ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10437/2021 от 17.06.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года

Красногорский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Пушкиной А.И.,

При секретаре ФИО8,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице Территориального ФИО3 Росимущества в , Московско-Окского бассейнового водного ФИО3 Федерального агентства Росводревресурсов, Министерства экологии и природопользования , ФИО3 федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по , Московской и Тульской областям, ФИО3 по к ООО Выбор, ООО Стройлайн, истребование имущества из незаконного владения, признании недействительным межевания и исключения из ЕГРН сведений, внесении в ЕГРН сведений об ограничении прав при использовании земельных участков, возложении обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, признании незаконной деятельности по размещению отходов, возложении обязанности осуществить вывоз отходов, разработать проект рекультивации земель и направить его для проведения государственной экологической экспертизы, возложении обязанности провести рекультивацию земель, возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в интересах Российской Федерации в лице Территориального ФИО3 Росимущества в , Московско-Окского бассейнового водного ФИО3 Федерального агентства Росводревресурсов, Министерства экологии и природопользования , ФИО3 федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по , Московской и Тульской областям, ФИО3 по с исковыми требованиями к ООО Выбор, ООО Стройлайн, истребование имущества из незаконного владения, признании недействительным межевания и исключения из ЕГРН сведений, внесении в ЕГРН сведений об ограничении прав при использовании земельных участков, возложении обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, признании незаконной деятельности по размещению отходов, возложении обязанности осуществить вывоз отходов, разработать проект рекультивации земель и направить его для проведения государственной экологической экспертизы, возложении обязанности провести рекультивацию земель, возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований указала, что Межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 по адресу: г.о. .

Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408 (площадью 45 881 кв.м), 50:11:0050301:4407 (площадью 74 119 кв.м), категория земель «земли сельско-хозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий» находятся в собственности ООО «Выбор», что подтверждается записями в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № МО-17/ЗВ-1707515.

Указанные земельные участки образованы путем проведения кадастровых процедур из состава земельного участка с кадастровым номерном 50:11:0050301:48, ранее предоставленного ООО «ВИКТИМС» в 2004 году.

Между ООО «Выбор» (арендодатель) и ООО «СТРОЙЛАЙН» (арендатор) заключен договор аренды указанных участков /А от ДД.ММ.ГГГГ для использования в соответствии с их целевым назначением, в том числе для производства посевов и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений в целях получения сельскохозяйственной продукции.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных норм закона на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407, в отсутствие лицензии на размещение отходов IV класса опасности, специализированных изолированных площадок, непосредственно на почве в значительном количестве размещены грунты неизвестного происхождения, строительные отходы, субстанция темного цвета. Также на участке расположен ров, заполненный фракцией светло-серого цвета.

В ходе проверки специалистами аккредитованной лаборатории ООО «Эко-Полигон» (аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра № РОСС.RU.0001.518541 от ДД.ММ.ГГГГ) проведен отбор проб отходов и грунтов неизвестного происхождения с целью определения класса опасности, а также маркшейдерские работы по определению объема размещенных отходов.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экоцентр» общая площадь участка складирования отходов на земельных участках, с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 составляет 27 040 м.кв., общий объем размещенных отходов составляет 28 028 м.куб.

Согласно протоколам определения токсичности отходов, подготовленным ООО «Эко-Полигон» по результатам отбора проб, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 отходы имеют IV, V класс опасности для окружающей среды.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ не загрязненный опасными веществами, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме являются отходами производства и потребления и относятся к V классу опасности, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий к IV классу опасности.

По итогам проведенной экспертизы ООО «Эко-Полигон» подготовлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер вреда причиненный почве, как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 по адресу: , г.о. Красногорск, составляет 17 305 600 рублей (семнадцать миллионов триста пять тысяч шестьсот рублей).

Постановлением Министерства экологии и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ за несанкционированное размещение отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 ООО «Стройлайн» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 301 000 рублей.

Вместе с тем земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 не отнесены в установленном порядке к объектам размещения отходов, соответственно, являются несанкционированным местом размещения отходов.

