ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1040/19 от 25.06.2020 Лужского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-9/2020

уникальный идентификатор дела

47RS0012-01-2019-000997-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 25 июня 2020 г.

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Трифоновой О.И.

с участием представителя истца Кочеванова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михеева И. В. к администрации Л. муниципального района <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес> об обязании внести изменения в границу населенного пункта,

установил:

Михеев И.В. обратился в суд с иском к администрации Л. муниципального района <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес>, с учетом неоднократных уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно просил суд обязать администрацию Л. муниципального района <адрес> внести изменения в границу населенного пункта дер. Ванино П. и установить ее по точкам н10-н2-н3-н8 в следующих координатах: <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 895 к.м с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>, С. сельское поселение, д. Ванино П.. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к кадастровому инженеру для проведения межевых работ. При проведении кадастровых работ по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка истца установлено, что земельный участок площадью 895 кв.м расположен на землях населенного пункта д. Ванино П. С. сельского поселения, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок освобожден от застройки. Ошибка заключается в том, что в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ координаты представлены в местной системе координат, а действующей системой в данном населенном пункте является МСК-47. В результате кадастровых работ были уточнены координаты границ земельного участка путем пересчета из местной системы координат в систему координат МСК-47. Координаты пересчитаны без изменения площади. При пересчете конфигурация земельного участка изменена незначительно, так как необходимо стыковать земельный участок со смежным земельным участком с кадастровым номером Границы земельного участка с кадастровым номером пересекают черту населенного пункта д. Ванино П., однако граница земельного участка была установлена ранее, чем черта населенного пункта. В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен лишь перерасчет координат в действующую систему координат. Границы земельного участка закреплены объектом искусственного происхождения: забором и межой. Местоположение уточняемой границы подтверждают карты. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в многофункциональный центр с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы населенного пункта дер. Ванино П.. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено решение об отказе изменений объекта недвижимости по причине того, что границы земельного участка пересекают границы населенного пункта дер. Ванино П.. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к администрации Л. муниципального района с просьбой внести соответствующие изменения в генеральный план. ДД.ММ.ГГГГ истом был получен ответ, в котором было сообщено, что заявление истца будет учтено в дальнейшем при следующем внесении изменений в Генеральный план МО «С. сельское поселение», то есть через несколько лет. Ссылаясь на положения ст. 304 ГК РФ, ст. 84 ЗК РФ, ст.32 Закона о ГРН, ст. 15 Закона о кадастре, истец указывает, что то обстоятельство, что в Управление Росреестра по <адрес> в порядке межведомственного электронного взаимодействия не были представлены необходимые документы, не связано с неправомерными действиями заявителя; не направление или несвоевременное направление документов в порядке межведомственного взаимодействия не должно приводить к нарушению имущественных прав граждан.

Истец Михеев И.В. в судебное заседание не явился, его интересы на основании доверенности представлял Кочеванов А.Ю., который в заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Ответчик администрация Л. муниципального района <адрес> в суд представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу заявленных требований представила письменную позицию на иск, в которой со ссылкой на ч. 2 ст. 24 ГрК РФ, ч. 16 ч. 24 ГрК РФ, п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 1 Областного закона № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области», указала, что полномочия по принятию решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, подготовке проекта генерального плана, проведению публичных слушаний относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу п.п. 2.1, 2.5 Порядка рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области, существует административная процедура внесения изменений в генеральный план. Доказательств соблюдения требований действующего законодательства о порядке подготовки и утверждения генерального плана не представлено. Согласно выкопировке из правил землепользования и застройки Скребловского сельского поселения д. Ванино Поле спорный земельный участок пересекает границу населенного пункта, частично земельный участок находится в зоне Ж1, частично на территории леса. Согласно действующему законодательству администрация Лужского муниципального района не имеет полномочий по утверждению генеральных планов поселений, внесение в них изменений.

Управление Росреестра по <адрес>, являющееся ответчиком по делу, представителя в суд не направило, письменного мнения относительно заявленных требований не представило.

