ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-3633/2022 от 11.07.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-3633/2022

УИД64RS0042-01-2022-005863-23

Решение

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Григорьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской региональной общественной организации по содействию в реализации программ поддержки пациентов «Право на здоровье» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саратовской региональной общественной организации по содействию в реализации программ поддержки пациентов «Право на здоровье» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, которая зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером 1156451013730, учетный регистрационный номер 6412010572.

В обоснование заявления административный истец указал, что Саратовская региональная общественная организация по содействию в реализации программ поддержки пациентов «Право на здоровье» (далее - Организация) зарегистрирована 08.07.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1156451013730 на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее -Управление) от 19.06.2015, учетный номер 6412010572.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. пл. Свободы, д. 22.

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Председатель Организации Аплеснева Мария Александровна.

Организационно-правовая форма Организации - общественная организация.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон), плана проведения проверок некоммерческих организаций на 2021 год, утвержденному приказом Управления от 28.10.2020 № 87, распоряжения Управления от 13.10.2021 № 01-05-88 о проведении плановой документарной проверки Организации, в период с 01.12.2021 по 28.12.2021 Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

При проведении проверки установлено следующее.

1. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Организация находится по адресу: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, д. 22.

Согласно сведениям, содержащимся в учетном деле Организации правоустанавливающим документом на помещение, расположенное по указанному адресу, является договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 08.06.2016 со сроком действия по 08.05.2017.

На проверку Организацией не представлен договор на право пользования помещением по указанному адресу с действующим сроком пользования.

Согласно пояснениям Руководителя Организации правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по указанному адресу (юридический адрес), у Организации отсутствуют, так как Организация по юридическому адресу не находится, связь с членами Организации утеряна, деятельность Организации фактически прекращена более трех лет.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Административный истец полагает, что деятельность Организации осуществляется с нарушением п.п. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации отсутствуют правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации.

В ходе проведения проверки было установлено, что связь с Организацией по юридическому адресу не осуществляется, поскольку распоряжение Управления от 13.10.2021 № 01-05-88 и уведомление Управления от 13.10.2021 М° 64/03-8732 о проведении плановой документарной проверки Организации, направленные Управлением в адрес Организации, вернулись в Управление с отметкой «из-за отсутствия адресата», что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее -Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 2, п. 3 ст. 54, п.п. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона, п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Также при проведении проверки установлено, что Устав Организации, утвержденный Общим собранием членов Организации (Протокол № 4 от 22.08.2016), не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Пунктом 5.1. Устава Организации предусмотрена следующая структура рганов Организации: Высший орган - Общее собрание членов; Постоянно-действующий коллегиальный исполнительный орган; Правление; Единоличный исполнительный орган - Председатель; Контрольно-ревизионный орган - Ревизор.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские трава и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона в уставах общественных объединений должны быть определены: структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий.

Таким образом, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 53 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона, так как в Уставе Организации не предусмотрено наличие постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что свидетельствует о формировании структуры органов управления Организации и определении их компетенции с нарушением требований норм действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно п. 5.1. Устава органами управления Организации являются: Общее собрание членов (высший орган); Правление (постоянно-действующий коллегиальный исполнительный орган); Председатель (единоличный исполнительный орган); Ревизор (контрольно-ревизионный орган).

Согласно п. 5.2. Устава высшим органом Организации является Общее собрание членов Организации. Общее собрание членов собирается по решению Правления Организации по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание Общего собрания членов правомочно, если на нем присутствует более половины членов Организации.

На проверку документы, подтверждающие работу Общего собрания членов Организации в проверяемом периоде не представлены, что свидетельствует о том, что высший орган управления Организации деятельность не осуществлял, вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания членов п. 5.5. Устава Организации, не рассматривались.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона, общественные объединения создаются по инициативе их учредителей, - не менее трех физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ, количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Согласно ч. 10 ст. 19 Закона «при создании общественных объединений 5 форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и сязанности».

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пояснениям руководителя Организации, связь с членами организации утрачена, провести заседание высшего органа управления -:г представляется возможным.

Изложенное является подтверждением нарушения Организацией п. 1 ст. 123.5 ГК РФ, ст. 18 Закона о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех, и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации.

Согласно п. 5.6. Устава постоянно-действующим коллегиальным исполнительным органом Организации явление Правление, подотчетное Общему собранию членов Организации.

Согласно п. 5.7. Устава Правление избирается Общим собранием членов Организации из числа членов Организации. Его количественный и персональный состав определяется Общим собранием членов Организации, срок полномочий составляет 5 лет. Правление Организации может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.

Согласно п. 5.10. Устава Организации заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В ходе проведения проверки установлено, что состав Правления не переизбирался с момента его создания (учреждения Организации), а именно 20.04.2015 Общим собранием учредителей было избрано Правление Организации в составе Аплесневой М.А., Сапрыкина С.А, Шмеркевич А.Б.

При проведении проверки сведения о деятельности Правления Организации за проверяемый период не представлены. Протоколы Общего собрания членов о переизбрании Правления в Управлении отсутствуют и Организацией не представлялись.

