ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103/17 от 14.02.2017 Павловского городского суда (Нижегородская область)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

14 февраля 2017 года г. Павлово

Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Минеевой И.А., с участием старшего помощника прокурора Листаровой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к МО МВД России «Павловский», Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Нижегородской области, МВД России о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Павловский городской суд с иском к МО МВД России «Павловский» (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Нижегородской области) о компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано следующее.

В подведомство МО МВД России «Павловский» ФИО1 поступил ДД.ММ.ГГГГ для проведения судебных заседаний.

Согласно ст.2 Приказа МВД России от 22.11.2005 года за №950 «Об утверждении внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» во взаимосвязи с ФЗ-103 от 21.06.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС», устанавливается режим обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии со ст.3 Приказа МВД России от 22.11.2005 года за №950, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержка в нем внутреннего режима возлагается на соответствующего начальника ОВД, начальника ИВС.

Кроме того, в соответствии с положениями действующего законодательства, в обязанности полиции входит содержать, охранять, конвоировать задержанных или заключенных под стражу. Содержание под стражей должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважении человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права и не должно сопровождаться пытками иными действиями, имевшими цель причинения физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Однако условия содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Павловский» не соответствуют никаким требованиям закона и приравниваются к разряду пыток. При водворении в одну из камер ИВС ФИО1 ужаснулся от нечеловеческих условий данной камеры. Подготовиться к судебному заседанию в данной камере просто невозможно.

Камера находится под землей, в ней отсутствует деревянный пол, отсутствует окно, в камере сырость и холод. Также в камере отсутствует водопровод, вода хранится в пластиковой канистре, при ее употреблении чувствуется едкий привкус. В камере отсутствует бак для питьевой воды, отсутствует канализация. В углах в районе приват места и под бачком умывальника все покрыто плесенью, нет раковины для умывальника. Вентиляция в камере отсутствует, она закрыта динамиком радио и лампой дневного света. Кнопка вызова дежурного не работает. Прогулка, содержащихся в ИВС, не осуществляется. Предметы первой необходимости не выдаются.

С учетом изложенного, в период нахождения в ИВС он находился в бетонной, холодной, сырой яме без окон и вентиляции, где вместо туалета – ведро, которым невозможно пользоваться и дотрагиваться до него из-за одного только запаха. Приходиться терпеть и ждать утренней проверки, чтобы сходить в туалет. В камере стоит вонь.

Полагает, что данными условиями содержания в ИВС МО МВД России «Павловский» нарушаются его права, предоставленные Конституцией РФ, в грубейшей форме. Такое содержание приравнивается к разряду пыток и является страданием для человека.

Просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 350 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика, в соответствии со ст.40 ГПК РФ, привлечено МВД России. Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Нижегородской области исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился в связи с отбытием наказания в виде лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом под роспись через администрацию исправительного учреждения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по <адрес>, своего представителя для участия в деле не направил.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд также не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования ФИО1 не признает в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель ответчика МО МВД России «Павловский», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования ФИО1 не признает в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель ответчика МВД России, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Согласно требований ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав заключение старшего помощника прокурора Листаровой И.В., полагавшей, что требования подлежат частичному удовлетворению, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.

При этом, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст.18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен быть подвергнут пытке или негуманному отношению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, проведенном в Женеве в 1955 году, и одобренных Резолюциями Совета по экономическим и социальным вопросам 633 С (ХХIV) от ДД.ММ.ГГГГ и 2076 (LХII) от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, указано следующее:

10.Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

11.В помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.

12.Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные надобности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

13.Банные установки и количество душей должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия личной гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть, во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате.

19.Каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку в соответствии с национальными или местными нормами, снабженную отдельными спальными принадлежностями, которые должны быть чистыми в момент их выдачи, поддерживаться в исправности и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту.

20.Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.

21.Все заключенные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют ежедневно право, по крайней мере, на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода.

Суд находит, что несоблюдение каких-либо из вышеприведенных норм международного права, как и несоблюдение правовых актов РФ, касающихся порядка содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может нанести ущерб личным неимущественным правам гражданина, содержащегося под стражей.

