Дело № 2-1045/2021
27RS0004-01-2021-000007-47
Решение
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г.Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Карпенко А.В.,
с участием представителя истца ст.помощника прокурора Хабаровского транспортного прокурора Тощаковой Е.В.,
представителя ответчика Марюшиной Е.С., действующей на основании доверенности №11239-14 от 16.12.2020
при секретаре судебного заседания Анненковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанности,
Установил:
Хабаровский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по <адрес> о возложении обязанности.
Свои требования истец мотивировал тем, что Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними подразделениями Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. В силу требований ч.2 ст.17, ч.3 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственная регистрация, классификация и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п.1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Согласно п.7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, государственный надзор включает в себя надзор за маломерными судами, проверки документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, право судоводителя управлять маломерным судном и годность маломерного судна к плаванию, применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В целях реализации указанных полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено Биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта). Согласно положению об инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам по Бикинскому, Вяземскому районам и району имени Лазо Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, утвержденному 01.07.2019 начальником Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Волынкиным О.Ж., указанное инспекторское отделение является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. Проведенным транспортной прокуратурой анализом исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования. Из указанного выше перечня, инспекторское отделение по Бикинскому, Вяземскому районам и району имени Лазо укомплектовано 1 биноклем типа БН-12, не укомплектовано остальным оборудованием, что не позволяет в полной мере осуществляет функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия. Выявленные нарушения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними свидетельствуют о не выполнении должностными лицами Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю задач осуществления государственного и технического надзора за маломерными судами и базами сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. Просит суд обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам по Бикинскому, Вяземскому районам и району имени Лазо Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: 2 биноклями типа БН-12, 1 барометром, 3 26-мм сигнальными пистолетами, 75-мм сигнальными патронами различных огней, 50 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС, 3 радарами для измерения скорости маломерного судна.
Хабаровский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанности. Просил обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам по г.Амурску и Амурскому району Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: 2 биноклями типа БН-12, 1 барометром, 3 26-мм сигнальными пистолетами, 75-мм сигнальными патронами различных огней, 50 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС, 3 радарами для измерения скорости маломерного судна.
Хабаровский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанности. Просил обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам по Хабаровскому району Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: 3 биноклями типа БН-12, 1 барометром, 3 26-мм сигнальными пистолетами, 75-мм сигнальными патронами различных огней, 50 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС, 3 радарами для измерения скорости маломерного судна.
Определением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17.02.2021 вышеуказанные гражданские дела №2-1045/2021, №2-1046/2021, №2-1047/2021 объединены в одно производство, объединенным гражданским делам присвоен №2-1045/2021.
В ходе производства по делу ст.помощник прокурора Хабаровского транспортного прокурора Тощакова Е.В. уточнила исковые требования просила суд обязать Главное управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить каждое инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам по Бикинскому, Вяземскому району и району имени Лазо, по г.Амурску и Амурскому району, по Хабаровскому району Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: бинокли типа БН-12 (2 шт.), барометр (1 шт.), 26-мм сигнальные пистолеты (3 шт.), 26-мм сигнальные патроны различных огней (75 шт.), 30-мм реактивные сигнальные патроны различных огней типа РПС (50 шт.), радары для измерения скорости маломерного судна (3 шт.).
