ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/2015 от 23.11.2015 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-1029/2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пгт. Серышево 23 ноября 2015 года

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,

при секретаре – Мирюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Серышевского района к ФИО1, о взыскании суммы неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Серышевского района обратилась с данным иском в суд, и в ходе судебного разбирательства представитель истца – ФИО2, действующий на основании доверенности суду пояснил, что в октябре 2013 года был издан Закон Амурской области №257 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августа-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта». Согласно данного закона размер социальной выплаты из средств областного бюджета предоставлялся из расчета 5000 рублей на один метр в квадрате. В связи с эти законом было издано Постановление Правительства Амурской области № 542 «Об утверждении Порядка расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года», где в соответствии с пунктом 6 администрация была обязана перечислять 50 % от установленного размера социальной выплаты, что у ФИО1 составило 99500 рублей и 50% оставшейся суммы после проведения капитального ремонта, то есть после того как жилое помещение признано пригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года. Однако 14 марта 2014 года в Постановление Правительства Амурской области №542 были внесены изменения в соответствии с которыми, было принято решение перечислить остаток финансовых средств не дожидаясь проведения капитального ремонта. С ФИО1 было заключено соглашение, по которому она обязана была выполнить капитальный ремонт и предоставить отчет выполненных работах, подписать акт о приеме жилого помещения после проведения капитального ремонта, о признании его пригодным для дальнейшего проживания. Порядок предусмотрен следующий: после проведения капитального ремонта собственник должен обратиться в администрацию Серышевского района, после чего администрация района уведомляет о необходимости проведения обследования жилого помещения администрацию пгт. Серышево, поскольку, жилое помещение расположено на территории поселка. Обследование проводится комиссией, созданной на основании распоряжения главы поселка, в которую также входя и представители администрации района. Комиссия выходит и проверяет выполненные работы согласно установленного приложения и выдает соответствующее заключение. Однако до настоящего времени никаких актов ФИО1 не подписала, в администрацию по поводу обследования жилого дома не обращалась, проводить капитальный ремонт отказывается, и финансовые средства в администрацию Серышевского района до настоящего времени не вернула, несмотря на неоднократные обращения в устной форме, и после письменного обращения. На основании изложенного просил суд удовлетворить заявленные требования с учетом уточнения и взыскать с ответчика в пользу администрации Серышевского района сумму неосновательного обогащения в размере 199 000 рублей выделенных на проведение капитального ремонта жилого помещения пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года.

Ответчик ФИО7 будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении от неё не поступало.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 28 от ДД.ММ.ГГГГ.

Из обстоятельств дела следует, что указанное жилое помещение, принадлежащее ФИО1 попало под затопление в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года. Из представленных материалов следует, что ответчик 09.11.2013 года обращалась с заявлением на имя главы администрации пгт. Серышево, о включении её в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья в результате чрезвычайной ситуации, в данном заявлении также был указан номер расчетного счета для перечисления денежных средств.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года был введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района был введен режим ЧС.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

31.08.2013 г. Указом Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики САХА (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской Автономной области» были определены первоочередные важнейшие государственные задачи ликвидации последствий крупномасштабного наводнения, в том числе ремонт повреждённого и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населённых пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Во исполнение указанных норм закона, 28.10.2013 г. Законодательным Собранием Амурской области был принят Закон Амурской области № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».

Данный закон регулировал правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате ЧС в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Амурской области по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт (ст. 1).

Пункт 1 статьи 2 Закона устанавливает, что поврежденные жилые помещения – это жилые помещения, в отношении которых принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 1 статьи 3 Закона устанавливает, что право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Пункт 2 статьи 3 Закона устанавливает, что социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.

Статья 4 Закона устанавливает, что размер социальной выплаты на капитальный ремонт рассчитывается исходя из общей площади повреждённого жилого помещения и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра в размере 5 тысяч рублей.