Согласно п.п.14, п.1 ст.12 ФЗ от 07.02.2011 года №3 «О полиции», на полицию возлагаются следующие обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

На основании ст.23 указанного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно п.2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2003 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в ОВД», в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с п.3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместителя - начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС.

Согласно п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.45 указанных Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Как следует из справки МО МВД России «Павловский» за №1/6975 от 15.11.2016 года, ФИО1, согласно данных журнала покамерной рассадки лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Павловский», который ведется в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ за дсп (для служебного пользования), периодически содержался в ИВС МО МВД России «Павловский» в следующие дни:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №4, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №1, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №1, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

ДД.ММ.ГГГГ в камере №1, с одним арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло 5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №2, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №4, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №7, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №5, с одним
арестованным. Личное пространство на одного содержащегося составляло
5.28 кв. метра;

Площадь камер №1,2,4,5 и 7 составляет 10,56 кв.м.

В этой связи, суд находит установленным факт соответствия нормам санитарной площади в камерах на одного человека.

Суд также находит установленным тот факт, что, содержащимся в камерах лицам, предоставляются спальные принадлежности и предметы личной гигиены, поскольку, согласно справки МО МВД России «Павловский», имеющейся в материалах дела, при поступлении в ИВС ФИО2 выдавались постельные принадлежности: матрац, одеяло, подушка, полотенце, две простыни, наволочка. Кроме того, в соответствии с требованиями п.44 приказа МВД №950-05 г., для общего пользования в камеры выдавались: мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, предметы для уборки камеры.

Все камеры ИВС оборудованы центральным отоплением, системой принудительной вентиляции, антивандальными светильниками, бачками емкостью 15 литров, которые постоянно заполняются кипяченой водой, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, столом для приема пищи, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, пластиковыми умывальниками, радиодинамиками для вещания общегосударственных программ., кнопками вызова дежурного. В силу конструктивных особенностей в камерах ИВС отсутствует водопровод, канализация, полы бетонные.

В связи с тем, что камеры 1-6 ИВС расположены в подвальном помещении, установка окон конструктивно невозможна. В камере №7 окно имеется.

Уровень искусственной освещенности во всех камерах соответствует требованиям норм СП 12-95 МВД России. Параметры микроклимата (температура воздуха, влажность) всех помещений, в том числе и всех камер, соответствуют СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России», ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, доказательств обратного суду не предоставлено.

Одним из пунктов претензий ФИО1 к режиму его содержания в ИВС МО МВД РФ «Павловский» является то, что его в период содержания в ИВС он ни разу не был выведен на прогулку во двор.

В соответствии с п.14 ч.2 ст.16 Федерального Закона №103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривается проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых, порядок проведения которых должен быть установлен Правилами внутреннего распорядка.

В соответствии с положениями п.11 ч.1 ст.17 Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых предусмотрен главой ХУ Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 №950 (далее правила).

Согласно п.130 Правил, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.

Как следует из справки МО МВД России «Павловский» за от ДД.ММ.ГГГГ, в 2015 году имеющаяся режимная территория в МО МВД России «Павловский» была переоборудована в прогулочный дворик, в котором предоставляются прогулки лицам, содержащимся в ИВС, в том числе и ФИО1

Указные обстоятельства подтверждаются копией журнала регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых.

Таким образом, доводы ФИО1 о том, что за все время содержания в ИВС МО МВД России «Павловский» ему ни разу не предоставлялись прогулки, суд находит несостоятельными.

Однако, согласно указанного журнала, первая прогулка была предоставлена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о том, что ФИО1 прогулки предоставлялись и ранее, данный журнал не содержит.

Таким образом, суду представителем МО МВД РФ «Павловский» не представлено никаких доказательств того, что ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выводился на прогулки во время содержания в ИВС или отказывался от прогулок. Сам ФИО1 отрицает это. Возможность прогулок для лиц, содержащихся в ИВС, предусмотрена вышеуказанным законодательством. Обязанность по организации такой возможности лежит, в данном случае, на органе полиции. При добровольном отказе от прогулок в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 не было бы необходимости обжаловать отсутствие прогулок. Поскольку, находясь под стражей, ФИО1 лишен возможности самостоятельно осуществлять прогулки, сделать он это может только с разрешения и под присмотром сотрудников ИВС, то в данном случае, по мнению суда, обязанность доказать факт предоставления ФИО1 прогулок в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказа ФИО1 от предусмотренных законодательством ежедневных прогулок лежит на ответчике - МО МВД РФ «Павловский», что последним сделано не было.

