ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-101/20 от 18.12.2020 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-101/2020

УИД 22RS0007-01-2020-000060-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края, в составе:

председательствующего судьи Омелько Л.В.,

при секретаре Крыловой А.Д.,

с участием представителей С.В.В., И.Е.А., Л.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Администрации города Белокурихи, ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «ПАО «МРСК Сибири – «Алтайкрайэнерго» (Филиал ПАО «Россети Сибирь – «Алтайэнерго»), Управлению Росреестра по Алтайскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Алтайскому краю, АО «Алтайкрайэнерго», Комитету по управлению имуществом Администрации г.Белокурихи, АО «Водоканал» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, оспаривании сервитута

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города Белокурихи, ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «ПАО «МРСК Сибири – «Алтайкрайэнерго» (Филиал ПАО «Россети Сибирь – «Алтайэнерго»), Управлению Росреестра по Алтайскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Алтайскому краю, АО «Алтайкрайэнерго», Комитету по управлению имуществом Администрации г.Белокурихи, АО «Водоканал» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, оспаривании сервитута, ссылался на то, что он является собственником двух земельных участков расположенных в районе кластера туристического комплекса «Белокуриха-2». Земельные участки с кадастровыми номерами и . Его право собственности на земельные участки зарегистрировано надлежащим образом. Однако, без его ведома и согласия, администрацией города Белокурихи, без изъятия земельных участков, по названным земельным участкам проведены линии водоотведения и водоснабжения на кластер «Белокуриха-2», а также установлены кабеля и колодцы. Кроме того, за земельных участках установлены столбы и линии ВЛ10 высоковольтные. Таким образом, истец лишен права пользоваться земельными участками по назначению. Кроме того, без его согласия и уведомления, на часть названных земельных участков установлен сервитут. Истец также полагает, что оснований для установления сервитута нет, поскольку линию водоснабжения и водоотведения, линию электропередач возможно провести иным способом, в том числе по муниципальным землям, без захвата земель находящихся в частной собственности истца.

После неоднократного уточнения заявленных исковых требований, истец ФИО1 просил суд признать постановление администрации города Белокурихи Алтайского края № 434 от 24.04.2020 об установлении публичного сервитута в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокуриха Алтайского края» незаконным и отменить указанное постановление; обязать ответчика администрацию города Белокурихи Алтайского края, устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами и , снести за счет ответчика самовольно построенные объекты «Водоснабжение, водоотведение и линию электропередачи ВЛ-10 кВ на железобетонной опоре, объекта туристско-рекреационного кластера Белокурихи «Белокуриха-2», неправомерно возведенные на земельных участках, принадлежащих истцу на праве собственности. Выполнить рекультивацию земель, то есть восстановить плодородный слой земли, привести земельные участки в состояние, существующее до строительства.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель истца С.В.В. иск, в уточненной редакции поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что в 2016 году без разрешительной документации администрация города Белокурихи на участках истца построили водопровод. Позже было издано постановление об изъятии части земельного участка с указанием площади не соответствующей необходимой площади для обслуживания. Однако фактически изъятие не производилось. В ходе рассмотрения дела стороне истца стало известно, что постановление об изъятии земельного участка отменено и установлен сервитут на часть земельного участка используемого под водоотведение и водоснабжение кластера «Белокуриха-2». При этом, истец по делу, как собственник не поставлен в известность об установлении сервитута. Эксперт в экспертном заключении указывает о том, что линию водоотведения и водоснабжения возможно провести по муниципальным землям, без захвата части участка истца, поэтому нет необходимости и надобности в установлении сервитута по участку истца. Линии ВЛ на участке на день экспертного осмотра в октябре месяце были, после октября месяца истец на участке не был. Какие именно линии на участке находились истец не знает, полагается на эксперта.

Представитель ответчика И.Е.А. иск не признала, полагает, что администрация города устанавливая сервитут действовала в интересах общественности, поскольку развитие субкластера «Белокуриха-2» ведется в рамках федеральной программы за счет федерального, краевого и местного финансирования. Кроме того, на участки истца установлено два сервитута, один под водоотведение, а второй под водоснабжение. Истцом оспаривается только один сервитут под водоснабжение, поэтому линии коммуникаций по водоотведению не могут быть признаны возведенными с нарушением закона.

