КОПИЯ
70RS0003-01-2020-005313-66
№ 2-12/2022 (2-1043/2021;)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна A.M.,
при секретаре Лавриченко Д.Е.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Томской области о признании недействительным решения конференции,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» по Томской области (далее – ДОСААФ России по Томской области), в котором просит признать недействительными (ничтожным) решения VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, состоявшейся 15.01.2020, по всем вопросам, определенным в повестке дня Конференции.
В обоснование иска указано, что 15.01.2020 состоялась VI внеочередная Конференция Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, в ходе которой были допущены нарушения, влекущие за собой признание решений Конференции недействительными. Был нарушен порядок уведомления о проведении внеочередной конференции, выразившийся в сокрытии части информации о вопросах повестки дня (3: Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области). Ввиду ненадлежащего уведомления членов ДОСААФ России Томской области о вопросах, поставленных на повестку дня Конференции, делегаты были лишены возможности согласования позиции по данному вопросу с иными членами местных отделений, входящих в структуру ДОСААФ России Томской области, а следовательно, решение Конференции по 3 вопросу повестки дня ничтожно. Согласно акту комплексной проверки Регионального отделения ДОСААФ Томской области и его подведомственных организаций ДОСААФ России Томской области от 17.10.2019, в состав Наблюдательного совета и Совета регионального отделения в настоящий момент входят, в том числе лица, одновременно явившиеся и делегатами на Конференции. Данные лица являются представителями органов государственной власти, но не являются членами местных/первичных отделений, не могут быть делегатами на Конференции, соответственно, не уполномочены на принятие оспариваемого решения Конференции. Также, ответ на письмо от 09.01.2020 ДОСААФ России Томской области содержит искаженные сведения о существовании структурных подразделений МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области, МО ДОСААФ России ЗАТО Северск, которые в действительности согласно данным ЕГРЮЛ прекратили свою деятельность, деятельность ПОУ «Спортивно-технический клуб Верхнекетского района…», ПОУ «Спортивно-технический клуб Шегарского района…» приостановлена, что свидетельствует об их незаконном допуске к голосованию в рамках Конференции. Помимо нарушений порядка созыва и проведения Конференции указывает на невозможность участия большинства лиц делегатами Конференции ввиду отсутствия их членства в ДОСААФ России, либо ввиду их участия как представителя органа власти/воинского формирования и пр., из чего следует, что в работе Конференции принимали участие неправомочные лица, несуществующие структурные подразделения, что означает отсутствие кворума при принятии решений Конференции. В дополнительных пояснениях по делу указал, что кандидатура Председателя РО ДОСААФ России Томской области для представления на конференции 15.01.2020 должна была быть согласована с Главой Томской области, вместе с тем, кандидатура Черкашина В.В. была согласована лишь 29.01.2020. Из представленных ответчиком копий выписок протоколов конференций местных отделений невозможно установить точное время и место проведения конференций, персональный состав участников, не приложены журналы регистрации участников конференций с указанием документов, подтверждающих полномочия.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске и письменных пояснениях.
