Дело № 2-185,186/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 28 апреля 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Цынпеу Марианны Васильевны и Букова Андрея Дмитриевича об оспаривании решений Администрации Лахденпохского городского поселения и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Цынпеу М.В. и Буков А.Д. обратились в суд с аналогичными заявлениями об оспаривании решений Администрации Лахденпохского городского поселения (далее по тексту АЛГП) и понуждении к действиям.
Заявленные требования обоснованы тем, что заявители являются арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуальной жилой застройки», площадь хх.хх.хх кв.м каждый, расположенные по адресу: хх.хх.хххх.хх.хх аренды принадлежит заявителям на основании договоров аренды №хх.хх.хх и хх.хх.хх от 21.08.2013, заключенных с АЛГП. хх.хх.хх Цынпеу М.В. выдано разрешение на строительство № хх.хх.хх
На земельных участках, предоставленных заявителям под строительство жилых домов, произрастают деревья, которые препятствуют строительству. хх.хх.хх заявители обратились в АЛГП с заявлениями, в которых просили разрешить свод деревьев, произрастающих на земельных участках. Количество произрастающих деревьев проверено в ходе осуществления земельного контроля, что подтверждается актом проверки. хх.хх.хх АЛГП в письмах №хх.хх.хх и хх.хх.хх отказала заявителям в выдаче разрешений на свод деревьев, по основаниям, изложенным в заключении ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» от хх.хх.хх № хх.хх.хх Как следует из указанного заключения, земельные участки, предоставленные для индивидуальной жилой застройки с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх расположены в границах земель лесного фонда: в квартале 18, выдел 8 Лахденпохского лесничества. Заявители считают отказы АЛГП не соответствующими закону. Решениями АЛГП созданы препятствия к осуществлению заявителями права пользования земельными участками. Как следует из договоров аренды, а также из кадастровых паспортов, земельные участки, предоставленные заявителям, расположены в землях населенных пунктов с разрешенным использованиям для индивидуальной жилой застройки. Таким образом, получив в аренду земельные участки, а также разрешение на строительство заявители в настоящее время не могут реализовать свои права арендатора в соответствии с установленной категорией земель и разрешенным использованием.
Заявители просили признать незаконными решения АЛГП, оформленные письмами хх.хх.хх и хх.хх.хх от хх.хх.хх, которыми отказано в выдаче разрешений на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх и устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешений на свод деревьев на указанных участках.
Заявители Буков А.Д. и Цынпеу М.В., извещенные надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовали.
В судебном заседании представитель заявителей, действующий на основании доверенностей, Шестаков А.В., заявления поддержал, дополнив, что выдача разрешений на свод деревьев, относится к полномочиям АЛГП. Имеется необходимость в своде деревьев, так как заявители планируют строительство жилых домов, хозяйственных построек, газонов, септиков и др. Свод деревьев также необходим для возможности подвоза строительных материалов. АЛГП в отказе ссылается на то, что земельные участки расположены на землях лесного фонда, вместе с тем документами подтверждается иное. Земельные участки расположены в населенном пункте на улице хх.хх.хх Права заявителей на земельные участки никем не оспорены. Кроме того, отказ в своде деревьев является непоследовательным решением АЛГП, так как именно АЛГП выдавала разрешение на строительство дома.
Представитель органа, решения которого обжалуются, администрации Лахденпохского городского поселения Трояновская О.Н., действующая на основании доверенности, с доводами заявления не согласилась, считая отказы в выдаче разрешений на свод деревьев законными и обоснованными. Пояснила, что действительно земельные участки, предоставленные заявителям относятся к землям населенных пунктов, расположены в хх.хх.хх свода деревьев заявители не могут реализовать свои права на строительство. Вместе с тем, из заключения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» следует, что земельные участки, предоставленные заявителям находятся границах земель лесного фонда, и рубка деревьев на этих участках запрещена. Выдача разрешений на свод деревьев регулируется главой 31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Лахденпохском городском поселении, согласно которой Комиссия по обследованию зеленых насаждений перед выдачей разрешений выходит на земельный участок, и проверяет необходимость сноса деревьев. При отказе заявителям в выдаче разрешений на свод деревьев такое обследование фактически не проводилось, так как основанием для отказа явилось заключение ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество». Иных оснований для отказа в выдаче разрешений заявителям на снос лесных насаждений не имелось.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Недвижимость» Тергуева Т.В., действующая на основании распоряжения, разрешение заявлений оставила на усмотрение суда, пояснив, что согласно Генеральному плану Лахденпохского городского поселения, земельные участки заявителей, расположены в зоне малоэтажной жилой застройки «Ж1». В настоящее время подготовкой документов для выдачи разрешений на свод деревьев занимается их учреждение и до принятия решения о своде деревьев создается Комиссия и проводит обследование зеленых насаждений.