Представитель ответчика АО СК «Алтайкрайэнерго», после переименования именуемые ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго», согласно выписки из ЕГРЮЛ от 07.09.2020 года, Л.И.А., участвующая в судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи, иск не признала, полагает, что на участке истца расположено 2 опоры ВЛ-0,4кВ от КТП 97-2-3 принадлежащие ПАО «Россети Сибирь» на основании договора присоединения от 29.10.2007г., однако обе опоры были установлены еще до того, как ФИО1 стал собственником земельного участка на котором они расположены. На момент приобретения в собственность земельного участка он их видел, знал о них и согласился приобрести такой участок, поэтому данные опоры не подлежат демонтажу. Опоры ВЛ10 в ноябре месяце, т.е. после экспертизы, были убраны.

Ответчики по делу АО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель АО «Водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месту рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В суд представил отзыв, в котором сообщил, что объекты водоснабжения и водоотведения расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 22:64:020203:104 и 22:64:020203:74 на балансе общества не стоят и не стояли, строительство данных объектов АО «Водоканал» не осуществляло.

Ответчик по делу, комитет по управлению имуществом о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчики по делу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росрестра по Алтайскому краю), ФГБУ ФКП «Росреестра по Алтайскому краю

о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.

В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив в совокупности с собранными по делу доказательствами экспертное заключение, суд признает требования истца подлежащими частичному удовлетворению, в последней редакции иска (т. 1 л.д. 148-160) по следующим основаниям.

В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Условием предоставления судебной защиты является установление факта нарушения субъективного материального права или охраняемого законом интереса.

В соответствии с положениями п.1,2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

А действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в частности, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 13600 кв.м. с 05 декабря 2013 года на основании постановления администрации города Белокурихи № 132/29 от 10 июля 2001 года. Вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства (пастбище-молочная ферма) (л.д. 8).

Земельный участок с кадастровым номером (предыдущий номер ) также находится в собственности ФИО1 Площадь земельного участка 388400кв.м., право собственности истца зарегистрировано 30 мая 2000 года, основание, постановление администрации города Белокурихи № 27/16 от 28 марта 1994 года (л.д. 9, 11).

Судом установлено, что границы как одного, так и второго земельного участка установлены, земельные участки не огорожены. Земельные участки смежные.

Заявляя исковые требования, истец утверждал, что в 2016 году, без изъятия и получения согласия истца, администрацией города Белокурихи на земельных участках истца проложена линия водоотведения и водоснабжения с обустройством колодцев.

Данное обстоятельство ответчики по делу не оспаривали и признали. Однако представитель администрации города Белокурихи полагает, что администрация города действовала на законных основаниях так как установлен сервитут для обустройства линии водоснабжения и водоотведения по участкам ситца. Строительство велось на основании утвержденного проекта.

С настоящим иском в суд истец обратился 05 февраля 2020 года.

Из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю следует, что в ЕГРН на земельных участках с кадастровыми номерами и внесены ограничения прав, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 06 сентября 2018 года ограничения использования объектов недвижимости в границах охранной зоны воздушной линии электропередач установлены в соответствии с п. 8, 9, 10, 13, 14, 15 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009г. (в ред. от 26.08.2013г.) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», на основании Текстового описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории охранная зона объекта электросетевого хозяйства «ТП-97-2-3 с отходящими ВЛ-0,4 кв. ф.1, ф.2» ООО «Алтайгипрозем» от 05.07.2018.

Кроме того 02 июня 2020 года установлен публичный сервитут сроком на 10 лет в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокуриха, Алтайского края, на основании Постановления Администрации № 434 от 24 апреля 2020 года, а 03 июня 2020 года установлен публичный сервитут сроком на 10 лет для строительства линейного объекта «Водоотведение территории санаторно-курортного комплекса Белокуриха-2« в г.Белокуриха Алтайского края, на основании Постановления Администрации № 433 от 24 апреля 2020 года.

