Дело № 2а-1229/2020
УИД №18RS0021-01-2020-001649-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. ФИО1 01 октября 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Кулачинской К.С.,
представителя административных ответчиков - и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф., Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, заинтересованного лица С.О.В.– Б.И.В., действующей на основании доверенностей №***в от дд.мм.гггг, №***а от дд.мм.гггг, №*** от дд.мм.гггг, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ №***,
представителя заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства ФИО2, действующего на основании доверенности №***-юр от дд.мм.гггг, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ №***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф.З.Р.Ф., Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики о признании незаконным решений, действий (бездействия) лица, наделенного государственными и иными публичными полномочиями,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. Р.Ф. о признании незаконным решений, действий (бездействия) лица, наделенного государственными и иными публичными полномочиями с требованиями:
1) признать письменное сообщение и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. от 28.04.2020 №***-ж незаконным;
2) обязать и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. дать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов о:
выдаче Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ЖКХ) предписания о выполнении действий, предусмотренных п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. № 149 (далее – Порядок): при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня получения предписания уведомить об этом заказчика; на основании документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки приборов учета; информировать заказчика о планируемой дате осмотра; при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направить заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки приборов учета; если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки прибора учета; при отсутствии технической возможности выполнить работы, указанные в заявке, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направить заказчику мотивированный отказ в заключении договора;
привлечении МУП ЖКХ, директора МУП ЖКХ к ответственности– вынесении постановления о назначении административного наказания – по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
привлечении заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В. к дисциплинарной ответственности – увольнении с гражданской службы по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3) взыскать с и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 07.04.2020 г. ФИО3 направил начальнику Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики жалобу, в которой поставил вопросы о: выдаче МУП ЖКХ предписания о выполнении действий, предусмотренных п.9–11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149, привлечении МУП ЖКХ, директора МУП ЖКХ к ответственности по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; привлечении заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В. к дисциплинарной ответственности.
14.05.2020 ФИО3 получил письменное сообщение и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. от 28.04.2020 №***-ж (далее– письменное сообщение). Однако в письменном сообщении не содержится ответа по существу поставленных в жалобе вопросов.
Административный истец считает, что оспариваемым письменным сообщением нарушено его право, предусмотренное п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ), – получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В дальнейшем в ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил административное исковое заявление, изложив административное исковое заявление в новой редакции, в соответствии с которой оспариваемым письменным сообщением нарушены его права, предусмотренные: ч. 1-2 ст. 28.5, ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ); п. 3 ст. 5, п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ); п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 (далее также - Порядок).
Оспариваемое письменное сообщение надлежит проверить на соответствие ч. 1-2 ст. 28.5, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, п. 3 ст. 5, п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ, п. 9-11 Порядка. Просил:
1) признать письменное сообщение и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. от 28.04.2020 №***-ж незаконным;
2) обязать и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф дать письменный ответ по существу поставленных в его жалобе от 28.11.2019 вопросов, в данном ответе должны быть указаны:
сведения о выдаче МУП ЖКХ предписания о выполнении действий, предусмотренных п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 (далее - Порядок): при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня получения предписания уведомить об этом заказчика; на основании документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания произвести осмотр объекта с целью про-верки наличия технической возможности установки приборов учета; информировать заказчика о планируемой дате осмотра; при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направить заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки приборов учета; если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки приборов учета; при отсутствии технической возможности выполнить работы, указанные в заявке, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направить заказчику мотивированный отказ в заключении договора;
сведения о вынесении постановления о признании МУП ЖКХ, директора МУП ЖКХ виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося в нарушении п. 9-11 Порядка, и наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ– от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
сведения об увольнении с гражданской службы заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В. по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3. взыскать с и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании 09.09.2020 г. в соответствии с ч. 2 ст. 221 КАС РФ определением суда к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен орган, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф – Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики. Также 09.09.2020 г. в порядке ст. 47 КАС РФ определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены С.О.В. – заместитель начальника жилищной инспекции-заместителя главного государственного жилищного инспектора УР, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, Д.И.С. – директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. Р.Ф., заинтересованного лица заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В.– Б.И.В. административный иск не признала, поддержала направленный ранее отзыв, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Жилищная инспекция Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - жилищная инспекция) осуществляет свою деятельность в соответствии ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), разделом 10 ЖК РФ, Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики утв. постановлением Правительства УР от 29 декабря 2017 года № 588.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом дд.мм.гггг № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. (Далее по тексту Закон № 59-ФЗ).
Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Можге сопроводительным письмом от 04.12.2019г. №***, соответствии с п.3 ст. 8 Закона №59-Ф обращение ФИО4 об отказе Муниципального унитарного предприятия жилищи коммунального хозяйства, ИНН <***> (далее - МУП ЖКХ) в проведении работ прокладке трубопроводов, установке водомерных узлов учета в <***> многоквартирного дома по адресу: <***> перенаправлено для рассмотрения и разрешения по существу направлено в Управление по надзору УР.
На основании распоряжения первого заместителя начальника Главного управления главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики №*** с 09.01.2020 г. главным государственным жилищным инспектором отдела жилищного надзора и лицензионного контроля жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Д.Ю.К. (Далее по тексту Инспектор) в отношении МУП ЖКХ проведена внеплановая документарная проверка порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ № 294) на предмет соблюдения обязательных требований установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
10.06.2020 г. в отношении МУП ЖКХ возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) за необоснованный (уклонение) организации, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения. В соответствии с постановлением Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении №И6-02-646 от 06.07.2020 года МУП ЖКХ привлечено к административной ответственности за совершение?административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса РФ административных правонарушениях. Предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
По результатам проверки по распоряжению от 09.01.2020 г. №*** Инспектором в адрес МУП ЖКХ выдано предписание №*** от 14.02.2020г. о принятии мер к заключению договора на установку узлов учета холодного и горячего водоснабжения <***> его исполнению. Данная формулировка в тексте предписания предполагает в том числе исполнение обязательных требований, установленных Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 148.
При проведении проверки исполнения предписания, Главным управлением государственному надзору З.Р.Ф. Республики, будут учтены требования пунктов 10,11 Порядка к заключению договора на установку приборов учета коммунальных ресурсов.
По вопросу прокладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении №*** по ул. <***> Управление по надзору УР сообщило заявителю, что в соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила 491), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
По результатам проверки и рассмотрения обращения заявителя даны письменные от 06.02.2020 г. №***-ж и от 14.02.2020 г. №***-ж. Ответы являются исчерпывающими и даны по всем основаниям, изложенным в обращении.
Таким образом, в рамках предусмотренных законом полномочий, жилищной инспекцией были проведены все необходимые мероприятия, а именно - проведена проверка доводам, изложенным в обращении, выдано предписание о необходимости устранения рушений законодательства, выявленных в ходе проверки. Довод заявителя о том, что он не просил выдавать такое предписание, считают несостоятельным, поскольку предписание вынесено с целью исполнения п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 294 и устранения нарушений, выявленных ходе проверки информации, изложенной в его обращении. Заявителю предоставлены письменные ответы, кроме того, МУП ЖКХ привлечено к ответственности, предусмотренной ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, отсутствуют основания для привлечения заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики - С.О.В. к дисциплинарной ответственности и увольнению с государственной гражданской службы по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».?
Также считают, что должностными лицами Управления по надзору УР обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений заявителя (вх. Б /3653 от дд.мм.гггг, № Б/901 от дд.мм.гггг), а также даны письменные ответы по существу поставленных в обращениях вопросы (исх. №***-ж от дд.мм.гггг, №***-ж от дд.мм.гггг, №***-ж от дд.мм.гггг, №***-ж от дд.мм.гггг).
Согласно п. 9 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденному постановлением Правительства УР от 29.12.2020 г. № 588, Управление по надзору УР с целью реализации полномочий вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Управления по надзору УР, при этом письма жилищной инспекции Управления по надзору УР с такими разъяснениями не имеют силы нормативного акта и являются изложением позиции жилищной инспекции Управления по надзору УР по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию.
Представитель административных ответчиков Б.И.В., дополнительно пояснила, что государственным органом выполнены все обязательства, возложенные на него, а именно дан письменный ответ и проведены все процедуры по заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 в удовлетворении заявленного административного иска возражал. Дополнительно пояснил, что административный истец всячески сам препятствует тому, чтобы были выполнены заявленные им требования по установке.
Административный истец ФИО3, административный ответчик и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф заинтересованное лицо С.О.В. – заместитель начальника жилищной инспекции-заместителя главного государственного жилищного инспектора УР, заинтересованное лицо директор МУП ЖКХ Д.И.С. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец ФИО3 обратился в Можгинский районный суд Удмуртской Республики 13.08.2020 г. с административным исковым заявлением об оспаривании ответа и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики З.Р.Ф. Р.Ф. от 28№***04.2020 №***-ж.
Как следует из административного искового заявления, оспариваемый ответ получен ФИО3 14.05.2020 г., что подтверждается также представленным административным истцом в материалы дела конвертом.