В ходе проверки установлено, что, осуществляя права собственника земельного участка разумно и с необходимой осмотрительностью ООО «Выбор» не могло не знать, что земельные участки используются арендатором с нарушениями земельного законодательства, тем не менее, ООО «Выбор» не предпринимало никаких мер к пресечению незаконной деятельности ООО «Стройлайн».

Кроме того, что с целью рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 разработан «Проект рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 (кадастровый квартал ), расположенных по адресу: », утвержденный ООО «Выбор» и ООО «Стройлайн».

Указанным проектом предусмотрено проведение технического и биологического этапа рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических свойств почвы с целью приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования.

Однако во исполнения указанной проектной документации на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 осуществлялось несанкционированное размещение отходов IV класса опасности, повлекшее причинение вреда почвам в размере 17 305 600 рублей.

Согласно Проекту затраты, на рекультивацию земель включают в себя в том числе и расходы на проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации.

Однако в нарушение пп. 7.2 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы на указанную проектную документацию не получено.

Постановлением Министерства экологии и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по факту рекультивации нарушенных земель в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы ООО «Стройлайн» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 000 рублей.

аким образом, в нарушение требований действующего законодательства, установлен факт нецелевого использования ООО «Стройлайн» земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407.

По фактам выявленных нарушений природоохранного законодательства генеральному директору ООО «Стройлайн» и генеральному директору ООО «Выбор» внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, которые рассмотрены, однако меры к устранению нарушений законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 ООО «Стройлайн» и ООО «Выбор» не приняты.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 расположен в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе реки Липка – притока первого порядка реки Москва (водохозяйственный участок реки Москва от до Рублевского г/у без реки Истра).

Земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 в соответствии Санитарными правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения », утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ года «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решением Исполнительных комитетов и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в границах ЛПЗП», находятся в границах 100-метровой и 500-метровой полосы зоны второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - реки Липка, что подтверждается проведенными геодезическими замерами кадастрового инженера.

На обследуемых земельных участках имеется уклон местности в сторону водного объекта-реки Липка, при этом система сбора и очистки поверхностных сточных вод не организована.

Кроме того, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407, сведения о координатах и поворотных точках которых содержатся в ЕГРН, имеют пересечение с границами береговой полосы поверхностного водного объекта общего пользования реки Липка.

Согласно результатам геодезических измерений, указанных в схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407, площадь пересечения границ земельного участка с береговой полосой составляет 375 кв. м.

Согласно сведений Государственного водного реестра протяженность составляет 14,5 км., является левым притоком первого порядка реки Москва в створе до Рублевского гидроузла (Рублевского водохранилища), бассейн реки Москва. Ширина ее береговой полосы составляет 20 метров по обе стороны от водотока, ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров, ширина водоохранной зоны 100 м.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки межрайонной природоохранной прокуратуры , сведениями Московско-Окского бассейнового водного ФИО3 Федерального агентства водных ресурсов, актами проверки, а также схемой расположения земельного участка, составленной кадастровым инженером ФИО9 (квалификационный аттестат 50-14-1001) по результатам сопоставления границ указанных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, и координатами уреза воды реки Липка.

Таким образом, береговая полоса на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 принадлежала на праве собственности государству.

В границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 вопреки требованиям законодательства включена часть береговой полосы .

Таким образом, сам факт формирования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 противоречит требованиям ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку земельный участок, расположенный в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно материалам геодезических измерений и произведенного сопоставления границ земельных участков с кадастровыми номерами с 50:11:0050301:4407, 50:11:0050301:4408, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и координат уреза воды , земельные участки входят в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения .

Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 находится границах 100 – метровой и 500 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения .

Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:4408 находится границах 500 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения .

Однако, несмотря на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407, 50:11:0050301:4408 полностью расположены в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и частично расположены в границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения , в правоустанавливающих документах на указанные земельные участки сведения об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не содержатся.

Таким образом, использование указанных земельных участков без ограничений, обусловленных их вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны и 100-метровую полосу зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения , не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В связи с этим необходимо в судебном порядке обязать ООО «Выбор», ООО «СТРОЙЛАЙН» использовать земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 в 50:11:0050301:4408 в соответствии с указанными ограничениями.