Истец ФИО2, представитель ответчика РО ДОСААФ России Томской области, третье лицо Черкашин В.В., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, не ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно отзыву представителя ответчика РО ДОСААФ России Томской области на исковое заявление, кворум для проведения VI внеочередной Конференции Регионального деления ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020 имелся, собрание конференции проводилось в соответствии с требованиями действующего законодательства и положений внутренних документов, чтения принятые в рамках работы конференции приняты в соответствии с требованиями Устава и Инструкции. Решения VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области не могли нарушить права и законные интересы истца, поскольку на дату проведения конференции ФИО2 не являлся членом ДОСААФ России. Довод истца о включении в повестку дня третьего вопроса об избрании председателя Регионального отделения ДОСААФ России Томской области не обоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Информационное письмо №388 от 27.12.2019г. носит характер уведомления о месте и времени предстоящей конференции, с целью обеспечения явки делегатов конференции. Данное письмо не является обязательным документом, утверждающим повестку дня конференции. 30.12.2019 состоялось устное согласование Председателем ДОСААФ России с Губернатором Томской области кандидатуры председателя Регионального отделения ДОСААФ России Томской области. В тот же день 30.12.2019 председателям местных отделений и начальникам образовательных учреждении ДОСААФ России Томской области было направлено письмо с расширенной повесткой дня, где включен вопрос об избрании председателя. Кроме того, в ходе проведения V отчетно-выборной конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области 25.09.2019 председателем регионального отделения ДОСААФ России по Томской области Черкашиным В.В. до делегатов доводилась информация о том, что выборы председателя Регионального отделения ДОСААФ России Томской области состоятся на VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области в январе 2020, о чем в протоколе V отчетно-выборной ференции имеется отметка. Не обоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела довод истца, а о том, что члены Наблюдательного Совета и Совета регионального отделения не являются членами местных/первичных организаций и не могут быть делегатами на конференции, поскольку Уставом или Положением никаких ограничений, связанных с профессиональной деятельностью членов либо с занятием ими должностей в органах государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, военного комиссариата, воинских формирований, не установлено, равно как и запрет на их участие в качестве делегатов. Акт комплексной проверки Регионального отделения ДОСААФ России Томской области и его подведомственных организаций ДОСААФ России Томской области от 17.10.2019, на который ссылается истец, не может быть принят, как доказательство по делу, так как указанный Акт содержит информацию о составе членов ДОСААФ Томской области (Совет ДОСААФ России по Томской области) в проверяемый период, а именно с 26.09.2014 по 25.09.2019. В Акте комплексной проверки указан предыдущий Совета Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, избранный в сентябре 2014 г., так как именно этот состав работал в проверяемый период. В качестве доказательства по делу истец ссылается на письмо б/н б/д в ответ на письмо № 3841 от 09.01.2020г., который в делопроизводстве Регионального отделения ДОСААФ России Томской области соответствующего содержания (представленный в материалы дела) с указанными реквизитами отсутствует. Местное отделение ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска реорганизовано путем присоединения к Местному отделению ДОСААФ России Кировского и Советского районов г. Томска. Делегаты местных отделений ДОСААФ России ЗАТО Северск Томской области, ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска были избраны в период II этапа отчетно-выборной компании 2019, участвовали в V конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, и, соответственно обладали полномочиями для участия в VI внеочередной Конференции Регионального ДОСААФ России Томской области. Также, ПОУ «СТК Верхнекетского района РО ДОСААФ России Томской области» и ПОУ «СТК Шегарского района РО ДОСААФ России Томской области» временно приостановили деятельность на неопределенный срок, однако, данная информация касается образовательных учреждений, местные отделения продолжают свою работу.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДОСААФ России является общероссийским добровольным, самоуправляемым отделением, общественно-государственным отделением (некоммерческим корпоративным юридическим лицом), созданным в виде общественно-государственной организации, осуществляющим свою деятельность на основе Конституции РФ, законодательства РФ, а также Устава ДОСААФ, утвержденного IX внеочередным (преобразовательным) Съездом РОСТО (ДОСААФ) — I съездом ДОСААФ России 17 декабря 2009 года изменения в Устав утверждены II внеочередным Съездом ДОСААФ России 20 января 2012 года IV внеочередным Съездом ДОСААФ России 17 декабря 2015 года.
Основными целями деятельности ДОСААФ России являются содействие укреплению обороноспособности страны, национальной безопасности и решению социальных проблем по соответствующим направлениям (п. 2.1 Устава).
В структуру ДОСААФ России входят региональные (межрегиональные), местные и первичные отделения ДОСААФ России, которые действуют на основании устава ДОСААФ России и не вправе принимать свои уставы (п. 3.2 Устава).
Согласно п. 3.4, 3.7 Устава в структуру региональных (межрегиональных) отделений ДОСААФ России входят местные и первичные отделения ДОСААФ России, в структуру местных отделений ДОСААФ России входят первичные отделения.
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» Томской области с 02.06.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 09.06.2022.