При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что истцу не предоставлялись ежедневные прогулки в период его содержания в ИВС МО МВД РФ «Павловский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением законодательства и способно причинить ущерб охраняемым законом личным неимущественным правам гражданина.

Кроме того, судом установлено, что в нарушение установленных норм и правил (приведенных выше) в камерах ИВС МО МВД России «Павловский» отсутствуют краны с водопроводной водой, канализация, в камерах нет окон, поскольку они расположены в подвальном помещении, отсутствуют деревянные полы, помывочные помещения. Баки для отправления естественных надобностей, которые имеются в камерах, по мнению суда, нельзя признать санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, который предусмотрен п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2003 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в ОВД», поскольку бак с нечистотами в небольшой по площади камере, при отсутствии системы канализации, не может соответствовать санитарным и гигиеническим нормам и правилам. Данные обстоятельства являются нарушением установленных требований к содержанию заключенных и, по мнению суда, эти нарушения в создании надлежащих условий содержания (как того требует Закон) могут повлечь за собой нравственные страдания человека, ущемить его личное достоинство, неимущественные права и блага.

Суд считает, что условия содержания под стражей ФИО1 в ИВС МО МВД РФ «Павловский» не могут быть признаны надлежащими, в полном объеме соответствующими требованиям нормативных актов в данной области.

В соответствии со ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Несмотря на то, что в настоящем судебном процессе не представлено доказательств намеренного унижения или оскорбления личного достоинства истца, суд находит, что сам факт того, что истец содержался в условиях, не в полной мере соответствующих принятым и установленным нормам в течение определенного времени, был вынужден испытывать неоправданные неудобства, достаточен для того, чтобы вызвать у него нравственные страдания. В связи с этим суд находит, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению. При этом суд учитывает длительность содержания ФИО1 в ИВС МО МВД «Павловский», продолжительность воздействия на него вредных факторов, степень его физических и нравственных страданий, степень вины нарушителя (непринятие мер по организации надлежащих условий содержания граждан под стражей).

В соответствии с п.2 ст.1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п.1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.1069 настоящего Кодекса.

Органы внутренних дел РФ, в соответствии со ст.40 УПК РФ, являются органами дознания.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст.9 ФЗ-103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ.

Государство обязано организовать и финансировать свою пенитенциарную систему таким образом, чтобы не нарушать права лиц, содержащихся под стражей, независимо от финансовых затруднений или проблем с материально-техническим обеспечением.

С учетом вышеизложенного суд находит обоснованной компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

При этом, суд полагает, что указанные денежные средства должны быть взысканы с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации ввиду следующего.

Согласно ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если, в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ, эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В свою очередь, согласно п.3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане,

Случаи и порядок возложения обязанности по представлению интересов государства на иные органы предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, моральный вред, причиненный незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации (пункт 9 статьи 8.1, статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации), от имени которой, в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств, (данная позиция подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 01.11.2016 года за №85-КГ16-11).

Федеральным законом от 01.12.2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на плановый период 2016 и 2017 годов.

Понятие главного распорядителя средств федерального бюджета дано в ст.6 БК РФ, а именно: главный распорядитель средств соответствующего бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Поскольку истец просит компенсировать ему моральный вред, причиненный действиями МВД России «Павловский», то главным распорядителем средств федерального бюджета, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации в данном деле, по мнению суда, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Довод представителя ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд, не может быть принят во внимание судом, как основанный на неправильном толковании норм материального права. ФИО1 обратился в суд с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями ответчика, на которые, в силу действующего законодательства, исковая давность не распространяется.

Ссылка в возражениях на исковое заявление представителя ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на недоказанность причинения ФИО1 морального вреда, по мнению суда, также являются несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что истец содержался в условиях, не в полной мере соответствующих принятым и установленным нормам, в течение определенного времени, был вынужден испытывать неоправданные неудобства, что, по мнению суда, является достаточным для того, чтобы вызвать у него нравственные страдания.

При указанном, суд приходит к выводу, что, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В удовлетворении оставшейся части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: И.А. Минеева