ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-6706/18 от 23.11.2018 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-6706/2018

УИД64RS0042-01-2018-007653-21

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Береговском М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской региональной общественной организации по защите прав трудовых мигрантов «Восток» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саратовской региональной общественной организации по защите прав трудовых мигрантов «Восток» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, которая зарегистрирована Управлением юстиции Саратовской области 29 ноября 2012 года за основным государственным регистрационным номером <***>, учетный регистрационный номер 6412010269.

В обоснование заявления административный истец указал, что на основании ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82), плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в 2017 году, распоряжения Управления от 18.01.2017 № 01-05-7 о проведении плановой документарной проверки в отношении Организации, в период с 06 февраля 2017 года по 07 марта 2017 года Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности субъекта проверки, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, в отношении Организации.

При проведении проверки установлено, что организацией неоднократно нарушены требования абз. 2, 4 и 8 части 1 статьи 29Закона № 82, которая в 2017 году не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 29 Закона № 82 и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129) Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения Организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Также Устав Организации в части отсутствия закрепления видов приносящей доход деятельности Организации, не соответствует ст. 49, ст. 50 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Кроме того, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, Организация находится по адресу: 413101, Саратовская область, г. Энгельс, г. Энгельс - 1, д. 1, кв. 7 (юридический адрес). Указанное помещение принадлежит на праве собственности одному из учредителей Организации - <данные изъяты> (Свидетельство о государственной регистрации права от ), однако как установлено проверкой, фактически Организация осуществляет свою деятельность по адресу: <данные изъяты> Однако, Организацией не заключался договор с собственником на право пользования нежилым помещением по указанному адресу, что свидетельствует о нарушении ст. 161 ГК РФ.

Также согласно п. 6.1 Устава, высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов, которое собирается не реже одного раза в год. На проверку представлено 2 протокола Общего собрания членов Организации (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Периодичность проведения собраний, а также вопросы, рассматриваемые на данных заседаниях, не в полной мере соответствовали Уставу Организации в проверяемом периоде. На заседаниях Общего собрания Организации не рассматривались такие вопросы как: определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества; утверждение годового отчета Организации и годового бухгалтерского баланса, заключений ревизионной комиссии; утверждение финансового плана Организации, внесение в него изменений, что свидетельствует о нарушении абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 7, п. 2 ст. 14 Федерального закона, п. 6.1 Устава Организации.

Согласно п. 6.2 Устава, постоянно действующим руководящим органом Организации
является Правление, избираемое Общим собранием Организации сроком на пять лет, и заседания которого проводятся Президентом Организации не реже одного раза в три месяца. В состав Правления Организации входят следующие ее члены: <данные изъяты> (протокол Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ).

На проверку представлен один протокол заседания Правления от ДД.ММ.ГГГГ. Иного документального подтверждения проведения заседаний Правления в проверяемом периоде Организация на проверку не представила, протоколов заседания Правления, согласно пояснению руководителя, в Организации не имеется. Согласно пояснениям Руководителя Организации, ход и результаты заседаний Правления не протоколировались, что является нарушением абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 82, п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7, п. 6.2 Устава Организации, а также п. 3 ст. 181.2 ГК РФ, согласно которому протокол собрания составляется в письменной форме.

Согласно п. 6.4 Устава Организации, органом, осуществляющим проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации, является ревизионная комиссия (ревизор). Ревизором Организации является <данные изъяты> (протокол Общего собрания Организации от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно пояснениям руководителя Организации, в проверяемом периоде финансово-хозяйственная деятельность Организации не велась, ревизор Организации свою деятельность в проверяемом периоде не осуществлял. Данный факт свидетельствует о нарушении п. 2 ст. 14 Федерального закона, п. 6.4 Устава Организации.

Также проверкой установлено, что Организация имеет свой сайт в сети Интернет -http://sroo-vostok.ds64.ru/. На сайте Организации обнаружена информация об оказании консультационных услуг физическим лицам: <данные изъяты> которые не являются членами Организации. Согласно пояснениям руководителя Организации, с указанными лицами Организация не заключала договор о предоставлении консультационных услуг нуждающимся гражданам, что свидетельствует о нарушении ст. 161 ГК РФ, согласно которой сделки юридических лиц должны быть оформлены в письменной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 123.6 ГК РФ «участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы».

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде не устанавливались и не уплачивались вступительные и членские взносы.

Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой
предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Вместе в ходе проверки была представлена справка об отсутствии у Организации имущества.

Представитель истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Министерства юстиции РФ по Саратовской области, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административных истцов удовлетворении не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 названного Федерального закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания и последствия прекращения недействующего лица, исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации Главным Управлением министерства юстиции Администрации Саратовской области от 13 ноября 2012 года принято решение о государственной регистрации Саратовской региональной общественной организации по защите прав трудовых мигрантов «Восток» за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д.15).

