УИД 69RS0040-02-2020-002138-39
Дело № 2-1046/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при секретаре Симадоновой Е.Д.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, ФИО3,
представителя ответчика – Министерства строительства Тверской области – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности выдать жилищный сертификат на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Тверской области о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности выдать жилищный сертификат на приобретение жилья.
В обоснование исковых требований указано, что 19 марта 2018 года на заседании рабочей группы об организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан установленных федеральным законодательством» от 19 марта 2018 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области было принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера. Данные действия были оспорены в Кимрском городском суде Тверской области, а принятый судебный акт по делу признал действия административного ответчика незаконными 19 ноября 2019 года, решение вступило в законную силу 19 марта 2020 года. Обязанность административного ответчика по предоставлению сертификата в 2018 году не отпала и не выполнена. Решение суда является основанием в восстановлении в правах ФИО1 до момента незаконного решения рабочей группы административного ответчика об отказе в предоставлении истцу ФИО1 жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера. ФИО1 была включена в список на получение жилищного сертификата на 2018 год, на рассмотрении рабочей группы административного ответчика рассматривался вопрос о предоставлении жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера, при этом сертификат ей выдан не был. Если бы административный ответчик не нарушил права и законные интересы ФИО1 своим правовым актом, то данный сертификат был бы оформлен на ФИО1 в 2018 году и выдан. В добровольном порядке на основании решения Кимрского городского суда жилищный сертификат не оформлен административным ответчиком, следовательно, у административного истца возникло право в обязании незамедлительно предоставить жилищные субсидии и выделение сертификата, на которые административный истец имела право в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера. Полагает, что нарушенные права в отношении ФИО1 должны быть восстановлены с момента их нарушения, то есть постановка в новую очередь на получение сертификата и ожидания новых действий со стороны государственных органов только усугубят нарушения гражданских прав ФИО1 с учетом ее возраста и 2-й группы инвалидности. Без обязания устранения нарушенного права полное восстановления нарушенного права с момента его нарушения не возможно. Нарушенные права ФИО1 с момента их нарушения должны быть восстановлены отдельным судебным актом, обязывающим их восстановить, а срок их обжалования начал течь с момента получения претензии, то есть не пропущен. Решение Кимрского городского суда Тверской области является преюдиционным. ФИО1 просит признать бездействие административного ответчика не законным; обязать незамедлительно предоставить жилищные субсидии и выделение сертификата, на которые административный истец имела право в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина выехавшего из района Крайнего Севера, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения по данному административному иску.
Определением суда от 04 августа 2020 года, занесенными в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области, согласно которому ФИО1 просит признать действия (бездействия) Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области по не выдаче жилищного сертификата истцу в 2020 году незаконными, возложить на ответчиков обязанность провести все необходимые действия, которые будут предшествовать получению ФИО1 жилищного сертификата как выехавшей из района Крайнего Севера в 2020 году, переоформить список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной программе в 2020 году с включением в данный список ФИО1 для исполнения ранее принятого решения Кимрского городского суда Тверской области по делу № 2-727/2019 и выдачей жилищного сертификата.
Определением суда от 29 октября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области, согласно которому ФИО1 просит признать право на получение жилищной субсидии и выделению сертификата в 2018, в 2019, в 2020, в 2021 годах за ФИО1, признать действия (бездействия) ответчиков по невыдаче жилищной субсидии и выделению сертификата в 2018, в 2019, в 2020 годах за ФИО1, признать действия (бездействия) по невыдаче жилищной субсидии и выделению сертификата в 2018, в 2019, в 2020 годах необоснованными и незаконными, возложить на Министерство строительства Тверской области обязанность выдать жилищный сертификат ФИО1 в 2021 году на приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из района Крайнего Севера. Уточненное исковое заявление просит рассматривать с ранее поданными заявлениями в их системном толковании.
Определением судьи от 21 мая 2020 года при принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, исходя из предмета и характера спорного правоотношения, с учетом положений ст. 218 КАС РФ, осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Определением суда от 05 июня 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кимры Тверской области.
Определениями суда от 24 сентября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, будучи извещенной о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебном заседании ее интересы представляли ФИО2, ФИО3 Согласно пояснениям ФИО1 она обращалась в 2017 году с заявлением на получение сертификата, ей разъяснили, что сертификат ей будет предоставлен. В начале 2018 года ей пояснили, что сертификат ей выдан не будет, так как не хватает стажа. Поскольку истец самостоятельно не ходит, к ФИО5 с целью подачи заявления ходила ее дочь по доверенности, которой пояснили, что если решением суда требования будут удовлетворены, тогда заявление примут, а пока принимать не будут, и не приняли.
