Дело № 2-1044/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Сахновской О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Новгородцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о признании незаконным предоставление имущественного налогового вычета, взыскании налога на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО1 с требованием о признании незаконным предоставление имущественного налогового вычета за (иные данные), взыскании налога на доходы физических лиц в размере (иные данные). В обоснование требований указал на то, что в ходе проверки исполнения в войсковой части (№) налогового законодательства было установлено, что (дата) между военнослужащим войсковой части (№)ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи квартиры с использованием ипотечного кредита, расположенной по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), стоимостью (иные данные) рублей. (дата)ФИО1 на основании кредитного договора на покупку недвижимости ОАЛ «Газпромбанк» предоставлен целевой кредит на приобретение квартиры в размере (иные данные). Целевой жилищный заем в размере (иные данные) в качестве первоначального взноса предоставлен ФИО1, являющемуся участником НИС жилищного обеспечения военнослужащих ВС РФ ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Возврат кредита и уплата процентов за пользование кредитом осуществляется за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной сиситемы обеспечения военнослужащих». Таким образом, 3 300 000 рублей, использованные для приобретения вышеуказанной квартиры, являются средствами федерального бюджета. (дата)ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре (адрес) с заявлением о предоставлении ему имущественного налогового вычета по фактически произведенным расходам, связанным с приобретением квартиры, на основании которого ему был возвращен налог на доходы физических лиц за (дата) год в размере (иные данные). (дата)ФИО1 вновь обратился с аналогичным заявлением в ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, на основании которого (дата) ему был возвращен имущественный налоговый вычет за (дата) год в размере (иные данные). Полагая, что данные вычеты получены ответчиком незаконно, обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО3, действующий на основании доверенности от (дата), в судебном заседании требования поддержала, дала пояснения, соответствующие изложенному выше.
В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования признал и пояснил, что он не знал о том, что не может получить налоговый вычет. В настоящее время он подал рапорт о том, что бы у него из заработной платы удерживали незаконно полученные им денежные средства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
В соответствии с п. 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
В силу ст. 9 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" ФИО1 относится к категории военнослужащих - участников накопительно - ипотечной системы.
Согласно ст. 4 указанного закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Пунктом 4 ст. 3 названного закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
В силу положений ст. 11 данного закона получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения налогового законодательства в войсковой части (№), в результате которой установлено, что ФИО1, являясь участником накопительной ипотечной системы неправомерно воспользовался имущественным налоговым вычетом за (дата) по приобретенной им квартире.
Как следует из материалов дела, (дата) между ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли-продажи с использованием ипотечного кредита квартиры, расположенной по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес)69. Стоимость жилого помещения установлена (иные данные), из которых, согласно договору (иные данные) оплачивается за счет кредитных средств, предоставленных «Кредитором-Залогодержателем» и (иные данные) - за счет средств целевого жилищного займа.
Согласно кредитному договору (№).(№) от (дата) ОАО «Газпромбанк» предоставило заемщику – ФИО1 целевой кредит на покупку квартиры в размере (иные данные).
По условиям данного договора возврат кредита и уплата процентов осуществляется заемщиком за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого заемщику уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих – ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»
Исходя из положений Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" суд приходит к выводу, что денежные средства в размере 3 300 000 рублей являются средствами федерального бюджета.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата)(иные данные) за ФИО1 зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес)69.
Заключениями ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре (№) от (дата) на сумму (иные данные) и (№) от (дата) на сумму (иные данные)ФИО1, в связи с предоставлением имущественного вычета, произведен возврат ранее уплаченного налога на доходы физических лиц в общей сумме (иные данные).
Таким образом, в силу положений п. 5 ст. 220 НК РФ, учитывая, что улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суд приходит к выводу, что у ответчика не возникло право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем, предоставление ответчику налогового вычета не может быть признано законным.
В соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с п.1 и 4 Положения «О федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти. Налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, каковым в данном случае является ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре.
Поскольку ФИО1 без установленных законом оснований приобрел за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере суммы налогового вычета в сумме (иные данные), суд приходит к выводу о том, что с ФИО1 в доход Федерального бюджета следует взыскать сумму необоснованно возращенного налога на доходы физических лиц в размере сумме (иные данные).
При этом, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку в силу ст.39 ГПК РФ это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно статье 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 575 рублей 30 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в защиту интересов Российской Федерации - удовлетворить.
Признать незаконным предоставление ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре (адрес)ФИО1 имущественного налогового вычета за 2013 год, 2014 год и возврата налога на доходы физических лиц на сумму 237 530 рублей.
Взыскать с ФИО1 сумму необоснованно возвращенного налога на доходы физических лиц в размере 237 530 рублей, с перечислением УФК по (адрес) (ИФНС РФ по г. Комсомольска-на-Амуре (адрес)) ИНН (адрес), КПП (№), Банк получателя: Отделение Хабаровск БИК банка получателя (№), № расчетного счета 40(№), ОКТМО 08709000001, КБК 18(№).
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 575 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Сахновская О.Ю.