Дело № 2а-335/2020 г.
УИД № 19RS0006-01-2020-000858-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея, Бейский район, Республика Хакасия 10 августа 2020 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Путинцевой О.С.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» к Администрации Бейского района Республики Хакасия о признании незаконным отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизе и обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная экологическая организация жителей Койбальской степи «Родная степь» (далее - РОЭО «Родная степь») обратилась в суд с иском к Администрации Бейского района Республики Хакасия (далее - Администрация) о признании незаконным отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, изложенный в письме от 30.06.2020г. № АП/02-28/1051 и обязании Администрацию устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы тем, что 26.06.2020г. РОЭО «Родная степь», в лице координатора ФИО1, обратилась в Администрацию с заявлением о проведении общественной экологической экспертизы. Письмом от 30.06.2020г. № АП/02-28/1051 в регистрации данного заявления отказано, в связи с тем, что к заявлению не представлены документы о соответствии экспертов требованиям п. 4 ст. 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также заявление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 23 названного Федерального Закона.
По мнению административного истца, он действует в интересах своих членов, проживающих на территории Куйбышевского сельсовета, защищая право на благоприятную окружающую среду, считает, что заявление о проведении общественной экологической экспертизы соответствует требованиям действующего законодательства по форме и содержанию. Отказывая в государственной регистрации данного заявления, административный ответчик нарушает право организации выдвигать предположения о проведении в соответствии с федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории.
С учетом изложенного, просит признать незаконным отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, изложенный в письме от 30.06.2020г. № АП/02-28/1051 и обязать Администрацию устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий по доверенности, административный иск поддержал, по основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая по доверенности, считала административный иск необоснованным, а административные исковые требования - не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, оценив по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 9 ст. 226 КАС РФ закрепляет, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ требования РОЭО «Родная степь» могут быть удовлетворены при наличии одновременно двух оснований: несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п.п.2.2 Устава РОЭО «Родная степь» задачей организации является реализация прав жителей Койбальской степи на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ РОЭО «Родная степь» обратилась в Администрацию с заявлением о проведении экологической экспертизы, по объекту: проектная документация «Строительство разреза по добыче каменного угля в границах лицензионного участка «Бейский-Западный» Пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду.
В заявлении указаны характер деятельности, предусмотренный Уставом РОЭО «Родная степь», в части охраны окружающей среды, организации и проведения общественной экологической экспертизы, а также состав экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, предполагаемые сроки её проведения.
Заявление принято Администрацией ДД.ММ.ГГГГ вх.№.
Ответом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № отказано в государственной регистрации заявления РОЭО «Родная степь» о проведении общественной экологической экспертизы.
Требуя защиты своего права, РОЭО «Родная степь» ссылается на создание административным ответчиком препятствий для реализации прав и законных интересов административного истца в связи с отказом в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Реализация права на проведении общественной экологической экспертизы установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Положением п. 1ст. 24 Федерального закона предусмотрен отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, а именно в случаях, если:
общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
общественная организация (объединение) не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на день обращения за государственной регистрацией заявления о проведении общественной экологической экспертизы;
устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.
При этом, перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим (пункт 2).
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 23 названного Федерального закона в заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.
Отказывая в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, Администрация, ссылалась на несоответствие данного заявления требованиям ст. 23 указанного Федерального закона, в том числе, указав на не предоставление документов о соответствии экспертов требованиям п. 4 ст. 22 указанного Федерального закона.
Между тем, Администрацией не конкретизировано в чём именно заявление РОЭО «Родная степь» не соответствует требованиям ст. 23 ФЗ "Об экологической экспертизе".
Также, ссылка администрации на п. 4 ст. 22 ФЗ "Об экологической экспертизе", не входит в перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, который является исчерпывающим.
Исходя из изложенного, учитывая, что административным ответчиком при принятии решения не в полном объеме дана оценка заявлению о проведении общественной экологической экспертизы, а выводы, изложенные в отказе в государственной регистрации этого заявления, не соответствуют положению ст. 24 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, с реализацией права административного истца на повторное рассмотрение Администрацией заявления РОЭО «Родная степь» о проведении общественной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, в связи с несоответствием оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации заявления нормативным правовым актам и нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании незаконным отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и обязании устранить допущенные нарушения прав удовлетворить.
Признать незаконным отказ в государственной регистрации заявления Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» о проведении общественной экологической экспертизы, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № АП/02-28/1051 вх.№.
Возложить на администрацию Бейского района Республики Хакасия обязанность повторно рассмотреть заявление Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» о проведении общественной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С.Путинцева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 14 августа 2020 года.