РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семиной А.Н.,
с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,
представителя ответчиков филиала по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области материалы гражданского дела по исковому заявлению ФИО1 к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее по тексту филиал по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения») о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании справки № от 24.06.2015 года она является инвалидом информация скрыта. 16.07.2015 года она обратилась с заявлением в отдел филиала по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, предоставив необходимый пакет документов. Однако 10.09.2018 года при сверке платежей по банковской карте, истцу стало известно о прекращении с 16.07.2015 года указанной ежемесячной выплаты. 19.09.2018 года истец вновь обратилась к ответчику с претензией о выплате задолженности по денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.07.2015 года по настоящее время. Ответчик требования ФИО1 удовлетворил частично, перечислив денежные средства за 2018 год, а в остальной части отказал. Полагает действия ответчика незаконными, нарушающими ее право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента установления группы инвалидности бессрочно. Указанными действиями истцу причинен материальный ущерб в размере 28812,40 рублей, из которых за период с 16.07.2015 года по 31.12.2015 года – 5762,48 рубля, за 2016 год – 11524,96 рубля, за 2017 года – 11524,96 рубля.
По указанным основаниям просит признать незаконными действия филиала по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и обязать ответчика возместить причиненный материальный ущерб в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за период с 16.07.2015 года по 31.12.2017 года в размере 28812 рублей 40 копеек.
На основании определения Мценского районного суда Орловской области от 11.02.2019 года в качестве соответчика привлечено казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что с 2011 года она является информация скрыта, которая устанавливалась ей сроком на 1 год. В июле 2015 года по результатам очередного освидетельствования истцу установлена информация скрыта бессрочно. Получив справку 16.07.2015 года, она в течение 5 дней собрала необходимые документы и обратилась в филиал по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг. О нарушении своих прав ей стало известно только в сентябре 2018 года, что послужило основанием повторного написания аналогичного заявления. Кому и в какой кабинет она сдавала документы не помнит по прошествии длительного периода времени. Просит удовлетворить исковые требования.
Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал по доводам, изложенным ФИО1
В судебном заседании представитель ответчиков филиала по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» и КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» ФИО3 исковые требования не признал. Суду пояснил, что ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг назначается только на основании заявления лица, пользующегося данной льготой. В 2015 году заявлений от ФИО1 о назначении спорной выплаты не поступало, 20.07.2015 года она обращалась только с заявлением о назначении субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В Орловской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009 года № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым утвержден Порядок осуществления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области» (далее по тексту Порядок).
Согласно п 1.3.1 Порядка в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ежемесячная денежная компенсация назначается в размере 50 процентов расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
а) инвалидам;б) семьям, имеющим детей-инвалидов.
Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения назначается гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов; по оплате коммунальных услуг - гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Согласно п. 2.1 Порядка для получения ежемесячной денежной компенсации получатели мер социальной поддержки обращаются с заявлением по месту своего жительства или по месту пребывания в городском округе г. Орле - в казенное учреждение Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла», в муниципальных районах Орловской области и городских округах г. Ливны, г. Мценск - в казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
Получатели мер социальной поддержки могут подавать заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации лично, через представителя, действующего на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлять по почте или в электронной форме с использованием информационно телекоммуникационных технологий (п. 2.2 Порядка).
Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной компенсацией в любое время после возникновения права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов (п. 2.3 Порядка).
Согласно п. 2.5 Порядка, в редакции действующей на июль 2015 года, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», должны быть приложены документы:
- удостоверяющие личность, дату рождения инвалида;
- об установлении инвалидности;
- о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования - представляется по собственной инициативе;
- о регистрации по месту жительства на территории Орловской области - представляется по собственной инициативе;
- о количестве, фамилиях, именах, отчествах и годах рождения лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания в занимаемом инвалидом жилом помещении;
- о номерах абонентских счетов по каждому виду получаемых жилищно-коммунальных услуг;
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения, - представляются по собственной инициативе; правоустанавливающие документы на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения;
- копия технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта - справка органа местного самоуправления с указанием отапливаемой и (или) общей площади жилого помещения) - представляется по собственной инициативе;
- об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.
Согласно п. 3.3 Порядка решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации выносится учреждением социальной защиты населения не позднее чем через десять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная компенсация назначается на срок, в течение которого гражданин зарегистрирован в занимаемом жилом помещении и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области (п. 3.4 Порядка).
