земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости не является его собственностью

3. в подразделе 3.2. «Транспортные средства»:

а) у экскаватора колесного ЭО-2621 ошибочно указал год изготовления1987, согласно данным, предоставленным Главным управлением по государственному надзору У. Республики, год выпуска данного экскаватора 1988;

б) у ГАЗ 22171 ошибочно указал год изготовления 1989, согласно данным, представленным Управлением ГИБДД МВД по УР, год выпуска данного автомобиля 1999;

4) в разделе «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:

а) не указал информацию о счетах, открытых в :

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> год 1 454,30руб., сумма поступивших денежных средств за 2021 год составила 6 984 654,14руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 795,01руб., сумма поступивших денежных средств за 2021 год составила 17 795,01руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счета по состоянию на <дата> 0,00руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 0,00руб;

АО «Россельхозбанк» <дата>, <дата>;

АО «Тинькофф банк» <дата>;

ПАО ВТБ <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> (закрыт <дата>), <дата>;

АО «Альфа-банк» <дата>;

б) указал счет в АО «Россельхозбанк» от <дата>, по данным банка данного счета у него нет;

2. Макаров А.А. в справке о доходах супруги за 2021 год:

1) в разделе 1 «Сведения о доходах»:

а) указал доход по основному месту работы в размере 474 276,79руб., по данным Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике доход, полученный от МБДОУ «Сергинский детский сад», составил 471 276,79руб.;

б) не указал доход от вкладов в ПАО Сбербанк в размере 68,85руб.;

2) в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:

а) не указал информацию о счетах, открытых в:

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 27 260,59руб., сумма поступивших денежных средств за 2021 год составила 81 260,59руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 49 464,64руб., сумма поступивших денежных средств за 2021 год составила 932087,30руб.;

ПАО Сбербанк <дата>, остаток на счете по состоянию на <дата> 0,00руб.;

АО «Россельхозбанк» <дата> (3 счета);

а) указан счет ПАО Сбербанк от <дата>, по данным банка данного счета у супруги нет;

Всего в справках о доходах за 2021 год Макаров А.А. не задекларировал доходы на общую сумму 2 928020,41руб., а также завысил сумму задекларированных доходов на общую сумму 3 000,00руб. Общая сумма дохода Макарова А.А. и его супруги за указанный период составила 3 923 484,20руб.

Согласно ответу прокуратуры Балезинского района <номер> от <дата> следует, что Совет депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район» имеет право рассматривать вопросы о снятии полномочий с депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» в связи с нарушением требований при предоставлении сведений о доходах.

Скриншот страницы сайта Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» подтверждает направление 29.03.2023 депутатам Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» доклада по Макарову А.А. и Васильеву М.В.

Согласно протокола 17 очередной сессии депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 30.03.2023 принято решение большинством голосов о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарова А.А.

Постановлением Президиума Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 24.03.2023 утверждена повестка дня очередной семнадцатой сессии Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» первого созыва 30.03.2023 в 10.00, в том числе вопрос №18 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарова А.А.»

Согласно решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» № 17-257 от 30.03.2023 постановлено применить к Макарову А.А. меру юридической ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий, опубликовать решение в общественно-политической газете «Вперед», направить решение депутату Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарову А.А.

Скриншот сайта страницы Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» подтверждает направление 04.04.2023 на электронный адрес Макарова А.А. решения от 30.03.2023

Из заявления депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарова А.А. от <дата> в Совет депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики», копия начальнику управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства УР Полову Р.И. следует, что Макаров А.А. просит снять вопрос о досрочном прекращении полномочий с повестки 17 сессии депутатов МО «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» до выяснения все обстоятельств о достоверности доклада начальника управления по вопросам противодействии коррупции Администрации Главы и Правительства УР Полова Р.И.

Согласно информации начальника управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства УР Полова Р.И. № В15-14-07/0182 от <дата> доводы, изложенные в его обращении от <дата> рассмотрены, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имущества и обязательств имущественного характера проведена именно в отношении Макарова А.А. и его супруги.

Согласно расписке от <дата> депутат Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макаров А.А. получил от Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства УР письмо по итогам рассмотрения заявления от 29.03.2023 № В15-14-07/0182.

Из ответа председателя Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Б. С.К. <номер> от <дата> депутату Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Макарову А.А. следует, что снятие вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. с повестки дня 17 сессии нецелесообразно.

Из письма председателя Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» №58 от 15.03.2023 следует, что он поручает провести заседание комиссии «Законность и права граждан» для подготовки заключения по применению меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.

Скриншот сайта страницы Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 15.03.2023 подтверждает направление поручения и докладов председателю комиссии «Законность и права граждан» Васильеву А.Н.

Согласно уведомления №64 от 16.03.2023 председатель Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» Б. С.К. информирует о заседании в 10.00 <дата> комиссии «Законность и права граждан».