Поскольку Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» Томской области является организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками, ее деятельность регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Уставом Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России», иными локальными актами отделения.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 65.1 ГК РФ, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе участвовать в управлении делами корпорации, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, а также обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Из ч. 1 ст. 65.3 ГК РФ следует, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Согласно п. 8.3 Устава высшим руководящим органом регионального (межрегионального) отделения является конференция, которая вправе рассматривать и принимать решения по любому вопросу деятельности регионального (межрегионального) отделения. Конференция регионального (межрегионального) отделения проводится один раз в 5 лет. Внеочередные конференции созываются: по решению Совета регионального (межрегионального) отделения, по требованию не менее одной трети отделений ДОСААФ России, входящих в структуру соответствующего регионального (межрегионального) отделения, выраженному в решениях их конференций (собраний), по требованию Председателя ДОСААФ России.
Как следует из протокола №2 15.01.2020 проведена VI внеочередная Конференция Регионального отделения ДОСААФ России по Томской области с повесткой дня:
1. Итоги работы V Съезда ДОСААФ России и задачи оборонной организации на 2020-2024 годы;
2. Отчет председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области за период с 21.01.2015 по 15.01.2020,
3. Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области.
VI внеочередной Конференцией Регионального отделения ДОСААФ России по Томской области (протокол от 15.01.2020 №2) приняты решения:
По первому вопросу: 1. Принять к сведению и руководствоваться решениями V Съезда ДОСААФ России в повседневной деятельности. 2. Довести решения V Съезда ДОСААФ России до местных и первичных отделений ДОСААФ России Томской области для практической реализации в дальнейшей деятельности всех структурных подразделений.
По второму вопросу: Работу председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области Черкашина В.В. за отчетный период признать «удовлетворительной».
По третьему вопросу: Избрать председателем регионального отделения ДОСААФ России Томской области Черкашина В.В.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, ФИО2 указал, что при проведении 15.01.2020 VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России по Томской области был существенно нарушен порядок созыва, проведения Конференции и отсутствие необходимого кворума при принятии решений.
На основании подп. 1.1 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности в случаях, предусмотренных законом, могут возникать из решений собраний.
Согласно ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным по заявлению участника соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавшего участия в собрании или голосовавшего против принятия оспариваемого решения при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания или у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия (п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).
В силу ст.181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В пункте 104 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что правила главы 9.1 к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Согласно доводам истца, был нарушен порядок уведомления о проведении внеочередной конференции, выразившийся в сокрытии части информации о вопросах повестки дня (3: Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области), ввиду чего делегаты были лишены возможности согласования позиции по данному вопросу с иными членами местных отделений, входящих в структуру ДОСААФ России Томской области, а следовательно, решение Конференции по 3 вопросу повестки дня ничтожно. Также, кандидатура Председателя РО ДОСААФ России Томской области для представления на конференции 15.01.2020 должна была быть согласована с Главой Томской области, вместе с тем, кандидатура Черкашина В.В. была согласована лишь 29.01.2020.
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; изменение устава некоммерческой организации; определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами; образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации; принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (ч. 2 ст. 65.3 ГК РФ).
Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.
Согласно п. 8.4 Устава к исключительной компетенции конференции регионального (межрегионального) отделения относятся: определение основных направлений деятельности регионального (межрегионального) отделения; заслушивание и утверждение отчетов Совета регионального (межрегионального) отделения и контрольно-ревизионной комиссии регионального (межрегионального) отделения; избрание из числа членов ДОСААФ России председателя регионального (межрегионального) отделения и досрочное прекращение его полномочий; избрание Совета регионального (межрегионального) отделения и досрочное прекращение его полномочий (полномочий его членов), довыборы новых членов взамен выбывших; избрание контрольно-ревизионной комиссии регионального (межрегионального) отделения и досрочное прекращение ее полномочий (полномочий ее членов), довыборы новых членов взамен выбывших, решение иных вопросов в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.
