ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1045/2015 от 02.11.2015 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

2-1045/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Великий Устюг 02 ноября 2015 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,

при секретаре Остроумовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района об отмене постановления от 12 апреля 2011 года и восстановлении в учетном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Великоустюгского муниципального района об отмене постановления от 12 апреля 2011 года и восстановлении в учетном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование своих требований указала, что решением Великоустюгского районного суда от 08 мая 1990 года ее мать Р.М. лишена родительских прав. Отец в актовой записи о ее рождении записан со слов матери. В связи с этим обстоятельством в 1990 году она была помещена первоначально в ГОУ ВО «Великоустюгский детский дом », а затем воспитывалась в ГОУ «Великоустюгский детский дом » и находилась там с ... года по ... года. Решением администрации от 25 апреля 1990 года за ней была закреплена жилая площадь по адресу: .... В 1998 году ей стало известно, что жилой дом, который был закреплен за ней в д. ..., был продан, и она была снята с регистрационного учета. В 1999 году решением жилищной комиссии администрации района от 30 июля 1999 года она была поставлена в очередь для получения жилой площади в список детей-сирот. На момент выхода из детского дома она не имела ни регистрации по месту жительства, ни жилого помещения. По разрешению директора детского дома Б.В. во время учебы в ГОУ ВО «Профессиональный лицей » г. Великий Устюг, она проживала в детском доме. По ходатайству Великоустюгского детского дома администрацией МО «Город Великий Устюг» в 2006 году ей была выделена жилая комната 20,57 кв. метров в доме коммунального заселения по адресу: ..., с печным отоплением, без благоустройств. По этой причине в 2011 году постановлением от 12 апреля 2011 года ее сняли с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, мотивируя тем, что ей была предоставлена жилая площадь в муниципальном жилом фонде. Комната, которая была предоставлена не соответствует санитарным нормам предоставления жилых помещений гражданам. В предоставленной комнате она не проживала ни дня, так как жить там было невозможно. В комнате печь в неисправном состоянии, туалетом пользоваться невозможно, так как он в аварийном состоянии, рамы все сгнили, стекла выбиты, натопить комнату просто невозможно. В соответствии с Законом Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы исполнительной власти должны обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в надлежащем санитарном и техническом состоянии.

В настоящее судебное заседание административный истец ФИО1 и ее представитель В.С. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании 05 октября 2015 года административный истец ФИО1 и ее представитель В.С. требования поддержали в полном объеме, сослались на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

ФИО1 дополнительно пояснила, что после окончания ГОУ «Профессиональный лицей » она поступила на учебу в Педагогический институт и проживала в гор. Вологда на съемной квартире. В гор. Великий Устюг приезжала редко. Когда приезжала, обращалась в детский дом и администрацию по поводу невозможности проживания в предоставленном ей жилом помещении. Договор социального найма она подписала 22 мая 2006 года, ключи от комнаты передали позднее через представителей детского дома. Комнату до заключения договора найма ей не показывали. Она подписала договор, поскольку у нее не было регистрации. После того, как она посмотрела комнату, оказалось, что она не пригодна для проживания, не отвечает санитарным нормам. Туалет разрушен. В комнате печь находилась в аварийном состоянии.

Представитель административного истца В.С. дополнительно пояснила, что ФИО1 была выпущена из детского дома без регистрации и собственного жилого помещения. Нужно было устроиться на работу, учиться. После того, как ФИО1 закончила лицей, уехала в гор. Вологда, поступила в институт. У нее не было ни денег, ни работы, ни жизненного опыта, порядок обжалования постановления о снятии с учета ей разъяснен не был ни представителями администрации, ни представителями детского дома, в связи с чем просит признать причину пропуска срока подачи административного искового заявления в суд уважительной и восстановить срок для обращения в суд с настоящим заявлением.

Представитель административного ответчика - администрации Великоустюгского муниципального района Л.Е. с требованиями не согласна. Пояснила, что постановлением Главы Великоустюгского муниципального района от 02 августа 1999 года «О постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обмене и бронировании жилых помещений» ФИО1 включена в список граждан, поставленных на учет для получения жилой площади в фонде администрации по категории «дети-сироты». Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 14 октября 2005 года «О распределении жилой площади» принято решение выдать ФИО1 ордер на жилую площадь по адресу: ... (жилая площадь 20,57 кв. метров). 22 мая 2006 года заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда между администрацией МО «Город Великий Устюг» и ФИО1 Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 12 апреля 2011 года «О внесении изменений в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО1 снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи с предоставлением жилой площади в муниципальном жилом фонде Великоустюгского муниципального района. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22 августа 2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 года) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 02 июня 2005 года «Об установлении нормы предоставления жилой площади по договорам социального найма, учетной нормы жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору в размере 9,5 кв. метров жилой площади на одного человека. Таким образом, ФИО1 была обеспечена жилой площадью в соответствии с действующим на то момент законодательством Российской Федерации, которое не предусматривало предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Выписка из постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 12 апреля 2011 года «О внесении изменений в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» выдана лично ФИО1 16 октября 2012 года, то есть она узнала о том, что исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий более двух лет назад. Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также возможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Считает, что ФИО1 использовала свое право на обеспечение жилым помещением, пропустила срок обращения в суд, просит суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Свидетель К.Е. суду показала, что ей известно, что ФИО1 не проживала в предоставленной ей комнате, поскольку комната не пригодна для постоянного проживания, нет туалета. Когда ФИО1 приезжала из гор. Вологды, останавливалась у нее. ФИО1 обращалась в администрацию с требованиями поменять жилое помещение, но ее отправляли обратно.

