ДЕЛО № г. Дзержинск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2019 года Дзержинский городской суд Нижегородской области
в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,
при секретаре Пяшиной Е.А.,
с участием прокурора Адиатулиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о выселении, по встречному иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на территории городского округа город Дзержинск и заключить договор найма специализированного жилого помещения, отвечающего необходимым требованиям для проживания, расположенного на территории городского округа г. Дзержинск,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к ФИО1, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 зарегистрирована в специализированном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данная квартира является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, является специализированным жилищным фондом (общежитие).
Прокурорской проверкой установлено, что ФИО1 незаконно удерживает данное жилое помещение, а именно: данное жилое помещение было предоставлено ФИО1 по договору найма жилого помещения в общежитии (договор № от 26.02.2011 г.) в связи с ее работой в ОАО «<данные изъяты>», куда она была принята 21.10.2010 г. на должность <данные изъяты>, и где работала до 16.02.2015 г.
С 19.02.2015 г. до настоящего времени ФИО1 работает в <данные изъяты>
Согласно п. 7 и п. 19 договора найма жилого помещения № от 26.02.2011 г., договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора.
Несмотря на прекращение с 16.02.2015 г. трудового договора, а как следствие и договора найма от 25.02.2011 г., ФИО1 свои обязательства не выполнила и вопреки ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации продолжает проживать в общежитии без законных к тому оснований.
Требование истца о необходимости добровольно освободить указанное помещение ответчиком проигнорировано, ФИО1 продолжает удерживать указанное жилое помещение, финансовый лицевой счет не закрыла, справку о сдаче жилого помещения предусмотренную приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30.09.2010, в уполномоченный жилищный орган - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не представили, с регистрационного учета по месту жительства в квартире не снялась.
В соответствии с ч. 1 ст. 209, ст. 304 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе вопросы правомерного владения и распоряжения федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 214, 125 ГК РФ, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
П.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ относит служебные жилые помещения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений или прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Поскольку договор найма от 25.02.2011 г. прекратил своей действие с 16.02.2015 г., то основания предоставления ФИО1 другого жилья, как подлежащей отселению из аварийного фонда, отсутствуют.
Истец просит выселить ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, обратилась в суд с иском, поименованным как встречный, где в качестве ответчиков указала Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, просила признать за ней право на получение благоустроенного жилого помещения на территории городского округа г. Дзержинск, обязать надлежащего ответчика заключить договор найма специализированного жилого помещения, отвечающего необходимым требованиям для проживания, расположенного на территории городского округа г. Дзержинск.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнила исковые требования, окончательно просит:
- обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное г. Нижний Новгород), расположенного по адресу: <адрес> предоставить ФИО1 жилое благоустроенное помещение на территории городского округа г. Дзержинск, по месту работы и заключить договор найма жилого специализированного помещения, отвечающего необходимым требованиям для проживания, расположенного на территории городского округа г. Дзержинск.
По существу спора ФИО1 пояснила, что общежитие по адресу: <адрес> было предоставлено ей в связи с работой в ОАО «<данные изъяты>», куда она была принята 21.10.2010 г. на должность <данные изъяты>, и где работала до 16.02.2015 г.
ОАО «<данные изъяты>» занималось обслуживанием жилого фонда Министерства обороны, учредителем ОАО «<данные изъяты>» являлось Министерство обороны РФ. В 2014 г. ОАО «<данные изъяты>» свою деятельность прекратило, в связи с чем она была уволена из ОАО «<данные изъяты>» по сокращению штата, как и остальной работавший там гражданский персонал.
25.02.2011 г., в связи с работой в ОАО «<данные изъяты>» работодатель - <данные изъяты> предоставил ей общежитие по адресу: <адрес>, с ней был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № от 26.02.2011 г.
