Дело №2а-395/2021
УИД-20RS0№2-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
30 сентября 2021 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Даудова С.С.,
с участием помощника прокурора ЧР ФИО5, при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к административному ответчику администрации Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – газопроводов,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке ст. 218 КАС РФ.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Червленно-Узловского сельского поселения (далее - Администрация) законодательства в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, в том числе исполнения органами местного самоуправления обязанности в части постановки на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры.
В силу ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№2 определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение №2 к Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района расположены распределительные газопроводы, общей протяженностью 6 985 м, собственник которых до настоящего времени не установлен.
Такие газопроводы расположены по (228 м), от ГРПШ №2 до (95 м), пер. Гагарина (54 м), от до (315 м), (58 м), (19 м).
При этом, Администрация с заявлением о постановке на учет указанных объектов в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на протяжении длительного периода времени, не обращалась.
Вместе с тем, указанные газопроводы эксплуатируются ресурсонабжающей организацией в отсутствие правоустанавливающих документов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ) установлено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом п. 13 ст.2 Закона № 256-ФЗ к субъектам топливно-энергетического комплекса отнесены физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Поскольку данные объекты являются бесхозяйными и расположены в административных границах Червленно-Узловского сельского поселения, обязанность, вытекающая из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Порядка возложена на администрацию Червленно-Узловского сельского поселения.
При этом законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного, в связи с чем Администрация является единственным органом, уполномоченным на подачу данного заявления.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о необходимости постановки перечисленного имущества на учет в качестве бесхозяйного с последующим обращением в установленном порядке в муниципальную собственность Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики.
По результатам проведенной проверки прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес главы Администрации с требованием обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйных распределительных газопроводов, расположенных в Шелковского муниципального района, общей протяженностью 769 м., на которое получен ответ о проведении требуемой работы. Однако проведенной в августе 2021 г. контрольной проверкой установлено, что заявление в регистрирующий орган до настоящего времени не подано.
Между тем, отсутствие собственника газопроводов влечет за собой нарушения условий безопасного использования опасного производственного объекта, создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих на территории данного поселения, а также бесперебойному и безопасному газоснабжению населения, то есть нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, просит признать бездействие Администрации, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждении нормативного правового акта, устанавливающий порядок определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений, незаконным.
Обязать Администрацию принять меры по разработке и утверждении нормативного правового акта, устанавливающий порядок определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела глава Червленно-Узловского сельского поселения ФИО4-М. в судебное заседание не явился, представителя в суд не направил. Представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика.
Участвующая в судебном заседании помощник прокурора ЧР ФИО5 поддержала административное исковое заявление и.о.прокурора и просила удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.
Согласно заявлению главы Червленно-Узловского сельского поселения ФИО4-М., он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно заявлению главы Червленно-Узловского сельского поселения ФИО4-М., он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.
В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
В порядке ст. 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход государства государственную пошлину, от уплаты которой административный истец при обращении с иском в суд был освобожден законом. Государственная пошлина подлежит взысканию в размере, определяемом в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, по требованию в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление и.о. прокурора ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к административному ответчику администрации Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – газопроводов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет вышеперечисленного бесхозяйного имущества - газопроводов.
Обязать администрацию Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – распределительного газопровода, общей протяженностью 769 м, расположенных на территории Червленно-Узловского сельского поселения Шелковского муниципального района: по (228 м), от ГРПШ №2 до (95 м), пер. Гагарина (54 м), от до (315 м), (58 м), (19 м).
Взыскать с административного ответчика администрации Червленского сельского поселения в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Даудов
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.