ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1024/2022 от 10.08.2022 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2022 город Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Маньковой С.А.,

при секретаре Аюповой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области гражданское дело УИД № 58RS0017-01-2022-002852-55 по иску отдела социальной защиты населения администрации города Кузнецка к ФИО2 о взыскании денежных средств по социальному контракту,

УСТАНОВИЛ:

Отдел социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств по социальному контракту, в обосновании иска указав, что 25.06.2021 между отделом социальной защиты населения администрации г.Кузнецка и гражданином ФИО2 заключен социальный контракт по направлению «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности/самозанятости». ФИО2 была оказана государственная социальная помощь в размере 209000 руб. на покупку автомобиля «Газель» для осуществления грузоперевозок согласно бизнес-плана.

ФИО2 в нарушение п.2.2.2 социального контракта, не выполнил обязательств, предусмотренных социальным контрактом, не предоставил документы, подтверждающие факт расходования денежных средств.

На адрес ФИО2 неоднократно направлялись письма, выезжали сотрудники отдела социальной защиты администрации г.Кузнецка, осуществлялись телефонные звонки с требованием о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, либо возврате денежных средств. Однако ФИО2 требования не выполнены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также положения ст. 309,310 ГК РФ, Постановления Правительства Пензенской области от 26.02.2021 №83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» просили взыскать с ФИО2 денежные средства в размере 209000 руб.

Представитель истца ОСЗН администрации города Кузнецка в судебное заседание не явился, извещен. Представитель истца ОСЗН администрации города Кузнецка по доверенности ФИО3 представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, согласие на рассмотрение дела в заочном порядке.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания ходатайств об отложении дела слушанием, уважительности причин неявки, суду не представил.

Кроме этого, в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Кузнецкого районного суда Пензенской области.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 67) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение не было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (п. 63 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Исходя из изложенного, по оценке суда, ответчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях своевременного получения направляемых судебных извещений, отсутствие надлежащего контроля за поступающей по его месту регистрации корреспонденции является риском самого гражданина, и все неблагоприятные последствия такого бездействия несут сами совершеннолетние физические лица.

При таком положении, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле не препятствует судебному разбирательству, и, основываясь на нормах ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167 и ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд, учитывая согласие на это истца, определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства их подтверждающие.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. в редакции от 21.07.2020 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" N 204 одной из стратегических задач и национальных целей развития Российского государства являются повышение уровня жизни граждан и создание условий и возможностей для самореализации каждого человека Приоритетность данных положений предопределяется основами конституционного строя (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) и находит естественное продолжение в действующих программных документах. В частности, особое внимание уделяется повышению социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе посредством усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, а также внедрения современных социальных технологий оказания помощи, а именно социальных контрактов.

Социальный контракт закреплен на уровне федерального законодательства и представляет собой соглашение, заключенное между гражданином и органом социальной защиты населения, по которому орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абз. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

25.06.2021 в соответствии с Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденными постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 №83-пП, между ответчиком (заявителем) ФИО2 и отделом социальной защиты населения администрации г.Кузнецка в лице и.о. начальника отдела ФИО1 (Уполномоченным органом) был заключен Социальный контракт № 187 о предоставлении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности/самозанятости» в виде денежных выплат в соответствии с реализуемыми мероприятиями в рамках программы социальной адаптации, на основании которого Уполномоченный орган обязан: осуществлять денежные выплаты заявителю в соответствии с реализуемыми мероприятиями в рамках программы социальной адаптации; осуществлять взаимодействие с государственными органами для реализации мероприятий в рамках программы социальной адаптации; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; проводить ежемесячный мониторинг условий жизни заявителя по истечении срока действия социального контракта в течение срока, установленного для каждого вида государственной социальной помощи на основании социального контракта при предоставлении денежной выплаты заявителю, заключившему социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению самозанятости; проверять факт осуществления заявителем самозанятости; предпринимать необходимые меры для: регистрации заявителя в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышения денежных доходов заявителя по истечении срока действия социального контракта (п.2.1.2). А заявитель согласно п.2.2.2 социального контракта обязан выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; представлять уполномоченному органу информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение денежной выплаты, предоставляемой в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, и его размер в течение 3-х рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств; при предоставлении денежных выплат заявителю, заключившему социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению самозанятости: встать на учет в налоговом органе в Пензенской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления самозанятости, и представить в Уполномоченный орган подтверждающие документы; использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принятые имущественные обязательства, исключительно для осуществления самозанятости; взаимодействовать со специалистом уполномоченного органа, осуществляющим сопровождение в рамках социального контракта; уведомить уполномоченный орган о прекращении самозанятости в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанного обстоятельства; возвратить денежную выплату в бюджет Пензенской области в порядке, установленном законодательством, в полном объеме (в случае прекращения в период действия социального контракта); представлять по запосу в уполномоченный орган сведения об осуществлении самозанятости в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; предпринимать необходимые меры для регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, повышения денежных доходов по истечении срока действия социального контракта.