С учетом изложенных обстоятельств, истец, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском.

В судебное заседание ФИО3 Межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1 явилась, заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

ФИО3 Министерства экологии и природопользования по доверенности ФИО2 участвовал в судебном заседании до объявленного судом перерыва, полагал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, учитывая, что ООО «Стройлайн» до настоящего времени осуществляет деятельность по размещению отходов на спорных земельных участках.

ФИО3 по по доверенности ФИО4 участвовала в судебном заседании до объявленного судом перерыва, требования полагала подлежащими удовлетворению.

ФИО3 ООО «Выбор» по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению за недоказанностью. При этом, не оспаривала факт расположения спорного земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 в непосредственной близости к реке Липка, на проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы не настаивала.

ФИО3 ООО «Стройлайн» по доверенности ФИО6 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что ООО «Стройлайн» как арендатор земельных участков не против провести рекультивацию земель, более того, состояние почвенного слоя на земельных участках указывает на необходимость проведения рекультивации, проект подготовлен и согласован, однако государственную экологическую экспертизу не проходил, по причине отсутствия такого требования в законодательстве. Заявила также о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Иные лица, участвующие в деле, своих ФИО3 в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело при настоящей явке.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 по адресу: г.о. .

Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408 (площадью 45 881 кв.м), 50:11:0050301:4407 (площадью 74 119 кв.м), категория земель «земли сельско-хозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий» находятся в собственности ООО «Выбор», что подтверждается записями в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № МО-17/ЗВ-1707515.

Указанные земельные участки образованы путем проведения кадастровых процедур из состава земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:48, ранее предоставленного ООО «ВИКТИМС» в 2004 году.

Между ООО «Выбор» (арендодатель) и ООО «СТРОЙЛАЙН» (арендатор) заключен договор аренды указанных участков /А от ДД.ММ.ГГГГ для использования в соответствии с их целевым назначением, в том числе для производства посевов и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений в целях получения сельскохозяйственной продукции.

В ходе проведенной проверки установлено, что спорные земельные участки используется для размещения отходов IV и V класса опасности, находятся в границах водоохранной зоны реки Липка, частично занимают береговую полосу реки Липка в координатах, подготовленных кадастровым инженером ФИО9

Кроме того, в связи с размещением на земельных участках отходов IV класса опасности в отсутствии лицензии на размещение данных отходов, окружающей среде причинен ущерб на сумму 17 305 600 руб согласно заключения ООО «Эко-Полигон».

Помимо прочего, установлено, что в ЕГРН в отношении спорных земельных участков отсутствуют сведения об ограничении (обременении) прав в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Разработанный ООО «Стройлайн» проект рекультивации земель не соответствует требованиям действующего законодательства.

С учетом данных нарушений, Межрайонная природоохранная прокуратура выступила в суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчиками представлены в материалы дела письменные отзывы, согласно которым ответчики полагают, что факт размещения на земельных участков отходов 4 класса опасности не подтвержден, принимая во внимание противоречивые заключения экспертиз, отходы 5 класса опасности размещены с целью выполнения проекта рекультивации земель, который предполагает размещение такого рода грунтов; также полагают, что ущерб окружающей среде не причинен по причине отсутствия размещения отходов 4 класса опасности, а также учитывая, что сумма вреда рассчитывалась в соответствии с п. 10 Методики исчисления размеров вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды, однако почвенный слой на данных земельных участках отсутствует, что явилось основанием для разработки проекта рекультивации. Относительно требований об истребовании из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации части земельного участка, а также признания результатов межевания незаконными, ответчики указали, что срок исковой давности для обращения в суд прокуратурой пропущен, учитывая, что первичная регистрация права собственности на спорный земельный участок была произведена в 2002г, а оснований для признания незаконными результатов межевания земельного участка в полном объеме не имеется.

Суд, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения заявленных требований, учитывая следующее.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ №7-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, должны руководствоваться принципами презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; в обязательном порядке осуществлять оценку воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ №89-ФЗ) установлена обязанность юридических лиц, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. ст. 1, 11 ФЗ № 89-ФЗ, обращение с отходами это деятельность, в том числе, по их накоплению, то есть временному складированию (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), а по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

В соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Как установлено судом, лицензии для размещения отходов IV класса опасности у ответчиков не имеется.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экоцентр» общая площадь участка складирования отходов на земельных участках, с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 составляет 27 040 м.кв., общий объем размещенных отходов составляет 28 028 м.куб.

