дело №2(1)а-20/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Абдулино 16 января 2018 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре Гостевой В.И.,
с участием административного истца - ФИО2 и его представителя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти, выразившегося в непредставлении ответа на обращение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти, выразившегося в непредставлении ответа на обращение, указав, что в первой половине октября 2016 года им посредством сервиса «Интернет приемная», размещенного и функционирующего на портале Правительства России, было направлено обращение, содержащее в себе вопросы о дополнительных мерах материальной поддержки детей-сирот в следующих субъектах России: Оренбургская область, Республика Башкортостан. Согласно сообщению от аппарата Правительства России от ... за ..., его обращение было перенаправлено в Правительства Оренбургской области и Республики Башкортостан. На настоящий момент какого-либо ответа от административного ответчика не поступало. Считает, что его право на получение ответа в сроки, установленные законом, нарушено. Истец просил суд признать бездействие органа государственной власти - Правительства Оренбургской области, выразившееся в непредставлении ответа на обращение, незаконным. Возложить обязанность на административного ответчика по предоставлению информации, запрашиваемой в обращении.
Определением суда от ... к участию в административном деле было привлечено в качестве соответчика Министерство социального развития Оренбургской области.
Впоследствии административный истец ФИО2 требования уточнил и просил суд признать бездействие органа государственной власти - Правительства Оренбургской области, выразившееся в непредставлении сведений о направлении заявления ФИО2 в Министерство социального развития Оренбургской ..., незаконным. Обязать орган государственной власти - Правительство Оренбургской области предоставить сведения о направлении его обращения в Министерство социального развития Оренбургской области. Признать бездействие органа государственной власти – Министерства социального развития Оренбургской области, выразившееся в непредставлении в установленный срок ответа на обращение ФИО2, незаконным. Признать бездействие органа государственной власти – Министерства социального развития Оренбургской области, выразившееся в предоставлении ответа не по существу заданного вопроса и с недостоверной информацией, незаконным. Обязать орган государственной власти – Министерство социального развития предоставить ФИО2 ответ по существу заданного вопроса. Взыскать солидарно с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. и расходы по уплате услуг представителя в сумме 10000 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО1 требования поддержали, просили уточненное исковое заявление удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Правительства Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В поступившем в суд письменном отзыве от ... за исх. ... ответчик указал, что как следует из содержания административного искового заявления, административным истцом оспаривается бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в не рассмотрении обращения. Обращение ФИО2 рассмотрено в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение ФИО2 поступило в Правительство Оренбургской области 20.10.2017 года (приложение 1) и того же числа отписано для исполнения в Министерство социального развития Оренбургской области (министру ФИО3), что подтверждается регистрационно-контрольной карточкой из электронной системы документооборота CompanyMedia (Lotus Notes) (приложение 2) (распоряжение Губернатора Оренбургской области от 12.09.2013 №341-р «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Оренбургской области»). Указанное обращение рассмотрено Министерством и в установленный законом срок заявителю дан ответ от 17.11.2017 года .... Правительство Оренбургской области является ненадлежащим административным ответчиком. В соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года №3223/740-IV-O3 «О Правительстве Оренбургской области» Правительство Оренбургской области - высший исполнительный орган государственной власти Оренбургской области. Правительство Оренбургской области в пределах своих полномочий обеспечивает эффективную работу всех органов исполнительной власти Оренбургской области, направляет и контролирует их деятельность. Министерства и иные органы исполнительной власти Оренбургской области подчиняются Правительству Оренбургской области и ответственны перед ним за выполнение порученных задач (статьи 12, 13 Закона о Правительстве области).
