ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2(1)А-679/17 от 19.10.2017 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

№2(1)а-679/2017

Решение

Именем Российской Федерации

г.Абдулино 19 октября 2017 года

Абдулинский районный суд в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,

при секретаре Хныкова Е.В.,

с участием представителя административного истца – Афлятуновой Р.А., действующей на основании доверенности от ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области (далее МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области (далее УФССП России по Оренбургской области), судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой А.А., указав, что административный истец является должником по исполнительному производству от ......-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа: исполнительный лист ... от ..., выданный Абдулинским районным судом по делу №2/1/-955/2015, вступившему в законную силу 08.10.2015, предмет исполнение: обязать администрацию муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области и Управление капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области предоставить Корсе А.С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения до .... Определением Абдулинского районного суда от ... была произведена замена стороны в исполнительном производстве правопреемником – администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области. ... судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. в отношении административного истца было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Административный истец в силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ считая действия судебного пристава-исполнителя предусмотренные постановлением о взыскании исполнительского сбора от ...... незаконными, постановление необоснованным, счел необходимым обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. ... административным истцом в Абдулинский районный суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда от 03.09.2015 года по делу №2/1/-955/2015. В этот же день на адрес электронной почты МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области osp03@ir56.fssprus.ru с пометкой для Фаттаховой А.А. была направлена информация о подданном заявлении. ... (исх. от ......) истцом по запросу начальника МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области С.В. от ......, была предоставлена информация о сроках рассмотрения заявления администрации об отсрочке исполнения решения суда по исковому заявлению Корси А.С. 31.08.2017 года Абдулинский районный суд удовлетворил заявление администрации и предоставил отсрочку исполнения решения суда - до 01.06.2018 года. Незамедлительно после судебного заседания о предоставленной отсрочке было сообщено судебному приставу- исполнителю. ... определение Абдулинского районного суда о предоставленной отсрочке исполнения решения суда по иску Корси А.С. было направлено по электронной почте на e-mail: osp03@r56.fssprus.ru с пометкой для Фаттаховой А.А. (исх. от ......). Несмотря на то, что у судебного пристава-исполнителя имелась информация о поданном заявлении, были известны сроки и результаты рассмотрения заявления, приставом в нарушении ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» было вынесено постановления о взыскании исполнительского сбора датированное .... Кроме того, постановление ... от ... о взыскании исполнительского сбора, в нарушении требований ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ было вынесено одновременно с постановлением о назначении нового (добровольного) срока исполнения. Своими действиями административный ответчик фактически лишил истца права представить какие-либо пояснения и доказательства в рамках исполнительного производства. Административный истец считает, постановление о взыскании исполнительского сбора необоснованным. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, меру публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным должником правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемент субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации). Административный истец полагает, что им приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости, осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства. Так согласно, Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. №1853/389-IV-03 административный истец был наделен государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Административный истец, созданный как юридическое лицо 10.12.2015 года, осуществляет переданные государственные полномочия, в пределах выделенных средств надлежащим образом. Согласно справке управления капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования, являющегося уполномоченным органом на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории в 2016 году до управления, были доведены лимиты на общую сумму 16 949 952, 00 руб., из которых освоено 16 927 020, 00 руб., приобретено 16 квартир, в 2017 году были доведены лимиты на общую сумму 15 201 900,00 руб., из них освоено 15 201 813, 00 руб., приобретено 15 квартир. Вышеуказанные квартиры предоставлены в соответствии с решениями жилищной комиссии детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, что подтверждаются постановлениями администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от ......-п, от ......-п, от ......-п, от ......-п, от ......-п «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения». В условиях недостаточного финансирования переданных государственных полномочий Управлением, административным истцом неоднократно направлялись ходатайства в Правительство Оренбургской области о выделении дополнительной субвенции на приобретение жилья для лиц данной категории. Был получен ответ Министерства социального развития, что выделение дополнительной субвенции не представляется возможным. В связи с отсутствием ассигнований из областного бюджета административный истец ... обратился в Абдулинский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 31.08.2017 года заявление было удовлетворено, истцу была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до - 01.06.2018 года. На основании вышеизложенного, просит суд, дать объективную правовую оценку действиям административного ответчика и признать постановление о взыскании исполнительского сбора от ...... незаконным. Отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от ....... Освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного ответчиком постановлением судебного о взыскании исполнительского сбора от ......, полностью.

В судебном заседании представитель административного истца – Афлятунова Р.А., действующая на основании доверенности от ..., поддержала административное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что обращение в суд вызвано незаконными действиями административного ответчика, выразившееся в том, что судебный пристав-исполнитель, знала, что истцу предоставлена отсрочка исполнения решения суда, но в нарушение ч.2 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора датированное ...... и назначении нового срока, что нарушает права истца. Кроме того, вынесенное постановление не обосновано ввиду того, что постановление было не исполнено в срок не по вине административного истца. Истец осуществляет полномочия, возложенные на него законом Оренбургской области и исполняет возложенные на него обязанности в пределах выделенных средств надлежащим образом. Согласно справке управления капитального строительства и архитектуры в 2016 году до управления были доведены лимиты на общую сумму 16949952 рубля, из которых все освоены. Приобретены 16 квартир. В 2017 году лимит составил – 15201813 рублей, приобретены 15 квартир. По решению жилищной комиссии квартиры распределены между лицами данной категории, что подтверждается постановлением администрации МО Абдулинский городской округ. В условиях недостаточного финансирования истцом приняты все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа. Неоднократно мы обращались в Правительство Оренбургской области с вопросом о предоставлении дополнительной субвенции, но ответ получен отрицательный. Было принято решение, об обращении в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по Корсе А.С., данное заявление удовлетворено. Судебный пристав-исполнитель знала и об этом, но не несмотря на это, вынесла свое постановление. На основании вышеизложенного просит суд, признать постановление о взыскании исполнительского сбора от ...... незаконным. Отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от ....... Освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, наложенного ответчиком постановлением от ......, полностью.

На основании определения от ... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области.

Административный ответчик - Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебный пристав-исполнитель Фаттахова А.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В отзыве на административное исковое заявление от ..., судебный пристав-исполнитель Фаттахова А.А., указывает, что с заявленными требованиями администрации МО «Абдулинский городской округ» Оренбургской области не согласна, по тем основаниям, что на основании исполнительного документа – исполнительный лист ФС ... от ..., выданного органом: Абдулинским районным судом по делу №2(1)-955/2015, вступившему в законную силу 08.10.2015 г., предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области и Управление капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинсмкий район Оренбургской области предоставить Корсе А.С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения до 31.09.2016 года. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена сторонам исполнительного производства и в суд вынесший решение. В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ... должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии с пунктом 13 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229-ФЗ должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Согласно почтового уведомления о вручении, постановление о возбуждении исполнительного производства ...-ИП получено должником .... Поскольку должник в установленный для добровольного исполнения срок, содержащиеся в исполнительном документе требования не исполнил и должником не были представлены доказательства наличия обстоятельств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, ..., руководствуясь ст.ст. 105, 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое в соответствии со ст. 112 вышеуказанного Закона было утверждено начальником отдела - старшим судебным приставом. ... ввиду не предоставления информации и не исполнения решения суда в интересах заявителя, судебным приставом-исполнителем, в соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г., вынесено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда. Постановление о назначении нового срока исполнения решения суда от ... соответствует требованиям ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229-ФЗ. Довод заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель будучи уведомлен о нахождении в суде заявления администрации о предоставлении отсрочки вынес постановление о назначении нового срока исполнения решения суда, не состоятелен, поскольку сам факт обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки не является основанием для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения по исполнительному производству. В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г. в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. Определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 31.08.2017 г. по делу №13(1)-99/2017 заявление Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу №2(1)-955/2015 удовлетворено. Постановление судебного пристава — исполнителя о назначении нового срока исполнения решения суда от ... вынесено до принятия решения судом по делу о предоставлении администрации отсрочки, в связи с чем довод заявтеля о том, что действия судебного пристава противоречат ч.2 ст.37 ФЗ «об исполнительном производстве» не состоятелен. Для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие закону (или иному правовому акту) оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (должностного лица) и нарушение прав заявителя. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем не представлено. При таких обстоятельствах основания для признания жалобы обоснованной, отсутствуют. Неисполнение судебного решения влечет за собой ответственность предусмотренную федеральным законом. Исполнительский сбор имеет характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается судебным приставом-исполнителем всегда, и только наличие у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), которые должен доказать сам должник, является основание для невзыскания исполнительского сбора. Доказательств непреодолимой силы заявителем не представлено. Кроме того, нельзя согласиться с доводом заявителя об отсутствии вины в их действиях. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию. Совершенное должником правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан. Также, стоит учесть, что заявителем в данном случае, не указано, какие нормы законодательства об исполнительном производстве нарушены судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления и чем нарушены его права. На основании вышеизложенного, просит суд, в удовлетворении заявленных требований администрации МО «Абдулинский городской округ» Оренбургской области отказать в полном объеме.

