ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1008/2022 от 20.05.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1008/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 20 мая 2022 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Бутакове Д.К.,

с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска Фалетровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае ЕАО об обязании выполнить определенные действия,

установил:

прокурор Железнодорожного района города Хабаровска обратился с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае ЕАО об обязании выполнить определенные действия, в обосновании заявленных требований указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании, использовании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу:, ул.. Согласно информации МТУ Росимущества в Хабаровском крае и еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтен объект недвижимого имущества: «объект гражданской бороны », кадастровый , общей площадью 99,1 в. м., расположенный по адресу , ул.. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законном порядке. Вышеуказанный объект недвижимого имущества учтен в журнале защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю с инвентарным номером . Тип защитного сооружения-убежище. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в ходе осмотра выявлены нарушения законодательства в области гражданской обороны. Так, уставлено что при эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки и использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Входы и аварийные выходы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (затоплены водой). Указанное подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, информацией о результатах участия специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями. Таким образом, ЗС ГО, расположенное по адресу:, ул., находится в состоянии неготовности к использованию по назначению, а также не готово к переводу на режим защитного сооружения, отсутствуют условия для безопасного пребывания укрываемых лиц в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Необеспечение надлежащего состояния постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , ул.», к переводу на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасности пребывания укрываемых в нем лиц, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения. На основании изложенного, просит обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: , ул.», в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: восстановить защитные свойства как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, выходов, защитно-герметической двери; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; осушить сооружение; оборудовать защитное сооружение гражданской обороны системами инженерно-технического оборудования.

В ходе рассмотрения истец уточнил исковые требования, согласно которым просил обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: , ул., в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно: восстановить защитные свойства защитно-герметических и герметических дверей; осушить сооружение.

В судебном заседании представитель истца заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Центрального районного суда г. Хабаровска - centralnyr.hbr.sudrf.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительною числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Следовательно, права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Как определено в п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона, в соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными задачами в области гражданской обороны, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, являются, в том числе: подготовка населения в области гражданской обороны; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне»).

Несмотря на то, что ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п.п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, который разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Согласно п. 2 названного Порядка, к объектам гражданской обороны относятся: убежище, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники и иные объекты гражданской обороны.

Под убежищем, в силу п. 2 Порядка, понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны (п. 3 Порядка).

Федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с п. 8 названного Порядка: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Как предусмотрено в п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Изложенное свидетельствует о том, что создание, учет, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Организации, в свою очередь, создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 10 Порядка).

Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в мирное время.

Данным Порядком к защитным сооружениям гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.

В соответствии с п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 5 Порядка).

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно п. 1.2., требования названных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в реестре федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтен объект недвижимого имущества – «объект гражданской обороны », кадастровый , общей площадью 99,1 кв.м., расположенное по адресу: , ул..

Право собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке; объект недвижимого имущества учтен в журнале защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю с инвентарным номером тип защитного сооружения – убежище.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной МТУ Росимущества по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

В пункте 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время определено, что при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в ходе осмотра выявлены нарушения законодательства в области гражданской обороны.

Так, уставлено что при эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки и использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Входы и аварийные выходы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (затоплены водой).

Указанное подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, информацией о результатах участия специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками.

Таким образом, ЗС ГО, расположенное по адресу:, ул.находится в состоянии неготовности к использованию по назначению, а также не готово к переводу на режим защитного сооружения, отсутствуют условия для безопасного пребывания укрываемых лиц в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Необеспечение надлежащего состояния постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , ул.к переводу на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасности пребывания укрываемых в нем лиц, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения.

Наличие установленных в ходе проверки нарушений в спорном защитном сооружении гражданской обороны на момент рассмотрения настоящего дела представителем административного ответчика не оспорено и надлежащими доказательствами в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, не опровергнуто.

В то время как пунктом 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 3.2.3. Правил, пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.

Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами.

На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему (п. 3.2.5. Правил).

Входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (п. 3.2.6.)

Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7.).

На основании п. 3.2.11. Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

При эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование (п. 3.2.14. Правил).

Согласно п. 3.4.5. названных Правил, с введением различных режимов готовности и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС ЗС ГО приводятся в готовность для приема укрываемых и для решения задач первичного жизнеобеспечения в ходе ликвидации ЧС: организации в ЗС ГО пунктов питания, отдыха, обогрева, сбора пострадавших, оказания им медицинской помощи, использования мощностей защищенных ДЭС для обеспечения электроэнергией, освещения участков спасательных работ в случае выхода из строя сетей и источников электропитания и др.

В этой связи при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО) (п. 3.4.4. Правил).

Согласно абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.).

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2 ст. 212 ГК РФ).

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника (п. 2 Положения).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).

В соответствии с п. 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, утвержденного Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Как определено в п. 1.7. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению (п. 1.8. Правил).

Поскольку до настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны – убежище, расположенное по адресу: , ул., своего статуса не утратило, тип защитного сооружения с убежища на укрытие не изменен, и представителем ответчика в установленном законом порядке не оспорено, что убежище к использованию по назначению не готово, требуется проведение ремонтных работ в целях содержания его в исправном и готовом к использованию состоянии, суд приходит к выводу о том, что неприведение защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан как в военное время, так и в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного суд признает требования заместителя прокурора Железнодорожного района города Хабаровска, заявленные им в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: , ул., в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание тот факт, что для исполнения решения суда объективно требуется длительное время, суд полагает возможным установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае ЕАО об обязании выполнить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: , ул., в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно: восстановить защитные свойства защитно-герметических и герметических дверей; осушить сооружение.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 27.05.2022.

Судья Л.П. Мальцева

Копия верна

Судья:_____________________

(Л.П. Мальцева)

Секретарь судебного заседания

_______________(Бутаков Д.К.)

«____»_____________2022 г.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2021-008623-63

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело № 2-1008/2022 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска