ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190010-01-2021-000387-66 от 12.05.2022 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

Дело (УИД) № 19RS0010-01-2021-000387-66

Производство № 2а-287/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года Ширинский районный суд с. Шира

Ширинский районный суд в составе: председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,

при секретарях судебного заседания Переясловой С.А., Борисовой Н.Е.,

с участием: представителей административного истца – помощника прокурора Ширинского района Есауловой О.В., старшего помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К.,

представителя административного ответчика – Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Рыбаковой С.В., действующей на основании доверенности от 10 декабря 2021 года,

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования Ширинский район Селезневой А.А., действующей на основании доверенности от 04 мая 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, мотивируя заявленные требования, действуя в интересах неопределённого круга лиц, указал в иске, что по результатам проведения проверки и антикоррупционной экспертизы решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район (далее - Совет депутатов) от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» установлено, что данное решение противоречит действующему законодательству, содержит коррупциогенный фактор, поскольку при принятии оспариваемого решения Советом депутатом превышены предоставленные законодательством полномочия, предусмотренные ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 19 Устава муниципального образования Ширинский район.

Кроме того, в качестве обоснования принятия указанного решения Совет депутатов сослался на распоряжение администрации муниципального образования Ширинский район (далее – администрация) от ДД.ММ.ГГГГ-к, уведомления заместителей главы муниципального образования Ширинский район Селезневой А.А., Глущакова В.Н., Цико Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также на необходимость непрерывности осуществления исполнительно-распорядительных полномочий органом местного самоуправления.

С учетом вступления ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решения Боградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым досрочно прекращены полномочия главы муниципального образования Ширинский район (далее – главы) Зайцева С.Н., распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к исполнение обязанностей главы временно возложено на первого заместителя главы Диринга А.А. с ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания для возложения полномочий главы муниципального образования Ширинский район указана часть 4 статьи 27 Устава муниципального образования Ширинский район.

Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура администрации муниципального образования Ширинский район, в структуру администрации введена штатная единица заместителя главы - руководителя финансово-экономической службы.

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к Зайцев С.Н. принят на должность муниципальной службы заместителя главы по финансово-экономическим вопросам администрации муниципального образования Ширинский район.

Распоряжением врио главы от ДД.ММ.ГГГГ-к Диринг А.А. снял с себя временное исполнение обязанностей (полномочий) главы муниципального образования Ширинский район с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов и в отдел кадров администрации поступили уведомления от заместителей главы администрации муниципального образования Ширинский район Селезневой А.А., Глущакова B.H., Цико Е.В. об отказе от временного исполнения полномочий главы муниципального образования Ширинский район.

Ранее Совет депутатов решением от ДД.ММ.ГГГГ внес изменения в статью 27 Устава муниципального образования Ширинский район, дополнив ее частью 4 следующего содержания: «В случае досрочного прекращения полномочий главы района либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель главы администрации. В случае, если первый заместитель главы администрации отсутствует, указанные полномочия осуществляет председатель Совета депутатов».

Таким образом, по мнению прокурора, Совет депутатов введением в Устав муниципального образования Ширинский район части 4 статьи 27 четко определил порядок исполнения полномочий главы района при досрочном прекращении его полномочий и должностных лиц, имеющих право на временное исполнение полномочий главы района.

Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Устав муниципального образования Ширинский район, пункт 16 статьи 26 Устав дополнен словами «, а при его отсутствии - один из заместителей главы администрации на основании распоряжения администрации)».

Указанным решением Совета депутатов первое предложение части 4 статьи 27 Устава дополнено словами «, а при его отсутствии - заместитель главы - руководитель юридической службы администрации». Второе предложение части 4 статьи 27 Устава изложено в следующей редакции «В случае, если заместитель главы - руководитель юридической службы отсутствует - полномочия главы района исполняет заместитель главы администрации, курирующий сельское хозяйство и земельные отношения в администрации, а в случае его отсутствия - полномочия главы района исполняет заместитель главы администрации, курирующий градостроительную деятельность в администрации».