Третье лицо администрация С. сельского поселения Л. муниципального района Ленинградской области в суд представителя не направила, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что картоплан по д. Ванино Поле утвержден и зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ленинградской области (регистрационный номер 686/2017 от 26 декабря 2017 г.). Администрацией Лужского муниципального района был заключен муниципальный контракт № 4/ГРП от 26 декабря 2016 г. на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области с ООО «Теллус-Проект». На основании постановления № 3 от 7 мая 2018 г. «О назначении публичных слушаний» в период с 22 мая 2018 г. по 25 мая 2018 г. на территории Скребловского сельского поселения были проведены публичные слушания по внесению изменений в генеральный план Скребловского сельского поселения. На момент утверждения картоплана по д. Ванино Поле и внесения изменений в генеральный план Скребловского сельского поселения заявление о включении земельного участка с кадастровым номером в черту населенного пункта д. Ванино П. от Михеева И.В. в администрацию С. сельского поселения не поступало.

Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» явку представителя в суд не обеспечило, письменный отзыв на иск не представило.

Третьи лица МатВ. В.А., Матвеев В.С. в судебное заседание не явились, письменного мнения относительно заявленных требований не представили.

Третье лицо Правительство Ленинградской области, уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило, представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что решением Совета депутатов МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 19 декабря 2013 г. № 209 утвержден генеральный план поселения, в составе которого утверждена карта границ населенных пунктов в составе Скребловского сельского поселения, в том числе дер. Ванино Поле. Полномочия по принятию решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, подготовке проекта генерального плана поселения, проведению публичный слушаний относится к полномочиям органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Ленинградской области от 16 марта 2015 г. № 68 утвержден Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области. В соответствии с пунктом 2.1 указанного порядка проекты документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проекты изменений в такие документы для утверждения Правительством Ленинградской области направляются в Комитет по градостроительной политике Ленинградской области с материалами по обоснованию. Комитет по градостроительной политике Ленинградской области осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Ленинградской области об утверждении документа территориального планирования муниципального образования Ленинградской области, внесении изменений в такой документ (пункт 2.5 Порядка). В силу указанных норм существует административная процедура внесения изменений в генеральный план. Доказательств соблюдения требований действующего законодательства о порядке подготовки и утверждения генерального плана не представлено. Удовлетворение иска фактически означает вмешательство суда в нормотворческую деятельность уполномоченных органов по осуществлению градостроительной деятельности, что не предусмотрено процессуальным законодательством. В связи с изложенным, представитель Правительства Ленинградской области считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Привлеченные в качестве третьих лиц ЛОГКУ «Ленобллес» и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представителей в суд не направили, письменное мнение относительно заявленных требований не представили.

Выслушав доводы представителя истца Кочеванова А.Ю., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Михееву И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, государственная регистрация права в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Право собственности на земельный участок у Михеева И.В. возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Мордачевой Г.Н.

Земельный участок принадлежал продавцу Мордачевой Г.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданному нотариусом Л. нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ

Ранее земельный участок на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности Антоновой П.М.

Границы земельного участка с кадастровым номером 47:29:07-83-001:003 определены по результатам межевания, которое было проведено в 2007 г., что подтверждается копией межевого дела от ДД.ММ.ГГГГ

В схеме планового обоснования и размещения земельного участка, являющейся частью межевого дела, земельный участок Антоновой П.М. находится в границах населенного пункта.

Михеев И.В. обратился с заявлением о государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был приостановлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы населенного пункта дер. Ванино П..

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 28 февраля 2019 г. в связи с тем, что срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятии уведомления о приостановлении, отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

ДД.ММ.ГГГГМихеев И.В. обратился в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с обращением, в котором просил указать сроки готовности нового Генерального плана муниципального образования Скребловское сельское поселение с исправленной границей и прислать графические материалы с отображением границ населенного пункта, а также дать пояснения о принятых мерах по данному вопросу.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация Л. муниципального района <адрес> указала, что в проект Генерального плана внесены изменения и размещены на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, проведены публичные слушания, опубликован протокол публичных слушаний. В связи с чем дополнительные изменения в проект Генерального плана не допускаются. Заявление Михеева И.В. будет учтено в дальнейшем при следующем внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Скребовское сельское поселение» Л. муниципального района <адрес>.