В соответствии с п.3.1. социальный контракт вступил в силу с момента его подписания, т.е. 25.06.2021 и действовал до 24.06.2022.

При выполнении заявителем в установленный срок условий социального контракта и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, социальный контракт прекращает свое действие.

В соответствии с п.3.2 социального контракта он может быть расторгнут досрочно в случаях, предусмотренных пунктом 40 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах. А именно: уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях: если получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта не трудоустроился в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия по поиску работы; расторжения с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта трудового договора в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия по поиску работы; если получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта не приступил к прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпунктах 6.1. - 6.3. пункта 6 раздела I настоящих Правил; досрочного прекращения прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпунктах 6.1. - 6.3. пункта 6 раздела I настоящих Правил; если получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта не приступил к стажировке в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия по поиску работы; расторжения с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта трудового договора в период стажировки - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия по поиску работы; если получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и ведению личного подсобного хозяйства; прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; прекращения ведения личного подсобного хозяйства (снятия с учета) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства; невыполнения получателем (совершеннолетними дееспособными членами его семьи) государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации; использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпунктах 6.2. - 6.4. пункта 6 раздела I настоящих Правил; представления получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации; по заявлению получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта; потеря трудоспособности или дееспособности гражданина, получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта; смерти получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта; стихийные бедствия.

Социальный контракт в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, расторгается уполномоченным органом в одностороннем порядке, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 40.13 настоящего пункта.

Согласно п.45 данных Правил полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме денежной выплаты должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в сроки, предусмотренные такой программой социальной адаптации.

Согласно п.4.1 социального контракта в случае использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленном Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах. В случае невозвращения заявителем денежных выплат уполномоченный орган принимает меры по её возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке (п.4.2 социального контракта).

Данный социальный контракт подписан сторонами.

В рамках исполнения данного социального контракта истцом ответчику ФИО2 были перечислены денежные средства в размере 209000 руб., что подтверждается материалами дела.

Также в целях исполнения программы социальной адаптации 29.06.2021 ФИО2 был поставлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2021 год.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ФИО2 в период с 25.06.2021 по 24.06.2022 выполнялись мероприятия, предусмотренные социальным контрактом, как и не имеется сведений о том, что им приобретены в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, приняты имущественные обязательства, необходимые для осуществления самозанятости, и представлены в ОСЗН администрации г.Кузнецка подтверждающие это обстоятельство документы.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В связи с неисполнением условий социального контракта ответчиком ФИО2 истец ОСЗН администрации г.Кузнецка Пензенской области обратился в судебном порядке за возвратом в бюджет Пензенской области денежной выплаты в размере 209000, перечисленной ему в рамках данного социального контракта.

Судом установлено, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, установленные социальным контрактом от 25.06.2022 в связи с чем, суд приходит к выводу о законности требования истца

В соответствие со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком не представлены доказательства в опровержение доводов истца, в связи с чем, исковые требования ОСЗН администрации г.Кузнецка Пензенской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом изложенного, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО2 следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 5290 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования отдела социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу отдела социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области 209000 (двести девять тысяч) рублей, перечислив данную денежную сумму в бюджет Пензенской области.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5290 (пять тысяч двести девяносто) рублей.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Кузнецкий районный суд Пензенской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: