ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 18О0000-01-2020-000247-64 от 28.12.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

УИД № 18OS0000-01-2020-000247-64

Дело № 3а-27/2019

Решение

Именем Российской Федерации

9 декабря 2020 года г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Машкиной Н. Ф.,

при секретаре судебного заседания Прозоровой К. В.,

с участием прокурора Бузанаковой Е. Б.,

административных истцов ФИО1, ФИО2,

представителя административного истца садоводческого некоммерческого товарищества «Металлург-4» Ш.Н.А., действующего на основании доверенности от 17 августа 2020 года (срок действия один год), представляющего интересы административных истцов Т.В.Г., Ф.В.В. на основании устного ходатайства,

представителя административного ответчика Городской думы города Ижевска М.В.М., действующей на основании доверенности от 14 ноября 2017 года (срок действия по 31 декабря 2020 года),

представителей административного ответчика Правительства Удмуртской Республики М.А.В., действующей на основании доверенности от 28 декабря 2018 года (срок действия по 27 декабря 2021 года), С.М.М., действующей на основании доверенности от 28 декабря 2018 года (срок действия по 27 декабря 2021 года), А.А.В., действующего на основании доверенности от 28 октября 2019 года (срок действия по 23 октября 2021 года),

представителя заинтересованного лица Администрации города Ижевска Г.Л.И., действующей на основании доверенности от 09 декабря 2019 года (срок действия по 01 января 2021 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Металлург-4», Ф.В.В., Т.В.Г. об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Металлург-4» (далее по тексту – СНТ «Металлург-4»), Ф.В.В., Т.В.Г. обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором в окончательном варианте просят (л. д. 4-7 том 1, 233 том 4):

признать приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования» к Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344, в редакции решения Городской думы города Ижевска от 25 сентября 2014 года № 629 не действующим в части отнесения кадастровых кварталов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> к территориальным зонам Ж1 и Р5;

признать Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска», в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1837-р, не действующим в части отнесения кадастровых кварталов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами и к функциональной зоне городских лесов;

признать распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 года № 38-р «Об утверждении Документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада <адрес> и линией ЛЭП 110 кВ, с севера – линией ЛЭП 110кВ, с востока руслом реки Подборенки в <адрес>» в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2019 года № 1326-р не действующим полностью.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат статьями 30-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку допускают строительство многоэтажных жилых домов на территории, где фактически располагается СНТ «Металлург-4», и не допускают возможности использования соответствующей территории под земли общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества. В результате административный истец СНТ «Металлург-4» не имеет возможности воспользоваться правом на передачу в общую собственность собственников земельных участков, расположенных на территории СНТ «Металлург-4» земельного участка, составляющего земли общего назначения, а административные истцы Ф.В.В. и Т.В.Г. незаконно лишены своего права на приобретение доли в праве собственности на общее имущество СНТ «Металлург-4». Полагают, что нарушена процедура принятия Документации по планировке территории, предусмотренная частью 4 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании административные истцы Ф.В.В. и Т.В.Г., представитель административных истцов СНТ «Металлург-4», Ф.В.В., Т.В.Г.Ш.Н.А. заявленные требования поддержали.

Представитель административных истцов СНТ «Металлург-4», Ф.В.В., Т.В.Г.Ш.Н.А. в судебном заседании пояснил, что при принятии нормативных правовых актов не было учтено сложившееся использование земельного участка под садоводство и огородничество, при их принятии необходимо было сначала решить вопрос о предоставлении земельного участка относящегося к общему имуществу в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах садоводческого некоммерческого товарищества. Документация по планировке территории утверждена без согласования общего собрания членов товарищества.

В судебном заседании представитель административного ответчика Городской думы города Ижевска М.В.М., представители административного ответчика Правительства Удмуртской Республики М.А.В., С.М.М., А.А.В., представитель заинтересованного лица Администрации города Ижевска Г.Л.И. заявленные требования не признали, пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями законодательства, прав административных истцов не нарушают, поддержали письменные возражения (л. <...> том 3, 1-3 том4).