Таким образом, предусмотренный трёхмесячный срок на обращение в суд по оспариванию названного ответа административным истцом не пропущен.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Рассмотрение и разрешение в органах государственной власти Удмуртской Республики заявлений, жалоб и иных обращений регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (статья 10 Закона № 59-ФЗ).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона № 59-ФЗ.
Согласно п. 1 раздела 1 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.12.2017 N 588 (ред. от 30.06.2020) «О Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики» (далее – Положение о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики) Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере регионального государственного строительного надзора; государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики; регионального государственного жилищного надзора; лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензионный контроль); лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики закреплены вопросы организации деятельности указанного органа государственной власти Удмуртской Республики, в том числе организация рассмотрения обращений организаций и граждан по вопросам, относящимся к сфере деятельности Главного управления, а также структура Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, в которую входит, в том числе, и заместитель начальника жилищной инспекции - заместитель главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики.
Как установлено судом при рассмотрении дела, 28.11.2019 г. в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Можге поступило письменное обращение ФИО3
В вышеуказанном обращении административным истцом указывалось, что 24.10.2019 г. он обратился к директору МУП ЖКХ с заявкой о заключении договора на проведение работ по прокладке трубопроводов, установке водомерных узлов учета, однако МУП ЖКХ не совершило никаких действий по данной заявке, нарушило п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149. В связи с чем ФИО3 просит выдать директору МУП ЖКХ предписание о выполнении МУП ЖКХ следующих действий: при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня получения предписания уведомить об этом заказчика; на основании документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки приборов учета; информировать заказчика о планируемой дате осмотра; при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных п. 7-9 Порядка, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направить заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки приборов учета; если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки прибора учета; при отсутствии технической возможности выполнить работы, указанные в заявке, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направить заказчику мотивированный отказ в заключении договора; привлечь МУП ЖКХ, директора МУП ЖКХ к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг).
По результатам рассмотрения обращения Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Можге установлено, что сведений о нарушении требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей обращение ФИО3 не содержит, 04.12.2019 г. обращение ФИО3 направлено по подведомственности для рассмотрения и разрешения по существу в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики, поступило в Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики 11.12.2019 г., зарегистрировано за № Б/3653.
09.01.2020 г. по результатам рассмотрения обращения ФИО3, поступившего через Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Можге, Жилищной инспекцией Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики установлено, что в обращении содержится указание на факт нарушения прав потребителя в части отказа МУП ЖКХ в заключении договора, регулирующего условия установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет с ФИО3, вынесено представление № 03/03-15-1 о назначении в отношении МУП ЖКХ внеплановой проверки на основании пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на предмет соблюдения требований законодательства об энергосбережении, распоряжение первого заместителя – заместителя начальника Главного управления – главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики № 03/03-03-1 от 09.01.2020 г. о проведении внеплановой документарной проверки в отношении МУП ЖКХ, срок рассмотрения обращения продлен, о чем ФИО3 сообщено в письме № 14-ж от 09.01.2020 г. за подписью заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В.
06.02.2020 г. заместителем начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В. ФИО3 дан письменный мотивированный ответ № 1274-ж, в котором указано следующее:
«…В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов…С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
По информации, представленной Администрацией муниципального образования «Город Можга» инженерно-техническое оборудование (тепловые сети, ГВС, ХВС) дома, расположенного по адресу: <***>, непосредственно присоединено к сетям МУП ЖКХ, являющегося ресурсоснабжающей организацией.
В настоящее время на основании распоряжения первого заместителя – заместителя начальника Главного управления – главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики № 03/03-03-1 от 09.01.2020 г. в отношении МУП ЖКХ проводится внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, срок окончания проведения проверки 14.02.2020 г., в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, предусмотренных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности МУП ЖКХ будет выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также будут приняты меры по привлечению юридического и (или) должностного лица, допустившего выявленные нарушения, к ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ за необоснованный отказ (уклонение) организации, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) его исполнения.
С результатами проверки вы можете ознакомиться на ГИС ЖКХ в раздел Реестры/Реестры проверок либо по телефону <***>) Д.Ю.К.».
Кроме того, в ответе № 1274-ж от 06.02.2020 г. даны разъяснения по вопросу прокладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении.
В дальнейшем, по результатам проведённой в отношении МУП ЖКХ проверки 14.02.2020 г. составлен акт государственного контроля (надзора) №03/03-03-1, которым установлено, что в действиях МУП ЖКХ содержится факт нарушения ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, выразившийся в отказе МУП ЖКХ в заключении договора на установку узлов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют; по результатам проведения мероприятий по государственному контролю МУП ЖКХ выдано предписание № 03/03-03-1 от 14.02.2020 г. принять меры к заключению договора с ФИО3 на установку узлов учета используемых энергетических ресурсов в жилом помещении №*** по адресу: УР, <***>, установлен срок исполнения – до 24.04.2020 г.