Согласно протоколам определения токсичности отходов, подготовленным ООО «Эко-Полигон» по результатам отбора проб, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 отходы имеют IV, V класс опасности для окружающей среды.

Возражая против заключения ООО «Экоцентр» и протоколов ООО «Эко-Полигон», ответчиками в материалы дела представлены заключения ФГБУ «ЦЛАИТИ по ЦФО», ФГБУ «Центр оценки качества зерна», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в », согласно которым грунты, расположенные на спорных земельных участках не содержат отходов IV класса опасности, соответствуют санитарным требованиям.

В ходе рассмотрения настоящего дела, судом назначалась судебная экспертиза с целью установления наличия отходов IV-V классов опасности, однако настоящее дело возвращено без исполнения по причине отсутствия возможности проведения такого рода экспертизы.

Суд полагает возможным принять в качестве доказательства по делу заключение ООО «Эко-Полигон» в части морфолического состава грунтов, изъятых с земельных участков ответчиком. Согласно морфологического состава, пробы грунтов содержат в себе помимо камней и грунта примеси бетона, асфальта, кирпича и керамической плитки. Согласно действующего законодательства, примеси асфальта, а также керамической плитки следует расценивать как отходы 4 класса опасности.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ не загрязненный опасными веществами, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме являются отходами производства и потребления и относятся к V классу опасности, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий к IV классу опасности.

При этом, ответчиками не представлено доказательств, что к настоящему времени с земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 вывезены складируемые отходы в виде грунтов.

Как следует из позиции ответчиков, размещение грунтов, содержащие примеси отходов 5 класса опасности, завезены на земельные участки с целью рекультивации земель.

Судом установлено, что с целью рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 разработан «Проект рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 (кадастровый квартал ), расположенных по адресу: », утвержденный ООО «Выбор» и ООО «Стройлайн».

Указанным проектом предусмотрено проведение технического и биологического этапа рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических свойств почвы с целью приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила).

В соответствии с п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании пп. 8, 10 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Требования к проекту рекультивации земель содержатся в пп. 13, 14 Правил.

В соответствии с п. 17 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию.

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что лица, чья деятельность привела к деградации земель, после соответствующего согласования утверждают проект рекультивации земель и направляют его в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Согласно пп. 7.2 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы в том числе отнесены проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Организация и проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проектов вывода из эксплуатации указанных объектов, проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, осуществляется Министерством экологии и природопользования в рамках Соглашения, заключенного между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и о передаче осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель», проект рекультивации земель должен содержать следующие разделы:

сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий;

обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);

состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий.

Вместе с тем «Проект рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 (кадастровый квартал ), расположенных по адресу: », указанные разделы не содержит.

Суд принимает во внимание, что согласно Проекту затраты, на рекультивацию земель включают в себя в том числе и расходы на проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации.

Однако в нарушение пп. 7.2 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы на указанную проектную документацию не получено.

В соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в » собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения обязаны:

- проводить внутрихозяйственное землеустройство, в том числе сохранять, рационально использовать и повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения;

- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

- соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

- незамедлительно информировать уполномоченный орган о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их собственности, владении, пользовании и аренде;

- получить паспорт плодородия земельного участка;

- выполнять мероприятия по восстановлению и повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 расположен в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе реки Липка – притока первого порядка реки Москва (водохозяйственный участок реки Москва от до Рублевского г/у без реки Истра).

Земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4408, 50:11:0050301:4407 в соответствии Санитарными правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения », утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ года «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решением Исполнительных комитетов и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в границах ЛПЗП», находятся в границах 100-метровой и 500-метровой полосы зоны второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - реки Липка, что подтверждается проведенными геодезическими замерами кадастрового инженера.