В силу п. 8.5 Устава конференция признается правомочной, если в ее работе принимают участие делегаты от более половины отделений, входящих в структуру регионального (межрегионального) отделения. Порядок проведения конференции и нормы представительства от отделений, входящих в структуру регионального (межрегионального) отделения, устанавливается Советом регионального (межрегионального) отделения.
Решения конференции принимаются простым большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции. Решения по вопросам исключительной компетенции конференции принимаются двумя третями голосов делегатов, присутствующих на конференции.
Аналогичные положения изложены в ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Председатель регионального (межрегионального) отделения и его заместителя являются участниками (делегатами) конференции по должности (п. 8.6 Устава).
Согласно протоколу №2 26.11.2019 II Пленумом Совета регионального отделения ДОСААФ России Томской области приняты решения: созвать VI внеочередную конференцию регионального отделения ДОСААФ России Томской области 15.01.2020 (вопрос повестки дня №1), с отчетным докладом о работе регионального отделения ДОСААФ России Томской области за период с 21.01.2015 по 15.01.2020 поручить выступить председателю Черкашину В.В. на VI внеочередной конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области, повестку дня, проект постановления по отчетному докладу о работе регионального отделения ДОСААФ России Томской области за отчетный период одобрить и вынести на обсуждение конференции (вопрос повестки дня №2.1, 2.2), списки предложенных кандидатур для избрания в состав рабочих органов, регламент и порядок работы конференции одобрить и вынести на обсуждение делегатов конференции (вопрос повестки дня №3.1).
Таким образом, порядок проведения VI внеочередной конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области 15.01.2020, повестка дня и порядок ее утверждения были установлены при проведении II Пленума Совета регионального отделения ДОСААФ России Томской области 26.11.2019 (протокол от 26.11.2019 №2), что соответствует положениям п. 8.5 Устава.
Вопрос №3 повестки дня VI внеочередной конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области 15.01.2020 (Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области) содержался в Приложении №2 к протоколу от 26.11.2019 №2 II Пленума Совета регионального отделения ДОСААФ России Томской области.
27.12.2019 за №388 председателем РО ДОСААФ России Томской области Черкашиным В.В. в адрес председателей местных отделений и начальникам образовательных учреждений ДОСААФ России Томской области направлено письмо, согласно которому 15.01.2019 состоится VI внеочередная Конференция регионального отделения ДОСААФ России Томской области с повесткой дня: 1. Итоги работы V Съезда ДОСААФ России и задачи оборонной организации на 2020-2024 годы; 2. Отчет председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области за период с 21.01.2015 по 15.01.2020 года (докладчик Черкашин В.В.). Предложено председателям местных отделений и начальников образовательных учреждений обеспечить присутствие делегатов для участия в работе Конференции в соответствии с приложенным списком.
30.12.2019 за №394 председателем РО ДОСААФ России Томской области Черкашиным В.В. в адрес председателей местных отделений и начальникам образовательных учреждений ДОСААФ России Томской области направлено письмо, согласно которому в дополнение к исх. №388 от 27.12.2019 сообщается развернутая повестка дня VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области, которая состоится 15.01.2020, помимо вопросов №1 и №2 повестка дня дополнена вопросом №3: Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области.
15.01.2020 делегатам Внеочередной конференции РО ДОСААФ России Томской области председателем ДОСААФ России направлено письмо №1-к/07 о предоставлении на рассмотрение Внеочередной конференции кандидатуры Черкашина В.В. для избрания на должность председателя РО ДОСААФ России Томской области, указано, что внеочередную конференцию РО ДОСААФ России Томской области созвать 15.01.2020 в г. Томске.
На основании изложенного, доводы истца о том, что был нарушен порядок уведомления о проведении внеочередной конференции, выразившийся в сокрытии части информации о вопросах повестки дня (3: Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области), суд признает несостоятельными, поскольку уведомление делегатов о повестки дня VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области было надлежащим, вопрос №3 повестки дня был сообщен делегатам 30.12.2019 путем направления соответствующего письма №394.
Кроме этого, суд учитывает те обстоятельства, что локальными актами ДОСААФ России не предусмотрено обязательное уведомление о повестке дня конференции как членов ДОСААФ России Томской области, так и делегатов, порядок проведения конференции и соответственно, утверждение повестки дня устанавливается Советом регионального отделения ДОСААФ России Томской области, что и было сделано при проведении II Пленума Совета регионального отделения ДОСААФ России Томской области 26.11.2019 (протокол от 26.11.2019 №2), которым повестка дня VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области одобрена и постановлено вынести ее на обсуждение делегатов конференции.
Как предусмотрено протоколом VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020 повестка дня, в том числе вопрос №3 повестки дня (Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области) вынесена на обсуждение делегатов и одобрена ими единогласно («за» - 48).
Таким образом, доводы истца в указанной части не свидетельствуют о нарушении порядка созыва VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020.
Согласно ч. 3 си. 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
В силу п. 8.14 Устава председатель регионального (межрегионального) отделения ДОСААФ России является единоличным исполнительным органом регионального (межрегионального) отделения. Председатель избирается на конференции регионального (межрегионального) отделения двумя третями голосов, присутствующих делегатов сроком на 5 лет.
Представление конференции кандидатуры для избрания председателем регионального (межрегионального) отделения ДОСААФ России осуществляется Председателем ДОСААФ России по согласованию с главой соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6.7 Инструкции о порядке проведения отчетов и выборов в ДОСААФ России (далее - Инструкция)).
Согласно протоколу VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020 при рассмотрении вопроса №3 повестки дня председателем РО ДОСААФ России Томской области единогласно избран Черкашин В.В.
Как следует из письма Губернатора Томской области от 29.01.2020 №СЖ-15-150 (исх. №1-к/1135 от 19.12.2019), кандидатура Черкашина В.В., представленная к избранию на должность председателя РО ДОСААФ России Томской области, согласована.
Таким образом, на момент проведения VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020, кандидатура Черкашина В.В. на должность председателя РО ДОСААФ России Томской области не была согласована Председателем ДОСААФ России с Губернатором Томской области.
В соответствии с доводами ответчика 30.12.2019 состоялось устное согласование Председателем ДОСААФ России с Губернатором Томской области кандидатуры председателя РО ДОСААФ России Томской области, вместе с тем, ответчиком в материалы дела не представлено достоверных и объективных доказательств, подтверждающих согласование кандидатуры председателя на момент проведения конференции (15.01.2020).
На основании изложенного, доводы истца в указанной части являются законными и обоснованными, свидетельствующими о существенном нарушении п. 8.14 Устава в части порядка избрания председателя регионального (межрегионального) отделения ДОСААФ России, а значит решение VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, оформленное протоколом №2 от 15.01.2020, по вопросу повестки дня №3 - Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области, является недействительным.
Также, согласно доводам истца в состав Наблюдательного совета и Совета регионального отделения входят представители органов власти субъекта Российской Федерации, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, военного комиссариата, воинских формирований и общественных организаций, одновременно явившиеся делегатами на Конференции, имеющие право на голосование. Не учтено, что данные лица входят в Наблюдательный совет как представители органов государственной власти, но не являются членами местных/первичных отделений, а потому не могут быть делегатами на Конференции, и не уполномочены на принятие оспариваемого решения Конференции.
Для представления интересов государства в общественно-государственной организации ДОСААФ России создается Наблюдательный совет. Наблюдательный совет является постоянно действующим координационным и надзорным органом (п. 7.1 Устава).
Порядок формирования Наблюдательного совета и организация его работы определяются положением о Наблюдательном совете (п. 7.3 Устава).
