Дело №2-1029/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2015 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кит В.О.,
при секретаре Власовой В.С.,
с участием представителя истцов Гельберга А.С., Кожановой Л.М. - Шахиджановой Е.В., действующей на основании доверенностей;
представителя ответчика - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, Ходева Д.В., действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гельберга А.С., Кожановой Л.М. к Администрации Туапсинского городского поселения МО <адрес> о признании недействительными (незаконными)постановлений органа местного самоуправления, признании недействительным заключения по результатам публичных слушаний, отмене постановления органа местного самоуправления, о государственной регистрации прекращения публичного сервитута, исключении сведений о нем в ГКН,
УСТАНОВИЛ:
Гельберг А.С. и Кожанова Л.М. обратились в суд с исковым заявлением о признании недействительными (незаконными) постановлений Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, <адрес> участок №», постановления Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, <адрес> участок № а», постановления Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес>признании недействительным заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных на основании Постановления администрации Туапсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года №, обязании администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района устранить нарушений прав и законных интересов собственника и арендатора земельных участков, отмене постановления администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сервитута на земельном участке № в <адрес> в <адрес>» об установлении постоянного публичного сервитута пл.290 кв.м., установленного для проезда по моему земельному участку пл.600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес> участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства, осуществлении Управлением Росреестра по Краснодарскому краю государственной регистрации прекращения постоянного публичного сервитута пл.290 кв.м., установленного для проезда по земельному участку пл.600кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес>» участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства, осуществлении ФГБУ Управления ФКП Управления Росреестра по <адрес> исключения сведений о постоянном публичном сервитуте пл. 290 кв.м., установленном для проезда земельному участку пл. 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес> участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства в его кадастровых границах.
Свои требования истцы мотивировали тем, что указанными обжалуемыми постановлениями Администрации Туапсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, на принадлежащие истцам земельные участки были наложены обременения в виде постоянных публичных сервитутов, в интересах неограниченного числа граждан, желающих осуществлять проход-проезд к побережью Черного моря. На земельном участке, принадлежащем Гельбергу А.С. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край г.Туапсе <адрес>», установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда через земельный участок, площадью 25 кв.м.; на его же земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес> участок №», установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда через земельный участок, площадью 88 кв.м. На земельном участке, арендуемом Кожановой Л.М., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край г.Туапсе, <адрес>», установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда, площадью 47 кв.м. Постоянные сервитуты установлены на основании заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенных по инициативе Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, согласно постановлению органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ года №. Данные постановления органа местного самоуправления, по мнению истцов, являются незаконными, нарушающими их права как собственника и арендатора земельных участков, нецелесообразными, в их установлении не было фактической необходимости. В связи с чем, истцы обратились в суд о признании постановлений недействительными, о признании недействительным заключения о результатах публичных слушаний, о государственной регистрации прекращения публичного сервитута, исключении сведений о нем из ГКН. Кроме того, ранее постановлением Администрации Муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сервитута на земельном участке № в <адрес><адрес>» пл.290 кв.м. с кадастровым номером № установлен сервитут на земельном участке, принадлежащем Гельбергу А.С., необходимость существования которого отпала в настоящее время, поэтому указанное постановление также подлежит отмене в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истцов Гельберга А.С., Кожановой Л.М., действующая на основании доверенности -Шахиджанова Е.В., поддержала заявленны еисковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что публичные сервитуты были установлены администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района в нарушение действующего законодательства, при наличии возможности организации прохода и проезда без ущемления прав ее доверителей, в связи с чем, принятые органом местного самоуправления постановления являются незаконными и подлежат отмене. Значительная часть земельных участков заявителей фактически исключена из их владения и пользования, и они без компенсаций и возмещений лишены возможности использовать земельные участки по назначению. Данные обстоятельства подтверждены заключением эксперта ООО «Строительно-техническая экспертиза» от 23 ноября 2015 года №, из которого следует, что возможны два варианта установления сервитута - с корректировкой границ земельного участка с кадастровым номером № за счет свободных земель, или без таковой корректировки. Представитель также пояснила, что в случае установления сервитута администрацией Туапсинское городского поселения Туапсинского района по первому варианту, предложенному экспертом (с корректировкой земельного участка с кадастровым номером № за счет свободных земель) возражений от обоих истцов поступать не будет.
Представитель ответчика – администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района Ходев Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований искового заявления, поскольку постановления вынесены в соответствии с законом, и оснований для отмены данных постановлений не имеется.
Суд, выслушав представителя истцов, представителя ответчика, заслушав пояснения эксперта Ш.Д.А. исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом разъяснений судебных коллегий по гражданским делам, по административным делам от 21 октября 2015 года и по экономическим спорам от 22 октября 2015 года Верховного Суда РФ, в связи с соединением требований истцов о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления с имеющимся спором о правах на земельные участки и об их осуществлении (ст.8 ГК РФ), данный спор рассматривается судом по общим нормам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании установлено, что истцу Гельбергу А.С. на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером №,категории земель: земли населенных пунктов – садоводство, площадью 690 кв. метров, по адресу: Краснодарский край гор. Туапсе, <адрес> участок №
На основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ№«О предоставлении Гельберг А.С. в собственность за плату земельного участка в <адрес> гор. Туапсе», Гельберг А.С. также является собственником земельного участка пл.600 кв.м., в том числе установлен сервитут дороги пл.290 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес> участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №№ от ДД.ММ.ГГГГг. Ранее данный земельный участок находился у Гельберга А.С. в аренде на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, в период действия которого Постановлением Администрации МО Туапсинский район от 01.09.2009г. № «Об установлении сервитута на земельном участке № в с<адрес>» в г.Туапсе», и был установлен указанный постоянный публичный сервитут дороги пл.290 кв.м.
На основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 апреля 2013 года и постановления Администрации МО Туапсинский район от 05 апреля 2013 года № «О предоставлении Л.М. Кожановой в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес><адрес> истице Кожановой Л.М., на праве аренды сроком на 10 лет принадлежит указанный земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов инженерной инфраструктуры. Постановлением Администрации Туапсинского городского поселения от 26 августа 2013 года № утвержден градостроительный план данного земельного участка, выдано разрешение на строительство «Противооползневые мероприятия по <адрес> в г.Туапсе. Подпорная стена №» от 11 сентября 2013 года.
Согласно протоколу Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района № от ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по вопросам землепользования и застройки города Туапсе с участием жителей <адрес> и представителем Гельберга А.С. и Кожановой Л.М. Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 16.06.2015 года администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, рекомендовано установить публичные сервитуты на земельные участки, принадлежащие Гельбергу А.С., категория земель: земли населенных пунктов – садоводство, площадь: 690 кв. м., адрес: <адрес>, с/т «Горка», участок №а, кадастровый №, площадью земельного участка 88 кв. метров, на земельный участок Гельберга А.С., категория земель: для ведения садоводства, площадью 600 кв.м., по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, <адрес> участок №, кадастровый №, площадью 25 кв. м., и на земельный участок Кожановой Л.М., категория земель: для размещения объектов инженерной инфраструктуры, площадью 174 кв. м., по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, <адрес> с кадастровым номером №, площадью 47 кв.м.
Постановлением Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край г.Туапсе <адрес> участок №», был установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда через земельный участок, площадью: 25 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленной отделом Архитектуры и градостроительства.
Постановлением Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес> участок №», был установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда через земельный участок, площадью: 88 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленной отделом Архитектуры и градостроительства.
Постановлением Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута на земельном участке, арендуемом Кожановой Л.М., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край г.Туапсе, <адрес> был установлен постоянный публичный сервитут, для прохода и проезда, площадью 47 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленном отделом архитектуры и градостроительства.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ранее Постановлением Администрации Муниципальное образование Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сервитута на земельном участке № в <адрес> в г.Туапсе» уже был установлен сервитут площадью 290 кв.м. на земельном участке истца Гельберга А.С. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край г.Туапсе с<адрес> участок №».