14.02.2020 г. заместителем начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики С.О.В. ФИО3 дан письменный мотивированный ответ № 1613-ж, в котором отражены сведения о результатах проверки соблюдения МУП ЖКХ обязательных требований, установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности к установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в частности, о выдаче МУП ЖКХ предписания в срок до 24.04.2020 г. принять меры к заключению договора на установку узлов учета холодного и горячего водоснабжения в <***>, и его исполнению, а также о том, что рассматривается вопрос о привлечении МУП ЖКХ к ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника жилищной инспекции – заместителя главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики С.О.В. №И6-02-646 от 06.07.2020 г. МУП ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Согласно п. 2 порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Пунктом 7 Порядка установлено, что для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать: сведения о предмете договора; фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты; адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета; требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации. К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика (пункт 9 Порядка).
На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра. В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра (пункт 10 Порядка).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.
Как следует из материалов дела, в обращении ФИО3 содержатся сведения о нарушении МУП ЖКХ порядка заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в частности, п. 9-11 Порядка, а также просьба заявителя выдать директору МУП ЖКХ предписание о выполнении МУП ЖКХ действий, предусмотренных п. 9-11 Порядка и привлечь МУП ЖКХ, директора МУП ЖКХ к административной ответственности.
Судом при рассмотрении дела установлено и следует из исследованных в судебном заседании материалов проверки по обращению ФИО3, что доводы обращения ФИО3 являлись предметом проверки Жилищной инспекцией Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики соблюдения МУП ЖКХ требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в частности, Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о чем административный истец уведомлен в письменном мотивированном ответе № 4532-ж от 28.04.2020 г. за подписью и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики. Ответ заявителю дан 28.04.2020 г., в связи с чем обращение было рассмотрено в установленный законом срок, мотивированный ответ со ссылками на соответствующие нормы закона в адрес административного истца направлен административным ответчиком, нарушений сроков рассмотрения обращения судом при рассмотрении дела не установлено, ответ дан надлежащим должностным лицом, действовавшим в пределах своей компетенции.
При этом, в судебном заседании 09.09.2020 г. административному истцу вручен ответ на обращение № 8671-ж от 09.09.2020 г., ФИО3 были даны разъяснения по всем поставленным в обращении вопросам. В ответе указано следующее:
«… В свою очередь, ранее в ответе от 06.02.2020 г. № 1274-ж Вам сообщалось, что в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединении к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
В целях проверки исполнения указанной нормы закона Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики в отношении МУП ЖКХ проведена проверка соблюдения требования Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что бездействия МУП ЖКХ, привели к нарушению требований ч. 9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ и совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.16 КоАП РФ.
В связи с чем, в адрес МУП ЖКХ выдано предписание № 03/03-03-15-1 от 14.02.2020 г. о принятии мер к заключению договора на установку узлов используемых энергетических ресурсов в жилом доме (квартиры в многоквартирном доме по адресу: <***>.
Вместе с тем, поясняю Вам, что формулировка в тексте предписания «Принять меры к заключению договора на установку узлов используемых энергетических ресурсов в жилом помещении (<***>)» предполагает в т.ч. исполнение обязательных требований, установленных Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 (ред. от 30.07.2018).
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», истечение срока исполнения юридическим, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, является основанием для проведения внеплановой проверки.
Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявлении конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При этом стоит учесть, что привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц не является обязательством.
Так 10.06.2020 г. в отношении МУП ЖКХ возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ за необоснованный отказ (уклонение) организации, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения.
В соответствии с постановлением Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении № И6-02-616 от 06.07.2020 года МУП ЖКХ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ. Предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Таким образом, по результату рассмотрения обращения меры, направленные на устранение нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ, приняты.
Должностными лицами Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения заместителя начальника Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики-С.О.В. к дисциплинарной ответственности и увольнению с государственной гражданской службы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административному истцу дан полный и исчерпывающий ответ на его обращение в установленные сроки, в связи с чем нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны административных ответчиков допущено не было.
Само по себе несогласие ФИО3 с содержанием полученных на его обращения ответов не свидетельствует о признании незаконным решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы ФИО3
Таким образом, основания для признания письменного сообщения и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики ФИО5 от 28.04.2020 № 4532-ж незаконным –отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО3 к и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики ФИО5, Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики о признании незаконным решений, действий (бездействия) лица, наделенного государственными и иными публичными полномочиями, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме принято 02 октября 2020 года.
Председательствующий судья- /подпись/ Н.В. Ходырева