Данные изменения ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, решение о внесении изменений в Устав опубликовано к газете «Ширинский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, по мнению административного истца, в случае досрочного прекращения полномочий главы предусмотрена специальная процедура исполнения полномочий главы муниципального образования, а именно - первый заместитель главы администрации; в случае его отсутствия - заместитель главы - руководитель юридической службы; в случае его отсутствия - заместитель главы, курирующий сельскохозяйственную деятельность; а в случае его отсутствия - заместитель главы администрации, курирующий градостроительную деятельность. Исполнение полномочий главы муниципального образования Ширинский район иным заместителем главы Уставом не предусмотрено.

Следовательно, возложение обязанностей главы муниципального образования Ширинский район на заместителя главы по финансово-экономическим вопросам противоречит ч. 4 ст. 27 Устава муниципального образования Ширинский район (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Административный истец полагает, что возможность отказа первого заместителя главы муниципального образования и заместителей главы муниципального образования от исполнения полномочий отсутствующего главы муниципального образования ни действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, ни Уставом муниципального образования Ширинский район не предусмотрена. Напротив, временное исполнение таких обязанностей является частью трудовой функции работников администрации муниципального образования Ширинский район. В связи с чем, приходит к выводу, что распоряжение врио главы от ДД.ММ.ГГГГ-к, уведомления от заместителей главы администрации муниципального образования Ширинский район Селезневой А.А., Глущакова В.Н., Цико Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ юридической силы не имеют, являются самопроизвольным отказом от исполнения части трудовой функции, в своей совокупности имеют конечной целью назначение на должность исполняющего обязанности главы муниципального образования лица, чьи полномочия в качестве главы этого же муниципального образования досрочно прекращены в соответствии с законом.

На основании изложенного, просит признать решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» незаконным с момента его принятия, решение суда обратить к немедленному исполнению.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от представителя административного ответчика - Совета депутатов муниципального образования Ширинский район поступил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административный ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. Оспариваемое решение относится к ненормативным актам Совета депутатов, следовательно, не подлежит антикоррупционной экспертизе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Учитывая, что принудительный труд в Российской Федерации запрещен, полагает, что временное исполнение полномочий главы муниципального образования не является частью трудовой функции первого заместителя главы и не может быть возложена на первого заместителя главы без его согласия. Тоже относится и к остальным заместителям главы. В связи с чем, вывод прокуратуры о том, что распоряжение врио главы муниципального образования Ширинский район и уведомления заместителей главы от ДД.ММ.ГГГГ юридической силы не имеют и являются самопроизвольным отказом от исполнения части трудовой функции, не имеют под собой законодательной основы и не могут быть приняты во внимание. Полагает, что указанные в административном исковом заявлении основания не подтверждены нормами действующего законодательства, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию при рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Ширинский район.

В судебном заседании представитель административного истца Ильина И.К. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика Рыбакова С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. С учетом приобщенных к материалам дела документов, учитывая, что распоряжением администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ-к «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» с указанного числа временное исполнение полномочий главы муниципального образования Ширинский район возложено на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования Ширинский район на первого заместителя главы администрации муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., считает производство по делу подлежащим прекращению. Полагает, что оспариваемое решение Совета депутатов с ДД.ММ.ГГГГ утратило силу и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, ходатайствовала о прекращении производства по административному делу.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Ширинский район Селезнева А.А. в судебном заседании представила отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование возражений со ссылкой на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» указала, что в представленных к административному иску документах отсутствуют доказательства о надлежащем извещении Совета депутатов о проведении в отношении него прокурорской проверки, ее основаниях и сроках проведения. Следовательно, по мнению представителя заинтересованного лица, проведенная проверка не является законной. Указывает, что оспариваемое решение является ненормативным правовым актом и в силу закона не подлежит антикоррупционной экспертизе. В связи с чем, заявленные прокурором основания для предъявления административного иска не являются законными. Кроме того, указывает, что решение Боградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с вступлением в силу, было исполнено. ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке Зайцева С.Н. сделана запись о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район. ДД.ММ.ГГГГ администрацией издано распоряжение -к о возложении исполнения обязанностей главы на первого заместителя главы Диринга А.А. Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к Зайцев С.Н. принят на должность муниципальной службы заместителем главы по финансово-экономическим вопросам. Впоследствии Советом депутатов принято оспариваемое решение, которое, по мнению представителя заинтересованного лица, принято в рамках действующего законодательства. Вывод прокурора о преодолении решения Боградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ надуман, доводы о превышении Советом депутатов предоставленных полномочий основан на неверном толковании закона. Полагает, что Совету депутатов, утвердившему Устав муниципального образования Ширинский район, не запрещено принять решение о временном возложении полномочий главы на должностное лицо органа местного самоуправления, как это предусмотрено ч. 7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ. По доводам административного истца о самопроизвольном отказе первого заместителя главы и иных заместителей от исполнения трудовых обязанностей возражала, поскольку из трудовых договоров и должностных инструкций указанных лиц не следует, что данные заместители обязаны временно исполнять полномочия главы. Кроме того, указала, что распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к первый заместитель главы Диринг А.А. уволен по собственному желанию. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-к Зайцев С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность первого заместителя главы администрации. ДД.ММ.ГГГГ администрацией принято распоряжение -к о временном возложении исполнения обязанностей главы администрации на Зайцева С.Н. Также обращала внимание, что оспариваемое решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения закону и нарушением таким решением прав и законных интересов административного истца. В связи с чем, полагала, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права. Решение об удовлетворении требований о признании решения незаконным в условиях отсутствия разумного и фактически возможного способа восстановления прав лишено юридического смысла и последствий. В связи с чем, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. После заявления ходатайства о прекращении производства по делу, полагала необходимым заявленное ходатайство удовлетворить.