Протоколом Президиума Совета РО ДОСААФ России Томской области от 01.03.2016 №1 утверждено Положение о Наблюдательном совете РО ДОСААФ Томской области (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 2.2 Положения в состав Наблюдательного совета включаются: по согласованию заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по согласованию 1 представитель от законодательного органа Томской области, по согласованию 1 представитель от общественной палаты при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, по согласованию по 1 представителю от органов исполнительной власти РФ и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (в том числе от старшего начальника органа военного управления Томской области, управления образования Томской области, управления по физической культуре, спорту и туризму Томской области, главного управления МЧС по Томской области, управления здравоохранения Томской области, главного внутренних дел по Томской области, органов местного самоуправления), два представителя от РО ДОСААФ России (председатель РО ДОСААФ России и один из его заместителей). Кроме того в состав Наблюдательного совета могут быть включены представители аппарата Центрального совета ДОСААФ России, представители Председателя ДОСААФ России в Федеральных округах Российской Федерации.
Согласно п. 8.7, 8.8, 8.11 Устава в период между конференциями руководство региональным (межрегиональным) отделением осуществляет его Совет, избираемый на конференции сроком на 5 лет. Совет регионального (межрегионального) отделения является постоянно действующим руководящим органом регионального (межрегионального) отделения. В состав Совета регионального (межрегионального) отделения могут входить представители органов власти субъекта Российской Федерации, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, военного комиссариата, воинских формирований и общественных организаций.
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения отчетов и выборов в ДОСААФ России, утвержденной Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России протоколом от 19.12.2016 №97 (далее - Инструкция), на конференцию местных отделений ДОСААФ России делегаты избираются на собраниях первичных отделений ДОСААФ России, на конференцию региональных (межрегиональных) отделений ДОСААФ России делегаты избираются на конференциях местных отделений ДОСААФ России (п. 2.1).
Порядок проведения Съезда и нормы представительства от региональных (межрегиональных) отделений ДОСААФ России устанавливаются Центральным советом ДОСААФ России. Нормы представительства устанавливаются исходя из численности членов ДОСААФ России – физических лиц, но не менее одного делегата от отделения ДОСААФ России (п.2.2 Инструкции).
Членство в ДОСААФ России является обязательным условием выборов в руководящие органы ДОСААФ России (п. 4.2 Инструкции).
Согласно п. 4.2 Инструкции в состав советов ДОСААФ России могут быть выдвинуты члены ДОСААФ России, не являющиеся делегатами Съезда, конференции, а также представители органов власти и общественных объединений, субъектов (муниципальных образований), территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, находящиеся на территории данного субъекта РФ.
Пунктом 4.1 Устава установлено, что членами ДОСААФ России могут быть граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, а также юридические лица – общественные объединения, в том числе молодежные и детские, разделяющие ценности ДОСААФ России, признающие и выполняющие настоящий Устав.
Таким образом, в состав Наблюдательного совета и Совета регионального отделения могут входить члены ДОСААФ России, как являющиеся, так и не являющиеся делегатами Съезда, конференции; представители органов власти и общественных объединений, субъектов (муниципальных образований), территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, находящиеся на территории данного субъекта РФ.
При этом, Инструкцией либо иными локальными актами ДОСААФ России не установлено, что представитель органа власти, входящий в состав Наблюдательного совета и Совета регионального отделения, в обязательном порядке должен являться членом ДОСААФ России, либо установлен запрет на его участие одновременно и в составе, и в качестве делегата. Требование относительно членства в ДОСААФ России предусмотрено только для выборов в руководящие органы, при этом, данное требование относится к иным лицам (гражданам РФ и общественным объединениям), не являющимися представителями органов власти субъекта Российской Федерации, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, военного комиссариата, воинских формирований и общественных организаций.
На основании изложенного, доводы истца об участии представителей органов государственной власти одновременно в качестве делегатов и членов Наблюдательного совета и Совета регионального отделения, отсутствие сведений об их членстве в ДОСААФ России, суд признает несостоятельными, поскольку указанное не противоречит законодательству РФ и локальным актам ДОСААФ России, а значит не свидетельствует об отсутствии полномочий указанных лиц при принятии решения Конференции.
Как следует из доводов истца, решение является недействительным, поскольку в конференции приняли участие МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области, МО ДОСААФ России ЗАТО Северск (деятельность прекращена), ПОУ «Спортивно-технический клуб Верхнекетского района…», ПОУ «Спортивно-технический клуб Шегарского района…» (деятельность приостановлена), что свидетельствует об их незаконном допуске к голосованию в рамках Конференции, а значит об отсутствии кворума для принятия решений.
