Дело № 2-1-53/2020
УИД 64RS0010-01-2019-000491-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2020 года г.Вольск
ФИО2 районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при помощнике судьи Мирсковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к ФИО1, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, ГУП «Сартехинвентаризация» о признании решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка незаконным, признании результатов межевания земельного участка недействительными, об установлении границ и площади земельного участка, о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости,
установил:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, ГУП «Сартехинвентаризация» о признании решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка незаконным, признании результатов межевания земельного участка недействительными, об установлении границ и площади земельного участка, о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, указав следующее.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) ФИО1 владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 879 500 кв.м., расположенным по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, Междуреченское муниципальное образование, участок находится примерно в 6400 м. по направлению на юго-запад от здания Администрации с. Междуречье, право собственности на который зарегистрировано 22.06.2009 года за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный земельный участок был образован в соответствии с постановлением главы администрации Вольского муниципального района.
При проведении филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» с отражением результатов в заключении от 09.07.2018 № сопряженного пространственного анализа данных расположения границ земель лесного фонда Покурлейского участкового лесничества Черкасского лесничества Вольского муниципального района Саратовской области было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение границ с землями лесного фонда, а именно, земельными участками с кадастровыми номерами №, № и частично расположен на них. При этом земельные участки лесного фонда согласно выпискам из лесного реестра от 7 мая 2018 года, выданным Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области, имеют следующие характеристики: лесной участок: кадастровый №; категория земель: Земли лесного фонда; разрешенное использование: Сведения об использовании земель имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные». Право зарегистрировано на объект с видом использования земель - защитные леса: площадь 300 000 кв.м.: адрес Саратовская область, р-н ФИО2, Черкасское лесничество: Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ; лесной участок: кадастровый №; категория земель: Земли лесного фонда; разрешенное использование: Сведения об использовании земель имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные». Право зарегистрировано на объект с видом использования земель - защитные леса; площадь: 1 266 000 кв.м.; адрес: Саратовская область, р-н ФИО2, Черкасское лесничество: Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь наложения составила 94 068 кв.м.
На вышеуказанные земельные участки лесного фонда зарегистрированы права собственности Российской Федерацией, что подтверждается свидетельствами о регистрации права за № <адрес> и за № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо данных из государственного лесного реестра, являются материалы лесоустройства 2002 года, представленные копиями планов лесонасаждений, прошедших согласование лесоустроительных планшетов, таксационных описаний, а также акт с результатами осмотра от 23 мая 2018 года земельного участка с кадастровым номером № с приложением фототаблиц проведенного сотрудниками государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области и установленный согласно заключению от 09.07.2018 № филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» факт пересечения земельного участка иной категории с землями лесного фонда. При этом распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг». Вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Московского округа от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) установлено, что согласно данным открытых источников ФГБУ «Рослесинфорг» является всероссийским научно-производственным предприятием, созданным на базе государственных лесоустроительных предприятий и специализирующимся на ведении информационных баз лесного хозяйства и государственном учете лесного фонда, в связи с чем, филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» также обладает всеми полномочиями и необходимыми данными для определения и установления на местности границ незаконно используемого ответчиком участка лесного фонда.
Кроме того, согласно сведениям, отраженным в таксационных описаниях земельных участков с кадастровыми номерами № и №, в акте по результатам осмотра территории земельного участка с кадастровым номером № и приложенных к нему фототаблицах видно, что на всех этих участках имеются лесные насаждения. В соответствии с требованиями лесного законодательства собственником всех лесных насаждений на территории Российской Федерации является Российская Федерация, которая свои права в отношении вышеуказанных земельных участков лесного фонда в чью-либо пользу не отчуждала и из лесного оборота эти земли не изымались. Уполномоченным государственным органом в сфере лесных отношений - Федеральным агентством лесного хозяйства решений о смене категории части земельного участка лесного фонда не принималось.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67-70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Из заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» № от 09.07.2018 следует, что в результате сопоставления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, установленных по координатам из ЕГРН, с материалами лесоустройства Покурлейского участкового лесничества Черкасского лесничества Вольского муниципального района Саратовской области, определяющими границы лесного фонда, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, образуя область пересечения с землями лесного фонда - земельными участками с кадастровыми номерами № и №.
