Дело № 2-1005/2018
УИД 24RS0012-01-2018-001023-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Соловьевой К.Н.,
с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Солодянкиной А.И.,
представителей ответчика ФИО1, действующего на основании Устава,
ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах ФИО4 к МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г.Дивногорска обратился в суд с иском в интересах ФИО4 к МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 года по август 2018 года в размере 43747,28 рублей, мотивируя тем, что в ходе проведения прокуратурой г. Дивногорска проверки по заявлению ФИО4 о нарушении ее социальных прав в части исполнения законодательства об оплате труда установлено, что ФИО4 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» в качестве <данные изъяты>.
Согласно трудовому договору продолжительность рабочей недели ФИО4 составляет 40 часов в неделю.
Из расчетных листов следует, что в период с сентября 2017 года по август 2018 года ФИО4 ежемесячно начислялась заработная плата в размере от количества отработанного времени.
В указанные размеры заработной платы компенсационные выплаты: северная надбавка и районный коэффициент включались с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства начисление заработной платы ФИО4 должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, ФИО4 не начислены и не выплачены суммы заработной платы за: сентябрь 2017 года – 1888 руб., октябрь 2017 года – 1 888 руб., ноябрь 2017 года -1888 руб., декабрь 2017 года -1888 руб., январь 2018 года – 4166,40 рублей, февраль 2018 года – 4166,40 рублей, март 2018 года - 4166,40 руб., апрель 2018 года - 4166,40 руб., май 2018 года – 7687,72 руб., июнь 2018 года – 1684,98 руб., июль 2018 года – 5885,94 руб., август 2018 года – 4271,04 руб., а всего 43747,28 руб.
Истец ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Прокурор Солодянкина А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск признал в части недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2018 года по август 2018 года в размере 22042,57 рублей, в части недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 года по декабрь 2017 года просил отказать в его удовлетворении, поскольку к требованию истца о взыскании заработной платы за сентябрь 2017 года подлежит применению срок исковой давности, также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по декабрь 2017 года, поскольку настоящий иск предъявлен в суд после принятия Постановления № 38-п, согласно которому в состав минимального размера оплаты труда не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а согласно резолютивной части Постановления № 38-П данное постановление вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Соответственно, выявленный в указанном Постановлении конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты - с 7 декабря 2017 года, таким образом, до указанного периода работнику начислялась и выплачивалась заработная плата в соответствии с действующим законодательством. Также он не согласен с расчетом, представленном истцом, поскольку расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы произведен с учетом процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 30%, в то время как согласно приказу о приеме работника на работу ФИО4 установлена процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями в следующем порядке: ДД.ММ.ГГГГ – 10%, с ДД.ММ.ГГГГ -20 %, с ДД.ММ.ГГГГ – 30%.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию, изложенную представителем ответчика ФИО2
Представитель третьего лица ФИО3 также поддержал доводы, изложенные представителем истца ФИО2
Представитель третьего лица - администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была принята на работу в МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» <данные изъяты> ей установлен оклад в размере 2454 руб., районный коэффициент 30 %, процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями с ДД.ММ.ГГГГ- 10%, ДД.ММ.ГГГГ – 20%, ДД.ММ.ГГГГ - 30 %, что подтверждается копиями трудовой книжки, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме работника на работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ работнику установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 454 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - в размере 2 552 руб., продолжительность рабочего времени - нормальная.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года в размере 7800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года - в размере 9 489 рублей в месяц; с 01.05.2018 - в размере 11 163 рублей в месяц.
Таким образом, ответчиком неправильно начислялась заработная плата истцу, поскольку исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ с 01.07.2017 в размере 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018 – в размере 9 489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года - в размере 11163 руб. в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 10% с 01.07.2017 размер заработной платы должен составлять не менее 12480 рублей, с 01.01.2018 - не менее 15182,40 рублей, с 01.05.2018 - не менее 17860,80 рублей.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам истцу была начислена заработная плата за: сентябрь 2017 года - 10592 руб., октябрь 2017 года -10592 руб., ноябрь 2017 года- 10592 руб., декабрь 2017 года – 10592 руб., январь 2018 года – 11016 руб., февраль 2018 года– 11016 руб., март 2018 года– 11016 руб., апрель 2018 года– 11016 руб., май 2018 года– 7814,10 руб., июнь 2018 года – 7814,10 руб., июль 2018 года – 11 163 руб., август 2018 – 11163 рублей.
Разрешая заявление ответчика о применении срока исковой давности к исковым требованиям о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за сентябрь 2017 года, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Истец обратился в суд с иском с требованием о взыскании недоначисленной заработной платы за период с сентября 2017 года по август 2018 года 11 октября 2018 года.
Учитывая, что истец имел право на получение процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10%, а за сентябрь 2017 года истцу начислена заработная в размере 10592 рублей, т.е. более МРОТ и районного коэффициента, то исковые требования о взыскании недоначисленной заработной платы за сентябрь 2017 года удовлетворению не подлежат.
Кроме того, с учетом установленной процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10%, ФИО4 должна быть начислена заработная плата в размере 10210,90 руб. (7800 руб. + 2340 руб. + 70,90 руб.), однако согласно расчетному листу за октябрь 2017 года была начислена заработная плата в размере 10592 рублей, исковые требования о взыскании недоначисленной заработной платы за октябрь 2017 года также удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с ноября 2018 года по август 2018 года в размере 22698,57 руб. из расчета:
- за ноябрь 2017 года в размере 328 руб. ((7800 + 40 % (северный и районный коэффициенты)) - 10592 руб.);
- за декабрь 2017 года в размере 328 руб. ((7800 + 40 % (северный и районный коэффициенты)) - 10592 руб.);
- за январь 2018 года в размере 2268,60 руб. (9489 руб. + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 11 016 руб.);
- за февраль 2018 года в размере 2268,60 руб. (9489 руб. + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 11 016 руб.);
- за март 2018 года в размере 2268,60 руб. (9489 руб. + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 11 016 руб.);
- за апрель 2018 года в размере 2268,60 руб. (9489 руб. + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 11 016 руб.);
- за май 2018 года (с учетом отработанного времени 138 час.) в размере 5749, 99 руб. ((11 163 руб. *138 час. /159 час.) + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 7814,10 руб.);
- за июнь 2018 года (с учетом отработанного времени 15 час.) в размере 1121,56 руб. ((11 163 руб. * 15 час. /159 час.) + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 352,79 руб.);
- за июль 2018 года (с учетом отработанного времени 168 час.) в размере 3754,82 руб. ((11 163 руб. *168 час. /176 час.) + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 11163 руб.);
- за август 2018 года (с учетом отработанного времени 159 час.) в размере 2341,80 рублей ((11 163 руб. *159 час. /184 час.) + 40 % (северный и районный коэффициенты) - 11163 руб.).
Доводы представителей ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление и озвученные ими в судебном заседании, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 880, 96 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» в пользу ФИО4 недоначисленную заработную плату за период с ноября 2017 года по август 2018 года в размере 22 698 (двадцати двух тысяч шестисот девяноста восьми) рублей 57 копеек.
Взыскать с МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 880 (восьмисот восьмидесяти) рубля 96 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья __________________Л.В. Боровкова