Таким образом, судом установлено наличие одновременно двух публичных сервитутов на одном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес> участок №», принадлежащем Гельбергу А.С., один публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес> участок № принадлежащем Гельбергу А.С., и еще один публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край г.Туапсе, <адрес> принадлежащем Кожановой Л.М.
Согласно материалам дела, и пояснениям сторон, публичные сервитуты установлены Администрацией Туапсинского городского поселения в 2015 году в интересах жителей <адрес> в гор. Туапсе, поскольку их не устраивал ранее установленный в 2009 году публичный сервитут по земельному участку Гельберга А.С., организованный для проезда и прохода к побережью Черного моря.
Судом всесторонне и полно изучены доводы истцов о незаконности указанных постановлений и их отмене по основаниям нарушения прав обладателей земельных участков, и несоответствия вынесенных постановлений требованиям действующего законодательства. По результатам оценки представленных доказательств, судом установлено следующее.
В соответствии со ст.23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе для: прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере; установление сервитута допустимо только в случае невозможности использования земельного участка для указанных целей; важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления; установление сервитута возможно только в отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости. Лицо, обратившееся с требованием об установлении сервитута, обязано доказать необходимость установления сервитута; невозможность нормальной жизнедеятельности без установления сервитута на чужом объекте недвижимости; осуществление сервитута как наименее обременительное для объекта недвижимости. Установление сервитута допустимо только в том случае, если интересы собственника земельного участка не могут быть обеспечены другим способом.
Вместе с тем, в соответствии с заключением проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы ООО «Строительно-техническая экспертиза» № от 23 ноября 2015 года, установлено следующее. В результате сопоставления материалов контрольно-исполнительных геодезических съемок земельного участка с кадастровым номером №, земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № с данными государственного кадастрового учета недвижимости, установлено, что кадастровые границы земельных участков (в том числе и в виде кольев) соответствуют их фактическим границам.
Экспертом сделан достоверный вывод о том, что необходимости в установлении публичного сервитута для проезда, прохода через земельные участки №, № и № нет, так как существует возможность организации прохода-проезда через земли не разграниченной государственной собственности, при этом отказ от установления сервитута позволит собственнику Гельбергу А.С. и арендатору Кожановой Л.М. использовать свои земельные участки по назначению, в соответствии с разрешенным использованием. Организация же сервитута для проезда, прохода через участки с кадастровыми номерами №, № и № ущемит права и законные интересы собственника и арендатор, так как организация сервитута в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной постановлениями администрации Туапсинского городского поселения № от 15.07.2015г., № от 15.07.2015г., № от 01.09.2009г., № от 15.07.2015г. исключит из оборота наиболее перспективные для застройки земельные участки суммарной площадью 450 кв.м.
Экспертом также сделан вывод о том, что при установлении границы земельного участка с кадастровым номером № на местности и сравнении ее со сведениями государственного кадастра недвижимости установлено, что по меже юго-западной границы этого земельного участка расположено инженерное сооружение –железобетонная подпорная стена, препятствующая организации прохода-проезда через этот земельный участок согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением Администрации Туапсинского городского поселения № от 15.07.2015г. Земельные участки с кадастровыми номерами № и №, собственником которых является Гельберг А.С., земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве аренды Кожановой Л.М., не является единственно возможной территорией для доступа (прохода-проезда) к морю. Организовать проход-проезд к морю заинтересованных в обеспечении дорожной сетью лиц, без установления сервитута (право ограниченного пользования) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №,№ возможно с согласия собственника – администрации Туапсинского городского поселения <адрес>, за счет свободных земель муниципального образования.