Согласно п. 5.11. Устава Председатель – единоличный исполнительный орган Организации, осуществляет текущее руководство деятельностью Организации, решает все вопросы, которые не составляют компетенцию других органов управления Организации. Председатель Организации может быть одновременно избран членом Правления Организации и Председателем Правления Организации (срок полномочий Председателя Правления Организации в данном случае не может превышать срок полномочий Правления Организации).

Согласно материалам учетного дела Председателем Организации является Плеснева М.А. (протокол Общего собрания учредителей Организации 161 от 20.04.2015).

При проведении проверки сведения о деятельности Председателя организации в проверяемом периоде не представлены. Протоколы Общего собрания членов о переизбрании Председателя Организации в Управлении отсутствуют и Организацией не представлялись.

Согласно п. 5.13 Устава контроль финансово-хозяйственной деятельности Организации осуществляет Ревизор, избираемый Общим собранием членов Организации из числа членов Организации сроком на 5 лет.

Согласно п. 5.14 Устава Организации Ревизор подотчетен Общему собранию членов Организации, осуществляет ежегодно проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации, осуществляет контроль над подготовкой отчетов об исполнении финансового плана Организации.

Согласно материалам учетного дела Ревизором Организации является Мамышева О. А. (протокол Общего собрания учредителей Организации 1 от 20.04.2015).

При проведении проверки сведения о деятельности Ревизора Организации не представлены. Протоколы Общего собрания членов о переизбрании Ревизора Управлении отсутствуют и Организацией не представлялись.

Указанные факты свидетельствуют о том, что Организацией нарушен срок полномочий Ревизора, Ревизор в проверяемом периоде деятельность не осуществлял.

Согласно пояснениям Руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что сроки полномочий Правления, Председателя Организации и Ревизора истекли, указанные органы на новый срок переизбраны не были.

Таким образом, Организацией нарушены п. 5.2., п.п. 5.5. - 5.14. Устава организации, п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 2, 5, 7 ч. 1, ч. 2 ст. 29 Закона, так как Общее собрание членов, Правление, Председатель и Ревизор Организации деятельность в проверяемом периоде не осуществляли, нарушен срок полномочий Правления и Ревизора, не представлены документы по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных Объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений, в том числе нарушений требований ст. 29 Закона, в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 29 Закона.

Согласно пояснениям Руководителя Организации от 15.12.2021 исх.№01-33-15443) представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с членами Организации потеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует. Организация в лице Руководителя Организации согласна с прекращением деятельности Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона «Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность з качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется ло решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня правлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных казанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Министерства юстиции РФ по Саратовской области, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административных истцов удовлетворении не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 названного Федерального закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания и последствия прекращения недействующего лица, исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Судом установлено, что Саратовская региональная общественная организация по содействию в реализации программ поддержки пациентов «Право на здоровье» (далее - Организация) зарегистрирована 08.07.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1156451013730 на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее -Управление) от 19.06.2015, учетный номер 6412010572.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. пл. Свободы, д. 22.

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Председатель Организации Аплеснева Мария Александровна.

Организационно-правовая форма Организации - общественная организация.

Общественные и религиозные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческих организаций правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Судом установлено, что на основании ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ), плана проведения проверок некоммерческих организаций на 2021 год, утвержденному приказом Управления от 28.10.2020 № 87, распоряжения Управления от 13.10.2021 № 01-05-88 о проведении плановой документарной проверки Организации, в период с 01.12.2021 по 28.12.2021 Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

При проведении проверки установлено следующее.

1. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Организация находится по адресу: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, д. 22.

Согласно сведениям, содержащимся в учетном деле Организации правоустанавливающим документом на помещение, расположенное по указанному адресу, является договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 08.06.2016 со сроком действия по 08.05.2017.

На проверку Организацией не представлен договор на право пользования помещением по указанному адресу с действующим сроком пользования.

Согласно пояснениям Руководителя Организации правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по указанному адресу (юридический адрес), у Организации отсутствуют, так как Организация по юридическому адресу не находится, связь с членами Организации утеряна, деятельность Организации фактически прекращена более трех лет.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Административный истец полагает, что деятельность Организации осуществляется с нарушением п.п. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации отсутствуют правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации.

В ходе проведения проверки было установлено, что связь с Организацией по юридическому адресу не осуществляется, поскольку распоряжение Управления от 13.10.2021 № 01-05-88 и уведомление Управления от 13.10.2021 М° 64/03-8732 о проведении плановой документарной проверки Организации, направленные Управлением в адрес Организации, вернулись в Управление с отметкой «из-за отсутствия адресата», что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее -Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 2, п. 3 ст. 54, п.п. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона, п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Также при проведении проверки установлено, что Устав Организации, утвержденный Общим собранием членов Организации (Протокол № 4 от 22.08.2016), не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Пунктом 5.1. Устава Организации предусмотрена следующая структура рганов Организации: Высший орган - Общее собрание членов; Постоянно-действующий коллегиальный исполнительный орган; Правление; Единоличный исполнительный орган - Председатель; Контрольно-ревизионный орган - Ревизор.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские трава и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона в уставах общественных объединений должны быть определены: структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий.

