Дело № 2-20/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Горбова Б.В. при секретаре Калугиной О.А., с участием:
представителя истца ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 20.04.2018 г.),
представителя ответчика ФГБУ «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» - ФИО3 (доверенность от 20.07.2020 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, ФГБУ «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» об установлении границ земельного участка. Третьи лица по делу Администрация г. Ялта, Ялтинский городской совет, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Госкомрегистр, ООО «Проектный институт «Геоплан», Совет Министров Республики Крым,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУ «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», Минимуществу РК, ФГБУ «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым», мотивируя тем, что истец является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м. (кадастровый №<номер>) в районе <адрес>. При уточнении границ участка истец выявил, что его участок накладывается на земельный участок №<номер>, принадлежащий ГБУ «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». Учитывая изложенное, истец просит установить границы своего участка по соответствующим координатам (т. 1 л.д. 1-4).
В судебном заседании истец ФИО1 не присутствовал, направил представителя ФИО2, который требований поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель привлечённого судом ответчика ФГБУ «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий» - ФИО3 требование не признал, сослался на их необоснованность.
Ответчик ГБУ «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», и привлечённый судом ответчик Минимущество РК в судебное заседание своих представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
Иные участники (третьи лица), в том числе привлечённые по инициативе суда, в заседании не присутствовали, уведомлены надлежащим образом.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании было установлено, что согласно государственному акту от 19.06.2007 г., полученному на основании решения Ливадийского поселкового совета от 23.01.2007 г., ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок 1000 кв.м. (кадастровый №<номер>) в районе <адрес>т. 1 л.д. 13, 14, 30-31).
Уточняя границы названного участка, истец обнаружил наложение границ участка на границы участка №<номер>, который до августа 2020 г. принадлежал Республики Крым и находился в пользовании ГБУ «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (т. 1 л.д. 155-156). На сегодняшний день участок №<номер> находится в постоянном бессрочном пользовании ФГБУ «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» (т. 2 л.д. 105-107).
Проверяя довод истца о наложении границ принадлежащего ему участка на земельный участок №<номер> судом проведены три землеустроительные экспертизы, в том числе от 03.08.2018 г., от 06.07.2020 г., от 19.08.2020 г. (т. 1 л.д. 93-122, т. 2 л.д. 4-50, л.д. 68-85).
По выводам судебных экспертиз от 03.08.2018 г. и от 06.07.2020 г. взаимное наложение земельных участков имеется.
Между тем, результаты судебных экспертиз от 03.08.2018 г. и от 06.07.2020 г. являются не точными, поскольку оба исследования проведены без учёта материалов лесоустройства заповедника, в частности планшета лесоустройства № 6 Ялтинского заповедника.
В соответствии с выводом судебной землеустроительной экспертизы от 19.08.2020 г., проведённой с учётом материалов лесоустройства, а также планшета лесоустройства № 6 Ялтинского заповедника, земельный участок №<номер>, принадлежащий ФИО1, полностью расположен в пределах земельного участка Ялтинского заповедника (т. 2 л.д. 65-85).
Таким образом, земельный участок №<номер> выделен в собственность ФИО1 из земель Ялтинского горно-лесного заповедника.
Оценивая законность выделения ФИО1 земельного участка из земель Ялтинского горно-лесного заповедника, суд принимает во внимание следующее.
ФИО1 оформил земельный участок в собственность в период действия законодательства Украины, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы государства Украины.
Положения ст. 12 ЗК Украины устанавливали, что к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Согласно ст. 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретали право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Исходя из Положения о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 18 декабря 2000 года № 255, данный заповедник был создан в 1973 году согласно постановлению Совета Министров УССР от 20 февраля 1973 года № 84 на территории Ялтинского городского совета АР Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14 523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.
На момент принятия решения о передаче ФИО1 в собственность земельного участка действовала редакция Лесного кодекса Украины от 8.02.2006 года.
В силу п.5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, является планово-картографический материал.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда Украины, относительно которого был разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 года.
Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 24 марта 2014 года за №<номер> национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственный органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 3 декабря 2014 года № 124 приведено в соответствие с законодательством РФ Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник».