Управлением ФНС по Саратовской области Организации присвоен государственный регистрационный номер 2136400000295 (л.д.16)

Место нахождение Организации согласно ЕГРЮЛ (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) 413101, <...>. Руководитель <данные изъяты>

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области проведена документарная проверка соответствия деятельности субъекта проверки, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, в отношении Организации.

При проведении проверки установлено, что организацией неоднократно нарушены требования абз. 2, 4 и 8 части 1 статьи 29Закона № 82, которая в 2017 году не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 29 Закона № 82 и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129) Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения Организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Также Устав Организации в части отсутствия закрепления видов приносящей доход деятельности Организации, не соответствует ст. 49, ст. 50 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Кроме того, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, Организация находится по адресу: 413101, Саратовская область, г. Энгельс, г. Энгельс - 1, д. 1, кв. 7 (юридический адрес). Указанное помещение принадлежит на праве собственности одному из учредителей Организации - <данные изъяты> (Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), однако как установлено проверкой, фактически Организация осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Однако, Организацией не заключался договор с собственником на право пользования нежилым помещением по указанному адресу, что свидетельствует о нарушении ст. 161 ГК РФ.

Также согласно п. 6.1 Устава, высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов, которое собирается не реже одного раза в год. На проверку представлено 2 протокола Общего собрания членов Организации (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Периодичность проведения собраний, а также вопросы, рассматриваемые на данных заседаниях, не в полной мере соответствовали Уставу Организации в проверяемом периоде. На заседаниях Общего собрания Организации не рассматривались такие вопросы как: определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества; утверждение годового отчета Организации и годового бухгалтерского баланса, заключений ревизионной комиссии; утверждение финансового плана Организации, внесение в него изменений, что свидетельствует о нарушении абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 7, п. 2 ст. 14 Федерального закона, п. 6.1 Устава Организации.

Согласно п. 6.2 Устава, постоянно действующим руководящим органом Организации является Правление, избираемое Общим собранием Организации сроком на пять лет, и заседания которого проводятся Президентом Организации не реже одного раза в три месяца. В состав Правления Организации входят следующие ее члены: <данные изъяты> (протокол Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ).

На проверку представлен один протокол заседания Правления от 14 декабря 2012 года. Иного документального подтверждения проведения заседаний Правления в проверяемом периоде Организация на проверку не представила, протоколов заседания Правления, согласно пояснению руководителя, в Организации не имеется. Согласно пояснениям Руководителя Организации, ход и результаты заседаний Правления не протоколировались, что является нарушением абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 82, п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7, п. 6.2 Устава Организации, а также п. 3 ст. 181.2 ГК РФ, согласно которому протокол собрания составляется в письменной форме.

Согласно п. 6.4 Устава Организации, органом, осуществляющим проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации, является ревизионная комиссия (ревизор). Ревизором Организации является <данные изъяты> (протокол Общего собрания Организации от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно пояснениям руководителя Организации, в проверяемом периоде финансово-хозяйственная деятельность Организации не велась, ревизор Организации свою деятельность в проверяемом периоде не осуществлял. Данный факт свидетельствует о нарушении п. 2 ст. 14 Федерального закона, п. 6.4 Устава Организации.

Также проверкой установлено, что Организация имеет свой сайт в сети Интернет -http://sroo-vostok.ds64.ru/. На сайте Организации обнаружена информация об оказании консультационных услуг физическим лицам: <данные изъяты> которые не являются членами Организации. Согласно пояснениям руководителя Организации, с указанными лицами Организация не заключала договор о предоставлении консультационных услуг нуждающимся гражданам, что свидетельствует о нарушении ст. 161 ГК РФ, согласно которой сделки юридических лиц должны быть оформлены в письменной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 123.6 ГК РФ «участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы».

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде не устанавливались и не уплачивались вступительные и членские взносы.

Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой
предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Вместе в ходе проверки была представлена справка об отсутствии у Организации имущества.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в адрес организации были направлены предупреждения о необходимости устранения нарушений за № 8 от 07 марта 2017 года, № 52 от 26 апреля 2017 года, № 447 от 11 июля 2017 года, № 468 от 06 сентября 2017 года, № 79 от 20 марта 2018 года. В установленные сроки предупреждения исполнены не были (л.д.17-30).

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию

Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 части 1).

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4).

В силу пп. «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

При установленных по делу фактических обстоятельствах в их взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что требования о признании Саратовской региональной общественной организации по защите прав трудовых мигрантов «Восток» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать Саратовскую региональную общественную организацию по защите прав трудовых мигрантов «Восток», зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером <***>, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Саратовской региональной общественной организации по защите прав трудовых мигрантов «Восток», ОГРН <***>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>