Как было ранее установлено, на конференцию региональных (межрегиональных) отделений ДОСААФ России делегаты избираются на конференциях местных отделений ДОСААФ России (п. 2.1 Инструкции).
Согласно п. 2.3 Инструкции полномочия делегатов конференции местных, региональных (межрегиональных) отделений сохраняются до очередных выборов для участия в работе внеочередных конференций, подтверждаются выписками из протоколов собраний, конференций и анкетами делегатов.
Как следует из протокола №2 VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020, списка делегатов, в принятии решений на VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020 приняли участие в общей сложности 48 делегатов (всего 62 делегата): Черкашин В.В. – председатель, 1 представитель МО ДОСААФ России г. Томска Томской области, 9 представителей МО ДОСААФ России Кировского и Советского районов г. Томска Томской области, 9 представителей МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области, 3 представителя МО ДОСААФ России г. Асино Томской области, 3 представителя МО ДОСААФ России г. Стрежевого Томской области, 3 представителя МО ДОСААФ России Верхнекетского района Томской области, 3 представителя МО ДОСААФ России Зырянского района Томской области, 3 представителя МО ДОСААФ России Кожевниковского района Томской области, 2 представителя МО ДОСААФ России Молчановского района Томской области, 2 представителя МО ДОСААФ России Тегульдетского района Томской области, 3 представителя МО ДОСААФ России Томского района Томской области, 2 представителя МО ДОСААФ России Чаинского района Томской области, 1 представитель МО ДОСААФ России Шегарского района Томской области.
Полномочия каждого делегата VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020 подтверждаются: выписками из протоколов Местных отделений от 11.04.2019 №8, 15.06.2019, 13.05.2019, 25.06.2019 №5, 21.05.2019, 20.06.2019, 28.06.2019, 05.06.2019, 12.06.2019, 16.06.2019, 28.06.2019, 29.06.2019, 18.06.2019, 09.06.2019, анкетами делегатов, временными удостоверениями и мандатами.
Доводы истца об отсутствии в копиях выписок протоколов конференций местных отделений точного времени и места проведения конференций, персонального состава участников, отсутствие журналов регистрации участников конференций с указанием документов, подтверждающих полномочия, суд признает несостоятельными, не свидетельствующими об отсутствии у делегатов местных отделений полномочий на принятие решений, учитывая, что решения об избрании делегатов местных отделений, оформленные протоколами конференций, не признаны в установленном законом порядке недействительными.
В силу п. 8.5 Устава конференция признается правомочной, если в ее работе принимают участие делегаты от более половины отделений, входящих в структуру регионального (межрегионального) отделения.
Решения конференции принимаются простым большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции. Решения по вопросам исключительной компетенции конференции принимаются двумя третями голосов делегатов, присутствующих на конференции.
По всем вопросам повестки дня делегаты проголосовали единогласно («за» - 48), в том числе по вопросу исключительной компетенции (выборы председателя РО ДОСААФ России Томской области).
Из доводов истца и представленной им в материалы дела копии письма №3841 от 09.01.2020 от имени председателя РО ДОСААФ России Томской области Черкашина В.В. в адрес Врио военного прокурора Томской области в РО ДОСААФ России Томской области следует, что в перечень организаций ДОСААФ России входят в том числе: Местное отделение ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области, Местное отделение ДОСААФ России Кировского и Советского районов г. Томска Томской области, находятся на стадии реорганизации, деятельность Местного отделения ДОСААФ России ЗАТО Северск, ПОУ «СТК Верхнекетского района РО ДОСААФ России Томской области», ПОУ «СТК Шегарского района РО ДОСААФ России Томской области» временно приостановлена на неопределенный срок.