19.02.2015 г. она была принята на работу в войсковую часть № на должность <данные изъяты>
С 2011 г. по настоящее время она продолжает занимать спорное жилое помещение, другого жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации города Дзержинска с 02.12.2016 г. В настоящее время номер ее очереди на получение жилого помещения №
Просит к требованию истца применить срок исковой давности, поскольку с момента ее увольнения из ОАО «<данные изъяты>» прошло более трех лет. Жилое помещение используется ею по назначению, о чем свидетельствует акт проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ от 20.07.2018 г. Она приняла на себя все обязанности по заключенному договору и несет бремя по содержанию имущества, в том числе оплачивает коммунальные услуги за жилое помещение.
Кроме того, согласно акту внепланового осмотра выявлено, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес> имеет признаки аварийности, однако до настоящего времени она не получала соответствующий акт, на ее запросы в предоставлении данных сведений ей было отказано. Спорное жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии и отвечает требованиям безопасности. По данному вопросу она неоднократно обращалась в различные инстанции, в том числе и в Военную прокуратуру Нижегородского гарнизона. В июне 2018 г. из Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона ею был получен ответ из которого следует, что в соответствии и приказом Министерства обороны от 18.07.2014 г. № 485 «Об организации в Вооруженных силах РФ работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала ВС РФ» у меня после трудоустройства в в/ч 11385 возникло право на проживание в ведомственном жилье.
14.08.2015 г. и 27.03.2018 г. она обращалась с заявлениями в отделение ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны России о предоставлении ей служебного помещения по месту прохождения (службы) работы, которые в нарушении требований п.6 приказа Минобороны России № не были своевременно рассмотрены. Прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений закона.
15.06.2018 г. ей было предложено жилое помещение для проживания по адресу: <адрес> Приехав для осмотра данного помещения, она обнаружила, что данная комната находится в неудовлетворительном состоянии и не пригодна для проживания. Отсутствует горячее и холодное водоснабжение, а также отсутствует канализация.
05.02.2019 г. ей было предложено жилое помещение для проживания по адресу: <адрес> При осмотре данного помещения она обнаружила, что данная комната находится в неудовлетворительном состоянии и не пригодна для проживания. Отсутствует горячее и холодное водоснабжение, а также отсутствует канализация. Кроме того, она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при Администрации г. Дзержинска, и если она согласится проживать в каком-либо из указанных населенных пунктов (<адрес>), то будет автоматически снята с данного учета.
До настоящего времени ведомственным жильем она не обеспечена.
Согласно п. 65 Отраслевого соглашения между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы, лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
П. 65 вышеуказанного соглашения продлен на 2017 - 2019 годы действия Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы и внесении в него изменений" (утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 28.12.2016, Министром обороны РФ 30.12.2016)
Вопрос о предоставлении специализированных жилых помещений относится к компетенции их собственников, либо уполномоченных ими органов. При этом жилое помещение должно было быть представлено с учетом установленных норм на семью, исходя из состава семьи, в порядке очередности лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
На вопросы суда ФИО1 пояснила, что она военнослужащей не являлась и не является, в № она работает в качестве <данные изъяты>. Ее требование сводится к предоставлению ей ответчиком ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации благоустроенного специализированного жилого помещения - общежития на территории городского округа г. Дзержинск. Требований к Министерству обороны Российской Федерации она не имеет. Здание по адресу: <адрес> действительно находится в плохом состоянии. Ей известно, что помимо данного здания другими общежитиями ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на территории городского округа г. Дзержинск не обладает. Свободных служебных квартир, принадлежащих МО РФ, на территории г. Дзержинска также нет.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.61).
Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица - № отдельной бригады материально-технического обеспечения (в/ч №) ФИО 1 исковые требования Министерства обороны Российской Федерации поддержала, с требованием ФИО1 не согласна, пояснила, что жилой дом (общежитие) по адресу: <адрес>, признано аварийным. В связи с работой ФИО1 в в/ч № ей предлагались два жилых помещения в общежитиях (<адрес>), от заселения в которые она отказалась. Предоставление общежитий гражданскому персоналу относится к компетенции ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно сведениям из ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, незаселенными помещениями в общежитиях на территории городского округа г. Дзержинске ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не располагает.