Представители ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» Мартынюк Е.Н. и Быков А.В., полагали заявления не подлежащим удовлетворению.
Мартынюк Е.Н. пояснила, что земельные участки, предоставленные заявителям, находятся в особо охраняемой зоне - в квартале 18, выдел 8 Лахденпохского участкового лесничества. Границы этого земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, вместе с тем, они достоверно определены по материалам лесного фонда. Утверждение о том, что земельные участки находятся в зоне малоэтажной жилой застройки, не может быть принят во внимание, так как Генеральный план Лахденпохского городского поселения не согласован с Федеральным агентством.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В процессе судебного разбирательства установлено, что хх.хх.хх между заявителями и администрацией Лахденпохского муниципального заключены договоры аренды №хх.хх.хх и хх.хх.хх земельных участков с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх, площадью хх.хх.хх кв.м каждый, расположенные по адресу: хх.хх.хх. Земельные участки предоставлены из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки (л.д. 12-22, 52-62).
Указанные договоры прошли государственную регистрацию.
хх.хх.хх АЛГП заявителю Цынпеу М.В. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома со сроком действия до хх.хх.хх и утвержден градостроительный план земельного участка.
хх.хх.хх Буков А.Д. и Цынпеу М.В. обратились в АЛГП с заявлениями о выдаче разрешений на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх, предоставленных им в аренду под ИЖС (л.д. 6, 46).
хх.хх.хх в адрес заявителей Цынпеу М.В. и Букова А.Д. АЛГП направила оспариваемые ответы на указанные заявления, согласно которым АЛГП не может выдать разрешение на свод деревьев, по изложенным в заключении ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» основаниям (л.д. 8, 48).
Согласно заключению ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» по данным государственного лесного реестра земельные участки с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх расположены в границах земель лесного фонда в квартале 18 выдел 8 Лахденпохского лесничества. Использование лесных участков (рубка лесных насаждений) осуществляется в соответствии со ст. 24, 25, 29, 30, 71 Лесного кодекса РФ. Следовательно, рубка деревьев в границах лесного участка с нарушением требований лесного законодательства, будет иметь признаки преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ (л.д. 9, 49).
Порядок сноса лесных насаждений в Лахденпохском городском поселении регулируется главой 31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Лахденпохском городском поселении, утвержденных решением Совета Лахденпохского городского поселения от 07.05.2014 года VIII/№ 53-III.
Согласно п. 1 указанной главы снос лесных насаждений, находящихся на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, может быть разрешен, в том числе, в случае обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией.
Снос зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, допускается только по разрешениям установленной формы (п. 2).
Порядок оформления разрешений на снос зеленых насаждений, выдаваемых Комиссией по обследованию зеленых насаждений, утверждается постановлением Администрации Лахденпохского городского поселения (п. 8).
Анализ объяснений, изложенных сторонами в ходе судебного разбирательства, позволяет прийти к выводу о том, что отказ заявителям в выдаче разрешений на снос деревьев мотивирован единственным основанием - наличием заключения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» о расположении земельных участков с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх в границах земель лесного фонда.
Вместе с тем, суд находит оспариваемые отказы, по изложенным в них основаниям, необоснованными.
В силу ст. 16 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений и предоставления в аренду земельных участков истцам) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 29 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости). В силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу п. 9 ст. 38 указанного закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
Вопреки утверждениям представителей ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», доказательства, представленные в дело, свидетельствуют, что земельные участки с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх расположены в границах города Лахденпохья, относятся к категории земель «земли населенных пунктов», что подтверждается также и сведениями Государственного кадастра недвижимости.