Согласно сводному отчету о структуре и численном составе РО ДОСААФ России Томской области, сведениям местных и первичных отделений РО ДОСААФ России Томской области, по состоянию на 01.01.2019, 01.01.2020 в состав РО ДОСААФ России Томской области входили 14 местных отделений и 1 областное отделение, в том числе: МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области, МО ДОСААФ России ЗАТО Северск; по состоянию на 01.01.2021 прекращена деятельность МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области путем реорганизации в форме присоединения к МО ДОСААФ России Кировского и Советского районов г. Томска Томской области, которое в дальнейшем переименовано в МО ДОСААФ России г. Томска Томской области, прекращена деятельность МО ДОСААФ России ЗАТО Северск – исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Указанные обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРЮЛ от 09.06.2020, 29.08.2022, согласно которым 24.12.2019 в отношении МО ДОСААФ России ЗАТО Северск внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, 27.11.2019 в отношении МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к МО ДОСААФ России г. Томска Томской области.
Вместе с тем, вопреки доводами истца, в силу п. 2.3 Инструкции полномочия делегатов, участвующих VI внеочередной Конференции регионального отделения ДОСААФ России Томской области 15.01.2020 сохраняли свое действие, учитывая также те обстоятельства, что на момент избрания делегатов МО ДОСААФ России Ленинского и Октябрьского районов г. Томска Томской области (25.06.2019), МО ДОСААФ России ЗАТО Северск (16.06.2019) деятельность указанных местных отделений не была прекращена.
Кроме этого, доводы истца о приостановке деятельности ПОУ «СТК Верхнекетского района РО ДОСААФ России Томской области», ПОУ «СТК Шегарского района РО ДОСААФ России Томской области», являющимися образовательными учреждениями, не свидетельствует об отсутствии необходимого кворума либо нарушении порядка проведения конференции, поскольку участие в голосовании принимали делегаты местных отделений ДОСААФ России Верхнекетского района Томской области, ДОСААФ России Шегарского района Томской области, деятельность которых не была приостановлена.
Таким образом, VI внеочередная Конференция регионального отделения ДОСААФ России Томской области от 15.01.2020 являлась правомочной, полномочия участников конференции – делегатов местных отделений подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, решения конференции приняты в соответствии с необходимым кворумом.
Доводы ответчика РО ДОСААФ России Томской области об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца в связи с тем, что ФИО2 не является членом ДОСААФ России, суд не принимает во внимание, поскольку решением Ленинского районного суда г. Томска от 11.02.2022, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 05.07.2022, решение общего собрания первичного отделения аппарата Совета регионального отделения ДОСААФ России Томской области в части исключения ФИО2 из членов ДОСААФ России, оформленное протоколом №1 от 15.03.2019, признано недействительным.
При вышеуказанных обстоятельствах, исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу, что ответчиком РО ДОСААФ России Томской области были допущены существенные нарушения в части порядка избрания председателя регионального (межрегионального) отделения ДОСААФ России, а значит решение VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, оформленное протоколом №2 от 15.01.2020, по вопросу повестки дня №3 - Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области, является недействительным. Доводы истца о нарушении порядка созыва, проведения и принятия решений VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, оформленное протоколом №2 от 15.01.2020 в остальной части своего подтверждения не нашли.
С учетом изложенного исковые требования ФИО2 о признании недействительным решения VI внеочередной Конференции Регионального отделения ДОСААФ России Томской области, оформленное протоколом №2 от 15.01.2020, по вопросу повестки дня №3 - Выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в указанной части, в удовлетворении остальной части исковых требований необходимо отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителя, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Томской области о признании недействительным решения конференции удовлетворить частично.
Признать решение VI внеочередной Конференции Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Томской области, оформленное протоколом №2 от 15.01.2020, по вопросу повестки дня №3 – выборы председателя регионального отделения ДОСААФ России Томской области, недействительным.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Томской области в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: (подпись) А.М. Зезюн
Мотивированный текст решения изготовлен 14 сентября 2022 года.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий судья: А.М. Зезюн
Секретарь: Д.Е. Лавриченко
«___»_________2022г.
Подлинный документ подшит в деле 2-12/2022 в Октябрьском районном суде г.Томска