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Б.Е.Б., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов административного дела, Ф.В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, СНТ «Металлург-4», участок 70 (л. д. 146-147 том 1).

Т.В.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, СНТ «Металлург-4», участок 165 (л. <...> том 1).

Материалами дела подтверждено, что на основании постановления председателя исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Садоводческое товарищество «Металлург-4», основной вид деятельности «организация коллективного сада» (л. д. 114 том 1), предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 168986,2 кв.м., по адресу: <адрес> (л. д. 112 том 1), выделенная земля распределена согласно списка гражданам (л. д. 118-136 том 1).

Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 184 том 2) и кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 117 том 1), следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 50 000 кв. м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, СНТ «Металлург-4» <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под коллективное огородничество, для ведения гражданами садоводства и огородничества.

В судебном заседании уставлен факт нахождение указанного земельного участка в бессрочном пользовании у СНТ «Металлуг-4».

С учетом положений пунктов 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» СНТ «Металлуг-4» является правообладателем данного земельного участка.

В соответствии с пунктами 1.6, 2.1 Устава СНТ «Металлург-4», утвержденного общим собранием членов СНТ «Металлуг-4» (протокол от 07 ноября 2019 года), товарищество является юридическим лицом, целью товарищества является управление имуществом общего пользования, расположенным в границах территории садоводства, создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства; содействие членам товарищества взаимодействия между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов, формирование достойной среды обитания для членов товарищества (л. д. 137-144 том 1).

Предметом спора является признание не действующим:

Генерального плана города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана города Ижевска», в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-р, в части отнесения кадастровых кварталов <данные изъяты> к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами и к функциональной зоне городских лесов;

приложения «Карта градостроительного зонирования» к Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции решения Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отнесения кадастровых кварталов <данные изъяты> к территориальным зонам Ж1 и Р5.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа и внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и с учетом предложений заинтересованных лиц.

Генеральный план утверждается решением представительного органа местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний (часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 1 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятому решением Городской думы города Ижевска от 16 июня 2005 года № 333 (далее по тексту - Устав) (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) муниципальное образование наделено статусом городского округа.

Пунктом 25 части 1 статьи 9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории

По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного образования и должностными лицами муниципального образования принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 49 Устава).

К муниципальным правовым актам относятся, в том числе решения Городской думы (подпункт 3 части 1 статьи 50 Устава).

На основании пунктом 18 и 19 части 2 статьи 26 Устава утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки относится к компетенции Городской думы.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа с участием жителей городского округа Городской думой, Главой муниципального образования «город Ижевск» могут проводиться публичные слушания (часть 1 статьи 18 Устава).

Решением Городской думы города Ижевска от 22 декабря 2005 года № 35 утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Ижевск», действующее до 21 июня 2018 года в связи с принятием решения Городской думы города Ижевска 21 июня 2018 года № 562 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Ижевск».

Обнародование решения Городской думы осуществляется Главой муниципального образования «Город Ижевск» путем его опубликования в официальных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном пунктами 5 и 6 настоящей статьи (часть 4 статьи 52 Устава).

Решением Городской думы города Ижевска от 09 июня 1999 года № 115 «Об официальном опубликовании нормативных правовых актов Городской думы города Ижевска» (действовавующего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) для официальной публикации нормативных правовых актов Городской думы города Ижевска определены средства массовой информации «Ижевский вестник», «Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда».

Изложенное, свидетельствует о нормативном характере оспариваемых правовых актов.

Проверяя порядок и процедуру принятия указанных нормативных правовых актов, суд нарушений не установил.

Так, Генеральный план города Ижевска утвержден решением уполномоченного органа – Городской думой города Ижевска 06 июня 2006 года № 96, с соблюдением формы, процедуры принятия (л. д. 9-43 том 2; л. <...>, 3-6, 7 (оборотная сторона) том 3; л. д. 24 том 4), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 44-51 том 2), и в указанной части административными истцами не оспаривается.