Заинтересованное лицо – врио главы муниципального образования Ширинский район Зайцев С.Н., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, отсутствовал.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные выше конституционные предписания, ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ предоставляет право прокурору в пределах своей компетенции обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконным оспариваемого решения необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов иных лиц.

Из представленных материалов следует, что решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» временное исполнение полномочий главы муниципального образования Ширинский район возложено на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования Ширинский район на заместителя главы по финансово-экономическим вопросам администрации муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ с оплатой согласно штатному расписанию. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.

Согласно протоколу 35 сессии Совета депутатов муниципального образования Ширинский район четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ за принятие решения в указанном виде проголосовало 14 депутатов при установленной численности в 19 депутатов. Как следует из протокола, решение было принято в соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 19, 27 Устава муниципального образования Ширинский район.

На указанной сессии Совета депутатов также принято решение о назначении досрочных выборов главы муниципального образования Ширинский район на ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ).

Досрочные выборы главы муниципального образования Ширинский район назначены в связи с оставлением без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ решения Боградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым полномочия главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. досрочно прекращены, о чем в трудовую книжку Зайцева С.Н. внесена соответствующая запись. Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к исполнение обязанностей главы муниципального образования Ширинский район временно возложено на первого заместителя главы администрации Диринга А.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к Зайцев С.Н. принят на должность муниципальной службы заместителя главы по финансово-экономическим вопросам администрации муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом согласно штатному расписанию, с ним заключен трудовой договор о муниципальной службе от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, законодатель, в случае досрочного прекращения полномочий главы конкретного муниципального образования, «делегирует» определение порядка временного исполнения обязанностей главы данного муниципального образования в соответствии порядком, определенным уставом муниципального образования, но в пределах, установленных федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Устава муниципального образования Ширинский район, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Устав), структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ширинский район составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования Ширинский район (далее - Совет депутатов);

2) глава муниципального образования - Глава муниципального образования Ширинский район (далее - глава района);

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Администрация муниципального образования Ширинский район (далее - администрация);

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район (далее - контрольно-счетная палата).

В соответствии со ст. 17 Устава Совет депутатов состоит из 19 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам при тайном голосовании. Срок полномочий Совета депутатов - 5 лет. Совет депутатов осуществляет свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. Вновь избранный Совет депутатов собирается на первое заседание не позднее 30 дней со дня избрания Совета депутатов в правомочном составе. Заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Совета депутатов проводятся не реже одного раза в три месяца. Полномочия Совета депутатов начинаются со дня проведения первой сессии Совета депутатов соответствующего созыва и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва. Совет депутатов обладает правами юридического лица.