В рамках своих полномочий Правительство Оренбургской области
поручило рассмотрение обращения ФИО2 Министерству социального развития Оренбургской области и в подготовке и направлении ответа ФИО2 участия не принимало (данные регистрационно-контрольной карточки). Действиями Правительства Оренбургской области права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены. В связи с отсутствием со стороны Правительства Оренбургской области факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, также препятствий к их осуществлению, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 227 КАС РФ просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В поступившем в суд письменном отзыве от ... за исх. ... ответчик указал, что обращение ФИО2 поступило 20.10.2017 в Правительство Оренбургской области по электронной почте. В соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года №3223/740-1V-ОЗ «О Правительстве Оренбургской области» и статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Правительство Оренбургской области поручило рассмотрение обращения ФИО2 Министерству социального развития Оренбургской области. С использованием автоматизированной системы электронного документооборота «СМ-обращения граждан» (Lotus Notes) было подготовлено уведомление о переадресации обращения ФИО2, которое 23.10.2017 года направлено по системе электронного документооборота в Министерство социального развития Оренбургской области, а также по электронной почте ... ФИО2 В соответствии с Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 12.09.2013 ...-р «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Оренбургской области» весь документооборот в органах исполнительной власти Оренбургской области осуществляется через автоматизированную систему электронного документооборота «СМ-обращения граждан» (Lotus Notes), что не противоречит действующему законодательству. Из вышеизложенного следует, что Правительством Оренбургской области нарушения положений Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не допущено и в полном объеме предприняты все необходимые меры для своевременного рассмотрения обращения. Министерством социального развития Оренбургской области нарушения также не допущены. Ответ на обращение ФИО2 зарегистрирован в системе Lotus Notes под ... и ... направлен заявителю на электронную почту в установленный законом срок (Федеральный закон от ... № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). На основании изложенного и в связи с отсутствием со стороны Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также препятствий к их осуществлению просят суд отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Министерство социального развития Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В поступившем в суд письменном отзыве от ... за исх.... ответчик, что обращение ФИО2 по вопросу предоставления денежных выплат на компенсацию арендной платы жилья детям - сиротам поступило в Правительство Оренбургской области 20.10.2017 года, со сроком исполнения 18.11.2017 года. Министерством социального развития Оренбургской области сделан запрос за ... главе муниципального образования Абдулинского городского округа ФИО4 о предоставлении информации на обращение ФИО2 Ответ на вышеуказанный запрос направлен в Министерство социального развития Оренбургской области 01.11.2017 года .... В ответе администрации муниципального образования Абдулинского городского округа от 01.11.2017 года ... давались ответы на вопросы, поставленные в обращении ФИО2, а также сообщалось о невозможности доставки сообщения на электронный адрес ФИО2, указанный в регистрационной каточке .... Согласно данным автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения», которая имеется в работе у Министерства социального развития Оренбургской области, был установлен адрес регистрации мамы ФИО2 Ф. (...). 17.11.2017 года Министерством социального развития Оренбургской области ответ зарегистрирован в системе Lotus Notes с разъяснениями действующего законодательства за .... В связи с некорректностью указанного электронного адреса ответ на обращение направлен ФИО2 почтой на адрес: ... (список ... простых почтовых отправлений на франкировку от 17.11.2017 года). Обращают внимание суда, на тот факт, что обязанности направления ответа на обращение граждан заказным письмом действующим законодательством не предусмотрено. В связи с вышеизложенным, просят в заявленных требованиях отказать. В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ Министерство социального развития Оренбургской области просит рассмотреть дело по иску ФИО2 без участия представителя Министерства социального развития Оренбургской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.
Статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании истец ФИО2 суду пояснил, что затронуто его право на получение информации как гражданина, как налогоплательщика, как человека заинтересованного в данном вопросе, поскольку в кругу его знакомых есть дети-сироты. Он хотел оказать им помощь. Ему интересна социальная политика, и то, куда уходят его средства, уплаченные в налоговую службу. У него есть право обратиться в государственный орган с таким вопросом и этим правом он воспользовался.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично-значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, к числу прав гражданина при рассмотрении обращения статьей 5 данного закона отнесено право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В силу прямого указания части 2 статьи 8, части 1 статьи 9, части 1 статьи 12, пунктов 1, 3, 4, части 1 статьи 10 Федерального закона 02.05.2006 года №59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и подлежит обязательному рассмотрению.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
При этом письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Установленный вышеуказанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, в том числе юридическими лицами, иными организациями (их должностными лицами), осуществляющими публично-значимые функции (часть 4 статьи 1 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
Из представленных в материалы дела документов следует, что 20.10.2017 года ФИО2 направил в электронном виде на официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации обращение, содержащее в себе вопрос: гарантированы ли денежные выплаты на компенсацию арендной платы жилья детям-сиротам, зарегистрированным в установленном порядке, но не получившие жилое помещение в Оренбургской области и Республике Башкортостан? Если выплаты предусмотрены, то каким нормативно-правовым актом урегулированы подонобные отношения?
