Дело №2-1036/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 января 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., при секретаре Даниловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на то, что сообщением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска ей указано на невозможность предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с тем, что участок расположен в двух территориальных зонах. Просит признать отказ незаконным и обязать предоставить земельный участок в собственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель Ю В.Ш. исковое заявление поддержали, просили суд обязать орган местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка, суду пояснили, что ранее истцу также было отказано в предоставлении данного участка, однако зоны Л-1 не было, земельный участок расположен в зоне Ж-2А, отказано было по тем основаниям, что участок находится на территории некоммерческого товарищества.
Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности ФИО2 с иском не согласился, суду пояснил, что отказ является законным и обоснованным, участок находится в двух зонах, просил в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 4 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.24.1 Земельного кодекса РС(Я) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам РФ, имеющим трех и более детей, - в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа, в котором граждане поставлены на регистрационный учет по месту жительства, в случае их проживания на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно.
Статьей 24.3 Земельного кодекса РС(Я) определено, что предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без торгов. Органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения принимают решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок) и выдают его заявителю. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка выдается через многофункциональный центр.
Судом установлено, что истец, состоя в очереди граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельного участка, обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для жилищного строительства, ____ Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска направлено сообщение о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка по адресу: ____., в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-2А и Л-1, также участок расположен в зоне экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных насаждений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с положениями ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).
В силу п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В нарушение вышеуказанной нормы представителем органа местного самоуправления суду не представлено доказательств законности вынесенного решения. Согласно сведениям ИСОГД от ____, представленным суду стороной ответчика, испрашиваемый ФИО1 земельный участок находится в территориальных зонах Ж-2А и Л-1. Однако информация представлена на участок большим размером - испрошен № кв.м., информация представлена на № кв.м. Из анализа схемы расположения испрашиваемого земельного участка (л.д.№) и схем в ИСОГД видно, что участки имеют различные границы и размеры. Поэтому оценивая данное доказательство, суд полагает, что сведения ИСОГД от ____ с достоверностью не подтверждают, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух территориальных зонах. Актом обследования земельного участка от ____№ установлено, что границы испрашиваемого земельного участка расположены за пределами выдела №, квартала № городских лесов, определенных лесохозяйственным регламентом для лесных массивов ____. Также в акте и схематическом чертеже к акту указано на расположение участка в двух зонах, при этом доказательств данному обстоятельству суду не представлено.
При этом суд учитывает, что ранее органом местного самоуправления также было отказано ФИО1 в согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность, отказ обоснован нахождением участка в границах ДСК «___».
Решением Якутского городского суда РС(Я) от ____, оставленным без изменения определением апелляционной инстанции от ____, решение органа местного самоуправления признано незаконным. Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок по адресу: ____, расположен в зоне Ж-2А – для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска, что подтверждается сведениями ИСОГД. Сведений о расположении испрашиваемого истцом земельного участка в двух зонах, в том числе зоне Л-1 – зона городских лесов, судебные акты не содержат. При этом размер, расположение земельного участка не изменены, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия ответчика нарушают права и законные интересы истца, решение не основано на законе, заявленные требования подлежат удовлетворению. Поскольку ранее истцу также необоснованно было отказано в предоставлении земельного участка для жилищного строительства, что установлено вступившими в законную силу судебными актами, суд полагает возможным обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав истца и произвести действия по предварительному согласованию предоставления в собственность земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, выраженный в уведомлении № от ____, в согласовании предоставления ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: ____ для использования под индивидуальное жилищное строительство.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенное нарушение прав ФИО1, произвести действия по предварительному согласованию предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____ в пределах зоны Ж-2А, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
___
___
Судья Л.В. Удалова
___
___