Как следует из положения ст. 19 Устава, к полномочиям Совета депутатов относятся:

1) принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений, установление порядка учета предложений по проекту Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав и порядка участия граждан в обсуждении проекта Устава, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав;

2) принятие решения об удалении главы района в отставку;

3) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

4) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

5) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального района;

6) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район;

7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

8) определение порядка участия муниципального образования Ширинский район в организациях межмуниципального сотрудничества;

9) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9.1) определение порядка размещения на официальном сайте муниципального образования Ширинский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставления для опубликования средствам массовой информации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности;

9.2) определение специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями;

10) осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

11) заслушивание ежегодных отчетов главы района о результатах его деятельности, деятельности администрации и иных подведомственных главе района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов;

12) установление официальных символов муниципального образования Ширинский район и порядка официального их использования;

13) принятие решения о проведении местного референдума, о назначении опроса граждан;

14) назначение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования Ширинский район;

15) утверждение структуры администрации по представлению главы администрации;

16) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета депутатов федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Хакасия, настоящим Уставом.

В силу ст. 20 Устава Совет депутатов принимает правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Хакасия, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Хакасия, настоящим Уставом.

Согласно ч. 9 ст. 26 Устава глава района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Хакасия, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Хакасия, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

Таким образом, вопросы организации работы администрации муниципального образования Ширинский район возложены на главу района. Осуществление Советом депутатов полномочий по вопросам организации работы администрации Уставом не предусмотрены.

Статьей 27 Устава определены основания досрочного прекращения полномочий главы района, а также определен порядок временного исполнения обязанностей главы района.

Так, частью 4 статьи 27 Устава определено, в случае досрочного прекращения полномочий главы района либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель главы администрации, а при его отсутствии - заместитель главы - руководитель юридической службы администрации. В случае если заместитель главы - руководитель юридической службы администрации отсутствует - полномочия главы района исполняет заместитель главы администрации, курирующий сельское хозяйство и земельные отношения в администрации, а в случае его отсутствия - полномочия главы района исполняет заместитель главы администрации, курирующий градостроительную деятельность в администрации.

Часть 4 указанной статьи введена в Устав решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в следующей редакции: «В случае досрочного прекращения полномочий главы района либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель главы администрации. В случае, если первый заместитель главы администрации отсутствует, указанные полномочия осуществляет председатель Совета депутатов».

Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Устав муниципального образования Ширинский район, первое предложение части 4 статьи 27 Устава дополнено словами «, а при его отсутствии - заместитель главы - руководитель юридической службы администрации». Второе предложение части 4 статьи 27 Устава изложено в следующей редакции «В случае, если заместитель главы - руководитель юридической службы отсутствует - полномочия главы района исполняет заместитель главы администрации, курирующий сельское хозяйство и земельные отношения в администрации, а в случае его отсутствия - полномочия главы района исполняет заместитель главы администрации, курирующий градостроительную деятельность в администрации».

Данные изменения ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, решение о внесении изменений в Устав опубликовано к газете «Ширинский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Уставом муниципального образования Ширинский район в редакции от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок исполнения обязанностей главы района в случае досрочного прекращения его полномочий. Временное исполнение обязанностей главы района заместителем главы по финансово-экономическим вопросам администрации Уставом не предусмотрено.

Кроме того, как следует из представленного табеля учета рабочего времени за март 2022 года, Диринг А.А., Селезнева А.А., Глущаков В.Н., Цико Е.В. ДД.ММ.ГГГГ осуществляли трудовую деятельность, данных об отсутствии указанных лиц на рабочем месте по уважительным причинам суду не представлено.

Представитель административного ответчика Рыбакова С.В. в судебном заседании пояснила, что Совет депутатов при принятии оспариваемого решения руководствовался п. 16 ст. 19 Устава (осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета депутатов федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Хакасия, настоящим Уставом), ч. 7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, как указано выше, положения ч. 7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют процедуру временного исполнения обязанностей в соответствии порядком, определенным уставом конкретного муниципального образования. Иные нормы, которые бы уполномочивали Совет депутатов на принятие указанного решения, суду сторонами не представлены.