Распоряжением Совета министров Республики Крым № 570 – р от 30 мая 2017 года были утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведении о зоне с особыми условиями использования территории с кадастровым №
Границы особо охраняемых природных территорий Ялтинского горно-лесного природного заповедника были определены картометрическим методом в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 года, утвержденного в составе Проекта организации территории заповедника, и с учетом объектов недвижимости, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Положениями ст. 33 ЗК Украины (действовавшей на момент предоставления ФИО1 в собственность спорного земельного участка) было закреплено, что изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедников, прямо запрещено.
В соответствии со ст. 150 ЗК Украины земли природно-заповедного фонда отнесены к особенно ценным землям. Земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться), в том числе для строительства жилья, по постановлению Кабинета Министров Украины.
Соответствующие решения Кабинета Министров Украины или Верховной Рады Украины в отношении спорного участка материалы дела не содержат, об их наличии лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Статья 57 Лесного кодекса Украины предусматривала, что изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с ЗК Украины.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производиться преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды АР Крым. Территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Ни истцом ФИО1, ни его представителем в материалы дела не представлено доказательств изменения целевого назначения предоставленного ему в собственность земельного участка, который расположен в пределах землепользования заповедника. Материалы дела таких доказательств также не содержат, судом факт принятия такого решения не установлен.
Согласно ст. 84 ЗК Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат земли под объектами природного заповедного фонда, земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
Таким образом, на момент передачи ФИО1 в собственность спорного земельного участка, изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедника, было прямо запрещено законодательством Украины.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью. Устанавливается запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством РФ.
Статьей 27 ЗК РФ в пунктах 2 и 5 также предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные Участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, законодательство РФ признает земли природно-заповедного фонда, занятые лесами, землями, ограниченными в обороте, не подлежащими передаче в частную собственность.
Статья 17 ЗК РФ закрепляет, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территории (п. 1 ст. 95 названного кодекса).
Земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами ( ст. 95 ЗК РФ, ст. 6 Федерального закона № 33 – ФЗ).
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п. 2 приложения № 1 к названному постановлению установлено, что земли заповедников относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав РФ и до разграничения собственности между РФ, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Аналогичное положение закреплено в п. 4 ст. 17 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым».
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2018 года № 1091 «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» общей площадью 14 459,5783 га (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).
Согласно преамбуле названного Постановления особо охраняемая природная территория федерального значения создана в границах территории, предусмотренной актами государственных органов Украины.
В связи с чем, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления осуществил распоряжение земельным участком вне пределов своей компетенции, в нарушение действующего на момент передачи его в собственность ФИО1 законодательства, что привело к выбытию участка из законного владения заповедника помимо его воли как правообладателя.
Учитывая изложенное, суд приходит к убеждению о том, что земельный участок, принадлежащий ФИО1, выделен ему и оформлен в собственность ФИО1 незаконно. В связи с чем, требование ФИО1 об установлении границ участка, находящегося в собственности истца вопреки нормам закона, удовлетворению не подлежит.
Иных доводов, могущих повлиять на выводы суда, изложенные в настоящем решении, не приведено.
Поскольку иск ФИО1 не обоснован с него в силу ст.ст. 88, 94, 88 ГПК РФ подлежат взысканию расходы на проведение судебных экспертиз в размере 90000 рублей (40000 рублей за экспертизу от 06.07.2020 г. и 50000 рублей за экспертизу от 19.08.2020 г.) (т. 2 л.д. 2, 66). Стоимость указанных расходов необходимо взыскать в пользу экспертного учреждения ООО «Центр судебных экспертиз им ФИО4».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:752 в районе нижнего Могабинского водохранилища в пгт. Виноградное, пгт. Ливадия в г. Ялта отказать.
Взыскать со ФИО1 в пользу ООО «Центр судебных экспертиз им ФИО4» 90000 рублей в счёт стоимости по проведению судебных экспертиз.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым. Апелляционная жалоба подаётся через Ялтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16.10.2020 г.
СУДЬЯ ГОРБОВ Б.В.