Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Мухоршибирь Дата обезличена года
Судья Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия Парпаева М.Ю.
при секретаре М.Е.А.
с участием прокурора Мухоршибирского района РБ Куренкова Д.А.,
представителя МО «МР» Б.Е.А.. (доверенность от 29.11.09г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мухоршибирского района РБ к муниципальному образованию «МР» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мухоршибирского района РБ обратился в суд в порядке ст.254 ГПК РФ с заявлением об оспаривании бездействия администрации Муниципального образования «МР», указывая, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления требований градостроительного законодательства. В ходе проверки установлено, что районная администрация бездействует, не реализуя свои полномочия в сфере градостроительства, установленные №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: так, отсутствуют местные нормативы градостроительного проектирования поселений и межселенных территорий и не осуществляется информационное обеспечение градостроительной деятельности в районе.
Согласно п.15 ч.1 ст.15, п.20 ч.1 ст.14 указанного закона, ст.8 Градостроительного кодекса РФ к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования района, документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, а также утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. На основании ч.4 ст.15 131-ФЗ и заключенных между сельскими поселениями и муниципальным образованием соглашений, часть полномочий, в том числе утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, переданы району. Бездействием администрации нарушаются права граждан на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, на соблюдение требований безопасности инженерно-технических сооружений, доступности последних к объектам инженерной инфраструктуры, а также благоустройства территории. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации и обязать устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании прокурор Куренков Д.А. поддержал требования по указанным в заявлении основаниям, просил признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать последнего в срок до Дата обезличена года утвердить местные нормативы градостроительного проектирования поселений и межселенных территорий Мухоршибирского района, а также обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Мухоршибирского района (в электронном виде).
Представитель ответчика Б.Е.А. требования признала частично, по существу пояснила, что выявленные при проверке нарушения устранить не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.
Действительно, сельские поселения передали районной администрации свои полномочия в области градостроительства, однако финансирования указанных полномочий нет: сельские поселения перечисляют только по 2-3 тыс. руб., которые идут на зарплату районного архитектора.
Кроме того, бездействие не имеет места: разработаны генеральный план п. Саган-Нур и схема территориального планирования района, которые в настоящее время находятся на стадии согласования. По выделении средств из республиканского бюджета будет решен вопрос с генпланами сел Мухоршибирь и Тугнуй. Остальные мероприятия в связи с их затратностью (не менее 30 млн. рублей) могут быть осуществлены после изыскания соответствующих средств.
Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности обеспечивается на бумажных носителях; в электронном виде информации нет по указанным выше финансовым трудностям.
Свидетель Т.В.Н.., главный специалист по архитектуре районной администрации, показал, что Министерство строительства РБ требует создать информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, для чего необходимо принять на работу специалиста, обучить последнего, закупить соответствующую технику. Все данные имеются на бумажных носителях, но требуется их размещение в электронном виде.
Вообще нормативы градостроительного проектирования поселений и межселенных территорий района включают в себя: схему территориального планирования района, генеральные планы всех сельских поселений, проект межевания территорий, правила землепользования и застройки. Каждые документы разрабатываются отдельно, последовательно друг за другом.
В настоящее время разработаны генеральный план п. Саган-Нур и схема территориального планирования района. Указанные документы проходят стадию устранения замечаний и должны быть приняты ориентировочно в П-Ш кварталах т.г. Перед этим документы подлежат опубликованию и должны пройти публичные слушания. Документы по 15 остальным поселениям не разрабатываются в связи с отсутствием денежных средств. Из бюджета РБ выделено софинансирование в размере 750 тыс. руб., на которые запланировано сделать генпланы с. Мухоршибирь и с. Тугнуй. В затребованные сроки это невыполнимо. Требуется порядка 30 млн. руб. только на генпланы, затем необходимо межевание территорий, после чего следует принять правила застройки поселений.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления.
Прокурор района обратился в суд в порядке ст.254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно п. 20 ч.1 ст.14 и п.15 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования района, документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, а также утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение нормативов градостроительного проектирования поселений, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, а также ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов.
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.15 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления отдельных, входящих в состав муниципального района, поселений вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Как следует из представленной справки, Дата обезличена года МО «МР» заключены соглашения с 15 сельскими поселениями района о передаче району части полномочий сельских поселений, в том числе связанных с утверждением местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, объектах капитального строительства и т.д. Согласно ст.57 кодекса ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Документирование указанных сведений осуществляется на бумажных и электронных носителях.
Как следует из пояснений представителя и свидетеля, как такового свода указанной документации не имеется. Кроме того, документы представлена только на бумажных носителях и отсутствуют в электронном варианте.
В указанной части требования прокурора представителем районной администрации фактически признаны и по приведенным основаниям подлежат удовлетворению. Суд, принимая во внимание большой объем работы, а также затратность необходимых мероприятий, считает обоснованным предложенный срок устранения недостатков – до Дата обезличена года.
Вместе с тем в удовлетворении требования о понуждении районной администрации к принятию местных нормативов проектирования поселений и межселенных территорий следует отказать по следующим основаниям.
Конституцией РФ закреплен принцип разделения властей.
Органы законодательной, судебной и исполнительной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать орган законодательной (исполнительной) власти принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.6 ст.24 Градостроительного кодекса РФ утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять указанный нормативный правовой акт.
Обоснованными суд находит и доводы представителя администрации в части, что бездействие не имеет места: работа по принятию указанных нормативов ведется – в частности, разработаны генплан одного поселения и схема территориального планирования района.
По указанным основаниям заявление следует удовлетворить частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Мухоршибирского района РБ к муниципальному образованию «МР»об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворитьчастично.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «МР» в части обеспечения ведения информационной системы градостроительной деятельности Мухоршибирского района (в электронном виде) в соответствии с требованиями ст.ст.56 и 57 Градостроительного кодекса РФ.
Обязать муниципальное образование «МР» в срок до Дата обезличена года устранить указанные нарушения.
Отказать в удовлетворении требования прокурора Мухоршибирского района РБ о признании незаконным бездействия МО «МР» в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения и межселенных территорий и понуждении к утверждению (принятию) указанных нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения через Мухоршибирский районный суд РБ.
Судья М.Ю.Парпаева
Копия верна: судья М.Парпаева