Таким образом, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 53 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона, так как в Уставе Организации не предусмотрено наличие постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что свидетельствует о формировании структуры органов управления Организации и определении их компетенции с нарушением требований норм действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно п. 5.1. Устава органами управления Организации являются: Общее собрание членов (высший орган); Правление (постоянно-действующий коллегиальный исполнительный орган); Председатель (единоличный исполнительный орган); Ревизор (контрольно-ревизионный орган).

Согласно п. 5.2. Устава высшим органом Организации является Общее собрание членов Организации. Общее собрание членов собирается по решению Правления Организации по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание Общего собрания членов правомочно, если на нем присутствует более половины членов Организации.

На проверку документы, подтверждающие работу Общего собрания членов Организации в проверяемом периоде не представлены, что свидетельствует о том, что высший орган управления Организации деятельность не осуществлял, вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания членов п. 5.5. Устава Организации, не рассматривались.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона, общественные объединения создаются по инициативе их учредителей, - не менее трех физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ, количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Согласно ч. 10 ст. 19 Закона «при создании общественных объединений 5 форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и сязанности».

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пояснениям руководителя Организации, связь с членами организации утрачена, провести заседание высшего органа управления -:г представляется возможным.

Изложенное является подтверждением нарушения Организацией п. 1 ст. 123.5 ГК РФ, ст. 18 Закона о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех, и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации.

Согласно п. 5.6. Устава постоянно-действующим коллегиальным исполнительным органом Организации явление Правление, подотчетное Общему собранию членов Организации.

Согласно п. 5.7. Устава Правление избирается Общим собранием членов Организации из числа членов Организации. Его количественный и персональный состав определяется Общим собранием членов Организации, срок полномочий составляет 5 лет. Правление Организации может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.

Согласно п. 5.10. Устава Организации заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В ходе проведения проверки установлено, что состав Правления не переизбирался с момента его создания (учреждения Организации), а именно 20.04.2015 Общим собранием учредителей было избрано Правление Организации в составе Аплесневой М.А., Сапрыкина С.А, Шмеркевич А.Б.

При проведении проверки сведения о деятельности Правления Организации за проверяемый период не представлены. Протоколы Общего собрания членов о переизбрании Правления в Управлении отсутствуют и Организацией не представлялись.

Согласно п. 5.11. Устава Председатель – единоличный исполнительный орган Организации, осуществляет текущее руководство деятельностью Организации, решает все вопросы, которые не составляют компетенцию других органов управления Организации. Председатель Организации может быть одновременно избран членом Правления Организации и Председателем Правления Организации (срок полномочий Председателя Правления Организации в данном случае не может превышать срок полномочий Правления Организации).

Согласно материалам учетного дела Председателем Организации является Плеснева М.А. (протокол Общего собрания учредителей Организации 161 от 20.04.2015).

При проведении проверки сведения о деятельности Председателя организации в проверяемом периоде не представлены. Протоколы Общего собрания членов о переизбрании Председателя Организации в Управлении отсутствуют и Организацией не представлялись.

Согласно п. 5.13 Устава контроль финансово-хозяйственной деятельности Организации осуществляет Ревизор, избираемый Общим собранием членов Организации из числа членов Организации сроком на 5 лет.

Согласно п. 5.14 Устава Организации Ревизор подотчетен Общему собранию членов Организации, осуществляет ежегодно проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации, осуществляет контроль над подготовкой отчетов об исполнении финансового плана Организации.

Согласно материалам учетного дела Ревизором Организации является Мамышева О. А. (протокол Общего собрания учредителей Организации 1 от 20.04.2015).

При проведении проверки сведения о деятельности Ревизора Организации не представлены. Протоколы Общего собрания членов о переизбрании Ревизора Управлении отсутствуют и Организацией не представлялись.

Указанные факты свидетельствуют о том, что Организацией нарушен срок полномочий Ревизора, Ревизор в проверяемом периоде деятельность не осуществлял.

Согласно пояснениям Руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что сроки полномочий Правления, Председателя Организации и Ревизора истекли, указанные органы на новый срок переизбраны не были.

Таким образом, Организацией нарушены п. 5.2., п.п. 5.5. - 5.14. Устава организации, п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 2, 5, 7 ч. 1, ч. 2 ст. 29 Закона, так как Общее собрание членов, Правление, Председатель и Ревизор Организации деятельность в проверяемом периоде не осуществляли, нарушен срок полномочий Правления и Ревизора, не представлены документы по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных Объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений, в том числе нарушений требований ст. 29 Закона, в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 29 Закона.

Согласно пояснениям Руководителя Организации от 15.12.2021 исх.№01-33-15443) представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с членами Организации потеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует. Организация в лице Руководителя Организации согласна с прекращением деятельности Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона «Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность з качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется ло решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня правлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных казанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать Саратовскую региональную общественную организацию по содействию в реализации программ поддержки пациентов «Право на здоровье», зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером , учетный регистрационный , прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об Саратовской региональной общественной организации по содействию в реализации программ поддержки пациентов «Право на здоровье», ОГРН .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья: С.В. Нуждин

Секретарь: А.С. Григорьева