Постановлением Правительства Амурской области от 07.11.2013 года №542 был утвержден порядок расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайно ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. В соответствии с пунктом 6 данного Постановления, с учетом изменений от 14.03.2014 года, органы местного самоуправления расходуют субвенцию на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, которая перечисляется гражданам, имеющим право на её получение. Социальная выплата на капитальный ремонт считается предоставленной после перечисления соответствующих денежных средств в размере, определенном в соответствии со статьей 4 Закона, на счет указанный гражданином в заявлении.

Также из обстоятельств дела следует, что между администрацией Серышевского района и ФИО1 было заключено соглашение, о предоставлении финансовых средств на проведение капитального ремонта жилого помещения. Согласно которого, ФИО1 взяла на себя обязательства использовать финансовые средства строго по целевому назначения, то есть для капительного ремонта жилого помещения; использовать финансовые средства до ДД.ММ.ГГГГ; неиспользованные в срок, финансовые средства возвратить на счет Администрации до 01.10.2014 года; предоставить отчет о выполненных работах в соответствии с рекомендуемым перечнем видов и стоимости работ (Приложение №1) для проведения капитального ремонта жилых домов, поврежденных в результате наводнения. В свою очередь администрация Серышевского района взяла на себя обязательства перечислить «Получателю» финансовые средства в размере, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим соглашением.

Согласно представленных платежных поручений от 28.11.20123 года и 31.03.2014 года и приложениям к ним на счет указанный ответчиком ФИО1 в заявлении на выплату по капитальному ремонту администрацией Серышевского района было перечислено 199 000 рублей. Доказательств обратного суду представлено не было.

При этом согласно выше указанного соглашения администрация Серышевского района вправе запрашивать у «Получателя» финансовые средства в размере, и порядке и на условиях, предусмотренных настоящим соглашением; проводить контрольные мероприятия, связанные с исполнением «Получателем» условий настоящего Соглашения; неиспользованные «Получателем» финансовые средства до 20.12.2014 года, возвратить в бюджет Амурской области.

Истец при обращении в суд мотивировал свои требования тем, что ответчик до настоящего времени отчет о выполненных работах не предоставила и денежные средства не вернула. При таких обстоятельствах считают, что денежные средства перечисленные администрацией Серышевского района для проведения капитального ремонта в размере 199 000 рублей являются неосновательным обогащением. При этом администрацией Серышевского района в адрес ФИО1 направлялось требование о возврате неиспользованных финансовых средств 10.06.2015 года, которое ответчик ФИО1 получила 16 июня 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением.

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до невступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу о возврате неосновательного обогащения, являются факты приобретения имущества за счет другого лица, при отсутствии к тому правовых оснований, и факты того, что такое имущество было предоставлено приобретателю лицом, знавшим об отсутствии обязательства перед приобретателем, либо имевшим намерение предоставить его в целях благотворительности.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Именно на приобретателе лежит бремя доказывания того, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Поскольку ответчиком несмотря на неоднократный вызов в судебное заседание доказательств получения денежных средств на сумму 199 000 рублей в счет социальной выплаты для проведения капитального ремонта от Администрации Серышевского района в счет благотворительности, по иным установленным законом, иными правовыми актами или сделкой основаниям суду не представлено, действующим законодательством и нормативными актами предусмотрено использование финансовой помощи на проведение капитального ремонта по целевому назначению, вместе с тем доказательств использования денежных средств на проведение капитального ремонта суду не представлено, срок для предоставления такого отчета истек 01.09.2014 года, то суд полагает, что полученные денежные средства в размере 199 000 рублей, от администрации Серышевского района в размере 199 000 рублей в настоящее время подлежат взысканию в пользу истца, для возвращения в бюджет Амурской области.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5180 рублей.


Руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Администрации Серышевского района – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Администрации Серышевского района сумму неосновательного обогащения в размере 199 000 (сто девяносто девять тысяч) рублей, выделенных на проведение капитального ремонта жилого помещения пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года.

Взыскать с ФИО1 доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5180 (пять тысяч сто восемьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательно форме с подачей жалобы через Серышевский районный суд.

Председательствующий ___________________________ Н.А. Демяненко

Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2015 года.