В отзыве представитель УФССП России по Оренбургской области – Х.З., действующая на основании доверенности от ..., указывает, что УФССП России по Оренбургской области с заявленными требованиями администрации МО Абдулинский район Оренбургской области не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Как следует из материалов исполнительного производства ...-ИП, возбужденного в отношении администрации МО Адбулинский район Оренбургской области, постановление о возбуждении получено должником ... Срок для добровольного исполнения истек ... Каких-либо доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения должником, а также доказательств, свидетельствующих о намерении должника совершить действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа не представлено. Учитывая своевременное получение должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, и фактическое их неисполнение последним в указанный срок, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП Фаттахова А.А., правомерно вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора. Не может быть отнесено к таким доказательствам и обращение должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, поскольку заявление на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не было рассмотрено. Кроме того, с указанным заявлением должник обратился в суд уже после истечения срока на добровольное исполнения требований исполнительного документа, обращение в суд с таким заявлением не является обстоятельствами непреодолимой силы и не освобождают должника от уплаты исполнительского сбора и от исполнения требований исполнительного документа (ч. 2 ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Реализация права должника на отсрочку исполнения возможна только после ее предоставления судом, само по себе обращение должника в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта не освобождает его от исполнения решения суда. Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца. Такая необходимая совокупность условий в данном случае отсутствует. Просит суд, в удовлетворении заявления администрации МО Адбулинский район Оренбургской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным – отказать в полном объеме.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе взыскать с должника исполнительский сбор.

В силу статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 105 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

На основании пунктов 11 и 12 статьи 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

В силу части 6 статьи 112 Закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона установлено, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствие с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу приведённых норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 03.09.2015 года, принятым по делу по иску Абдулинского межрайонного прокурора в интересах Корся А.С. к администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области и Управлению капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения были удовлетворены. На администрацию муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области и Управление капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области возложена обязанность в срок до 31.09.2016 года предоставить Корсе А.С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании определения Абдулинского районного суда от ... произведена замена стороны на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и Управление капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.

На основании определения Абдулинского районного суда от 31.08.2017 года по заявлению администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.06.2018 года.

... на основании исполнительного листа №ФС ... от ..., выданного Абдулинским районным судом Оренбургской области, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. было возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ... было вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд считает требование администрации муниципального образования Абдулинский городской округ об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

По информации Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ, представленной в письме от ......, на 2017 год муниципальному образованию Абдулинский городской округ доведены лимиты на субвенцию на приобретение жилых помещений для обеспечения ими детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения в размере 15 201 900,00 руб. В настоящее время на сумму выделенной субвенции Управлением капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области приобретено 15 благоустроенных квартир, на сумму 15 201 813,00 руб., которые по решению жилищной комиссии переданы по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеется решение суда, вступившее в законную силу. Кроме того, в 2016 году муниципальному образованию муниципального образования Абдулинский городской округ доведены лимиты на субвенцию на приобретение жилых помещений для обеспечения ими детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения в размере 16 949 952,00 руб., из которых на сумму 16 927 020,00 руб. приобретены 16 квартир для обеспечения жильем данной категории. Учитывая полное освоение денежных средств в 2016 и 2017 годах и приобретение жилых помещений для данной категории граждан только за счет областного и федерального бюджетов, Управлением направленно ходатайство в Министерство социального развития Оренбургской области с просьбой выделения дополнительного финансирования на приобретение жилья детям-сиротам и де­тям, оставшимся без попечения родителей, договорам найма.