Генеральный план поселения, в составе которого утверждена карта границ населенных пунктов в составе Скребловского сельского поселения, в том числе дер. Ванино Поле, утвержден Решением Совета депутатов МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 19 декабря 2013 г. № 209.

Согласно заключению кадастрового инженера Воробьева В.А., граница населенного пункта д. Ванино П. Л.<адрес> пересекает границу земельного участка с кадастровым номером (категория земель - «земли населенных пунктов»), принадлежащего на праве собственности Михееву И.В., в точках н8<данные изъяты>, нарушая его права как собственника земельного участка. Для устранения нарушения, необходимо внести изменения в границу населенного пункта и установить ее по <данные изъяты>

Истец Михеев И.В., считая, что нарушаются его права, просит суд обязать администрацию Л. муниципального района <адрес> внести изменения в границу населенного пункта дер. Ванино П. и установить ее по точкам <данные изъяты> в следующих координатах: <данные изъяты>

Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии с ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Вопросы подготовки, утверждения и внесения изменений в генеральный план поселения регулируются положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1, 2, 3 которой генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации

документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.

Частью 5 ст. 18 ГрК РФ определено, что установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа (ч. 2 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1 областного закона Ленинградской области № 45-оз от 7 июля 2014 г. «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям Правительства Ленинградской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности: 1) утверждение схем территориального планирования муниципальных районов, внесение в них изменений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, внесение в них изменений; 3) установление порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения в них изменений; 4) утверждение генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений; 5) установление состава, порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы; 6) установление порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления Ленинградской области.

Полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области настоящим областным законом, осуществляются органами местного самоуправления Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством (ч. 3 ст. 1 областного закона Ленинградской области № 45-оз от 7 июля 2014 г.).

Постановлением Правительства Ленинградской области № 68 от 16 марта 2015 г. утвержден Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области (далее Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка установлено, что проекты документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проекты изменений в такие документы для утверждения Правительством Ленинградской области направляются в комитет градостроительной политики Ленинградской области:
главами администраций муниципальных районов (в случае направления проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов изменений в такие документы); главами администраций поселений (в случаях направления проектов генеральных планов поселений, проектов изменений в такие документы); главами администраций городских округов (в случаях направления проектов генеральных планов городских округов, проектов изменений в такие документы).

В случае соответствия процедур подготовки и согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования Ленинградской области, проекта изменений в такой документ законодательству о градостроительной деятельности комитет градостроительной политики Ленинградской области осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Ленинградской области об утверждении документа территориального планирования муниципального образования Ленинградской области, внесении изменений в такой документ (п. 2.6 Порядка).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная административная процедура, которая регулирует порядок внесения изменений в границы населенного пункта, и администрация муниципального района самостоятельным правом на внесение изменений в границу населенного пункта не наделена.

Из материалов дела следует, что фактически речь идет об ошибке, допущенной при определении границ населенного пункта, поскольку граница земельного участка истца была установлена ранее, чем установлена граница населенного пункта д. Ванино П..

Однако, генеральный план С. сельского поселения Л. муниципального района <адрес> в установленном законом порядке истцом не оспорен.

При обращении в суд истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Суд считает, что возникший спор не может быть разрешен избранным истцом способом защиты гражданских прав, поскольку удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению нарушенного права истца, так как к полномочиям органов местного самоуправления относятся лишь вопросы принятия решений о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, подготовка проекта генерального плана поселения, проведение публичных слушаний.

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Михеева И.В. об обязании администрации Л. муниципального района <адрес> внести изменения в границу населенного пункта, не имеется.

Поскольку с учетом уточнения иска каких-либо самостоятельных требований к Управлению Росреестра по <адрес> не заявлено, суд полагает, что данное лицо является ненадлежащим ответчиком по делу, и в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра также необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Михеева И. В. к администрации Л. муниципального района <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес> об обязании администрацию Л. муниципального района <адрес> внести изменения в границу населенного пункта дер. Ванино П. и установить ее по точкам <данные изъяты> следующих координатах: <данные изъяты><данные изъяты> — отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 г.

Председательствующий: