ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190010-01-2022-000851-32 от 29.09.2022 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

Дело (УИД) № 19RS0010-01-2022-000851-32

производство № 2-580/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года с. Шира

Ширинский районный суд в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Журавлевой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мытько Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» к ФИО1 о взыскании денежных средств по социальному контракту,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее по тексту ГКУ РХ «УСПН») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании денежных средств по социальному контракту. В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что ФИО1 обратился в Отделение по Ширинскому району Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управления социальной поддержки населения» (далее по тексту Отделение, Управление, ГКУ РХ «УСПН») с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просил оказать ему государственную социальную помощь на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей. между Отделением и ФИО1 заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи в размере 250000 рублей 00 копеек (оказание услуг по строительным работам). К социальному контракту приложена программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. Мотивируя заявленные требования, истец указывает на то, что в соответствии с п.п. 2.2 п. 2 социального контракта ФИО1 была перечислена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей 00 копеек (платежной поручение ). Пунктом 3.2 социального контракта на ФИО1 возложены следующие обязанности: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; обеспечить целевое использование денежных средств, выделенных на оказание государственной помощи на основе социального контракта; возвратить незаконно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на ФИО1 в соответствии с социальным контрактом, не позднее 30 дней со дня принятия Управлением решения о прекращении предоставления государственной социальной помощи; приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% от сметы расходов, указанной в бизнес-плане), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представлять в Управление подтверждающие документы; осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и (или) Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в течение срока действия настоящего социального контракта; ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения ФИО1 программы социальной адаптации. Истец считает, что в соответствии с социальным контрактом ФИО1 обязан реализовать мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации. Истец обращает внимание на то, что программой социальной адаптации, с условиями которой ФИО1 согласился, поставив свою подпись, установлены сроки исполнения обязательств: приобретение ФИО1 оборудования и материалов в соответствии с представленным бизнес - планом в срок - не выполнено; предоставление ФИО1 документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, выделенных в рамках социального контракта в срок - не выполнено; осуществление предпринимательской деятельности (налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - не выполняется; информирование о выполнении программы социальной адаптации в сроки ежемесячно, до 24 числа каждого месяца - не выполняется. На основании изложенного выше истец считает, что ФИО1 нарушил обязательства, установленные п. 3.2 социального контракта, не выполнил условия программы социальной адаптации, нарушил установленные сроки исполнения. Кроме того, истец обращает внимание на то, что неоднократные телефонные звонки и выезды специалистов Отделения по Ширинскому району Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управления социальной поддержки населения» по адресу проживания и регистрации, положительного результата не дали. ФИО1 вручено письмо о предоставлении документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, выделенных в рамках социального контракта и справки о доходах налогоплательщика налога на профессиональный доход. в адрес проживания ФИО1 состоялся выезд представителя истца с вручением последнему уведомления о прекращении социального контракта. ФИО1 в Отделение не явился, документы, подтверждающие наличие уважительных причин, влияющих на невозможность надлежащего исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, не представил. На основании изложенного представитель истца полагает, что ФИО1 не соблюдены условия социального контракта о взаимных обязательствах, а также условия программы социальной адаптации. Ссылаясь на подпункт 6.2 п. 6 социального контракта, истец отмечает, что социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке в случае невыполнения гражданином условий социального контракта или мероприятий программы социальной адаптации. Аналогичное установлено ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п.п. 3 п. 6.3 условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 мая 2014 года № 235 «О реализации Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года №11-ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия». Решение о расторжении с ФИО1 социального контракта (прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта) оформлено приказом Отделения . вручено лично в руки ФИО1 уведомление о прекращении предоставления ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта и возврате денежных средств в размере 250 000 рублей 00 копеек в срок (с приложением квитанции на возврат). Обосновывая заявленные требования, истец указывает на то, что согласно п. 6.7 порядка, средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, подлежат возврату гражданином добровольно не позднее 30 дней со дня принятия решения о прекращении. В случае отказа взыскиваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. До настоящего времени требования о возврате денежных средств ответчиком ФИО1 не исполнены, денежные средства в размере 250 000 рублей 00 копеек в ГКУ РХ «УСПН» не возвращены. Ссылаясь на положения ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), истец просит взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» денежные средства в размере 250000 рублей в счет возврата социальной выплаты, полученной по социальному контракту .

В судебное заседание представитель истца Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управления социальной поддержки населения», извещенный надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу не явился, направил в суд заявление, согласно которому просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основания и доводам, изложенным в исковом заявлении, рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя.

В судебное заседание не явился ответчик ФИО1, в адрес регистрации и фактического проживания которого надлежащим образом, своевременно направлялись извещения о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу, в суд вернулись: конверт с истечением срока хранения, представлен акт о невозможности вручения извещения о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), принимая во внимание, что стороны извещались о времени судебного заседания своевременно, установленными ст. 113 ГПК РФ способами, в соответствии со ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ширинского районного суда, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, относящихся к общепризнанным принципам и нормам международного права и согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Частью ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторонам должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательства, в соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Правовые и организационные формы основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь назначается ГКУ РХ «УСПН» на основании заявления об оказании государственной социальной помощи, документов, анкеты о семейном и материально-бытовым положением.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (положения ст.ст. 8, 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

Согласно положениям ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года № 11- ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия» оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам осуществляется в виде денежной выплаты.

Размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются Правительством Республики Хакасия (ст. 5 вышеуказанного Закона Республики Хакасия).