Свидетель Е.Т. суду показала, что ФИО1 в 2005 году была выпускником детского дома, в котором она работала, обучалась в ПЛ-44, получила профессию парикмахер. Далее решила продолжить обучение в вузе гор. Вологды. Там проживает. ФИО1 была предоставлена комната по адресу: ..., которая оказалась непригодной для постоянного проживания: печь разрушена, голые стены, стекол в окнах не было, туалета найти не могли; был нужен капитальный ремонт. Они писали заявление в ЖКХ или в администрацию, после чего обоями оклеили стены. В предоставленной комнате ФИО1 не проживала ни одного дня.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением Великоустюгского районного суда от 08 мая 1990 года мать ФИО1 М. лишена родительских прав. Отец в актовой записи о рождении ребенка записан со слов матери. В 1990 году ФИО1 была помещена первоначально в ГОУ ВО «Великоустюгский детский дом », а затем воспитывалась в ГОУ «Великоустюгский детский дом » и находилась там с ... года по ... года, проживала в данный период и была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., находилась на полном государственном обеспечении.

Решением исполнительного комитета Великоустюгского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 1990 года за ней была закреплена жилая площадь по адресу: .... В 1998 году ФИО1 стало известно, что жилой дом, который был закреплен за ней в д. ..., был продан, и она была снята с регистрационного учета.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Великоустюгского муниципального района от 30 июля 1999 года ФИО1 была поставлена в очередь для получения жилой площади в список детей-сирот.

Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района «О распределении жилой площади» от 14 октября 2005 года принято решение выдать ФИО1 ордер на жилую площадь по адресу: ... (жилая площадь 20,57 кв. метров).

22 мая 2006 года заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда между администрацией МО «Город Великий Устюг» и ФИО1

Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 12 апреля 2011 года «О внесении изменений в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО1 снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи с предоставлением жилой площади в муниципальном жилом фонде Великоустюгского муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).

Выписка из постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 12 апреля 2011 года «О внесении изменений в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» выдана ФИО1 16 октября 2012 года.

С учетом приведенных административным истцом ФИО1 и ее представителя В.С. доводов о том, что ФИО1 проживала, училась и работала в гор. Вологда, порядок обжалования постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 12 апреля 2011 года «О внесении изменений в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ей разъяснен не был, в силу своего образования и жизненного опыта до обращения за помощью к представителю, самостоятельно подать заявление она не смогла, суд считает возможным восстановить ФИО1 срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22 августа 2004 года, действовавшей на момент предоставления ФИО1 жилого помещения) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 22 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в следующих случаях: по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении обслуживания; по окончании воспитания в приемной семье; при прекращении опеки (попечительства); по окончании воспитания в приемной семье; по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В порядке, установленном частью первой настоящей статьи, право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания либо утраты закрепленного жилого помещения в результате пожара или стихийного бедствия, заселения другими жильцами.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 02 июня 2005 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, учетной нормы жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9,5 кв. метров жилой площади на одного человека.

Из представленных документов следует, что жилое помещение, предоставленное ФИО1, имеет жилую площадь 20,57 кв. метров.

Таким образом, ФИО1 была обеспечена жилой площадью в соответствии с действующим на тот момент законодательством Российской Федерации.

Считая предоставленное жилое помещение непригодным для проживания, 13 августа 2015 года ФИО1 обратилась в администрацию МО «Город Великий Устюг» с заявлением о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., непригодным для проживания.

По заключению межведомственной комиссии от 29 октября 2015 года жилое помещение, предоставленное ФИО1, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодно для проживания.

В настоящее время данное заключение никем не обжаловано и недействительным не признано.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Поскольку на момент вынесения постановления от 12 апреля 2011 года ФИО1 была обеспечена жильем, в отношении которого с ней 22 мая 2006 года был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, данное жилое помещение непригодным для проживания не признано, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района об отмене постановления от 12 апреля 2011 года и восстановлении в учетном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Т.Г. Зеленская