Экспертом предложены на усмотрение суда два варианта организации прохода – проезда, при которых граница дороги не будет пересекать границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №,№. По первому варианту: для организации прохода-проезда выполнить корректировку границ земельного участка с кадастровым номером №, отрезав от него земельный участок площадью 67 кв.м. под обустройство дороги, перераспределив его на свободные земли Администрации Туапсинского городского поселения в районе юго-восточной части границы земельного участка с кадастровым номером №. По второму варианту: для организации прохода-проезда на земельный участок с кадастровым номером № необходимо наложить публичный сервитут пл.67 кв.м., проходящий вдоль юго-восточной части границы этого земельного участка. Дорогу с разворотной площадкой для организации прохода-проезда возможно расположить на свободных землях администрации Туапсинского городского поселения вдоль северо-западной части границы земельного участка с кадастровым номером №, вдоль северо-западной и юго-восточной частей границ земельного участка с кадастровым номером №, между юго-восточными частями границ земельных участков №, №, № и северо-западными частями границ земельных участков с кадастровыми номерами №, частично пересекая юго-восточную границу земельного участка с кадастровым номером №. Для подсчета необходимых затрат по обустройству прохода-проезда требуется проектная документация, которую необходимо разработать в специализированной организации, имеющей доступ к СРО. Проектная документация должна соответствовать требованиям СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция. СПИН 3.06.03-85.
Таким образом, экспертным заключением подтверждены доводы иска о необоснованности установления публичного сервитута на принадлежащих истцам земельных участках, поскольку имеется возможность организации проезда-прохода к морю, по меньшей мере, по двум вариантам, на свободных и не обремененных правами третьих лиц муниципальных землях, без пересечения границ земельных участков истцов.
Суд, давая оценку заключению эксперта, в соответствии со ст.ст.67,86 ГПК РФ, считает его объективным и подлежащим взятию за основу наряду с другими доказательствами, поскольку составлено экспертом, обладающим специальными познаниями в области строительства и разрешаемых им вопросов, имеющего государственное разрешение на проведение данного вида работ (лицензию), методика исследования соответствует утвержденным правилам, с использованием непосредственного восприятия предмета исследования, действующих нормативов, соответствует требованиям полноты, объективности и научной обоснованности.
В судебном заседании эксперт Ш.Д.А. дала пояснения по составленному ею заключению, и подтвердила отсутствие необходимости в установлении Администрацией Туапсинского городского поселения публичных сервитутов на земельных участках истцов Гельберга А.С. и Кожановой Л.М.
Кроме того, аналогичные выводы сделаны в заключении кадастрового инженера М.Н.Г. (квалификационный сертификат №) от 27 июля 2015 года, исследованном судом, и подтверждены самим кадастровым инженером М.Н.Г., допрошенным в судебном заседании в качестве специалиста (его показания в протоколе судебного заседания от 10 сентября 2015 года оглашены судом ).
Судом принимается во внимание, что в сведениях ЕГРП отсутствуют данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край гор. Туапсе, <адрес>, часть которого предлагается использовать для организации проезда-прохода к морю. Также согласно сведениям из ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, возле <адрес>, граничащий с земельным участком с кадастровым номером №, принадлежит на праве аренды истице Кожановой Л.М., а земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды истцу Гельбергу А.С. При этом суд учитывает согласие истцов на установление публичного сервитута по первому варианту заключения судебной экспертизы. Следовательно, установление проезда-прохода по предложенным экспертом вариантам не будет нарушать права истцов и права законных владельцев (собственников) иных земельных участков. Тогда как публичные сервитуты, установленные ответчиком на земельных участках истцов, существенно ограничивают их права на использование земельных участков по назначению, а существование подпорной стены на земельном участке, арендуемом Кожановой Л.М., в принципе препятствует установлению такого публичного сервитута.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Из положений пп.2 п. 1 указанной нормы следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов и государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований для возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В силу ст.305 ГК РФ законный владелец также наделен указанными правами.