16.10.2017 года на электронный адрес ФИО2 (...) от Аппарата Правительства Российской Федерации за подписью советника отдела по работе с обращениями граждан С.И. поступило уведомление о том, что его обращение, поступившее в Аппарат Правительства Российской Федерации, рассмотрено и в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» направлено в Правительство Оренбургской области, Правительство Республики Башкортостан.
Обращение ФИО2 поступило в Правительство Оренбургской области 20.10.2017 года со сроком исполнения 18.11.2017 года.
Министерством социального развития Оренбургской области сделан запрос за ... главе администрации муниципального образования Абдулинского городского округа ФИО4 о предоставлении информации на обращение ФИО2
Из письменных пояснений Министерства социального развития Оренбургской области от 21.12.2017 года исх.... следует, что в ответе администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от 01.11.2017 года ... давались ответы на вопросы, поставленные в обращении ФИО2, а также сообщалось о невозможности доставки сообщения на электронный адрес ФИО2, указанный в регистрационной каточке .... В связи с некорректностью указанного электронного адреса ответ на обращение направлен ФИО2 почтой по адресу: ... (список ... простых почтовых отправлений на франкировку от 17.11.2017 года).
Из списка ... простых почтовых отправлений на франкировку от 17.11.2018 года, представленный Министерством социального развития Оренбургской области в доказательство направления по адресу регистрации матери административного истца - М.Ф., невозможно установить, кому направлялись письма.
Таким образом, указанный список ... простых почтовых отправлений на франкировку не является допустимым доказательством направления ФИО2 ответа на его обращение, поскольку содержание почтового отправления на основании этого списка установить невозможно и не подтверждает направление в адрес ФИО2 даже простого почтового отправления.
Доводы Министерства социального развития Оренбургской области о том, что администрацией МО Абдулинский городской округ от 01.11.2017 года ... было сообщено о невозможности доставки сообщения на электронный адрес ФИО2, указанной в регистрационной карточке ..., в связи с некорректностью электронного адреса, суд считает необоснованными, поскольку ответ на обращение заявителю в силу закона должен быть направлен не администрацией МО Абдулинский городской округа, а Министерством социального развития Оренбургской области в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
По судебному запросу от ...... ответчиком было представлено письмо от 23.10.2017 года за исх.... за подписью вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике ФИО5, адресованное в адрес исполнителя ФИО3 и ФИО2 (...), в котором указал, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации направляют на рассмотрение обращение ... от 20.10.2017 года. О результатах принятого решения просят известить заявителя. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» просят обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращение с разъяснением автору обращения в доступной форме возможности либо невозможности (с указанием причин и правового обоснования) решения поставленного в обращении вопроса. Срок исполнения 18.11.2017 года.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Однако надлежащих доказательств направления административному истцу ФИО2 данного уведомления Правительством Оренбургской области не представлено.
В связи с рассмотрением дела судом Правительству Оренбургской области направлялся судебный запрос от ... за исх. ... о предоставлении доказательств уведомления ФИО2 о переадресации его обращения Министерству социального развития Оренбургской области.
Однако на судебный запрос от ...... ответ был получен судом из Министерства социального развития Оренбургской области, которое в письме от ...... сообщает о том, что доказательства невозможности отправки на адрес электронной почты ФИО2 направлены Министерством социального развития в суд письмом Министерства социального развития Оренбургской области от ...... (копия письма от ......, список ... простых почтовых отправлений на франкировку от 17.11.2017 года).
Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком Правительством Оренбургской области не было представлено суду надлежащих доказательств направления административному истцу уведомления о переадресации его обращения Министерству социального развития Оренбургской области, то требования истца о признания незаконным бездействия органа государственной власти - Правительства Оренбургской области, выразившееся в непредставлении сведений о направлении обращения ФИО2 в Министерство социального развития Оренбургской области незаконным, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что требования истца были предметом рассмотрения в суде, то требования истца ФИО2 обязать Правительство Оренбургской области предоставить ему сведения о направлении его обращения в Министерство социального развития Оренбургской области являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В подтверждение того, что ответ на обращение ФИО2 был подготовлен в срок, установленный законом, Министерством социального развития было представлено суду письмо от 17.11.2017 года исх. ..., адресованное ФИО2 на электронный адрес: ..., с текстом следующего содержания «по поручению Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Ваше обращение по вопросу выплаты денежной компенсации за съёмное жилое помещение детям-сиротам, рассмотрено. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 года №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в вышеуказанный список при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, а также до достижения 23-х летнего возраста. Заявление о включении в данный Список указанной категории лиц подается в органы местного самоуправления. Формирование и ведение Списка осуществляется по каждому муниципальному образованию области (городской округ, муниципальный район) уполномоченным органом местного самоуправления, по месту жительства детей-сирот. По информации администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Вы в вышеуказанный список не включены. По вопросу выплаты денежной компенсации за съёмное жилое помещение детям-сиротам, сообщаем, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не получившим жилое помещение, законодательством Оренбургской области компенсация не предусмотрена».
Доказательств того, что вышеназванный ответ на обращение был направлен в установленный законом ФИО2 в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному истцом в обращении, суду представлено не было.
Кроме того, ответчиком Министерством социального развития Оренбургской области не представлено суду доказательство того, что ответ на обращение не был направлен по электронной почте ввиду некорректного указания ФИО2 своего электронного адреса. В судебном заседании судом было установлено и административным истцом не оспаривается, что на его электронный адрес от Правительства Российской Федерации поступило уведомление о перенаправлении его обращения Правительству Оренбургской области.
При таких обстоятельствах признаются законными требования истца о признании бездействия органа государственной власти – Министерства социального развития Оренбургской области, выразившееся в непредставлении в установленный срок ответа на обращение ФИО2, незаконным.
В судебном заседании по данному требованию ФИО2 с ответом Министерства социального развития Оренбургской области, с которым он был ознакомлен уже в ходе рассмотрения данного гражданского дела, не согласился, пояснив суду, что вопрос им ставился о том, положена ли компенсация арендной платы жилья детям-сиротам, но никак не ему. Позже он узнал, что есть постановление, которое предусматривает выплату компенсации арендной платы жилья детям-сиротам на городской территории и на сельской местности. Они ответили ему не по существу заданного вопроса.
В связи с проверкой доводов истца судом было истребовано постановление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области №1140-п от 26.08.2016 года, которым утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями для временного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся во внеочередном обеспечении жилыми помещениями. Данный порядок определяет механизм возмещения расходов по найму жилья для проживающих на территории муниципального образования Абдулинский городской округ детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, оценив представленный суду письменный ответ Министерства социального развития Оренбургской области от 17.11.2017 года за исх...., суд, исходит из того, что заявителю был дан ответ не по существу его вопроса, поставленного в обращении, поскольку заявитель в своем обращении не ставил вопрос какие предусмотренные законодательством Российской Федерации и Оренбургской области основания служат для включения лиц в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, а конкретный вопрос: гарантирована ли денежная выплата на компенсацию арендной платы жилья детям-сиротам, зарегистрированным в установленном порядке, но не получившие жилое помещение в Оренбургской области? Если выплаты предусмотрены, то каким нормативно-правовым актом урегулированы подонобные отношения?
При таких обстоятельствах, заявленные требования ФИО2 подлежат удовлетворению, а именно в признании бездействия Министерства социального развития Оренбургской области незаконным, выразившемся в предоставлении ответа не по существу заданного вопроса и с недостоверной информацией.
Разрешая требования истца ФИО2 об обязании Министерства социального развития Оренбургской области предоставить ответ по существу заданного вопроса, суд исходит из требований положений пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ, согласно которому при рассмотрении обращения государственным органом, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
С целью устранения нарушенного права ФИО2 следует обязать Министерство социального развития Оренбургской области как орган исполнительной власти Оренбургской области, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, дать заявителю письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении ФИО2
Административным истцом ФИО2 заявлены требования о возмещении ему расходов по оплате услуг представителя в сумме 10 000 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Издержки, связанные с рассмотрением административного дела, включают расходы на оплату услуг представителей (пункт 4 статьи 106 КАС РФ).
В соответствии части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
Согласно статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
По смыслу указанных разъяснений, суду при определении разумности понесенных стороной расходов на оплату услуг представителя в каждом случае надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, а также учитывать принцип свободы договора, благодаря которому сторона может заключить договор со своим представителем на оказание юридических услуг на любую сумму. Однако это не должно нарушать принцип справедливости, и умалять права другой стороны.
Из представленного в материалы дела договора на оказание юридических услуг ... от ..., дополнительного соглашению от ... к договору ... от ..., заключенных между ФИО2 и ИП ФИО1 усматривается, что в рамках настоящего административного дела представитель оказывал юридические истцу услуги: консультировал, составляя заявление о признании бездействия органа государственной власти, принимал участие в суде при рассмотрении данного гражданского дела.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ... ФИО2 оплатил ФИО1 за составление искового заявления и представительство в суде в сумме 10000 руб.
Суд полагает не соответствующим принципу разумности размер судебных расходов, заявленных административным истцом на оплату услуг представителя, и при разрешении вопроса о взыскании расходов на оплату услуг представителя в контексте упомянутыми правовыми нормами, суд учитывает объем проделанной представителем ФИО1, имеющей высшее юридическое образование по специальности «юриспруденция» (диплом ...), а именно, участие представителя истца в четырех судебных заседаниях, оказание услуг по составлению искового заявления, и полагает разумным взыскать в пользу ФИО2 с Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области в возмещение расходов по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб. в равных долях, а именно, по 3500 руб. с каждого.
Согласно чек-ордеру от ... при подаче искового заявления в суд ФИО2 уплатил государственную пошлину в размере 300 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года №3223/740-1V-ОЗ «О Правительстве Оренбургской области» правительство Оренбургской области - высший исполнительный орган государственной власти Оренбургской области.
Правительство Оренбургской области в пределах своих полномочий обеспечивает эффективную работу всех органов исполнительной власти Оренбургской области, направляет и контролирует и деятельность, Министерства и иные органы исполнительной власти Оренбургской области, подчиняются Правительству Оренбургской области и ответственны перед ним за выполнение порученных задач (статьи 12, 13 Закона о Правительстве Оренбургской области).
Согласно Положению о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области 09.09.2010 года №183-ук, Министерство социального развития Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения, координацию вопросов, направленных на укрепление института семьи, защиты интересов и прав детей, а также реализацию концепций демографической политики Российской Федерации и Оренбургской области и осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Таким образом, Министерство социального развития Оренбургской области и Правительство Оренбургской области, как исполнительный орган государственной власти, не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
С учетом вышеприведенных положений закона оснований для удовлетворения требований ФИО2 о взыскании с Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО2 к Правительству Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти, выразившегося в непредставлении ответа на обращение.
Признать бездействие органа государственной власти - Правительства Оренбургской области, выразившееся в непредставлении сведений о направлении заявления ФИО2 в Министерство социального развития Оренбургской области, незаконным.
Признать бездействие органа государственной власти – Министерства социального развития Оренбургской области, выразившееся в непредставлении в установленный срок ответа на обращение ФИО2, незаконным.
Признать бездействие органа государственной власти – Министерства социального развития Оренбургской области, выразившееся в предоставлении ответа не по существу заданного вопроса и с недостоверной информацией, незаконным.
Обязать орган государственной власти – Министерство социального развития предоставить ФИО2 ответ по существу заданного вопроса.
Взыскать с Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области расходы по оплате представителя в сумме 7000 рублей в равных долях, а именно по 3 500 рублей с каждого.
В удовлетворении требований ФИО2 об обязании орган государственной власти – Правительство Оренбургской области предоставить сведения о направлении обращения ФИО2 в Министерство социального развития Оренбургской области, и взыскании в пользу ФИО2 с Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
...