В отзыве на исковое заявление, представитель ПАО «Россети Сибирь» Алтайкрайэнерго ссылается на то, что на земельном участке истца, с кадастровым номером имеются сети ВЛ-0,4 кВ от КТП 97-2-3 (ИНВ № б000038279) принадлежащую ПАО «Россети Сибирь», опоры № 25, 26, однако в иске истец не заявлял требований относительно названных опор линии ВЛ-0,4.

Как следует из приложения № 3 инвентарной описи основных средств ОАО «Алтайкрайэнерго» ВЛ-0,4 кВ от КТП 97-2-3 1966 года постройки (т. 2 л.д. ).

Как верно отмечено представителем ответчика Л.И.А.., истец ФИО1 на момент приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером в 200 году (выдел доли в натуре 1994 год) знал, и не мог не знать, о том что по данному участку проходит линия ВЛ-0,4 кВ от КТП 97-2-3с двумя опорами расположенными на сформированном им земельном участке и выделенным в счет земельного пая.

На основании подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.

Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденными приказом Минэнерго России в редакции от 20.06.2003г., запрещено прокладывать воздушные линии электропередач через частную собственность без согласия собственника, если собственник не приобрел участок с обременением; а если ВЛ проложена с нарушениями, то в соответствии с вышеуказанными Правилами, все электромонтажные работы, связанные с переносом воздушной линии электропередач, производятся за счет собственника воздушной линии электропередач.

Вместе с тем, истец ФИО1 при наличии такого обременения как воздушная линия электропередач с двумя опорами на земельном участке, приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером и начиная с 1994 года до 2020 года включительно не предъявлял требований о демонтаже опор.

В исковом заявлении истец просил суд демонтировать линию электропередач ВЛ-10 кВ на железобетонной опоре.

Согласно Публичной кадастровой карте, на земельном участке расположена опора № 7 ВЛ 10кВ Л-97-2 (инв. № Б000037276), которая является составляющей электросетевого комплекса № Б-2 ПС 33110/35/10Кв «Смоленский» 1987 года постройки (т. 2 л.д. ).

При этом, право собственности на электросетевой комплекс № Б-2 ПС 33110/35/10 кВ зарегистрировано 23.09.2008г. за АО МРСК «Сибири», что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности 22 АБ 435544.

Таким образом, истец ФИО1 при приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером в 2000 году видел и знал о том, что на приобретаемом им земельном участке имеется обременение в виде опоры ВЛ-10, однако по 2020 год включительно не заявлял требований о ее демонтаже, и при этом согласился на приобретение земельного участка с обременением.

Таким образом, требования истца ФИО1 в части сноса (демонтажа) линии электропередачи ВЛ-10 кВ на железобетонной опоре не подлежат удовлетворению.

Кроме того, сторона ответчика утверждала и в обоснование своего довода представила кадастровую карту о демонтаже линии ВЛ-10 в ноябре месяце 2020 года, что истцом не опровергнуто.

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом.

Согласно п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для: прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Постановлением администрации города Белокурихи № 434 от 24 апреля 2020 года «Об установлении публичного сервитута в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокуриха Алтайского края» установлен публичный сервитут сроком на 10 лет в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокуриха Алтайского края, в отношении 21 земельных участка, в т.ч. и земельных участков с кадастровыми номерами и 22:64:020203:74 (т. 1 л.д. 71-72).

Постановлением администрации города Белокурихи № 433от 24 апреля 2020 года «Об установлении публичного сервитута в целях строительства линейного объекта «Водоотведение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокуриха Алтайского края» установлен публичный сервитут сроком на 10 лет в целях строительства линейного объекта «Водоотведение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокуриха Алтайского края, в отношении 20 земельных участков, в т.ч. и земельных участков с кадастровыми номерами и 22:64:020203:74 (т. 1 л.д. 73-74).

При этом, предметом оспаривания законности установления сервитута, по настоящему делу, является лишь установление сервитута в целях строительства Водоснабжения, т.е. постановление № 434 от 24 апреля 2020 года.