Из объяснений представителей ГКУ РК «Лахденпохского центрального лесничества» следует, что границы земельного участка лесного фонда ими были определены по материалам лесного фонда. Однако, указанные объяснения не могут быть приняты судом во внимание при принятии решения по заявленным требованиям, поскольку изложенные выше нормы свидетельствуют об ином порядке установления границ земельных участков вне зависимости от их категорий.
В соответствии с ч.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В силу ч. 1 ст. 84 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района.
Положениями ст. 8 ЗК РФ определено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об изменении границ населенного пункта г. Лахденпохья, в частности отнесение земельных участков с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх к землям категории «земли лесного фонда», суду не предоставлено.
Довод представителей ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» о том, что Генеральный план Лахденпохского городского поселения утвержден с нарушениями, так как не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства, не может быть принят судом во внимание. Так, порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен ст. 24 Градостроительного кодекса РФ. В настоящее время Генеральный план Лахденпохского городского поселения утвержден представительным органом Лахденпохского городского поселения и никем до настоящего времени не оспорен.
Кроме того, Генеральный план Лахденпохского городского поселения с очевидностью свидетельствует, что земельные участки с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх расположены в границах Лахденпохского городского поселения. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Все приведенные представителями ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» доводы об отнесении земельных участков заявителей к категории земель «земли лесного фонда» суд находит голословными.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании, в том числе решений органов местного самоуправления, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Кроме того, Порядок сноса лесных насаждений в Лахденпохском городском поселении регулируется главой 31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Лахденпохском городском поселении, утвержденных решением Совета Лахденпохского городского поселения от 07.05.2014 года VIII/№ 53-III, при принятии муниципальным образованием решения о сносе зеленых насаждений в границах населенного пункта не предусматривает обязательного согласования такого решения с Министерством по природопользованию и экологии РК (иным органом, учреждением).
Таким образом, суд находит отказ АЛГП в выдаче заявителям разрешений на снос деревьев, расположенных на участках, предоставленных им в аренду под индивидуальное жилищное строительство, по основанию отнесения этих земельных участков к категории земель «земли лесного фонда», не соответствующих действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, требования заявителей о признании незаконными отказов АЛГП №хх.хх.хх в выдаче разрешений на свод деревьев, подлежат удовлетворению, поскольку такие отказы нарушают права заявителей, как арендаторов земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, учитывая, что решение о сносе зеленых насаждений и их количестве принимается Комиссией по обследованию зеленых насаждений после соответствующего обследования земельных участков, а такое обследование, как установлено в судебном заседании, не проводилось из-за наличия заключения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», суд находит требование заявителей о возложении на АЛГП обязанности выдать соответствующие разрешения (которые должны содержать количество и вид лесных насаждений подлежащих сносу) преждевременным, поскольку необходимость сноса зеленых насаждений в определенном объеме с учетом предстоящего строительства на конкретном земельном участке и градостроительного плана земельного участка, Комиссией фактически не проверялась.
Суд приходит к выводу, что в силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ, в целях устранения нарушения прав заявителей, на АЛГП подлежит возложение обязанности по повторному рассмотрению заявлений Букова А.Д. и Цынпеу М.В. о сносе зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх, учитывая при разрешении заявлений, что указанные земельные участки отнесены к категории «земли населенных пунктов» и имеют разрешенное использование «для индивидуальной жилой застройки».
Руководствуясь ч.3 ст.258 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, учитывая объем предстоящих мероприятий по рассмотрению заявлений, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в данной части 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявления удовлетворить частично.
Признать незаконными отказы администрации Лахденпохского городского поселения хх.хх.хх от хх.хх.хх, хх.хх.хх от хх.хх.хх в выдаче разрешений по заявлениям Цынпеу Марианны Васильевны и Букова Андрея Дмитриевича на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх
Обязать администрацию Лахденпохского городского поселения в 15 дневный срок с даты вступления решения в законную силу, повторно рассмотреть заявления Цынпеу Марианны Васильевны и Букова Андрея Дмитриевича от хх.хх.хх о выдаче разрешений на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами хх.хх.хх и хх.хх.хх из категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» начиная со стадии обследования земельных участков Комиссией АЛГП по обследованию зеленых насаждений.
Взыскать с Администрации Лахденпохского городского поселения в пользу Цынпеу Марианны Васильевны и Букова Андрея Дмитриевича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной заявителями при подаче заявлений в размере хх.хх.хх рублей в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2015 года.
Судья: И.В.Жданкина