Разрешая заявленные требования, анализируя при этом представленные документы, положения указанных выше нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что Советом депутатов муниципального образования Ширинский район при принятии оспариваемого решения превышены предоставленные законодательством полномочия, предусмотренные ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 19 Устава муниципального образования Ширинский район. Учитывая, что порядок исполнения обязанностей главы района в случае досрочного прекращения его полномочий Уставом определен и установлен, представительный орган, по мнению суда, был не вправе подменять функции исполнительных органов муниципального образования. Кроме того, доказательства отсутствия на рабочих местах первого заместителя главы и иных заместителей, предусмотренных ч. 4 ст. 27 Устава, Совету депутатов представлены не были. Положениями Устава «отказ от временного исполнения полномочий главы» уполномоченными должностными лицами не предусмотрен. При этом, суд приходит к выводу, что сам факт принятия оспариваемого решения неуполномоченным органом местного самоуправления нарушает организационный принцип местного самоуправления, определенные действующим законодательством гарантии законности в деятельности органов местного самоуправления, и как следствие, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на принятие органами местного самоуправления законных и обоснованных решений.

Довод представителя заинтересованного лица Селезневой А.А. об отсутствии указания административным истцом конкретного нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым решением, не является, по мнению суда, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку сам факт принятия решения неуполномоченным органом является следствием нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на решения органа местного самоуправления, соответствующие действующему законодательству.

В связи с чем, требование административного истца о признании решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» незаконным, является, по мнению суда, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Федеральный законодатель в ч. 1 ст. 178 КАС РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Учитывая, что распоряжение врио главы от ДД.ММ.ГГГГ-к, уведомления заместителей главы администрации муниципального образования Ширинский район Селезневой А.А., Глущакова В.Н., Цико Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в рамках заявленных требований не оспаривались, доводы административного истца о невозможности отказа первого заместителя главы муниципального образования и заместителей главы муниципального образования от временного исполнения полномочий главы муниципального образования, и как следствие, незаконности распоряжения врио главы от ДД.ММ.ГГГГ-к, уведомлений заместителей главы администрации муниципального образования Ширинский район Селезневой А.А., Глущакова В.Н., Цико Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ и представленные в связи с указанными доводами документы, а также доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица о недопустимости принудительного труда, судом не рассматриваются и не оцениваются.

Доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица о нарушении прокурором положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», поскольку оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, по мнению суда, не влияет на выводы суда о незаконности оспариваемого решения.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов является, в том числе, соблюдение органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, законов, действующих на территории Российской Федерации, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, как пояснила представитель административного истца Ильина И.К., что решения Совета депутатов для проведения проверки поступают в прокуратуру района на регулярной основе, оснований для вынесения решения о проведении проверки оспариваемого решения не имелось. В связи с чем, довод представителя заинтересованного лица о незаконности проведенной прокурором проверки, подлежит отклонению, как необоснованный.

Согласно ч. 1 ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в части 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (ч. 2 ст. 225 КАС РФ).

В данном случае, представленное суду распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ-к «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район», согласно которому временное исполнение полномочий главы муниципального образования Ширинский район на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования Ширинский район с ДД.ММ.ГГГГ временно возложено на первого заместителя главы администрации муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., не свидетельствует об отмене или пересмотре оспариваемого решения, в связи с чем, ходатайство представителя административного ответчика Совета депутатов Рыбаковой С.В. о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит.

При подаче административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.

Нормами ст. 187 КАС РФ определено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Как следует из содержания ч.ч. 1, 2 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Вместе с тем, административным истцом не приведено доказательств того, что замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, а равно не приведено доводов относительно наличия таких обстоятельств.

С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание отсутствие по данному делу предусмотренных КАС РФ оснований, а также особых обстоятельств, которые могут повлечь нанесение значительного ущерба публичным и частным интересам при замедлении исполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Рыбаковой С.В. о прекращении производства по данному административному делу – отказать.

Административные исковые требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Ширинский район о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» незаконным, не соответствующим Уставу муниципального образования Ширинский район (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В удовлетворении требований прокурора Ширинского района Республики Хакасия об обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.

Опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение семи дней после вступления решения в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования Ширинский район – районной газете «Ширинский вестник».

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в административную коллегию Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.

Председательствующий Укачикова Д.Г.

Мотивированное решение изготовлено и подписано (с учетом выходных дней) 19 мая 2022 года

Председательствующий Укачикова Д.Г.