Согласно экспертному заключению № 199 от 15 мая 2020 года, выполненному экспертами ООО «Алтайстройэксперт» Согласно документации по планировке территории по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории для строительства линейных объектов водоотведения территории санаторно-курортного комплекса "Белокуриха - 2" в г. Белокуриха Алтайского края (из архива ООО «АлтайСтройЭксперт») следует:

- внесение изменений в проект планировки и межевания территории проектируемого линейного объекта для строительства линейных объектов водоотведения территории санаторно-курортного комплекса "Белокуриха-2" выполнены на основании Постановления Администрации г. Белокуриха от 12.09.2019 №1032;

- по проекту межевания части земельных участков, используемые в период строительства водоотведения представляет собой полосу земли по всей длине проектируемой трассы, ширина которой составляет 5-12 метров;

- согласно проекту межевания территории, выполненного на основании разработанного проекта планировки территории для строительства линейных объектов водоотведения территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» планировалась прокладка данного линейного объекта по территории ЗУ истца с кадастровыми номерами и .

Согласно листу 6 раздел 3 материалы по обоснованию проекта планировки территории, шифр 19/49-ППМТ, разработанный ООО «Алтай-Кадастр» установлены границы зоны планируемого размещения линейного объекта водоотведения. Существующая градостроительная ситуация до выполнения работ по строительству линейных объектов на исследуемых земельных участках приведена на копии листа 6 проекта планировки территории в приложении 2 к настоящему заключению.

Проектная документация на линейные объекты водопровода и высоковольтной линии электропередач отсутствует.

Согласно постановлению администрации г. Белокурихи от 04.07.2018 №764 (л.д. 12):

1. В целях строительства объекта «Водоснабжение объекта туристско-рекреационного кластера Белокуриха «Белокуриха-2» изъять для муниципальных нужд части следующих земельных участков из земель населенных пунктов, а именно: с кадастровыми номерами 22:64:020203:104 площадью 2103 м2 и 22:64:020203:74 площадью 5488 м2.

2. В целях строительства объекта «Водоотведение объекта туристско-рекреационного кластера Белокуриха «Белокуриха-2» изъять для муниципальных нужд части следующих земельных участков из земель населенных пунктов, а именно: с кадастровыми номерами 22:64:020203:104 площадью 1121 м2 и 22:64:020203:74 площадью 780 м2.

Итого изъятие для сетей водоснабжения 7591 м2, для сетей водоотведения 1901 м2, всего площадью 9492 м2.

По представленным координатам в постановлениях администрации г. Белокурихи от 24.04.2020 №433 и 434 при построении границ предлагаемого сервитута установлено, что количество поворотных точек канализации на ЗУ:104 является недостаточным, т.к. на плане строится треугольник, который не отображает трассу данного линейного объекта. Охранная зона предлагаемого сервитута сети канализации шириной 5,6 м не соответствует действующим требованиям и возможности проведения капитального ремонта при замене трубопроводов.

Производство земляных работ по строительству линейных объектов водоснабжения и канализации на земельных участках истца ФИО1 выполнялось в летний период 2017 года.

Для определения местоположения границ контура исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами: и , относительно ситуации на местности на дату проведения экспертного осмотра выполнена геодезическая (тахеометрическая) съемка ситуации на местности. Геодезическая привязка ситуации на местности выполнена на основании тахеометрической съемки, которая выполнена от ранее закрепленных точек.

По данным о координатах поворотных точек границ исследуемых земельных участков построены его кадастровые границы, существующие колодцы подземных трасс канализации, водоснабжения и опор электропередачи на дату экспертного осмотра по представленной съемке.