Правовая оценка порядка принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования, вступления в силу дана в Апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 13 июня 2019 года, в решениях Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 июля, 2017 года, 31 июня 2017 года, 15 февраля 2019 года вступивших в законную силу (л. д. 120-123 том 2; л. д. 8-14 том 3; л. <...> том 4).

В настоящее время Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска № 96 от 06 июня 2006 года действует в редакции решения Городской думы города Ижевска № 544 от 22 октября 2009 года, распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1837-р.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Генеральным планом города Ижевска, утвержденный Решением Городской думы города Ижевска № 96 от 06 июня 2006 года территория ограниченная кадастровыми кварталами <данные изъяты> отнесена к функциональной зоне – зона застройки мало и среднеэтажными жилыми домами и к зоне - городские парки, скверы, бульвары (л. д. 40 том 2; л. д. 25 том 4).

Решением Городской думы города Ижевска от 22 октября 2009 года № 544 «О внесении изменений в Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года № 96» Приложение 2 к решению Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска» изложено в новой редакции, в частности территория ограниченная кадастровыми кварталами <данные изъяты> отнесена к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами и к функциональной зоне городских лесов (л. <...>, 229 том 4).

Следовательно, данной редакцией внесены изменения касающиеся предмета спора.

С учетом, того что административными истцами положения данного нормативного правого акта в оспариваемой части не оспариваются. Суд с учетом объективности рассматриваемого спора считает необходимым проверить порядок, процедуру принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования и вступления в силу.

Судом установлено, что решение Городской думы города Ижевска от 22 октября 2009 года № 544 принято уполномоченным органом – Городской думой города Ижевска, с соблюдением формы, процедуры принятия (л. <...>. 63, 65-66, 67, 68, 69-71, 73-75 том 4), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 76-85 том 4).

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1837-р «О внесении изменения в Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска» внесены в Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска» внесены изменения, Генеральный план изложен в новое редакции (л. д. 29-88 том 3).

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации (введена Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ).

В целях реализации данного законоположения Законом Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» (далее по тексту – Закон Удмуртской Республики № 69-РЗ) к полномочиям исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики отнесены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2014 года № 3-РЗ «О градостроительной деятельности в Удмуртской Республике», в том числе принятие решений: по подготовке и утверждению генерального плана городского округа, а также по внесению в него изменений; по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городского округа, а также по внесению в них изменений (пункты 2, 3 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики № 69-РЗ).

В соответствии Законом Удмуртской Республики № 69-РЗ постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 582 утверждено Положение о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов, а также по внесению в них изменений.

Из положений статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» следует, что, Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.

Согласно пунктам 6, 8, 9 и статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правовые акты Правительства Удмуртской Республики и правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете «Известия Удмуртской Республики», газете «Удмуртская правда», газете «Удмурт дунне», Собрании законодательства Удмуртской Республики, или путем размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики также могут быть размещены (опубликованы) на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, устанавливаемом ими самостоятельно в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики и актами Правительства Удмуртской Республики.

Постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Удмуртской Республики или нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу (пункт 11).

Судом установлено, что распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1837-р «О внесении изменения в Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска» принято уполномоченным органом – Правительством Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия (л. д.174-175, 176, 177, 178-202, 203-208, 209, 210, 211 том 4), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 212 том 4), и в указанной части административными истцами не оспаривается.

Правовая оценка порядка принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования, вступления в силу дана в Апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 13 июня 2019 года, в решениях Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 июля, 2017 года, 31 июня 2017 года, 15 февраля 2019 года вступивших в законную силу (л. д. 120-123 том 2; л. д. 8-14 том 3; л. <...> том 4).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением № 344 от 27 ноября 2007 года уполномоченным органом – Городской думой города Ижевска, с соблюдением формы, процедуры принятия (л. <...>, 190, 191-198, 199, 200-201, 202-203, 204-205 том 2), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 106-113 том 2), и в указанной части административными истцами не оспаривается.