Учитывая, что проектом рекультивации земель предусмотрено проведение процедур рекультивации с использованием грунтов, относящихся к 5 классу опасности, а также принимая во внимание расположение земельных участков во втором поясе ЗСО источника питьевого водоснабжения - реки Липка, суд полагает возможным удовлетворить требования в части возложения на ответчиков обязанности в солидарном порядке обязанность осуществить вывоз не санкционированно размещенных отходов 4 и 5 класса опасности с земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 на специализированные объекты, имеющие лицензию и необходимую разрешительную документацию; разработать проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018г , и направить его в Министерство экологии и природопользования для проведения государственной экологической экспертизы; провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с проектом рекультивации земель, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Суд также принимает во внимание, что использование рекультиванта в пределах водоохранных зон запрещено действующим законодательством.

Однако, требования в части взыскания с ответчиков компенсации вреда, причиненного окружающей среде, суд полагает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ч. 1 ст. 77, ч. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС18-1225 восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).

В соответствии с позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О, проведение только одной рекультивации (либо возмещение ущерба в денежном эквиваленте) не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы, а наличие фактов привлечения лица к административной ответственности, не исключает возмещение причиненного им вреда в полном объеме.

Размер вреда определяется согласно Методике, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды». При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния природного объекта, не являются полным возмещением вреда.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере

В частности, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии с ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Положениями ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что «вред» представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

По смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Cогласно пп. 5, 7, 9 Постановления нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (ст. 1064 ГК РФ, п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды).

Переход права собственности на земельный участок, являющийся объектом нарушения природоохранного законодательства, также не является обстоятельством, прекращающим деликтное обязательство.

Одним из принципов охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность, является, в частности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

В соответствии со ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (ст. 78 ЗК РФ).

Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в ст. 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ № 101-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку сумма вреда была рассчитана на основании п. 10 Методики исчисления размеров вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды (утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010г ).

В силу п.п. 1-2 Приказа, методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Настоящей Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как самостоятельному естественно-историческому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие в некоторых случаях при определенных природно-климатических условиях благоприятные химические, физические и биологические условия для роста и развития растений, в результате их загрязнения, порчи (частичного разрушения), уничтожения (полного разрушения) плодородного слоя.

Согласно п. 10 Методики, Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) осуществляется по формуле:

УЩперекр = S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс, (5)

де:

УЩперекр - размер вреда (руб.);

S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Между тем, на спорных земельных участках отсутствовал плодородный слой земли – почвы, что подтверждается исследованием ФГБУ «Центр оценки качества зерна», а также отражено в проекте рекультивации и зафиксировано в Паспортах плодородия, представленных в материалах настоящего дела.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что факт причинения вреда плодородному слою на спорных земельных участках не установлен, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407, сведения о координатах и поворотных точках которых содержатся в ЕГРН, имеют пересечение с границами береговой полосы поверхностного водного объекта общего пользования реки Липка.

Согласно результатам геодезических измерений, указанных в схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407, площадь пересечения границ земельного участка с береговой полосой составляет 375 кв. м.

Согласно сведений Государственного водного реестра протяженность составляет 14,5 км., является левым притоком первого порядка реки Москва в створе до Рублевского гидроузла (Рублевского водохранилища), бассейн реки Москва. Ширина ее береговой полосы составляет 20 метров по обе стороны от водотока, ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров, ширина водоохранной зоны 100 м.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки межрайонной природоохранной прокуратуры , сведениями Московско-Окского бассейнового водного ФИО3 Федерального агентства водных ресурсов, актами проверки, а также схемой расположения земельного участка, составленной кадастровым инженером ФИО9 (квалификационный аттестат 50-14-1001) по результатам сопоставления границ указанных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, и координатами уреза воды реки Липка.

Согласно ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ водными объектами общего пользования являются водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Таким образом, береговая полоса на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 принадлежала на праве собственности государству.

Согласно представленной в материалах дела схеме, площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 на береговую полосу реки Липка составляет 375 кв.м в координатах, согласно каталога, подготовленного кадастровым инженером ФИО9,

Имя точки

Х, м

У, м

Дирекцион.угол

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования об истребовании из чужого незаконного владения ответчиков в собственность Российской Федерации части земельного участка с 50:11:0050301:4407 площадью 375 кв.м, занятую береговой полосой реки Липка, в указанных выше координатах.