На основании п. 3.11 Порядка получатели мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и члены их семей обязаны информировать учреждения социальной защиты населения о наступлении следующих обстоятельств, в том числе о результате прохождения переосвидетельствования в службе медико-социальной экспертизы.
Согласно пп «г» п. 7.1 Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации приостанавливается органом социальной защиты населения в случаях истечения срока, на который гражданину была установлена льготная категория (срока действия льготного документа).
Судом установлено, что 01.07.2015 года ФИО1 по результатам очередного переосвидетельствования установлена информация скрыта бессрочно, что подтверждается справкой серии № от 16.07.2015 года.
Истец является собственником однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает одна с 04.04.2008 года по настоящее время.
Из объяснений истца следует, что в июле 2015 года после очередного переосвидетельствования она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, которая фактически ей назначена только после повторного обращения в сентябре 2018 года.
Проверяя доводы сторон судом установлено, что 30.06.2011 года впервые ФИО1 назначена информация скрыта на срок до 01.07.2012 года. Впоследствии ФИО1 ежегодно проходила переосвидетельствование и с 01.07.2015 года ей установлена информация скрыта бессрочно.
Как следует из выплатного дела, после установления инвалидности ФИО1 ежегодно, начиная с 28.07.2011 года, обращалась в филиал по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, последний раз до установления второй группы бессрочно – 08.07.2014 года.
На основании решения заведующего филиалом по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» № от 08.07.2014 года ФИО1 назначена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2014 года по 30.06.2015 года.
После установления второй группы инвалидности бессрочно ФИО1 обратилась в филиал по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг только 27.08.2018 года.
Согласно решения заведующего филиалом по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» № от 06.09.2018 года ФИО1 назначена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг бессрочно, начиная с 01.01.2018 года.
Оснований для признания указанного решения незаконным у суда не имеется, поскольку в силу указанного Порядка ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается только при наличии заявления, а не самого факта установления инвалидности. Надлежащих доказательств, подтверждающих обращение ФИО4 в июле 2015 года с соответствующим заявлением о назначении спорной выплаты, истцом и ее представителем суду не представлено.
Как следует из должностных инструкций, утвержденных 16.03.2015 года, прием заявлений, обращений от граждан и документов на выплату, перерасчет в филиале по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения», за исключение оформление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, входит в компетенцию менеджеров клиентской службы. При этом в должностные обязанности менеджера, осуществляющего назначение, перерасчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, прием льготных категорий граждан не входит, что подтверждается должностной инструкцией специалиста и пояснениями свидетеля Н.Г.В.
В ходе рассмотрения дела судом обозревались три журнала по клиентской службе, в которых сведений об обращении ФИО1 в июле-августе 2015 года не имеется.
Как следует из журнала по оформлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, 20.07.2015 года ФИО1 обращалась в филиал по городу Мценску КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» с заявлением о назначении субсидии, которая ей была назначена и получена за период с 01.08.2015 года по 31.01.2016 года, что подтверждается выпиской по счету.
Довод истца о том, что она собирала документы и по ее поручению социальный работник в управляющей компании брала справку о составе семьи не может служить безусловным доказательством подачи заявления ответчику о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Свидетели б.Т.Д. и К.Г.И. факта подачи заявления на спорную выплату не видели, а знают лишь со слов истца, что она после освидетельствования собирала документа, а на подачу каких льгот им неизвестно.
В соответствии п. 7.3.2 Порядка по основанию, предусмотренному в подпункте «г» пункта 7.1 настоящего Порядка, выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется с даты установления инвалидности, но не ранее даты прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации по прежнему основанию и не ранее начала финансового года, в котором последовало обращение за возобновлением выплаты ежемесячной денежной компенсации, - гражданам, указанным в пунктах 1.3.1 - 1.3.7, 1.3.11 - 1.3.13 настоящего Порядка, в случае признания их инвалидами.
Учитывая, что ФИО1 после получения информация скрыта бессрочно обратилась с заявлением о назначении спорной выплаты только 27.08.2018 года, то ей обоснованно назначена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2018 года.
По указанным основаниям в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 марта 2019 года.
Председательствующий Н.С. Некрасова