Правовая оценка порядка принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования, вступления в силу дана в Апелляционном определении Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 января 2015 года (л. д. 126-130 том 4).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы города Ижевска № 344 от 27 ноября 2007 года территория ограниченная кадастровыми кварталами <данные изъяты> отнесена к территориальной зоне «зона мало и среднеэтажной застройки (Ж2)» и к территориальной зоне «зона особо охраняемых природных территорий (Р5)» (л. <...> том 4).

Решением Городской думы города Ижевска от 22 апреля 2010 года № 601 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344» Приложение 1 «Карта градостроительного зонирования» к Правилам изложена в новой редакции, в частности территория ограниченная кадастровыми кварталами <данные изъяты> отнесена к территориальной зоне «многоэтажная жилая застройка (Ж1)» и к территориальной зоне «зона особо охраняемых природных территорий (Р5)» (л. <...> том 4).

Следовательно, данной редакцией внесены изменения касающиеся предмета спора.

С учетом, того что административными истцами положения данного нормативного правого акта в оспариваемой части не оспариваются. Суд с учетом объективности рассматриваемого спора считает необходимым проверить порядок, процедуру принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования и вступления в силу.

Судом установлено, что решение Городской думы города Ижевска от 22 апреля 2010 года № 601 601 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344» принято уполномоченным органом – Городской думой города Ижевска, с соблюдением формы, процедуры принятия (л. <...>, 89-104, 105, 106-107, 108-114, 112-113 том 4), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 114-125 том 4), и в указанной части административными истцами не оспаривается.

В настоящее время Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска № 344 от 27 ноября 2007 года действует в том числе, в редакции решений Городской думы города Ижевска от 26 апреля 2012 года № 271, от 20 декабря 2012 года № 372, от 28 февраля 2013 года № 391, от 14 ноября 2013 года № 493, от 19 декабря 2013 года № 524, от 25 сентября 2014 года № 629, распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1836-р (в редакции 06 февраля 2017 года), от 29 сентября 2017 года № 1294-р, от 27 декабря 2017 года № 1713-р, от 27 декабря 2017 года № 1714-р, от 26 апреля 2018 года № 492-р, от 15 августа 2018 года № 957-р, от 19 марта 2019 года № 254-р, от 10 марта 2020 года № 235-р, от 25 мая 2020 года № 629-р, от 23 июня 2020 года № 753-р, с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2015 года № 504-р, от 31 августа 2015 года № 871-р, от 29 сентября 2017 года № 1263-р, от 26 декабря 2018 года № 1534-р, от 10 июня 2019 года № 688-р, от 08 августа 2019 года № 938-р, от 10 сентября 2019 года № 1077-р, от 16 марта 2020 года № 257-р, от 23 апреля 2020 года № 472-р, от 12 мая 2020 года № 534-р, от 21 октября 2020 года № 1261-р, которыми в Правила землепользования и застройки города Ижевска внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административными истцами положения.

Между тем, с учетом того, что административные истцы оспаривают положения Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 в редакции решения Городской думы города Ижевска от 25 сентября 2014 года № 629, которой как установлено было выше, не вносились изменения касающегося оспариваемого административными истцами положения нормативного правового акта, суд считает необходимым проверить порядок, процедуру принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования и вступления в силу.

Так, судом установлено, что решение Городской думы города Ижевска от 25 сентября 2014 года № 629 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344» принято уполномоченным органом – Городской думой города Ижевска, с соблюдением формы, процедуры принятия (л. <...>, 222, 223-230, 231-232, 233-235, 236-239 том 2), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 117-119 том 2), и в указанной части административными истцами не оспаривается.

