ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-135/20 от 27.02.2020 Урицкого районного суда (Орловская область)

Уникальный идентификатор дела 57RS0019-01-2019-000586-31

Производство № 2-1-135/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года п. Нарышкино

Урицкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Гнеушевой Е.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика – главы администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области ФИО2, действующего на основании распоряжения от 27.09.2016 года,

при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда п. Нарышкино гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области об установлении факта трудовых отношений и взыскании заработной платы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области об установлении факта трудовых отношений и взыскании заработной платы.

В обоснование исковые требований указал, что в период с 19.09.2016 года по 01.08.2019 года он являлся депутатом Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области, замещал муниципальную должность.16.09.2019 года он обратился в Городищенское сельское поселение с заявлением о предоставлении ему материальных компенсаций в связи с замещением муниципальной должности. 15.10.2019 года ему было отказано в денежном содержании, социальных и иных гарантиях на основании того, что такие гарантии и компенсации предусмотрены только в отношении лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. 15.09.2019 года он обратился в Пенсионный фонд Российской Федерации в Урицком районе Орловской области с заявлением зачесть ему в общий трудовой стаж период замещения им муниципальной должности. Согласно ответа пенсионного фонда в период осуществления им полномочий депутата Городищенского сельского Совета народных депутатов сведения об оплате страховых взносов отсутствуют и, как следствие, указанный период не может быть включен в общий трудовой стаж. Согласно данным Росстата РФ средняя заработная плата в РФ в настоящее время составляет 48453 рубля в месяц. Он замещал муниципальную должность на протяжении 35 месяцев. Таким образом, администрация Городищенского сельского поселения должна выплатить ему 1695855 рублей.

Просил суд установить факт трудовых отношений между ним и администрацией Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области; обязать администрацию Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области выплатить ему задолженность по заработной плате в размере 1695855 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнил, просил суд установить конкретную муниципальную должность, которую он замещал в администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области; установить факт трудовых отношений между ним и администрацией Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области; обязать администрацию Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области выплатить ему задолженность по заработной плате в размере 1695855 рублей. Суду пояснил, что поскольку депутат органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность, значит ему положено денежное вознаграждение в связи с замещением такой должности.

Представитель ответчика – администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области ФИО2 исковые требования не признал, суду пояснил, что ФИО1, как депутат представительного органа муниципального образования осуществлял свои полномочия на непостоянной основе. Выплата заработной платы депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, не предусмотрена уставом Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст. 16 ТК РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: судебного решения о заключении трудового договора.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Из ч. 2 ст. 67 ТК РФ следует, что если трудовой договор не был оформлен в письменной форме, однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе, оформить трудовой договор в письменной форме.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 ТК РФ).

Исходя из совокупного толкования норм трудового права, содержащихся в названных статьях Кодекса следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).

Таким образом, законодателем предусмотрены определенные условия, наличие которых позволяло бы сделать вывод о фактически сложившихся трудовых отношениях.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.05.2009 г. № 597-О-О, суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. ст. 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из приведенных в этих статьях определений понятий «трудовые отношения» и «трудовой договор» не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, - наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

При этом в силу положений ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания факта возникновения и наличия трудовых отношений возлагается на истца.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);

лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 18 сентября 2016 года избран депутатом Городищенского сельского Совета народных депутатов, что подтверждается протоколом участковой избирательной комиссии от 19.09.2016 по округу № 10.

Решением Урицкого районного суда Орловской области от 20 мая 2019 года на Городищенский сельский Совет народных депутатов Урицкого района Орловской области возложена обязанность на ближайшей со дня вступления в законную силу решения суда сессии Городищенского сельского Совета народных депутатов Урицкого района досрочно прекратить полномочия ФИО1, как депутата Городищенского сельского Совета народных депутатов Урицкого района Орловской области в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, запретов неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

01.08.2019 года полномочия ФИО1, как депутата Городищенского сельского Совета народных депутатов Урицкого района Орловской области прекращены.

15.09.2019 года ФИО1 обратился к главе Городищенского сельского поселения с заявлением о предоставлении вознаграждения за замещение муниципальной должности.

Главой администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области на вышеуказанное заявление ФИО1 был дан ответ о том, что денежное содержание, социальные и иные гарантии, предусматривающие расходование средств местного бюджета устанавливаются только в отношении лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Депутаты Городищенского сельского совета народных депутатов принимают участие в решении вопросов, отнесенных к компетенции сельского совета народных депутатов и осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно сообщению ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области на обращение ФИО1, в период осуществления ФИО1 полномочий депутата Городищенского сельского совета народных депутатов сведения об уплате страховых взносов отсутствуют, период с 19.09.2016 года по 01.08.2019 года не может быть включен в общий трудовой стаж.

Согласно ч.5, ч. 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. (часть 1 статьи 44 Закона №131).

Частью 2 статьи 53 Закона № 131 установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 23 Устава Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области депутаты сельского Совета народных депутатов принимают участие в решении вопросов, отнесенных к компетенции сельского Совета народных депутатов, и осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Депутатам сельского Совета народных депутатов гарантируется материально- техническое и организационное обеспечение осуществления полномочий. Депутатам сельского Совета народных депутатов гарантируется право правотворческой инициативы, право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. Депутатам сельского Совета народных депутатов гарантируется возмещение расходов, понесенных ими при непосредственном осуществлении депутатских полномочий, за счет средств бюджета сельского поселения. Финансирование расходов, связанных с предоставлением гарантий депутату и установленных уставом муниципального образования, осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения. К гарантиям осуществления полномочий депутата относятся также: депутат или группа депутатов вправе инициировать обращение представительного органа муниципального образования с депутатским запросом к органам государственной власти, органам местного самоуправления по вопросам депутатской деятельности; для организации личных приемов, встреч с избирателями и представления отчетов избирателям депутату обеспечиваются необходимые условия и предоставляется помещение в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования; депутат в порядке, установленном муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, обеспечивается копиями муниципальных правовых актов, а также - по запросу - копиями документов и информационно-справочных материалов, поступающих в официальном порядке в органы местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления.

Уставом Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области не предусмотрена выплата депутатам Городищенского сельского Совета народных депутатов Урицкого района Орловской области денежной компенсации, связанной с осуществлением полномочий депутата.

Таким образом, осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений.

Согласно ст. 21 Устава Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области депутаты избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с избирательной системой, установленной ч 1. Ст. 9 устава.

Из вышеуказанных положений устава следует, что депутат приступает к осуществлению своих полномочий в результате избрания населением, то есть в результате проведения выборов, которые по своей правовой природе не могут рассматриваться в качестве соглашения, а население при этом не является работодателем.

Таким образом, осуществление полномочий депутата - это представление интересов избирателей, имеющее публично-правовой характер, поэтому осуществление полномочий депутата не имеет характера трудовой функции в том значении, о котором говорится в ТК РФ.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом, а не в результате избрания, на основании которого депутат приступает к осуществлению полномочий. В отдельных случаях трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность, но только если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Данная норма к депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления неприменима.

Таким образом, в данном случае трудовые отношения между администрацией Городищенского сельского поселения и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением ими какой-либо трудовой функции.

Довод истца о том, что он замещал конкретную муниципальную должность в Городищенском сельском поселении и ему положено денежное вознаграждение в связи с замещением этой должности, поскольку депутат органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность, основан на неправильном толковании закона.

Так, в силу абз. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ФИО1 действительно, как депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления, относился к лицам, замещающим муниципальные должности. Однако это не предполагает в данном случае выполнение им определенной трудовой функции, поскольку он осуществлял свои полномочия на не постоянной основе.

При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО1 к администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района Орловской области об установлении факта трудовых отношений и взыскании заработной платы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 04 марта 2020 года.

Судья Е.Н. Гнеушева