Селивановский районный суд Владимирской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Селивановский районный суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-101/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Красная Горбатка 04 апреля 2011 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Яшиной Л.А.
при секретаре Макаровой А.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Селивановского района Подгорнова Н.В.,
представителя ответчика - УФРС - Бузуевой С.Е. (доверенность НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к УФРС о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать вход в здание специальными приспособлениями для инвалидов,
у с т а н о в и л:
прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд Владимирской области с исковым заявлением к УФРС и Селивановскому отделу УФРС с требованием о признании незаконным бездействия УФРС по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание Селивановского отдела УФРС, расположенного по адресу: АДРЕС, и обязании УФРС оборудовать специальными приспособлениями для инвалидов (перилами, настилами, пандусами, рельсами) вход в здание Селивановского отдела УФРС, расположенного по адресу: АДРЕС в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что проведённой прокуратурой Селивановского района проверкой установлено, что вход в здание в котором, расположен Селивановский отдел УФРС по адресу: АДРЕС не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. Здание, в котором расположен Селивановский отдел УФРС, одноэтажное, его назначение - нежилое. Имеет инвентарный номер НОМЕР его площадь составляет 75,5 м2, кадастровый номер НОМЕР, принадлежит на праве оперативного управления УФРС (свидетельство о государственной регистрации права НОМЕР) на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Владимирской области НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ.
Здание, в котором расположен Селивановский отдел УФРС, относится к объектам социальной инфраструктуры и является общественным. В нём предоставляются государственные услуги, и согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2010 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, то есть неопределенный круг лиц, в том числе инвалиды.
Отсутствие специальных приспособлений (перил, настилов, пандусов, рельс) для беспрепятственного доступа на входе в здание Селивановского отдела УФРС по адресу: АДРЕС нарушает права неопределённого круга лиц - маломобильных граждан, предусмотренных статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 4, 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к зданиям административных органов, предоставляющих государственные услуги. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан (инвалидов) в здание Селивановского отдела УФРС нарушает их право на свободное распоряжение недвижимым имуществом, предусмотренное статьёй 35 Конституции Российской Федерации, статьёй 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Селивановского района Подгорнов Н.В. поддержал заявленные требования в полном объёме.
В материалы дела от УФРС поступило письменное возражение на исковое заявление, в котором ответчик указывает, что не согласен с заявленными требованиями, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с Положением об УФРС, утверждённым приказом Росреестра от 28 октября 2009 года № 323 Управление Росреестра по Владимирской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, соответственно в рамках финансовой дисциплины руководствуется Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьями 6, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации УФРС является получателем бюджетных средств и имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов. Кроме того, согласно статье 296 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование УФРС расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также сверх утверждённых лимитов, влечёт наложение штрафов на руководителя Управления. Определённые виды услуг могут оказываться УФРС гражданам в электронном виде (согласно утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 1555-р Плану перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральным и органами исполнительной власти). УФРС не участвовало в строительстве и проектировании здания Селивановского отдела Управления, расположенного по адресу: АДРЕС, и потому не могло допустить каких-либо нарушений Строительных норм и правил. За период с 2005 года по 2010 год на Селивановский отдел УФРС жалоб и обращений, в том числе касательно затруднений доступа в здание инвалидов, не поступало.
В судебном заседании представитель УФРС Бузуева С.Е. поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, просила отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Селивановского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно положениям статей 9, 15, 16, 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 09 декабря 2010 года), целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 832.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу пункта 1 статьи 6 указанного закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Согласно ранее действовавшему Административному регламенту исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (период действия с 03 октября 2006 года по 23 октября 2010 года), утверждённому Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 года № 293, входы в помещения территориального органа Росрегистрации, его обособленных подразделений оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.
В силу пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с пунктом 2.5 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок», утверждённого Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 212, при осуществлении данной функции должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечены беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учётом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.
Кроме того, на Росреестр, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» возложено осуществление функции, в том числе, и по земельному контролю. Согласно пункту 21 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю подразделениями должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечены беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учётом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.
Свидетельством о государственной регистрации права НОМЕР подтверждается право оперативного управления УФРС одноэтажным зданием нежилого назначения, находящегося по адресу: АДРЕС, инвентарный номером НОМЕР площадью 75, 5 м2, кадастровый номер НОМЕР.
Как следует из письменного объяснения, данного ДД.ММ.ГГГГ старшему помощнику прокурора Селивановского района Подгорнову Н.В. начальником Селивановского отдела УФРС А.Н.Н., Селивановский отдел УФРС действительно занимает здание по вышеуказанному адресу. Вход в здание не оборудован специальными приспособлениями (пандусами, рельсами) для беспрепятственного доступа инвалидов из-за отсутствия соответствующего финансирования. Представитель ответчика Бузуева С.Е. также сообщила суду, что пандусы и иные специальные приспособления у входа в здание отсутствуют.
Таким образом, суд считает установленным, что здание, занимаемое Селивановским отделом УФРС, существует, расположено по адресу: АДРЕС и действительно не оборудовано пандусами, рельсами и иными специальными приспособлениями.
Строение, занимаемое Селивановским отделом УФРС, является объектом социальной инфраструктуры, поскольку данному государственному органу вручены полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.
В подтверждение своего довода об отсутствии соответствующего финансирования для возведения специальных приспособлений в целях обеспечения доступа в здание граждан-инвалидов в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных прокурором Селивановского района Владимирской области требований ответчиком представлены Проект сметы расходов федерального бюджета на реализацию Административного регламента с необходимыми расшифровками, а также План внедрения административных регламентов исполнения Росрегистрацией государственных функций в 2007-2008 годах и рекомендации по организации внедрения в территориальных органах Росрегистрации административных регламентов исполнения Федеральной регистрационной службой государственных функций в 2007-2008 годах.
Однако суд не может принять во внимание данную позицию, поскольку отсутствие у ответчика соответствующего финансирования не должно негативным образом влиять на права маломобильных групп граждан по доступу в здание Селивановского отдела УФРС. Также суд не может рассматривать в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований указание ответчика на наличие электронного производства, посредством которого граждане могут обратиться в органы государственной регистрации, поскольку очевидно, и ответчиком обратное не доказано, что такая возможность имеется далеко не у всех физических лиц.
Таким образом, признавая, что в результате бездействия ответчиков по оборудованию входа в здания Селивановского отдела УФРС специальными приспособления для обеспечения доступа внутрь маломобильных групп граждан (инвалидов), суд считает необходимым обязать ответчиков устранить данное нарушение в течение восьми месяцев после вступления решения в законную силу, поскольку находит такой срок разумным и достаточным для исполнения указания суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать незаконным бездействие УФРС по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание Селивановского отдела УФРС, расположенного по адресу: АДРЕС.
Обязать УФРС оборудовать специальными приспособлениями для инвалидов (перилами, настилами, пандусами, рельсами) вход в здание Селивановского отдела УФРС, расположенного по адресу: АДРЕС в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Яшина
Решение в окончательной форме принято 8 апреля 2011 года.
Председательствующий Л.А. Яшина