Администрацией проведена определённая работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц, а именно, в условиях недостаточного финансирования переданных государственных полномочий Администрация неоднократно обращалась в Правительство Оренбургской области и Министерство социального развития Оренбургской области по вопросу выделения в большем размере субвенций за счет средств областного бюджета (письмо от ... за исх. 01/10/1584, от ......, от ......).

Кроме того, от Министерства социального развития Оренбургской области поступал запрос (вх. от ......, вх. от ......) о предоставлении информации о количестве судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, о потребности в финансовых средствах на реализацию вынесенных судебных решений, об остатках ассигнований.

... исх. ... администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в адрес Министерства социального развития Оренбургской области направлено письмо о рассмотрении возможности выделения муниципальному образованию Абдулинский городской округ Оренбургской области дополнительных средств в 2017 году на приобретение благоустроенных жилых помещений для обеспечения ими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

... исх. ... поступил ответ от Министерства социального развития Оренбургской области о том, что возможность выделения дополнительных ассигнований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот бюджету муниципального образования Абдулинского городского округа в настоящее время не предоставляется возможным в связи с отсутствием свободных средств. Решение проблемы в полном объеме возможно при условии выделения министерству социального развития области дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по обеспечению жильем детей-сирот. Частичное решение вопроса возможно в случае перераспределения субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот при наличии невостребованных остатков субвенций в муниципальных образованиях области по итогам 3 квартала 2017 года.

Также, ... исх. ... администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в адрес Министерства социального развития Оренбургской области направлена информация о потребности в дополнительных ассигнованиях на исполнение решений судов и предложения для перераспределения для отдельных категорий граждан и детей сирот по состоянию на 01.09.2017 г.

В 2016 году до администрации округа доведены лимиты на общую сумму 16 949 952,00 руб., из которых освоено 16 927 020,00 руб., приобретено 16 квартир, в 2017 году администрации округа доведены лимиты на общую сумму 15 201 900,00 руб., из них освоено 15 201 813,00 руб., приобретено 15 квартир. Вышеуказанные квартиры предоставлены в соответствии с решениями жилищной комиссии детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается постановлениями администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от ......-п, от ......-п, от ......-п, от ......-п, от ......-п «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения».

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет средств, предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В связи с тем, что бюджет муниципального образования является дотационным, администрация муниципального образования Абдулинский городской округ подписала соглашение с Министерством финансов Оренбургской области, в котором обязалась не принимать и не исполнять расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, администрация не может нести дополнительные расходы, не отнесенные к вопросам местного значения, кроме того, перераспределение расходов внутри сводной бюджетной росписи является невозможным без ущерба для осуществления основных полномочий, публичных обязательств.

Часть 2 статьи 92 и часть 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения.

Приобретение жилых помещений осуществляется Администрацией в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия должника) должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года №13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника, приходит к выводу, что истцом принимались меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в пятидневный срок.

Суд вправе с учетом степени вины должника в не исполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» было разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, не зависящих от должника в исполнительном производстве, которые с учетом специфики исполнения указанного решения суда могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

На основании изложенного, суд полагает, что у должника по исполнительному производству имелись обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного решения в определенный судебным приставом срок.

Таким образом, учитывая системное толкование приведенных судом норм права в совокупности с обстоятельствами административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и наличия оснований для освобождения их от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с положениями статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно частям 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера илиосвобожденииот взыскания исполнительского сбора.

Однако освобождение судом административного истца от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Поскольку на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно ... пятидневный срок, предоставленный администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области для исполнения решения суда истек и решение не было исполнено, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках Закона об исполнительном производстве, правомерно вынес оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора.

Руководствуясь статьями 175 – 181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.

Освободить администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. постановлением о взыскании исполнительского сбора от ....

В удовлетворении требований администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от ...... незаконным и отмене данного постановления о взыскании исполнительского сбора от ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.П. Мурзакова

...