ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/2014 от 18.02.2014 Пинежского районного суда (Архангельская область)

 Дело № 2-102/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 18 февраля 2014 года село Карпогоры

 Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А.,

 при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области о признании действий администрации муниципального образования «Пинежское», выразившихся в нарушении Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", и не опубликовании на официальном сайте в сети Интернет о результатах деятельности муниципального жилищного контроля в период 2013 года незаконными, и обязании размещать ежемесячно на официальном сайте в сети Интернет информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля,

 установил:

 прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании действий администрации муниципального образования «Пинежское», выразившихся в нарушении Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", и не опубликовании на официальном сайте в сети Интернет о результатах деятельности муниципального жилищного контроля в период 2013 года незаконными, и обязании размещать ежемесячно на официальном сайте в сети Интернет информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля.

 В обоснование исковых требований прокурор Пинежского района, указал, что прокуратурой Пинежского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Пинежское» исполнения жилищного законодательства в сфере осуществления муниципального контроля. В соответствии с ч.2.1 ст.20 ЖК РФ, п.6 ст. 7 Устава МО «Пинежское» к вопросам местного значения относится осуществление муниципального жилищного контроля. Пунктом 2.1.7 Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское» установлено публичное информирование путем публикации информационных материалов в СМИ, включая официальные сайты органов исполнительной власти Архангельской области в сети Интернет. Ответственными лицами для осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское» распоряжением главы администрации МО «Пинежское» от 30 декабря 2013 года № 126 назначены глава МО «Пинежское» Олькина М.А. и муниципальный инспектор Штыкнова Н.А. При проведении проверки установлено и подтверждается объяснениями Штыкновой Н.А., информацией МО «Пинежский муниципальный район», что в нарушение статей 1, 3, 4, 6, 12, 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не размещалась информация о результатах деятельности муниципального жилищного контроля, в том числе административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг (пп. «г» п.1 ч.1 ст.13); информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.13); информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях (п.5 ч.1 ст.13)

 В результате не размещения администрацией МО «Пинежское в сети Интернет информации о деятельности муниципального жилищного контроля, нарушаются права неопределенного круга лиц, имеющих право получать достоверную информацию о деятельности органа местного самоуправления.

 В судебном заседании помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарова Л.З. заявленные требования уточнила и по основаниям изложенным в заявлении, просила суд признать бездействие администрации МО «Пинежское», выразившихся в нарушении Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", и не опубликовании на официальном сайте в сети Интернет о результатах деятельности муниципального жилищного контроля в период 2013 года незаконными, и обязании размещать регулярно на официальном сайте в сети Интернет информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля.

 Представитель заинтересованного лица глава МО «Пинежское» Олькина М.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что официальный сайте МО «Пинежское» создан, административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское» разработан и утвержден, плановые проверки в 2013 году не проводились в связи с не утверждением прокуратурой Пинежского района плана проведения проверок, вместе с тем, по сообщениям граждан проводились внеплановые проверки, указанная информация не размещена на официальном сайте МО «Пинежское» и на официальном сайте МО «Пинежский муниципальный район».

 Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" ( далее по тексту- Закон № 8-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет" указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

 В ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ содержится перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет" в зависимости от сферы деятельности органа.

 Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ и относящиеся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований указанного Федерального закона.

 Согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 8-ФЗ состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

 В силу ч. 7 ст. 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

 В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

 Соответственно, при определении требований к обеспечению доступа к информации о результатах муниципального контроля для общественности следует учитывать общие нормы п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 8-ФЗ, предусматривающие, что на официальных сайтах органов местного самоуправления должна быть информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления.

 В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

 Частью 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ определено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

 Постановлением главы администрации МО «Пинежское» от 14 мая 2013 № 102 утвержден административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское».

 Распоряжением главы администрации МО «Пинежское» от 30 декабря 2013 года № 126 назначены ответственные лица для осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское» глава МО «Пинежское» Олькина М.А. и муниципальный инспектор Штыкнова Н.А..