В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года № 11-ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия», постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 мая 2014 года № 235 «О реализации Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года № 11-ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия» утверждены условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Хакасия (далее по тексту Порядок).

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат. Государственная социальная помощь назначается ГКУ РХ «УСПН» на основании заявления об оказании государственной социальной помощи, документов, анкеты о семейном и материально- бытовом положении (пункты 1.3, 4.1. Порядка).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился в Отделение по Ширинскому району Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просил оказать ему государственную социальную помощь на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей 00 копеек (заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта за подписью ФИО1 ; программа социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) на период действия социального контракта (дата начала действия социального контракта , дата окончания действия социального контракта , утвержденная и.о. начальником отделения по Ширинскому району ГКУ РХ «УСПН» С.С.Е. ).

и.о. начальника Отделения по Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управления социальной поддержки населения» в адрес ФИО1 направлено уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000 рублей на осуществление предпринимательской деятельности.

между Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» и ФИО1 заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей 00 копеек (оказание услуг по строительным работам).

Из представленных суду материалов дела следует, что Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» ФИО1 была перечислена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей 00 копеек в соответствии с п.п. 2.2 п. 2 социального контракта (приказ «О назначении Государственной социальной помощи», платежное поручение ; Материальная помощь на основании социального контракта ; список для Сбербанка/банка Красноярский РФ «АО Россельхозбанк» от ; поручение № б/н от – к выплате Х рублей Х копеек; информация о выплате ).

На ФИО1 возложены обязанности: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; обеспечить целевое использование денежных средств, выделенных на оказание государственной помощи на основе социального контракта; возвратить незаконно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на ФИО1 в соответствии с социальным контрактом, не позднее 30 дней со дня принятия Управлением решения о прекращении предоставления государственной социальной помощи; приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% от сметы расходов, указанной в бизнес-плане), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представлять в Управление подтверждающие документы; осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и (или) Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в течение срока действия настоящего социального контракта; ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения ФИО1 программы социальной адаптации (положения п. 3.2 социального контракта ).

Резюмируя изложенное, принимая во внимание, что с программой социальной адаптации, с условиями которой ФИО1 согласился, поставив свою подпись, установлены сроки исполнения обязательств (приобретение ФИО1 оборудования и материалов в соответствии с представленным бизнес - планом в срок до - не выполнено; предоставление ФИО1 документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, выделенных в рамках социального контракта в срок до - не выполнено; осуществление предпринимательской деятельности (налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - не выполняется; информирование о выполнении программы социальной адаптации в сроки ежемесячно, до числа каждого месяца - не выполняется), суд приходит к выводу о том, что ФИО1 нарушил обязательства, установленные п. 3.2 социального контракта, не выполнил условия программы социальной адаптации, нарушил установленные сроки (акт проверки реализации социального контракта , утвержденный начальником Отделения по Ширинскому району ГКУ РХ «УСПН»).

В судебном заседании установлено, что неоднократные телефонные звонки и выезды специалистов ГКУ РХ «УСПН» по адресам проживания регистрации ФИО1, положительного результата не дали. ФИО1 вручено письмо о предоставлении документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, выделенных в рамках социального контракта и справки о доходах налогоплательщика налога на профессиональный доход. в адрес проживания ФИО1 состоялся выезд представителя истца с вручением последнему уведомления о прекращении социального контракта. ФИО1 в Отделение не явился, документы, подтверждающие наличие уважительных причин, влияющих на невозможность надлежащего исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, не представил.

Резюмируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не соблюдены условия социального контракта о взаимных обязательствах, а также условия программы социальной адаптации.

Социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке в случае невыполнения гражданином условий социального контракта или мероприятий программы социальной адаптации (подпункт 6.2 п. 6 социального контракта). Аналогичное установлено ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п.п. 3 п. 6.3 условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 мая 2014 года № 235 «О реализации Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года №11-ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия» (далее по тексту Порядок).

Согласно положениям п. 6.7 Порядка, средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, подлежат возврату гражданином добровольно не позднее 30 дней со дня принятия решения о прекращении. В случае отказа взыскиваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из представленных суду материалов дела следует, что решение о расторжении с ФИО1 социального контракта (прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта) оформлено приказом «О прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта» за подписью начальника Отделения по Ширинскому району Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управления социальной поддержки населения». вручено лично в руки ФИО1 уведомление о прекращении предоставления ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта и возврате денежных средств в размере 250 000 рублей 00 копеек в срок (с приложением квитанции на возврат).

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени требования о возврате денежных средств ответчиком ФИО1 не исполнены, денежные средства в размере 250 000 рублей 00 копеек в ГКУ РХ «УСПН» не возвращены, обратного, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).

Оценив представленные доказательства в совокупности, в порядке, предусмотренном положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» подлежат взысканию денежные средства в размере 250000 рублей в счет возврата социальной выплаты, полученной ФИО1 по социальному контракту .

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины, от которых при подаче иска истец в силу требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), был освобожден, в соответствие с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» к ФИО1 о взыскании денежных средств по социальному контракту удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, (паспорт , ) в пользу Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» денежные средства в размере 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей в счет возврата социальной выплаты, полученной по социальному контракту .

Взыскать с ФИО1, (паспорт , ) в доход бюджета государственную пошлину в размере 5700 (пяти тысяч семисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Журавлева Н.Ю.

Справка: дата изготовления и подписания мотивированного решения 6 октября 2022 года (с учетом выходных дней).

Судья Журавлева Н.Ю.