Представитель третьего лица - Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав ответчика, заключение прокурора, полагающего необходимым требование МО РФ удовлетворить, ФИО1 в удовлетворении заявленного требования отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
Согласно ч.1 ст.94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Частью 1 статьи 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Общие основания расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений установлены статьями 101, 102 ЖК РФ.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает в специализированном жилом помещении (общежитии) Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ей по договору найма жилого помещения в общежитии (договор № от 26.02.2011 г.) в связи с ее работой в ОАО «<данные изъяты>», куда она была принята 21.10.2010 г. на должность <данные изъяты>, и где работала до 16.02.2015 г.
Согласно п/п 3 п.19 договора найма жилого помещения № от 26.02.2011 г., настоящий договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора.
Учитывая, что трудовой договор ФИО1 с ОАО «<данные изъяты>» расторгнут 16.02.2015 г., договор найма жилого помещения № от 26.02.2011 г. в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> прекращен с 17.02.2015 г. С указанного времени ФИО1 необоснованно занимает данное жилое помещение.
Факт невыполнения ФИО1 обязанности по освобождению жилого помещения по адресу: <адрес> связи с прекращением договора найма был установлен истцом в результате проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилого фонда 20.07.2018 г. (л.д.25). При таких обстоятельствах оснований для применения к требованию истца срока исковой давности не имеется.
Довод истца о том, что наличие у нее трудовых отношений с в/ч № дает ей право не освобождать спорное жилое помещение, внимания не заслуживает, поскольку, как указывалось выше, спорное жилое помещение предоставлялось ФИО1 в связи с наличием у нее трудовых отношений с ОАО «<данные изъяты>», трудовой договор между данным работодателем и ФИО1 расторгнут, договор найма жилого помещения № от 26.02.2011 г., на основании которого ФИО1 пользовалась жилым помещением по адресу: <адрес>, прекращен с 17.02.2015 г., соответственно, с указанной даты ФИО1 утратила право пользования спорным жилым помещением.
Доказательств признания ее в войсковой части № в установленном порядке нуждающейся в получении специализированного жилья, предоставления ей в связи с работой в в/№ спорного жилого помещения и заключения с ней в отношении спорного жилого помещения после 16.02.2015 г. договора найма жилого помещения в общежитии в отношении, истцом суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного Министерством обороны РФ требования и удовлетворяет его.
Обсуждая требование ФИО1 к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить ей благоустроенное специализированное жилое помещение - общежитие на территории городского округа г. Дзержинск, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную гражданскую должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно статье 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данным документом регламентирован порядок обеспечения гражданского персонала ВС РФ специализированными жилыми помещениями, в том числе общежитиями.
Как следует из материалов дела и пояснений ФИО1, работодателем ей в связи с работой в в/ч № предоставлялись комнаты в общежитии в <адрес> от заселения в которые ФИО1 отказалась.
Факт отсутствия у Министерства обороны РФ на территории городского округа г. Дзержинск других общежитий, равно как и свободных служебных квартир, истцом не оспаривается.
При этом суд полагает необходимым отметить, что обращаясь в суд с требованием о предоставлении ей специализированного жилого помещения - общежития, ФИО1 не предоставила в материалы дела доказательства обоснованности заявленного требования, а именно: документального подтверждения признания ее в войсковой части № в установленном порядке нуждающейся в получении жилья.
Таким образом, истцом не предоставлено доказательств нарушения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ее прав на получение специализированного жилого помещения - общежития.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения искового требования ФИО1 отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Выселить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение является основанием для снятия ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>
ФИО1 в удовлетворении встречного искового заявления к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на территории городского округа город Дзержинск и заключить договор найма специализированного жилого помещения, отвечающего необходимым требованиям для проживания, расположенного на территории городского округа г. Дзержинск, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Председательствующий: п/п Г.В. Ратникова
Копия верна.
Федеральный судья:
Секретарь:
.