Истец полагает, что вышеуказанные обстоятельства произошли в результате незаконных действий Администрации Вольского муниципального района Саратовской области по образованию земельного участка, незаконно проведенного кадастровым инженером межевания с неверным определением им координат характерных точек границ данного земельного участка, незаконных действий Управления Россреестра по Саратовской области как органа, осуществлявшего незаконную и необоснованную постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей при осуществлении своих полномочий по проведению правовой экспертизы документов и проверки законности сделки, исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Минюстом Российской Федерации; допущения существенных нарушений в части соблюдения прав и законных интересов третьего лица - Российской Федерации, не участвующей в сделке; не установления факта наличия кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях о координатах местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, допущенной при проведении кадастровых работ на земельных участках с кадастровыми номерами №, № и отраженных в межевом плане; не установления факта несоответствия представленных ответчиком на государственную регистрацию документов требованиям законодательства на соответствие по месту, форме и содержанию – не выявления Росреестром по Саратовской области имеющихся в материалах межевого дела нарушений в сведениях об объектах недвижимого имущества (отсутствие в материалах межевого дела сведений о проведении кадастровым инженером уведомительных процедур собственника смежного земельного участка в лице Российской Федераций и получения от него согласия на его перевод из одной категории в другую, и возможных правопритязаниях и была допущена (кадастровая) реестровая ошибка.
Согласно действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ кадастровой ошибкой признавалась воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являлись документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являлись документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
В настоящее время в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Закона № 218-ФЗ установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости, а не государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки, в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (ч. 9 ст. 61 Закона № 218-ФЗ).
Таким образом, как ранее действовавшее законодательство, так и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривают возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда.
С учетом изложенного истец просит: признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, проведенного в 2008 году ГУП «Сартехинвентаризация» ФИО2 филиал без надлежащего уведомления собственника смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, без получения разрешения уполномоченного государственного органа на отторжение части территории леса, а так же неучета интересов третьих лиц;
признать недействительной постановку филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, произведенную с нарушением требований Административного регламента, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации, в части недобросовестно проведенной правовой экспертизы документов и при отсутствии подтверждающих фактов о соблюдении ответчиком ГУП «Сартехинвентаризация» ФИО2 филиал уведомительного порядка в отношении прав собственника смежных земельных участков, а так же не учета интересов третьих лиц;
признать недействительной проведенную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области регистрацию прав собственности с внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости в уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером № с допущенными существенными нарушениями требований Административного регламента, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации, в части, недобросовестно проведенной правовой экспертизы документов и при отсутствии подтверждающих фактов о соблюдении ГУП «Сартехинвентаризация» ФИО2 филиал и филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области исполнения уведомительного порядка в отношении прав собственника смежных земельных участков, незаконной постановки на кадастровый учет без какого-либо учета интересов третьих лиц;
установить границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, включив в их площадь, область пересечения их с земельным участком с кадастровым номером № площадью 94 068 кв.м., согласно каталогу координат поворотных точек, представленному истцом;
обязать собственника земельного участка с кадастровым номером №ФИО1 выполнить новые кадастровые работы по установлению границ и площади своего участка, исключив, из его состава области пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами №, №, как относящихся к землям лесного фонда, установленные филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» по результатам измерений по определению координат поворотных точек границ этих земельных участков и отраженных в заключении №7 от 09.07.2018 года, согласно каталогу координат поворотных точек, представленному истцом;
указать, что решение суда является основанием для Управления Росреестра по Саратовской области для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером № с исключением из его площади области пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами №, №земли лесного фонда) площадью 94 068 кв.м. согласно каталогу координат поворотных точек, представленному истцом.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, кроме вышеизложенного, просил истребовать в пользу Российской Федерации земельный участок, площадью 94 068 кв.м., расположенный в выделах 2, 3 и 4 квартала № Покурлейского участкового лесничества Черкасского лесничества Вольского муниципального района Саратовской области со снятием земельного участка с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета и исключением сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости; признать незаконными акты органа местного самоуправления от 2008-2009 годов в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель истца - Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, от него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчиков - Управления Росреестра по Саратовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области не является юридическим лицом, потому не может выступать стороной в суде, а ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по данному иску, так как осуществляя свою деятельность не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости и не наделено полномочиями по внесению сведений в ЕГРН. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №218-ФЗ, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). Между истцом и ответчиком отсутствуют спорные правоотношения, подлежащие рассмотрению в судебном порядке. Кроме того, истец не указывает, каким образом, и какие права были нарушены ФГБУ «ФКП Росреестр. Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности ФИО1, с уточненной площадью 879 500 кв.м., с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства, с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, Междуреченское муниципальное образование, участок находится примерно в 6400 м по направлению на юго-запад от здания Администрации с.Междуречье. Статус сведений «Актуальный» («Учтенный»), сведения об имеющихся на данном земельном участке объектах недвижимости отсутствуют. Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 20.08.2008 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 08.08.2008 № (далее - Заявление), с приложением Описания земельного участка, подготовленного ООО «Темп» от 01.08.2008 г.. Данный земельный участок образован в результате выдела из единого землепользования с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Саратовская обл., р-н ФИО2, СКХ «Междуречье». При рассмотрении заявления и представленных вместе с ним документов не было выявлено оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание также не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений относительно заявленных истцом требований не представили.
Изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
То есть описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 ФЗ N 221 от 24.07.2007 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными. При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, права бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.
Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет 20.08.2008 года.
ФИО1 на основании договора купли-продажи земельных участков от 11.06.2009 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, общей площадью 879 500 кв.м., расположенный примерно в 6400 м по направлению на юго-запад от здания Администрации с.Междуречье в Вольском районе Саратовской области. Право собственности ФИО1 было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 июня 2009 года.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда с видом разрешенного использования: защитные леса, общей площадью 30 га, по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, Черкасское лесничество с условным номером №, запись регистрации от 14.04.2008 года.
Границы участков в соответствии с действующим законодательством не определены. Сами участки (их части) включены в Государственный лесной реестр.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, а также земли лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (в действовавшей до 2018 года редакции - к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей по состоянию 2008-2010 годов).
Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 названного Федерального закона № 201-ФЗ (действующей до принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включал в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу подпункта 1 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.
Пунктом 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1).
Согласно части 3 статьи 14 указанного выше закона №172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Пунктом 3 части 6 этой же статьи предусмотрено, что указанные выше положения части 3 не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает, что оснований для применения в данном споре указанных выше положений не имеется, поскольку приоритет в определении категории земельного участка учитывается в отношении одного и того же земельного участка, сведения о категории которого различны в государственном лесном реестре, лесном плане и в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах. Однако в данном случае сведения о категории земельного участка, часть которого была захвачена при образовании земельного участка ответчика, внесены в Единый государственный реестр недвижимости – земли лесного фонда, что подтверждается соответствующим свидетельством о праве собственности, кадастровыми выписками. При этом суд обращает внимание, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, в состав которого вошли и спорные части земельного участка (по площади наложения), с установлением категории и вида разрешенного использования было зарегистрировано до выделения и проведения межевания земельного участка ответчика ФИО1. Земельный участок ответчика был образован в 2008 году, с использованием, как уже указано выше, части земельного участка лесного фонда.
На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В судебном заседании установлено, что земельный участок ФИО1 имеет наложение (пересечение) границ с границами земельного участка лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается заключениями, выполненными филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», а также заключением проведенной по делу судебно-землеустроительной экспертизы №.
Как следует из указанного экспертного заключения, экспертами было установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером № и земель лесного фонда с кадастровым номером № по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, Черкасское лесничество:
1. выдел № квартал №, площадь наложения составляет 7352 кв.м.;
2. выдел № квартал №, площадь наложения составляет 7209 кв.м.;
3. выдел №, квартал №, площадь наложения составляет 72009 кв.м.
Причиной наложения (пересечения) кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером № и земель лесного фонда является несоблюдение норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года №101-ФЗ, выраженное в нарушении порядка выдела сельскохозяйственных долей, что привело к формированию земельного участка с кадастровым номером № на землях лесного фонда, а также несоблюдение требований Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, выраженное в нарушении подготовительных работ по сбору и изучению геодезических, картографических и других исходных документов, отображающих месторасположение границ земельного участка лесного фонда.
Наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером № с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером № в выделе № квартала № по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, Черкасское лесничество экспертами не установлено.
Земельный участок с кадастровым номером № располагается на пастбище и фактическое его использование по целевому назначению для сельскохозяйственного производства возможно в виде выпаса животных. Однако, в связи с тем, что виды деятельности, относящиеся к сельскохозяйственному производству носят сезонный характер и на момент экспертного осмотра обследуемый земельный участок был покрыт слоем снега, однозначно установить производится ли в пределах границ земельного участка вспашка земли или произрастание каких-либо сельскохозяйственный культур не представилось возможным.
Земельный участок с кадастровым номером № является земельным участком сельскохозяйственного назначения.
Суд принимает указанное экспертное заключение в качестве доказательства по делу, поскольку оно соответствует принципам относимости и допустимости, отвечает предъявляемым к такого рода заключениям требованиям, и никем из лиц, участвующих в деле не оспорено. Оснований сомневаться в правильности выводов экспертов у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения изначально формировался с использованием земельных участков, находящихся в собственности других лиц (Российской Федерации), а не в общей долевой собственности ответчиков и других сособственников), и относящихся к иной категории (земли лесного фонда), что противоречит указанному выше законодательству и нарушает права собственника Российской Федерации.
