ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1026 от 20.03.2019 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 2-1026 (2019)

25RS0038-01-2018-000667-50

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2019 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,

при секретаре Шабаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 71435 до 20.02.2016 г. Приказом от 25.02.2016 года с 20.02.2016 года досрочно исключен из списков личного состава части, со всех видов обеспечения и убыл к новому месту службы в войсковую часть 73489.

Приказом командира 68 Армейского корпуса № 57 от 10.03.2016 г. ФИО1 уволен в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Приказом командира 68 Армейского корпуса от 17.03.2017 № 196 ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части 73489 с 14.03.2017.

В феврале и марте 2016 года ФИО1 через ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ») перечислены денежные средства в размере 4680, 31 рублей.

Данная переплата сформировалась вследствие счетной ошибки, вызванной недостоверной или неполной информации, содержащейся в СПО "Алушта". Ввиду того, что «ЕРЦ МО РФ» обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих ВС РФ, расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО «Алушта», своевременная проверка начислений произведенных финансовых операций в ручном режиме невозможна.

Выплата денежного довольствия с 19.02.2016 года по 31.03.2016 ответчику является незаконной.

На основании изложенного у ответчика сформировалась задолженность в размере 5379, 31 руб., за вычетом НДФЛ 13% - 4 680,31 руб., которую истец просит взыскать с ФИО1 с последующим перечислением на лицевой счет ФКУ «ЕРЦ Министерства обороны РФ» (л.д. 3-12).

Определением суда от 14 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечено Министерство обороны РФ (л.д.78).

Представитель истца ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО2, действующий на основании доверенности от 20.12.2018 г. сроком действия на два года, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте проведения судебного заседания (л.д.83), в суд не явился, судебное извещение возвращено по истечении срока хранения. В связи с неявкой ответчика дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Третьи лица ФКУ «Единый расчетный центр Минобороны РФ», Министерство обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте проведения судебного заседания (л.д.83), в суд не явились, возражений либо ходатайств не представили.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие военнослужащих является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны; по решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" или иные финансово-экономические органы.

Как установлено по делу, ответчик ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части 71435 до 20.02.2016 г. Приказом от 25.02.2016 года ФИО1 с 20.02.2016 года исключен из списков личного состава части и убыл к новому месту службы в войскову часть 43489 (л.д.22)

Приказом командира 68 Армейского корпуса № 57 от 10.03.2016 г. ФИО1 досрочно уволен в запас, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Приказом командира 68 Армейского корпуса от 17.03.2017 № 196 ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части 73489 с 14.03.2017. (л.д.23,24)

Как видно из материалов дела и установлено судом начисление заработной платы ответчику осуществлялось ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ».

В период с 19.02.2016 г. по 31.03.2016 г. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ответчику перечислены денежные средства в размере 4 680,31 рублей, которые состоят из денежного довольствия – премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

Между тем, согласно п. 77 раздела IV приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием): «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее - премия) в размере до 3 окладов месячного денежного содержания военнослужащего».

Согласно п. 79 Порядка обеспечения денежным довольствием: «Премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника)» При этом согласно п. 80 Правил конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом имеющих дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Согласно сведениям единой базы данных введенным должностными лицами кадрового органа МО РФ ФИО1 премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей установлена только с 30.01.2016 по 19.02.2016 за период с 20.02.2016 по 31.03.2016 премия ответчику не установлена.

Вместе с тем из расчетных листов за март и май 2016 года усматривается, что денежное довольствие ответчику выплачено с учетом премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 01.02.2016 по 31.03.2016 (18-21)

Ответчику ФИО1 через ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ») перечислены денежные средства в размере 4680, 31 рублей, которые не полагались ему по закону и были перечислены излишне.

Данная переплата сформировалась вследствие счетной ошибки, вызванной недостоверной или неполной информации, содержащейся в СПО "Алушта". Ввиду того, что ЕРЦ МО РФ обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих ВС РФ, расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО "Алушта", своевременная проверка начислений произведенных финансовых операций в ручном режиме невозможна.

Указанные обстоятельства подтверждаются расчетными листками за указанный период и принт-скринами СПО «Алушта» (л.д.14-17 и 18-21).

Указанные в ст. 137 ТК РФ, п. 3 ст. 1109 ГК РФ выплаты не подлежат возврату в случае, если между сторонами имеются правоотношения, в рамках которых в силу закона или договора на истце лежит обязанность по выплате ответчику каких-либо начислений, предоставляемых гражданину в качестве средств к существованию, отсутствие таких правоотношений, а равно и отсутствие целевого характера выплат обуславливают необходимость применения общих правил.

Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).

Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ: каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов. Приказы в ЕРЦ МО РФ не поступают, в связи с чем, учреждение не может достоверно знать об изменении условий и обстоятельств прохождения военнослужащим военной службы, влияющих на состав его денежного довольствия. Следовательно, сотрудники ЕРЦ МО РФ, производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах. Ввиду того, что ЕРЦ МО РФ обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО «Алушта», своевременная проверка начислений произведенных финансовых операций в ручном режиме не возможна.

Учитывая, что начисление денежных средств производится в автоматическом режиме, то под счетной ошибкой, следует понимать не только ошибки, допущенные в арифметических действиях, но и связанные с неправильным начислением денежного довольствия или иных выплат, произведенных в результате недостоверной или неполной информации, внесенной в СПО «Алушта».

В связи с тем, что выплаченные ответчику денежные средства в размере 4 680,31 руб. выплачены ответчику в отсутствие законных оснований, поэтому указанная сумма, в силу ст. 1102 ГК РФ, является неосновательным обогащением, обязанность возвратить которую предусмотрена этой нормой закона. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика указанной суммы подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 339.19 НК РФ в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» излишне выплаченные денежные средства в размере 4 680 руб. 31 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования г. Ачинска государственную пошлину в сумме 400 руб.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, либо решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья О.Ю. Левичева

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года

№ 2-1026 (2019)

25RS0038-01-2018-000667-50