ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1018/2017 от 09.02.2018 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-109/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2018 года г. Ржев Тверская область

Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Белковой Е.С., с участием представителя истца Тверского межрайонного транспортного прокурора - старшего помощника Тверского межрайонного транспортного прокурора Окунева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Зеленая линия» об обязании устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л :

В суд обратился Тверской межрайонный транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к ООО «Зеленая линия» об обязании устранить выявленные нарушения. Свои требования мотивировал следующим. В ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности по поручению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в ООО «Зеленая линия», выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, выразившиеся в бездействии со стороны руководящих и ответственных работников ООО «Зеленая линия», в форме невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности и представления Тверской межрайонной транспортной прокуратуры. Установлено, что на балансе и обслуживании ООО «Зеленая линия» находится железнодорожный путь не общего пользования по ст. Вышний Волочек (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2015). Данный железнодорожный путь протяженностью 193,92 м примыкает стрелочным переводом № 14 к пути № 39 станции Вышний Волочек. Границей пути не общего пользования является предельный столбик стрелочного перевода № 14 станции Вышний Волочек, находящегося в собственности ОАО «Российские железные дороги». В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» к числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, категорирование объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного ст. 6 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 2 гл. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Таким образом, пути необщего пользования, примыкающие непосредственно, или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям, по которым осуществляется высокоскоростное и скоростное сообщение, являются объектами транспортной инфраструктуры и подлежат категорированию в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Указанные требования в ООО «Зеленая линия» не выполняются. В нарушение требований ч. 1 ст. 4, п. 1 ст. 6, п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ООО «Зеленая линия» в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не предоставлена информация для проведения категорирования пути необщего пользования, расположенного на ст. Вышний Волочек, который через другие пути примыкает к железнодорожным путям, на которых осуществляется скоростное движение. Указанные нарушения выявлены в ходе проверки проведенной Тверской межрайонной транспортной прокуратурой на основании поручения Московской межрегиональной транспортной прокуратуры и обращения руководителя Росжелдорнадзора о нарушениях законодательства о транспортной безопасности, в части не категорирования путей необщего пользования, примыкающих к высокоскоростным и скоростным железнодорожным линиям. По результатам проверки прокуратурой 18.09.2017 на имя генерального директора ООО «Зеленая линия» внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако ООО «Зеленая линия» меры к устранению вышеуказанных нарушений законодательства не приняты, информация для проведения категорирования пути необщего пользования, расположенного на ст. Вышний Волочек, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не направлена. Таким образом, ООО «Зеленая линия» не принимается должных мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на его балансе. Указанные действия ООО «Зеленая линия» создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, работников ОАО «РЖД» и ООО «Зеленая линия», т.е. нарушает права неопределенного круга лиц, а также создают предпосылки для совершения актов незаконного вмешательства. Просит суд обязать ООО «Зеленая линия» устранить выявленные нарушения требований Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» путем направления информации (заявления) для проведения категорирования пути необщего пользования, расположенного на ст. Вышний Волочек, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев с момента вынесения решения суда.

В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного транспортного прокурора Окунев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, пояснив, что по настоящее время ООО «Зеленая линия» не устранило выявленные в ходе проверки нарушения Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания ответчик ООО «Зеленая линия», надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не заявило. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц адрес места нахождения ООО «Зеленая линия: 172391 Тверская область, гор. Ржев, Осташковское шоссе, д. 39. По указанному адресу судом неоднократно направлялись извещения о дате, времени и месте судебного заседания, копия искового заявления с приложенными к нему материалами и копия определения о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 21.12.2017 года. Однако судебные почтовые отправления возвращены в адрес суда в связи с истечением срока хранения, адресат за ними в отделение почтовой связи не явился. Суд расценивает неявку представителя ответчика в отделение почтовой связи за получением судебного извещения как нежелание принять данное судебное извещение.

Суд исходит из предусмотренной пунктом 3 ст. 54 ГК РФ обязанности юридического лица указать в учредительных документах место своего нахождения. Такая обязанность установлена в целях обеспечения необходимых условий для реализации юридическим лицом его прав и интересов, а также исполнения им обязанностей перед другими лицами, государством и обществом. В связи с этим по месту нахождения юридического лица должна быть обеспечена возможность исполнения возникающих у него обязанностей и реализации принадлежащих ему прав, в том числе получение судебных извещений для участия в судебном заседании. В случае отсутствия по избранному месту нахождения и невозможности извещения ответственность за неблагоприятные последствия при реализации принадлежащих прав и возложенных обязанностей несёт само юридическое лицо, не проявившее в должной мере заботы о своих правах и обязанностях.

Учитывая положения п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ст. 117 ГПК РФ, суд считает ответчика ООО «Зеленая линия» надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного заседания. Поскольку ООО «Зеленая линия» об уважительных причинах неявки представителя суд не уведомило, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства третье лицо Федеральное агентство железнодорожного транспорта своего представителя в судебное заседание не направило, письменным заявлением просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, пояснив следующее. Согласно частям 3,4 ст. 6, ч.3 ст. 5, ч.2 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пп. 5.3.14, 5.3.15, 5.13.2, 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 года № 397, Росжелдор наделен полномочиями по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее ОТИ и ТС) железнодорожного транспорта в установленной сфере деятельности, включению ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС, утверждению результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС. Обращения от ООО «Зеленая линия» в Управление транспортной безопасности Росжелдора, не поступали. Сведения об объектах транспортной инфраструктуры, принадлежащих ООО «Зеленая линия», в Реестре категорированных ОТИ и ТС железнодорожного транспорта, отсутствуют.

Заслушав объяснения прокурора, изучив объяснение третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.

Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 2 статьи 2 указанного выше закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства; основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 6 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона категорированные объекты включаются в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Указанный Порядок предназначен для ведения Федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта РФ, реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в том числе о собственнике, а также ином субъекте транспортной инфраструктуры (п. 4 реестра).

В соответствии с п. 3 Реестра компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные п. п. 5 и 11 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Согласно п. 11 Реестра основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа

Таким образом, обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона ( п. 4. ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 16-ФЗ).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Зеленая линия» является субъектом транспортной инфраструктуры и на его балансе и обслуживании находится железнодорожный путь не общего пользования по ст. Вышний Волочек, протяженностью 194 м., адрес: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Кооперативная, 1-ый км Фроловской ветки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 29.12.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области №69-69/006-69/990/013-2015-997/2.

Железнодорожный путь необщего пользования ООО «Зеленая линия» примыкает к путям общего пользования по станции Вышний Волочек Октябрьской железной дороги. Путь необщего пользования примыкает стрелочным переводом № 14 к пути № 39 станции Вышний Волочек. Границей пути не общего пользования является предельный столбик стрелочного перевода № 14 станции Вышний Волочек, находящегося в собственности ОАО «Российские железные дороги». Общая протяженность железнодорожного пути необщего пользования ООО «Зеленая линия» составляет 261,96 м, при этом участок пути за тупиковым упором протяженностью 68,04 м законсервирован и на сегодняшний день не эксплуатируется. Протяженность действующего пути составляет 193,92 м.. Весь путь находится на балансе и обслуживании ООО «Зеленая линия», что подтверждается данными, указанными в техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования ООО «Зеленая линия» на станции Вышний Волочек Октябрьской железной дороги, утвержденного директором ООО «Зеленая линия» 24.07.2015г.

Межрайонной транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Московской межрегиональной транспортной прокуратуры № 7/1-19-2017 от 25.08.2017г. проведена проверка исполнения ООО «Зеленая линия» законодательства о транспортной безопасности, в частности категорирования путей необщего пользования, примыкающих к высокоскоростным железнодорожным линиям, в ходе которой были выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 4, п. 1 ст. 6, п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а именно: ООО «Зеленая линия» не представило в Федеральное агентство железнодорожного транспорта информацию для проведения категорирования пути необщего пользования, расположенного на ст. Вышний Волочек, который через другие пути примыкает к железнодорожным путям, на которых осуществляется скоростное движение.

По результатам проверки, 18 сентября 2017 года Тверской межрайонной транспортной прокуратурой в адрес ООО «Зеленая линия» вынесено представление № 07-03-2017, с требованием: принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих и недопущению их в дальнейшем, а также решении вопроса о привлечении лиц, допустивших указанные нарушения с дисциплинарной ответственности.

Однако, ООО «Зеленая линия» меры к устранению вышеуказанных нарушений законодательства не приняты, информация для проведения категорирования пути необщего пользования, расположенного на ст. Вышний Волочек, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не направлена, что подтверждается информацией Управления от 08.02.2018 года, указанной в отзыве на исковое заявление.

В результате такого бездействия создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, работников ОАО «РЖД» и ООО «Зеленая линия», т.е. нарушает права неопределенного круга лиц, неисполнение ответчиком указанных выше требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ООО «Зеленая линия», как собственник спорного объекта транспортной инфраструктуры, обязан устранить выявленные нарушения в целях выполнения требований действующего законодательства по обеспечению безопасности движения на транспорте, в связи с чем приходит к выводу, что заявленные прокурором требования об обязании ООО «Зеленая линия» устранить выявленные нарушения Федерального закона РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, учитывая, что неисполнение ответчиком указанных выше требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Позиция ответчика, изложенная в заявлении ООО «Зеленая линия» на представление Тверского межрайонного транспортного прокурора по результатам проверки от 18.09.2017 года, основана на неверном толковании норм права, в связи с чем не может быть принята судом. Так, ответчик полагает, что пути необщего пользования ответчика к железнодорожным путям, на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное сообщение, непосредственно не примыкают, а железнодорожный подвижной состав эксплуатируется исключительно на железнодорожных путях необщего пользования. В связи с указанным ООО «Зеленая линия» полает, что железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, не подлежат категорированию, так как подходят под категорию, утвержденную Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2014 года №196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта».

Между тем, исследованными выше доказательствами судом достоверно установлено, что железнодорожный путь необщего пользования ООО «Зеленая линия» примыкает к путям общего пользования по станции Вышний Волочек Октябрьской железной дороги стрелочным переводом № 14 к пути № 39 станции Вышний Волочек; границей пути не общего пользования является предельный столбик стрелочного перевода № 14 станции Вышний Волочек, находящегося в собственности ОАО «Российские железные дороги».

Кроме того, указанный ответчиком Перечень не содержит ни в разделе «Объекты транспортной инфраструктуры», ни в разделе «Транспортные средства», указаний на железнодорожные пути необщего пользования как на объект, не подлежащий категорированию. Данный перечень содержит сведения, применительно к рассматриваемому спору, только на такой объект, не подлежащий категорированию, как железнодорожный подвижной состав, эксплуатирующийся исключительно на железнодорожных путях необщего пользования, а также вагоны, использующиеся исключительно для перевозок технологическим железнодорожным транспортом для собственных нужд промышленных предприятий. Прокурор же предъявил иск с требованием на предмет обеспечения категорирования пути необщего пользования.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку прокурор подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному исковому заявлению, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, то в силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Тверского межрайонного транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Зеленая линия» (ИНН 6914016847 Тверская область город Ржев Осташковское шоссе 39) устранить нарушения требований Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» путем направления информации (заявления) для проведения категорирования пути необщего пользования, расположенного на ст. Вышний Волочек, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Зеленая линия» в доход бюджета муниципального образования «Город Ржев Тверской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В. Андреева