Правовая оценка порядка принятия данного нормативного правового акта, его официального опубликования, вступления в силу дана в решении Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 мая 2015 года, Апелляционном определении Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2015 года (л. д. 240-247 том 2; л. д. 131-133 том 4).

На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемые административными истцами нормативные правовые акты вступили в силу, являются действующими.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Земельные участки, принадлежащие Ф.В.В. и Т.В.Г. расположены в границах функциональной зоны «зона застройки многоэтажными жилыми», в территориальной зоне «зона многоэтажная жилая застройка (Ж1)» (л. <...> том 4),

В судебном заседании уставлен факт нахождение земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у СНТ «Металлуг-4» в пределах кадастровых кварталов <данные изъяты>, расположенных в функциональной зоне «зона застройки многоэтажными жилыми домами» и функциональной зоне «зона городских лесов», в территориальной зоне «многоэтажная жилая застройка (Ж1)» и территориальной зоне «зона особо охраняемых природных территорий (Р5)» (л. <...> том 4).

В силу части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Согласно части 15 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Оспаривая в указанной части нормативные правовые акты, административные истцы Ф.В.В., Т.В.Г. полагают, что они нарушают их права на приобретение в общую долевую собственность земельного участка относящегося к имуществу общего пользовании, расположенного в границах территории СНТ «Металлург-4», а административный истец СНТ «Металлург-4» полагает, что они нарушают его права на передачу в общую долевую собственность собственникам земельных участков, расположенных на территории СНТ «Металург-4» указанного имущества.

С учетом вышеизложенного и установленного, следует признать право последних на обращение в суд с заявленными требованиями.

Проверяя существо нормативных правовых актов в оспариваемой части и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об их соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Генеральному плану города Ижевска (л. д. 29-88 том 3) его основной целью является разработка долгосрочной градостроительной стратегии, направленной на создание благоприятной, удобной и безопасной городской среды, создание территориальных предпосылок устойчивого развития города как административного центра Удмуртской Республики – крупного многофункционального, научно-образовательного, культурного и производственного центра Российской Федерации. Градостроительное формирование Ижевска предусматривается в пределах установленных границ за счет рационального использования городских территорий, во взаимосвязи с пригородными территориями и населенными пунктами (пункт 3.1.1).

Разработанное в составе Генерального плана города Ижевска функциональное зонирование учитывает природную, историко-культурную и градостроительную специфику Ижевска, сложившиеся особенности использования городских земель, базируется на выводах комплексного градостроительного анализа. При установлении функциональных зон и их параметров учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, требования специальных нормативов и правил, касающихся зон с особыми условиями использования территорий (пункт 3.1.2).

Исходя из предусмотренных Генеральным планом города Ижевска целей и задач, определены функциональные зоны, в том числе, жилые зоны «зона застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше» и резекционные зоны «зона городских лесов»

Согласно фрагменту карты функциональных зон в составе Генерального плана города Ижевска территория ограниченная кадастровыми кварталами <данные изъяты> отнесена к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами и к функциональной зоне городских лесов (л. д. 229 том 4). Согласно Карте градостроительного зонирования к Правилам землепользования и застройки города Ижевска территория ограниченная кадастровыми кварталами <данные изъяты> отнесена к территориальной зоне «многоэтажная жилая застройка (Ж1)» и к территориальной зоне «зона особо охраняемых природных территорий (Р5)» (л. д. 224 том 4).

Положениями статей 9, 31 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения; земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

В силу пункта 4 части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться зоны застройки многоэтажными жилыми домами.

Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

Частью 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска определено, что целью выделения зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5 - 9 этажей и выше) (Ж1) является: развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий зон комфортной многоквартирной жилой застройки высокой этажности; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения указанных территорий, размещение необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Земельные участки принадлежащие административным истцам Ф.В.В. и Т.В.Г. расположены в одной территориальной зоне «многоэтажная жилая застройка (Ж1)».

В силу части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Частью 21 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска определено, что целью выделения зоны особо охраняемых природных территорий (Р5) является: сохранение территорий, имеющих особое природоохранное значение. Градостроительные регламенты настоящими Правилами застройки не устанавливаются, использование территорий особо охраняемых природных территорий определяется уполномоченными органами исполнительной власти Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством.

При отнесении части территории к территориальной зоне особо охраняемый природных территорий (Р5) учтено географическое расположение (ручей без названия, являющийся првобережным притоком р. Подборенка, наличие водоохранной зоны и естественной растительности) (л. д. 23 том 4).

Судом установлено, что в данном случае территориальное зонирование соответствует функциональным зонам, определенных Генеральным планом города Ижевска, согласуется с нормами градостроительного законодательства и не противоречит требованиям части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оспаривая нормативные правовые акты в указанной части, административные истцы указывают на его противоречие пунктам 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 137-ФЗ).

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Как следует из пункта 2.8 статьи 3 указанного федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Суд не усматривает наличия противоречий оспариваемых положений нормативного правого акта приведенным положениям законодательства.

Доводы административных истцов о том, что при принятии Генерального плана города Ижевска должно было сначала реализовано право собственников земельных участок на приобретение в общую долевую собственность земельного участка относящегося к имуществу общего пользовании, расположенного в границах территории СНТ «Металлург-4», основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

При этом суд обращает внимание на то, что действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа разрешать вопросы предоставления гражданам или юридическим лицам в долевую собственность земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации.

Приведенные положения пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ указывает исключительно на заявительный порядок разрешения данного вопроса.

Из системного анализа вышеприведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план городского округа определяет стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития. При этом генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Как указано в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из названных целей градостроительное зонирование городского округа может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории.

Предметом спора является признание не действующим распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 года № 38-р «Об утверждении Документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера – линией ЛЭП 110кВ, с востока руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска» в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2019 года № 1326-р.

Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из названных норм следует вывод, что проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

Таким образом, документация по планировке территории отвечает признакам нормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (пункт 2 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (пункт 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2-3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики», Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», пункта 25 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск» к полномочиям исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики отнесено принятие решения по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в городском округе на основании генеральных планов городских округов, правил землепользования и застройки городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 581 утверждено Положение о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений (далее по тексту – Положение).

Настоящее Положение определяет порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов) (далее - документация по планировке территории), а также по внесению в них изменений в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Проверяя порядок и процедуру принятия указанного нормативного правового акта, суд нарушений не установил.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что Документация по планировке (проект планировки и проект межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска, утвержденную распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 года № 38-р «Об утверждении Документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2019 года № 1326-р изложена в новой редакции (далее по тексту – Документация по планировке территории) (л. д. 168-230 том 3).

Предметом спора является данная редакция, действующая на момент рассмотрения настоящего административного дела.

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2019 года № 1326-р «О внесении изменений в Документацию по планировке (проект планировки и проект межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска, утвержденную распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 года № 38-р «Об утверждении Документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска» принято уполномоченным органом – Правительством Удмуртской Республики, с соблюдением формы, порядка и процедуры принятия (л. <...>, 156-160, 161-162, 163-164, 165-166, 167 том 3), официального опубликования и вступления в силу (л. д. 135 том 4).

Утверждения представителя административных истцов о том, что при принятии оспариваемого нормативного правого акта нарушена процедура его принятия, в частности в нарушение положений части 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по планировке территории не согласована решением общего собрания членов СНТ «Металлуг-4», основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 4 статьи 23 указанного Федерального закона в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что обязательному согласованию общего собрания членов товарищества подлежит документация по планировке территории садоводства и огородничества.

Являющиеся предметом настоящего спора документация по планировке территории таковой не является.

Частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено право физических и юридических лиц оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Оспаривая в указанной части нормативные правовые акты, административные истцы Ф.В.В., Т.В.Г. полагают, что они нарушают их права на приобретение в общую долевую собственность земельного участка относящегося к имуществу общего пользовании, расположенного в границах территории СНТ «Металлург-4», а административный истец СНТ «Металлург-4» полагает, что они нарушают его права на передачу в общую долевую собственность собственникам земельных участков, расположенных на территории СНТ «Металург-4» указанного имущества.

С учетом вышеизложенного и установленного, следует признать право последних на обращение в суд с заявленными требованиями.

Проверяя существо положения оспариваемого нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из раздела 1.1 Документации по планировке территории следует, что проект документации планировки территории выполнен в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов местного значения, установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, границ территорий общего пользования. Границы выделяемого элемента планировочной структуры совпадают с границами проектирования.

Проект планировки территорию подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, Нормативами градостроительного проектирования по Удмуртской Республике Генеральным планом города Ижевска от 06 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска», Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ижевска. Выполнение инженерных изысканий для разработки проекта не требуется.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска проектируемая территория преимущественно расположена в территориальной зоне Ж1 (многоквартирная жилая застройка зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше). В широтном направлении участок пересечен зоной Р5 - зоной особо охраняемых территорий, в границах водоохраной зоны вдоль русла реки Подборонки. Также зона Р5 ограничивает участок застройки с северной и восточной сторон.

В настоящее время на проектируемой территории расположены садовые некоммерческие товарищества «Металлург-3» и «Металлург-4».

Таким образом, приведенные в Проекте планировки территории проектные решения в отношении проектируемой территории соотносятся с установленным Генеральным планом функциональным зонированием.

Документации по планировке территории состоит из основной части проекта территории и проекта межевания территории, что соответствует положениям статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В Документации по планировке территории отражена: характеристика планируемого развития территории (раздел 1.3), в том числе о плотности и параметрах застройки территории (подраздел 1.3.1); перечень проектируемых объектов застройки (таблица 2); характеристика объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур; красные линии (разделы 1.2, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4); графическая часть содержит: разбивочный чертеж красных линий, основанной чертеж планировки территории, схему организации улично-дорожной сети, схему движения транспорта, чертеж размещения объектов инженерной структуры и связи, чертеж межевания территории.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Документации о планировке территории отражены сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

С учетом требований содержащихся в части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории согласован с органом местного самоуправления (л. д. 167 то 3).

Рассматривая доводы административных истцов о том, что Документация по планировке территории противоречит положениям пунктов 2.7 и 2.8 Федерального закона № 137-ФЗ, суд полагает, что они основаны на ошибочном толковании и применении указанных норм законодательства.

Как установлено выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу судом не установлено оснований для утверждения о том, что оспариваемая градостроительная документация противоречит Генеральному плану города Ижевска.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года и от 25 февраля 2016 г ода № 242-О указывал на то, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Руководствуясь данной правовой позицией, суд отмечает, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Между тем, административными истцами не приведено, а судом не установлено иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовали нормативные правовые акты в оспариваемой части.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативных правовых актов судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые нормативные правовые акты признаются соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых положений нормативных правовых актов были соблюдены требования федерального законодательства, последние не противоречат нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и права и законные интересы административных истцов не нарушают, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Садоводческого некоммерческого товарищества «Металлург-4», Ф.В.В., Т.В.Г. о признании не действующим:

приложения № 1 Карта градостроительного зонирования» к Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344, в редакции решения Городской думы города Ижевска от 25 сентября 2014 года № 629 в части отнесения кадастровых кварталов <данные изъяты> к территориальным зонам Ж1 и Р5;

Генерального плана города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска», в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 18-37-р в части отнесения кадастровых кварталов <данные изъяты> к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами и к функциональной зоне городских лесов;

распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 года № 38-р «Об утверждении Документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада <адрес> и линией ЛЭП 110 кВ, с севера – линией ЛЭП 110кВ, с востока руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска» в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2019 года № 1326-р,

отказать.

Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение составлено 23 декабря 2020 года.

Судья Н. Ф. Машкина