В судебном заседании ст.помощник прокурора Хабаровского транспортного прокурора Тощакова Е.В. уточненные исковые требования поддержала, ссылалась на доводы изложенные в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика Марюшина Е.С. исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменных отзывах, из которых следует, что требования приказа МЧС России от 09.08.2005 № 618 являются устаревшими и требуют пересмотра и корректировки в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 29.12.2020 № 1025. В настоящее время проводится работа по пересмотру и переработке нормативных правовых актов, в том числе приказа МЧС России от 09.08.2005 №618, по переоснащению ГИМС МЧС России современными плавательными средствами, которые оборудованы тепловизионными системами (выполняют функции биноклей ночного видения), фарами-искателями, осветительными фонарями, проблесковыми маяками синего цвета, сигнально-говорящими устройствами (выполняют функции сигнально-звуковых устройств и электромегафонов) и многофункциональными навигационными системами (с функциями картплоттеров, эхолотов). 01.12.2019 из Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России поступило информационное письмо № ИТ 29-129, в соответствии с которым, в целях подготовки предложений в проект приказа МЧС России об утверждении типового табеля оснащенности территориального органа МЧС России в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями по включению Центров ГИМС МЧС России в состав Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации необходимо представить данные по обеспечению Центров ГИМС по субъектам Российской Федерации с учетом техники предполагаемой к списанию и предложением по изменению типовых норм обеспеченности, утвержденных приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618. В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, 29.12.2020 издан приказ № 1025 «Об утверждении типового табеля оснащенности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации». В соответствии с требованиями указанного приказа, начальникам Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации необходимо в срок до 01.07.2021 разработать и согласовать с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проект табеля оснащенности соответствующего главного управления с учетом действующих норм материально-технического обеспечения в системе МЧС России. Следовательно, приказ МЧС России от 09.08.2005 № 618 является морально устаревшим документом, не соответствующим современным требованиям по нормам положенности и подлежит корректировке, в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 29.12.2020 № 1025.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
В соответствии с п.3 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно п.1 которого Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
В силу п.4 Положения определены основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам являются, а именно осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно п.7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, государственный надзор включает в себя надзор за маломерными судами, проверки документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, право судоводителя управлять маломерным судном и годность маломерного судна к плаванию, применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях реализации указанных полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 №618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено Биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта).
Согласно положениям об инспекторских отделениях государственной инспекции по маломерным судам по Бикинскому, Вяземскому районам и району имени Лазо, по г.Амурску и Амурскому району, по Хабаровскому району Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, утвержденным начальником Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Волынкиным О.Ж., указанные инспекторские отделение являются структурными подразделениями Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.
Проведенным транспортной прокуратурой анализом исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования, в частности в каждом из отделений отсутствуют бинокли типа БН-12 (2 шт.), барометр (1 шт.), 26-мм сигнальные пистолеты (3 шт.), 26-мм сигнальные патроны различных огней (75 шт.), 30-мм реактивные сигнальные патроны различных огней типа РПС (50 шт.), радары для измерения скорости маломерного судна (3 шт.), что не позволяет в полной мере осуществляет функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия.
В связи с выявленными вышеперечисленными нарушениями начальнику Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю вносились представления об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними, которые не были выполнены в полном объеме.
При таких обстоятельствах, с целью исключений неблагоприятных последствий, суд признает исковые требования прокурора законными и обоснованными.
Ссылка представителя ответчика на изданный приказ МЧС России от 29.12.2020 №1025 «Об утверждении типового табеля оснащенности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации», в соответствии с которым в срок до 01.07.2021 должен быть разработан проект табеля оснащенности соответствующего Главного управления с учетом действующих норм материально-технического обеспечения в системе МЧС России, является несостоятельной, поскольку действующий на момент разрешения спора и подлежащий применению к данному спору приказ МЧС России от 09.08.2005 № 618 не отменен и не изменен, следовательно, имеет юридическую силу, соответственно представление прокурора должно быть исполнено.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено; срок исполнения решения суда с учетом существа разрешенных требований, направленных на обеспечение безопасности, принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым установить срок 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторские отделения государственной инспекции по маломерным судам по Бикинскому, Вяземскому районам и району имени Лазо, по г.Амурску и Амурскому району, по Хабаровскому району Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: бинокли типа БН-12 (2 шт.), барометр (1 шт.), 26-мм сигнальные пистолеты (3 шт.), 26-мм сигнальные патроны различных огней (75 шт.), 30-мм реактивные сигнальные патроны различных огней типа РПС (50 шт.), радары для измерения скорости маломерного судна (3 шт.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Судья Карпенко А.В.
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2021