На основании проведенного экспертного осмотра установлено, что на исследуемых земельных участка выполнены следующие линейные объекты:

- на земельном участке истца с кадастровым номером установлены два колодца канализации с глубиной заложения 3 м, состоящие из железобетонных колец колодцев, железобетонных крышек колодцев и люков (без чугунных крышек) в бетонном основании круглой формы, выполнена прокладка подземных сетей канализации и водоснабжения и прокладка высоковольтной линии электропередачи ВЛ 10 кВ на ж/б опоре;

- на земельном участке истца с кадастровым номером установлены три колодца водоснабжения с глубиной заложения 3 м, состоящие из железобетонных колец колодцев, железобетонных крышек колодцев и люков (без чугунных крышек) в бетонном основании круглой формы, выполнена прокладка подземной сетей водоснабжения и в части участка сети канализации, прокладка высоковольтной линии электропередачи ВЛ 10 кВ с концевой ж/б опорой. Кроме того, вдоль кадастровой границы данного участка проложена трасса канализации с устройством четырех колодцев.

Производство земляных работ на исследуемых линейных объектах выполнено с несоответствием требований СП 32.13330.2012 по рекультивации строительной полосы отвода и СП 76.13330.2016 без рабочей документации (не представлена).

Строительство линейных объектов подземных сетей водоснабжения, канализации и высоковольтной линии электропередачи на земельных участках истца имеет следующие дефекты и негативные факторы:

1) отсутствует согласование с владельцем земельного участка с кадастровыми номерами и по использованию части данных участков для производства строительных работ на линейных объектах подземных сетях водоснабжения, канализации;

2) отсутствует согласование с владельцем земельного участка с кадастровыми номерами и на установку высоковольтной линии электропередачи ВЛ 10 кВ;

3) нарушен существующий рельеф части земельного участка с кадастровым номером у речки Березовка, отсутствует защитный насып с откосом, разработанный грунт вывезен, вынутые валуны из грунта оставлены на участке;

4) в результате проведенных работ понижен рельеф (планировочная отметка грунта), крупнообломочные камни оставлены на поверхности земли земельного участка с кадастровым номером ;

5) в результате понижения планировочной отметки грунта происходит заболачивание почвы в части земельного участка с кадастровым номером ;

6) в результате разработки грунта в процессе строительства нарушен плодородный слой (смешан с глиной), отсутствие вертикальной планировки, просадки грунта из-за отсутствия трамбовки на части земельного участка с кадастровым номером 22:64:020203:74;

7) части земельных участков с кадастровыми номерами и находятся в охранных зонах подземных сетей водоснабжения, канализации и высоковольтной линии электропередачи, в отношении которых запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу линейных объектов;

8) на земельном участке с кадастровым номером имеет место разработка грунта в котловане с крутыми откосами;

9) полоса земельного участка между подземными трассами водопровода, канализации и высоковольтной линии электропередачи, и кадастровой границей является чересполосицей, вклиниванием и вкрапливанием – несоответствие требований ч.6 ст. 11.9 ЗК РФ.

Вышеперечисленные дефекты: 1), 2), 3), 4), 5), 7), 9) – являются критическими, а 6), 8) – значительными.

Вышеперечисленные дефекты создают следующие препятствия (негативные последствия) относительно земельных участков, находящегося во владении истца ФИО1, связанные со строительством линейных объектов:

- установка колодцев на трассе подземных трассах водопровода и канализации на земельном участке истца занимают площадь 10 м2, которуюневозможно будет использовать для сельскохозяйственного производства с использованием сельскохозяйственной техники (сенокос, вспашка, посев и др.);

- в результате строительства линейных объектов подземных сетей были использованы земельные участки истца площадью 6585 м2 (2264+4321=6585), для проезда строительной техники, разработка грунта по устройству траншей, рабочих котлованов, колодцев, складирования глины и стройматериалов;

- для выполнения аварийных работ, капитального ремонта на подземных трассах канализации и водоснабжения в процессе эксплуатации потребуется использование части земельных участках истца на площади 6585 м2;

- в результате установления охранной зоны на части земельного участка истца площадь 7842 м2 (6585+1177+80=7842), требуется обязательное ограничение хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению подземных сетей. Кроме того, при обработке почвы на глубину более 0,3 метра, в охранной зоне подземной сети требуется предварительное письменное уведомление эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ;

- нарушен существующий рельеф части земельного участка с кадастровым номером у речки Березовка, отсутствует защитный насып с откосом, разработанный грунт вывезен, вынутые валуны из грунта оставлены на участке. В результате понижения планировочной отметки грунта происходит заболачивание почвы. Крупнообломочные камни оставлены на поверхности земли земельного участка с кадастровым номером ;

- в результате разработки грунта в процессе строительства нарушен плодородный слой (смешан с глиной), отсутствие вертикальной планировки, просадки грунта из-за отсутствия трамбовки на части земельного участка с кадастровым номером .

На основании проведенных исследований установлено, что часть земельных участков истца ФИО1, имеющего препятствия, по назначению не используются.

Экспертным заключением № 246 от 28 октября 2002 года, также выполненным ООО «АлтайСтройЭксперт», установлено, что на земельном участке истца с кадастровым номером установлены два колодца канализации и два колодца водоснабжения, выполнена прокладка подземных сетей канализации и водоснабжения; на земельном участке с кадастровым номером установлены три колодца водоснабжения, выполнена прокладка подземной сети водоснабжения и в части участка сети канализации, прокладка высоковольтной линии электропередач ВЛ 6-10кВ с двумя ж/б опорами и подвеской кабеля. Кроме того, вдоль кадастровой границы данного участка проложена трасса канализации с устройством четырех колодцев.

Строительство линейного объекта высоковольтной линии электропередачи на земельном участке истца с кадастровым номером имеет следующие негативные факторы: отсутствует согласование с владельцем земельного участка на установку высоковольтной линии электропередач ВЛ 6-10 кВ; около концевой опоры последует установка КТП на земельном участке истца; часть земельного участка истца находится в охранной зоне высоковольтной линии электропередачи, в отношении которой запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу линейного объекта.

На основании проведенного исследования установлено, что часть земельных участков истца ФИО1, имеющего препятствия, по назначению не используются.

На основании проведенных исследований установлено, что возведение объектов, в границах земельных участков с кадастровыми номерами и не является единственным возможным способом обеспечения электроснабжения, водоотведения и водоснабжения кластера «Белокуриха-2».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ).

Принимая в качестве доказательств экспертные заключения № 199 и 246, суд руководствуется тем, что эксперты до начала проведения исследования предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, им разъяснены права, выводы экспертов последовательны и не противоречивы, согласуются с собранными по делу письменными доказательствами, таким образом у суда нет оснований сомневаться в объективности и беспристрастности экспертов, а также сделанных ими выводов.

Вопреки доводам стороны ответчика администрации города Белокурихи, в части способов прокладки линии водоотведения и водоснабжения кластера «Белокуриха-2» иным способом, в исследовательской части и выводах экспертного заключения № 246 указаны варианты прокладки линейных объектов иным способом, в том числе в границах муниципальных земель, без запользования земельных участков принадлежащих истцу.

Как ранее отмечено, истцом оспаривался публичный сервитут установленный только на основании постановления № 343 от 24 апреля 2020 года.

Данное постановление касается только линейных объектов Водоснабжения и не касается установления сервитута для линейных объектов Водоотведения.

Кроме того, как отмечено выше, названным постановлением установлен публичный сервитут не только на земельные участки с кадастровыми номерами и , но и еще для 19 земельных участков.

Разрешая вопрос о признании постановления № 434 недействительным, суд также учитывает и тот факт, что линейные объекты водоснабжения возведены в 2016-2017 годах, без согласования с собственником ФИО1, а сервитут установлен уже после предъявления иска в суд (иск предъявлен 05 февраля 2020 года).

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку судом установлено, что имеется иной способ прокладки линейных объектов водоснабжения территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокурихе Алтайского края, без запользования земельных участков истца, то постановление № 434 от 24 апреля 2020 года, в части установления публичного сервитута в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокурихе Алтайского края в части установления публичного сервитута сроком на 10 лет, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 388400кв.м., местоположение: Алтайский край, г.Белокуриха, Ульяновка село (пастбище) категория земель: «земли населенных пунктов», под пастбище; и , площадью 13600кв.м., местоположение: Алтайский край, г.Белокуриха, (пастбище-молочная ферма) категория земель: «земли населенных пунктов», для сельскохозяйственного производства. Является незаконным и подлежит отмене именно в указанной части.

Пунктом 3 ст.35 Конституции Российской Федерации определено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.1).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Указанный элемент изъятия земельного участка для муниципальных нужд создает необходимую правовую основу порядка такого изъятия (ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации) и направлен на обеспечение баланса частных и публичных интересов, отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 29 мая 2018 года №1182-О.

Однако, судом установлено, что изъятие земельных участков, либо их части, с кадастровыми номерами и не производилось, согласие истца на возведение линейных объектов по принадлежащим истцу земельным участкам не истребовано и не получено.

Администрации города, не выполнив процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд, не проведя процедуры согласования с его собственником способа такого изъятия и выкупной цены, либо установления сервитута, до начала работ по возведению линейных объектов водоснабжения и возведя на земельных участках истца – с кадастровым номером установила два колодца водоснабжения, а также прокладку подземных сетей водоснабжения; на земельном участке с кадастровым номером – три колодца водоснабжения, прокладку подземных сетей водоснабжения, установив публичный сервитут в период разбирательства по спору ФИО1 об устранении препятствий в пользовании принадлежащими ему земельными участками, пытается преодолеть установленную законом процедуру, при этом фактически уже без законных оснований используя чужие земельные участки в муниципальных нуждах.

Толковании сходных правоотношений дано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015). В частности в указанном Обзоре указано, что если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

Согласно ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В п.45-47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Наличие данных объектов на участке истца ответчиком не оспаривается. Согласие на использование части принадлежащих истцу земельных участков, ответчиком получено у его собственника не было, процедура изъятия части земельного участка, не проведена. При этом судом установлено нарушение прав истца при производстве строительных работ, препятствующих целевому использованию оставшейся части земельных участков, а также дальнейшему нарушению в виде повреждения верхнего плодородного слоя земли, при демонтаже и сносе линейного объекта водоснабжения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о реальном нарушении ответчиком администрацией города Белокурихи, права собственности истца, выразившемся в строительстве названных выше объектов водоснабжения, в связи с чем, признает требования истца в части устранения препятствий в пользовании истцом ФИО1 земельными участками с кадастровыми номерами и , демонтировав на земельном участке с кадастровым номером два колодца водоснабжения, а также прокладку подземных сетей водоснабжения; на земельном участке с кадастровым номером – три колодца водоснабжения, прокладку подземных сетей водоснабжения.

Вместе с тем, поскольку сервитут на земельные участки в части возведения линейных объектов водоотведения не оспаривался истцом, суд же не наделен правом выхода за пределы заявленных исковых требований самостоятельно, в части сноса линейных объектов водоотведения, требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку публичный сервитут в целях строительства линейного объекта «Водоотведения», согласно постановлению 433 от 24 апреля 2020 года является действующим.

Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании указанного положения гражданского процессуального законодательства, суд устанавливает срок для исполнения настоящего судебного решения в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Белокурихи Алтайского края № 434 от 24 апреля 2020 года «Об установлении публичного сервитута в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокурихе Алтайского края в части установления публичного сервитута сроком на 10 лет в целях строительства линейного объекта «Водоснабжение территории санаторно-курортного комплекса «Белокуриха-2» в г.Белокурихе Алтайского края», в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 388400кв.м., местоположение: Алтайский край, г.Белокуриха, Ульяновка село (пастбище) категория земель: «земли населенных пунктов», под пастбище; и , площадью 13600кв.м., местоположение: Алтайский край, г.Белокуриха, (пастбище-молочная ферма) категория земель: «земли населенных пунктов», для сельскохозяйственного производства.

Обязать администрацию города Белокурихи устранить препятствия в пользовании ФИО1 земельными участками с кадастровыми номерами и , демонтировав на земельном участке с кадастровым номером два колодца водоснабжения, а также прокладку подземных сетей водоснабжения; на земельном участке с кадастровым номером – три колодца водоснабжения, прокладку подземных сетей водоснабжения, в течении трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Обязать администрацию города, в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения восстановить плодородный слой земли, привести земельные участки с кадастровыми номерами и в состояние, существующее до производства строительных работ.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Белокурихиский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2020 года.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В.Омелько