Доказательств того, что часть земельного участка ответчика ФИО1 в пределах контуров наложений на земли лесного фонда до предоставления их в частную собственность принадлежали СКХ «Междуречье», либо относились к землям запаса или фонду перераспределения земель, имели категорию - земли сельскохозяйственного назначения суду представлено не было.
Таким образом, анализируя в совокупности исследованные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования истца о признании результатов межевания земельного участка законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Тем самым ошибка должна быть воспроизведена в указанных выше документах и лицами, изготавливающими их, а именно кадастровыми инженерами.
В соответствии с частью 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
При постановке земельного участка на кадастровый учет органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.
Согласно пункту 3 приказа Росземкадастра от 2 октября 2002 г. № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков. При поступлении заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и описания земельного участка органом кадастрового учета проверялись документы на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных статьями 26 и 27 действовавшего на момент производимых учетных действий Закона № 221-ФЗ. Юридическая экспертиза данных документов при постановке на государственный кадастровый учет не проводится. Данные документы проверяются на соответствие Закону № 221-ФЗ, Закону № 101-ФЗ и требованиям к документам по межеванию.
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Данный факт подтверждается документами, находящимися в землеустроительном деле на земельный участок по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, примерно 6400 метров на юго-запад от здания администрации с. Междуречье - пастбище (публикация в газете «Вольская жизнь» от 1 апреля 2008 года и актом согласования границ земельного участка).
Поскольку местоположение земельных участков с кадастровыми номерами № и № не определено на местности (без определения границ в соответствии с законодательством РФ), а лесные земельные участки также являются объектами учета (недвижимости), то определить местоположение их невозможно без проведения кадастровых работ и внесения границ в ЕГРН. Правообладатель данных земельных участков также не проводил данных работ и не вносил сведения о местоположении в ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах, ответственность несут заявители и органы и организации, выдавшие эти документы. В соответствии со статьями 1, 14 Закона № 218-ФЗ регистрирующий орган осуществляет юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество (государственную регистрацию) на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральном законом порядке.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в действующей редакции на момент регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:060104:6) (далее - Закон № 122-ФЗ) определен порядок проведения государственной регистрации прав, а именно: прием документов, представленных для государственной регистрации прав; регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что ФИО1 15.06.2009 было подано заявление в Управление Росреестра по Саратовской области (ФИО2 отдел) и необходимые документы (договор купли-продажи земельных участков от 11.06.2009 для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, адрес: Саратовская область, ФИО2 район, примерно 6400 м на юго-запад от здания администрации с. Междуречье кадастровый №).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Данные документы были проверены на соответствии со статьями 18 (требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав), 19 (основания для приостановления государственной регистрации прав) и 20 (основания для отказа в государственной регистрации прав) Закона № 122-ФЗ и 22.06.2009 было зарегистрировано право собственности ФИО1.
В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, ГУП «Сартехинвентаризация» являются ненадлежащими ответчиками, в связи с чем, в удовлетворении требований к данным ответчикам следует отказать.
В ходе рассмотрения дела по инициативе суда была назначена судебная землеустроительная экспертиза. Согласно заявлению руководителя ООО «Бюро судебных экспертиз» расходы по проведению экспертизы составляют 89500 рублей.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что судебная экспертиза была назначена по инициативе суда, расходы по проведению экспертизы в силу указанных выше положений закона подлежат взысканию с Управления судебного департамента в Саратовской области.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
исковые требования Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к ФИО1, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, ГУП «Сартехинвентаризация» о признании решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка незаконным, признании результатов межевания земельного участка недействительными, об установлении границ и площади земельного участка, о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворить частично.
Признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Саратовская область, ФИО2 район, Междуреченское муниципальное образование, в 6400 м. по направлению на юго-запад от здания администрации с. Междуречье, недействительными в части наложения земельного участка на земельный участок лесного фонда в координатах:
- по кварталу №, выдел 2
№ | X | Y | Длина | Дир. углы |
н1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> |
- по кварталу № выдел 3
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
- по кварталу №, выдел 4
№ | X | Y | Длина | Дир. углы |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
Внести изменения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с установленными координатами, включить в площадь земельного участка с кадастровым номером № площадь пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером № равную 86 570 кв.м., границы которой определены согласно вышеуказанных координат поворотных точек, в удовлетворении остальной части исковых требований Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу следует отказать.
Решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости относительно уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером №.
Взыскать с Управления Судебного департамента в Саратовской области расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 89500 рублей в пользу <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через ФИО2 районный суд.
Судья Козлова С.В.