Согласно протокола заседания комиссии «Законность и права граждан» от <дата> в повестку заседания пятым вопросом включено применение меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий в отношении Макарова А.А. Решено дать поручение Аппарату Совета депутатов для ответа на вопросы.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.

В силу предписаний части 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно ст. 2, ч.1, 3, 4 ст. 2.2 Закона Удмуртской Республики от 19.06.2017 №37-РЗ «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений" (принят Государственным Советом УР 06.06.2017 N 1039-V) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 28.06.2017 N RU18000201700464). Проверка сведений, представляемых в соответствии со статьями 1 и 1.1 настоящего Закона настоящего Закона (далее - проверка), осуществляется по решению Главы Удмуртской Республики.

При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения депутатом представительного органа муниципального образования, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Глава Удмуртской Республики обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Представительный орган муниципального образования обязан рассмотреть заявление Главы Удмуртской Республики о применении к депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, не позднее чем через 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления, а если это заявление поступило в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления Главы Удмуртской Республики, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, вправе принять решение о применении к депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности, не указанной в заявлении Главы Удмуртской Республики, но предусмотренной частью 2 настоящей статьи, или досрочно прекратить полномочия депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

При этом частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно разрабатываются Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (далее - Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат доступные к пониманию и применению нормы, разъяснения.

Обязанность представления Макаровым А.А. сведений о доходах предопределяла его обязанность изучить соответствующие ежегодные Методические рекомендации и следовать им при заполнении справок.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Методических рекомендациях:

в разделе 1 «Сведения о доходах»:

в строке «Доход по основному месту работы» указывается доход, полученный служащим (работником) в том государственном органе (организации), в котором он замещал должность на отчетную дату. Указанию подлежит общая сумма дохода, содержащаяся в справке по форме 2-НДФД, выдаваемой по месту службы (работы) (графа «Общая сумма дохода»). Если по основному месту работы получен доход, который не включен в справку по форме 2-НДФЛ, он подлежит указанию в иных доходах. Служащий (работник) может представить пояснения, если его доходы, указанные в разделе 1 справки и в справке по форме 2-НДФЛ отличаются, и приложить их к справке (пункт 41 Методических рекомендаций);

Представление сведений в отношении лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего специальные налоговые режимы:

при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в качестве «дохода» указывается величина вмененного дохода (подпункт 1 пункта 43 Методических рекомендаций;

при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) в качестве «дохода» указывается сумма полученных доходов за налоговый период, которая подлежит указанию в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, независимо от объекта налогообложения. При этом служащий (работник) может представить пояснения по существу доходов от предпринимательской деятельности, полученных им или членами его семьи, и приложить их к справке (подпункт 2 пункта 43 Методических рекомендаций (за отчетный 2020 год), подпункт 1 пункта 43 Методических рекомендаций;

б) в строке «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» указывается общая сумма доходов, выплаченных в отчетном периоде в виде процентов по любым вкладам (счетам) в банках и иных кредитных организациях, вне зависимости от их вида и валюты, включая такие доходы от вкладов (счетов), закрытых в отчетном периоде (пункт 51 Методических рекомендаций). Сведения о наличии соответствующих банковских счетов и вкладов указываются в разделе 4 справки (пункт 52 Методических рекомендаций);

в) в строке «Иные доходы» указываются доходы, которые не были отражены в строках 1-5 справки, в частности доход, полученный индивидуальным предпринимателем (указывается согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в соответствии с пунктом 43 Методических рекомендаций (подпункт 27 пункта 60 Методических рекомендаций), подпункт 30 пункта 60 Методических рекомендаций);

при заполнении подраздела 3.1 «Недвижимое имущество» указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему (работнику), его супруге (супругу) и (или) несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы. При заполнении данною подраздела рекомендуется заблаговременно проверить наличие и достоверность документов о праве собственности и/или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРП) (пункт 82, 84 Методических рекомендаций).

Для каждого объекта недвижимого имущества указываются реквизиты (серия, номер и дата выдачи) свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество или номер и дата государственной регистрации права из выписки Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Также указываются наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда и др.) (пункт 99, 101 Методических рекомендаций).

в подразделе 3.2 «Транспортные средства» указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы. Транспортные средства, переданные в пользование по доверенности, находящиеся в угоне, в залоге у банка, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д., собственником которых является служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок, также подлежат указанию в справке (пункт 104, 106 Методических рекомендаций).

в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» подлежит отражению информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату в банках и иных кредитных организациях на основании гражданско-правового договора на имя лица, в отношении которого представляется справка. В частности, подлежит указанию информация о счетах с нулевым остатком по состоянию на отчетную дату, а также счетах, открытых для погашения кредита, счета, открытые гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 110, подпункты 1, 5, 7 пункта 111, пункт 127, подпункты 1, 5, 7 пункта 128 Методических рекомендаций).