 Согласно журналу учета проверок муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское» в 2013 году проведено 2 внеплановых проверки по заявлениям граждан.

 При этом в нарушение требований ч. 1 ст. 13 Закона N 8-ФЗ администрацией МО Пинежское», до настоящего времени информация о результатах работы органа муниципального жилищного контроля на официальных сайтах администрации МО «Пинежское», администрации МО «Пинежский муниципальный район», не размещена (отсутствует административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Пинежское», информирование о результатах проведенных внеплановых проверок).

 Постановлением главы администрации МО «Пинежское» от 01 апреля 2011 № 32 «О порядке организации доступа к информации о деятельности администрации МО «Пинежское» утвержден Порядок организации доступа к информации о деятельности администрации МО «Пинежское» согласно приложению 1 и Перечень информации о деятельности администрации МО «Пинежское», размещаемой на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации http: //zakon.scli.ru/, согласно приложению 2.

 Согласно п. 9 Порядка организации доступа к информации о деятельности администрации МО «Пинежское» утвержденным Перечнем одновременно определяются периодичность размещения информации на официальном сайте - Интернет, сроки обновления информации, иные требования к размещению информации.

 Согласно п. 2.4 Перечня информации о деятельности администрации МО «Пинежское», размещаемой на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации http: //zakon.scli.ru/ административные регламенты размещаются в течение 10 рабочих дней со дня принятия либо внесения в него изменений.

 Причем в утвержденном постановлением главы администрации МО «Пинежское» от 01 апреля 2011 № 32 Перечне информации отсутствует такой вид (наименование) информации, подлежащей размещению на официальном сайте-Интернет, как информации о результатах работы органа муниципального жилищного контроля и периодичность ее размещения

 Между тем указанные факты создают предпосылки для коррупционных проявлений и препятствуют реализации федерального законодательства, направленного на противодействие коррупции, а также обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, и стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей и отсутствия контроля за их действиями со стороны главы администрации МО «Пинежское».

 Таким образом, нарушен принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который закреплен в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в числе приоритетных принципов антикоррупционной деятельности в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

 Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, приняв признание требований представителем заинтересованного лица главы МО «Пинежское», поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд пришел к выводу, что в результате бездействия администрации МО «Пинежское», выразившегося в не размещении информации о работе органа муниципального жилищного контроля на официальных сайтах и результатах его работы, подлежащей размещению в сети "Интернет", нарушаются права неопределенного круга лиц имеющих право получать достоверную информацию о деятельности органа местного самоуправления.

 В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Как следует из разъяснений п.28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

 Как установлено выше в нарушение статей 13 и 14 Закона № 8-ФЗ в Перечне информации о деятельности администрации МО «Пинежское», размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет», утвержденным в пределах своих полномочий главой администрации, отсутствует указание на вид и периодичность размещения такой информации как «о результатах деятельности муниципального жилищного контроля».

 В связи с этим, и учитывая, что суд не вправе вмешиваться в полномочия органа местного самоуправления в части установления периодичности размещения информации, суд соглашается с требованиями прокурора Пинежского района Архангельской области о возложении обязанности на МО «Пинежское» размещать информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля на официальном сайте в сети «Интернет» регулярно.

 В соответствии с п. 4 ст. 104 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

 Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.

 Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

 Учитывая, что администрация муниципального образования «Пинежское» относится к органам местного самоуправления, она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

 решил:

 исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пинежское», удовлетворить.

 Признать бездействие администрации МО «Пинежское», выразившееся в нарушении Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", и не опубликовании на официальном сайте в сети Интернет информации о результатах деятельности муниципального жилищного контроля в период 2013 года незаконным.

 Обязать администрацию муниципального образования «Пинежское» регулярно размещать информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля на официальных сайтах в сети «Интернет».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 24 февраля 2014 года.

 Председательствующий: С.А. Галкин

 Решение не вступило в законную силу.