При этом, доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности суд полагает несостоятельными, поскольку истец, а также лица, в интересах которых прокуратура обратилась в суд, узнали о своем нарушенном праве только после проведения прокурорской проверки в 2019г.

С учетом истребования части земельного участка в собственность Российской Федерации, обходимо внести изменения в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407, изменив его площадь с 74 119 кв.м на 73 744 кв.м.

Требования в части признания незаконными результатов межевания суд полагает подлежащими частичному удовлетворению, поскольку включения береговой зоны в состав земельного участка запрещается как действующим законодательством, так и законодательством, имевшем место на момент проведения работ по межеванию. При этом, результаты межевых работ подлежат признанию недействительными исключительно в части наложения границы на береговую полосу реки Липка, согласно каталога координат, а данная часть земельного участка подлежит исключению из сведений ЕГРН.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность ограничение прав на землю по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений является - ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2), такое ограничение устанавливается в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов водного законодательства предусмотрен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании п. 1 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Пунктами 2, 3 указанной статьи реки и пруды отнесены к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В соответствии со ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы рек, ручьев, протяженность которых от истока до устья не превышает десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Статьей 8 ВК РФ установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Статьей 1 ЗК РФ определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Река Липка находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П.

В силу ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 данного закона при разработке градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельного участка под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения » (далее – СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).

Пунктом 2.3.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 установлено, что второй пояс зоны санитарной охраны включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему. В силу п. 3.4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, боковые границы зоны санитарной охраны должны проходить на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени для притоков первого порядка.

Согласно п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 при использовании земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения устанавливаются следующие ограничения:

1) При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;

2) На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.

3) Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

В соответствии с положениями ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407, 50:11:0050301:4408 полностью расположены в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и частично расположены в границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения , в правоустанавливающих документах на указанные земельные участки сведения об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не содержатся.

Таким образом, использование указанных земельных участков без ограничений, обусловленных их вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны и 100-метровую полосу зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения , не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, на ответчиков следует возложить обязанность использовать земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с их целевым назначением и ограничениями, установленными ст. 65 ВК РФ, п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения ».

Также, суд полагает правомерным внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;

при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спора необходимо соблюдать требование, что все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;

на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения;

кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса;

не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 м.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры – удовлетворить частично.

Истребовать из чужого незаконного владения ООО «Выбор», ООО «Стройлайн» в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 площадью 375 кв.м, занятую береговой полосой реки Липка, в координатах, согласно каталога:

Имя точки

Х, м

У, м

Дирекцион.угол

Внести изменения в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407, изменив его площадь с 74 119 кв.м на 73 744 кв.м.

Признать недействительным межевание земельного участка и исключить из ЕГРН сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:4407 в части наложения границы на береговую полосу реки Липка, согласно каталога координат:

Имя точки

Х, м

У, м

Дирекцион.угол

Внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;

при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спора необходимо соблюдать требование, что все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;

на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения;

кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса;

не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 м.

Возложить на ООО «Выбор», ООО «Стройлайн» обязанность использовать земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с их целевым назначением и ограничениями, установленными ст. 65 ВК РФ, п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения ».

Признать незаконной деятельность по размещению отходов 4 и 5 класса опасности на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408, отнесенных к категории «земли сельско-хозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий».

Возложить на ООО «Выбор», ООО «Стройлайн» в солидарном порядке обязанность осуществить вывоз не санкционированно размещенных отходов 4 и 5 класса опасности с земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 на специализированные объекты, имеющие лицензию и необходимую разрешительную документацию.

Возложить на ООО «Выбор», ООО «Стройлайн» в солидарном порядке обязанность разработать проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018г , и направить его в Министерство экологии и природопользования для проведения государственной экологической экспертизы.

Возложить на ООО «Выбор», ООО «Стройлайн» в солидарном порядке обязанность провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в соответствии с проектом рекультивации земель, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН изменений и соответствующих сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301:4407 и 50:11:0050301:4408 в целях исполнения настоящего решения.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в месячный срок.

Судья А.И. Пушкина