Согласно ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст.61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа устного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские трава и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п.6 Постановления Пленума ВС РФ №6/8«0 некоторых вопросах применения части 1 ГК РФ», основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В связи с вынесением ответчиком оспариваемых истцами постановлений об установлении публичных сервитутов, значительная часть земельных участков истцов фактически исключается из их владения и пользования, истцы лишаются возможности использовать земельные участки по назначению, без каких-либо компенсаций и возмещений. Оспариваемые постановления органа местного самоуправления ставят истцов в заведомо неблагоприятное и неравное положение по отношению к собственникам смежных и соседних земельных участков, в чьих интересах устанавливается публичный сервитут.
При вынесении оспариваемых истцами постановлений Администрация Туапсинского городского поселения не учла, что установление сервитута допускается в исключительных случаях, когда лицо не может использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования чужим имуществом. Однако судом такие обстоятельства не были установлены, напротив, установлено наличие не менее двух альтернативных вариантов использования неограниченным кругом лиц иных, свободных муниципальных земель, в целях организации прохода-проезда к морю, без обременения земельных участков истцов.
Таким образом, доказательств наличия необходимости установления публичных сервитутов для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения по материалам дела не установлено, следовательно, Администрация Туапсинского городского поселения как орган местного самоуправления, неправомерно приняла решение об установлении публичных сервитутов на земельных участках Гельберга А.С. и Кожановой Л.М. Доказательств, обосновывающих законность принятых органом местного самоуправления решений (совершения действий), а равно как и доказательств, опровергающих заявленные исковые требования, Администрацией Туапсинского городского поселения, в нарушение закона, суду представлено не было.
В связи с чем, суд, с учетом требований ст.56,67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности исковых требований Гельберга А.С. и Кожановой Л.М. о признании недействительными (незаконными) постановлений Администрации Туапсинского городского поселения №№ от 15 июля 2015 года об установлении публичных сервитутов. По тем же основаниям является недействительным заключение о результатах публичных слушаний от 16 июня 2015 года, проведенных на основании Постановления администрации Туапсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также суд полагает законными и подлежащими удовлетворению требования об отмене Постановления администрации МО Туапсинский район от 01.09.2009г. №«Об установлении сервитута на земельном участке № в <адрес> в г.Туапсе», поскольку в судебном заседании установлено, что в сохранении данного публичного сервитута отпала всякая необходимость. Поэтому также подлежат удовлетворению сопутствующие требования об осуществлении государственной регистрации прекращения данного сервитута в ЕГРП и об исключении сведений о нем в ГКН.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гельберга А.С. и Кожановой Л.М. – удовлетворить.
Признать недействительными в полном объеме со дня их принятия:
Постановление Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ№«Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес>
Постановление Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ№«Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес>
Постановление Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ№«Об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Туапсе, <адрес>
Признать недействительным заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных на основании Постановления администрации Туапсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района устранить нарушение прав и законных интересов Гельберга А.С. и Кожановой Л.М. как собственника и арендатора указанных земельных участков.
Отменить Постановление администрации МО Туапсинский район от 01.09.2009г. №«Об установлении сервитута на земельном участке № в <адрес> в г.Туапсе» об установлении постоянного публичного сервитута пл.290 кв.м., установленного для проезда по земельному участку пл.600 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес> участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства.
Управлению Росреестра по Краснодарскому краю - осуществить государственную регистрацию прекращения постоянного публичного сервитута пл.290 кв.м., установленного для проезда по земельному участку пл.600кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес> участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства.
Управлению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Краснодарскому краю» осуществить исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о постоянном публичном сервитуте пл. 290 кв.м., установленном для проезда земельному участку пл. 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Туапсе, <адрес> участок № из земель населенных пунктов, для ведения садоводства, в его кадастровых границах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Туапсинский городской суд.
Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2015 года.
Мотивированная часть решения изготовлена 22.12.2015 года.
Председательствующий: _____ подпись___
Копия верна:
Судья
Туапсинского городского суда В.О. Кит