Для получения достоверных сведений о дате открытия счета в банке (иной кредитной организации), виде и валюте такого счета, остатке на счете на отчетную дату и сумме поступивших на счет денежных средств следует обращаться в банк или соответствующую кредитную организацию в рамках Указания Банка России № 5798-У (пункт 130 Методических рекомендаций)

В соответствии с пунктом 1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Расторжение такого договора является основанием закрытия счета клиента (пункт 7 статьи 859 ГК РФ) (пункт 128, 145 Методических рекомендаций).

До момента закрытия соответствующего счета, счет считается открытым и подлежит отражению в разделе 4 справки (пункт 130, 147 Методических рекомендаций).

в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящегося и пользовании» требуется указывать объекты недвижимого имущества, которые непосредственно находятся в пользовании декларанта и (или) его супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка на основании заключенных договоров (аренда, безвозмездное пользование и т.д.) или в результате фактического предоставления в пользование, в частности, жилое помещение, в котором зарегистрировано лицо, в отношении которого представляется справка (пункт 144, 162 Методических рекомендаций).

в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» указывается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 000 руб., кредитором или должником по которому является служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок. В данном подразделе также подлежат отражению срочные обязательства финансового характера гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении которого представляется справка (пункт 154, 172 Методических рекомендаций).

Таким образом, факт представления депутатом Макаровым А.А. справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020, 2021 годы, содержащих заведомо недостоверные и неполные сведения, нашел подтверждение в ходе судебного заседания. У Главы Удмуртской Республики имелись правовые основания для обращения с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А., соответственно у административного ответчика наличествовала обязанность по принятию соответствующего решения в установленной законом процедуре и срок.

Ссылки стороны административного истца на то, что нарушена процедура принятия решения о прекращении полномочий, в орган местного самоуправления поступил доклад начальника Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, а не доклад Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В., а также подписано письмо, а не заявление судом отклоняются по следующим основаниям.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 15 ноября 2021 года № 2-25 (с изменениями, внесенными Решениями Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 28.10.2022 г №13-188 от 15.12.2022 года № 14-210) опубликованного на официальном сайте в сети Интернет (https://balezino/ru/sovet/reglament.php) был утвержден регламент Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики». Пунктами 1, 2, 5, 6 ст. 2 Регламента определено, что основной формой работы Совета являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесённые к полномочиям Совета. Сессия может состоять из одного или нескольких заседаний. Сессии проводятся в рабочие дни. Сессии Совета проводятся не реже одного раза в 90 дней в соответствии с планом нормотворческой работы. Заседание Совета правомочно, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Совета.

В соответствии со ст. 30 Регламента на очередные сессии Совет созывается Председателем, а в его отсутствие – заместителем Председателя не реже одного раза в 90 дней с учетом плана нормотворческой работы.

Решение о созыве сессии оформляется Постановлением Председателя Совета. Проект повестки сессии утверждается Президиумом не позднее, чем за пять дней до её проведения.

Постановление о созыве очередной сессии и проект повестки сессии размещаются на официальном сайте района не позднее, чем за пять, а внеочередной – не позднее, чем за три дня до её открытия.

Депутатам направляются проект повестки сессии, проекты решений, другие документы и материалы по вопросам повестки сессии в электронном или бумажном виде не позднее, чем за пять дней до её проведения, а также они информируются о времени и месте проведения сессии.

Материалами дела достоверно подтверждено, что решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Макарова А.А. было включено в повестку дня очередной 17 сессии депутатов Совета депутатов первого созыва муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» постановлением от 24 марта 2023 года, которое было назначено на 30 марта 2023 года, подготовлен проект повестки дня и извещены все депутаты. Административный истец Макаров А.А. участвовал в заседании очередной 17 сессии, что следует из протокола заседания от 30.03.2023. Более того, о том, что он был уведомлен о дате проведения сессии свидетельствует заявления административного истца от 27.03.2023 года о снятии с повестки сессии вопроса о прекращении его полномочий.

В заседании сессии приняли участие 24 депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» (общее число депутатов - 30 депутатов согласно п. 2 ст. 22 Устава (решения от 19.05.2011г.№42-260), что подтверждается протоколом заседания сессии от 30.03.2023, оспариваемое решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов, поскольку за принятие решения проголосовали 18 депутатов. Указание в протоколе сессии при подсчете голосов общее количество депутатов 25 суд считает технической ошибкой, перевес в один голос при принятии решения в ту или иную сторону не мог оказать существенное влияние на исход голосования. Данный довод безусловным основанием к удовлетворению административного искового заявления не является.

Необходимость предварительного рассмотрения заявления Главы Удмуртской Республики и пояснений к ним на постоянно действующей комиссии Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район «Законность и права граждан» до принятия решения на сессии Совета отсутствовала, так как согласно Порядка принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Балезинский район» №40-324 от 29.04.2020, постоянная комиссия Совета депутатов рассматривает поступившие материалы и направляет свои предложения по применению одной из мер ответственности, определенной п. 7.3-1. ч.7 ст. 40 Федерального закона от 06.120.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для рассмотрения на заседании президиума и сессии Совета депутатов при условии, если искажение этих сведений является несущественным. То есть, решения о передаче вопроса на Президиум в данном случае комиссия не принимает.

Различия документов поименованные в оспариваемом решении не являются существенными и не влияют на исход рассмотрения дела.

Таким образом, доводы стороны административного истца о нарушении порядка принятия решения не подтверждаются материалами дела.

Доводы стороны административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, о том, что нарушение является незначительным, доклад содержит дублирующие друг друга сведения, а также наличие технических ошибок, не указание счетов в банках с нулевым остатком, а также доводы изложенные в судебном заседании о том, что Советом депутатов не проводится необходимая разъяснительная работа по заполнению справок о доходах в силу вышеизложенных норм права являются основанными на неверном толковании норм права. Замещение муниципальной должности депутата определяет особый правовой статус указанного лица, который включает в себя, в частности обусловленные характером соответствующей деятельности, права и обязанности и налагает определенные ограничения, связанные с исполнением обязанностей, а также предоставляемые такому лицу гарантии. Установление особого правового статуса лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляется федеральным законодателем, который посредством специального регулирования вправе определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования органов местного самоуправления. К числу таких обязанностей относится предоставление лицом, замещающим муниципальную должность, достоверных и полных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с обязанностями, связанными с приобретенным ими правовым статусом и должны осознавать, что представление заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах либо непредставление таких сведений влечет применение к ним мер юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения.

Макаров А.А. как лицо, замещающее муниципальную должность, обязан знать и исполнять нормы действующего федерального и республиканского законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения. Данные об обстоятельствах, препятствующих соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции в части представления сведений о доходах, Макаров А.А. в рамках проверки и рассмотрения данного дела не представил. Результаты проверки, которые были положены в основу обращения Главы Удмуртской Республики не оспорены, доказательств признания результатов проверки недостоверными материалы дела не содержат. Вопрос о выборе мер ответственности относится к компетенции муниципального собрания, а представление депутатом Макаровым А.А., заведомо неполных и недостоверных сведений о принадлежащем ему имуществе, банковских счетах, доходах, не знать о принадлежности которых он сам не мог, в рассматриваемом случае нельзя признать несущественным нарушением, поскольку искажение предоставленных сведений носило значительный характер.

Постановлением Главы муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 28.01.2022 года № 3 утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» и урегулированию конфликта интересов».

В полномочия указанной комиссии рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов в отношении депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район УР» не входит.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона №131-ФЗ депутатом является лицо, замещающее муниципальную должность.

Создание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и принятие решение такой комиссии при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов не требуется.

Порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих муниципальные должности, по результатам проверки достоверности и полноты представленных ими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей урегулирован Законом УР от 19.07.2017 №37-РЗ.

Случаи, когда в отношении выборного должностного лица могут быть применены иные меры ответственности, отличные от досрочного прекращения полномочий, а также перечень этих мер содержатся в части 7.3.1, которой дополнена статья 40 Федерального закона N 131-ФЗ.

К таким случаям относятся случаи представления выборным должностным лицом недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

В данном случае выявленные нарушения, допущенные депутатом Макаровым А.А. являются существенными, сведения о доходах представлены неполно, привели к сокрытию дохода от декларирования, в связи с чем мера ответственности в виде прекращения полномочий досрочно носит безальтернативный характер.

С 01.03.2023 года на основании Федерального закона от 06.02.2023 № 12-ФЗ изменился порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера региональными и муниципальными депутатами, осуществляющими деятельность на непостоянной основе.

Вместе с тем, указанные нарушения выявлены при предоставлении сведений о доходах за 2020, 2021 годы, до вступления в силу указанного закона.

Изменения в закон не отменяет ответственность за предоставление недостоверных сведений.

Министерством труда и социальной политики Российской Федерации подготовлены инструктивно-методические материалы по отдельным вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором отражены вопросы предоставления депутатами сведений о доходах до 1 марта 2023 г. (т.е. до вступления в силу Федерального закона № 12-ФЗ).

Доводы стороны административного ответчика о том, что административное исковое заявление не содержит требования о признании незаконным оспариваемого решения своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли, так как данное требование в административном исковом заявлении имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований Макарова А. А.овича к Совету депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» № 17-257 от 30 марта 2023 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» первого созыва отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года.

Судья С.В. Гафурова