В судебном заседании представители истца ФИО1 - ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, с учетом уточнений, просили их удовлетворить. ФИО2 суду пояснила, что она обращалась в Администрацию города Кимры с заявлениями на получение жилья, написанными истцом, в 2018, и 2019 годах, но ей сказали, что заявления не нужны, сначала нужно решение суда. Заявления не брали. Администрация отказала в регистрации заявлений, это было после рабочей группы, сказали, что нет оснований для приема документов. После того, как состоялось решение по выдаче сертификата также приходила. Все сведения предоставляла ФИО5
В судебном заседании представитель ответчика - Министерства строительства Тверской области – ФИО4 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала возражения на исковое заявление, согласно которым, учитывая, что ФИО1 не обращалась с соответствующим заявлением в 2018 году о выделении сертификата в 2019 году, в 2019 году о выделении сертификата в 2020 году, также пока ещё не поступило заявление в 2020 году о выделении сертификата в 2021 году, по сегодняшний день ФИО1 не является получателем такого сертификата. 09 июля 2020 года ФИО1 было направлено заявление в адрес Администрации города Кимры о включении её в список получателей сертификатов на 2021 год. 14 июля 2020 года Администрация города Кимры представила в адрес Министерства строительства Тверской области список граждан - участников подпрограммы, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на 2021 год. На основании сведений (списка), полученных в том числе от Администрации города Кимры, Министерством был сформирован общеобластной список граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принятых на учет на получение жилищной субсидии и изъявивших желание получить сертификат в 2021 году, согласно которому получить жилищный сертификат в 2021 году изъявили желание 11 граждан, номер очереди ФИО1 в указанном списке - 1. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, выдать жилищный сертификат ФИО1 в 2020 году не представляется возможным, что не является бездействием Министерства ввиду норм действующего законодательства РФ. По заявленному требованию обязать ответчиков провести все необходимые действия, которые будут предшествовать получению ФИО1 жилищного сертификата как выехавшей из района Крайнего Севера в 2020 году, Министерство строительства Тверской области также возражает. Считает саму формулировку заявленного требования некорректной, исходя из смыслового значения, и соответственно не подлежащим удовлетворению по вышеуказанным основаниям. В тоже время провести действия, которые будут предшествовать получению ФИО1 жилищного сертификата в 2020 году, не представляется возможным, по указанным выше основаниям. По заявленному требованию обязать переоформить список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной программе в 2020 году с включением в данный список ФИО1 для исполнения ранее принятого решения Кимрского городского суда Тверской области по делу № 2-727/2019 и выдачи жилищного сертификата в 2020 году, Министерство возражает. По итогам рассмотрения гражданского дела № 2-727/2019 Кимрским городским судом было принято решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, к Администрации города Кимры Тверской области, а именно: признано незаконным решение рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, оформленного протоколом № 1 заседания рабочей группы по организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 19 марта 2018 об отказе в предоставлении ФИО1 жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера; ФИО1 восстановлена на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 30 августа 2007 года. Указанное решение было обжаловано ответчиками в апелляционном порядке, однако оставлено без изменения, и вступило в законную силу 19 марта 2020 года. Решением суда было установлено исключительно право ФИО1 на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, то есть предоставление ей жилищной субсидии и выделение сертификата на приобретение жилья, как гражданина выехавшего из района Крайнего Севера. Также в решении суда указано на восстановление ФИО1 на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 30 августа 2007 года. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, а также форма обеспечения категории граждан, имеющих право на обеспечение жилищной субсидии, нормы площади установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года. Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно п. 23 вышеуказанных Правил повторное обращение с заявлением об участии в ведомственной целевой программе допускается после устранения оснований для отказа. П. 24 Правил определено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Принятие решения о выдаче сертификата осуществляется на основании актуальных сведений о гражданине (претенденте на получение сертификата), в том числе о наличии в собственности или по договору социального найма жилых помещений, о количестве членов семьи собственника, о наличии (отсутствии) инвалидности и других обстоятельств, дающих право на внеочередное получение сертификата. Рассмотрение документов, содержащих неактуальные сведения о гражданине (участнике программы), приведёт к незаконной выдаче сертификата. Каждый год проверяются и устанавливаются актуальные сведения о гражданине - участнике программы; заявитель заявляется каждый год заново и представляет новый пакет документов. Ни решением суда, ни положение о рабочей группе, ни нормами действующего законодательства РФ не предусмотрена (не установлена) обязанность рабочей группы по пересмотру документов, поданных в предыдущие годы (например в 2017 году), в том числе не установлена обязанность по переоформлению списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной программе в 2020 году.
В судебное заседание представитель ответчика – Администрации города Кимры Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению. Согласно выписке из домовой книги по <адрес>, совместно с истцом проживает ее дочь - ФИО2, которая для целей вышеуказанного федерального закона является членом ее семьи. ФИО2 принадлежали на праве собственности следующие жилые помещения: жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.; жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, ФИО1, на момент вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», считалась обеспеченной жилыми помещениями и намеренно ухудшила свои жилищные условия. Отчуждение вышеперечисленных жилых помещений ФИО2 произошло 30 сентября 2020 года.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не явился будучи извещенным о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, согласно представленным возражениям на исковое заявление Минстрой России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной жилищной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, в соответствии с п. 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», а также ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим. 19 марта 2018 года Минстроем Тверской области было принято решение об отказе ФИО1 в предоставлении жилищной субсидии и выделении государственного жилищного сертификата в 2018 году, что явилось основанием для обращения истца в суд. Решением Кимрского городского суда Тверской области от 19 ноября 2019 года по гражданскому делу № 2-727/2019, вступившим в законную силу 19 марта 2020 года, вышеуказанный отказ был признан незаконным. Между тем, заявленное в рассматриваемом деле требование истицы о выдаче государственного жилищного сертификата не обосновано по следующим основаниями. Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов его Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с подп. г п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы – гражданам, указанным в подп. «з» и «и» п. 5 Правил, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого указанные граждане стоят в органе исполнительной власти субъекта РФ (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 24 Правил № 153 орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В целях подготовки проекта распределения по субъектам РФ средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы (пункт 25(1) Правил № 153). В соответствии с пунктом 3 Правил № 153, сертификаты выпускаются государственным заказчиком основного мероприятия в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально представленным ими в соответствии с пунктом 27 Правил № 153 сведениям о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Согласно п. 29 Правил № 153 сводный список получателей сертификатов формируется на основании списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» 5 Правил № 153, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 24 Правил № 153. Таким образом, сводные списки формируются исходя из очередности с учетом пределов финансирования, предусмотренных государственным органам и органам местного самоуправления на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Необходимо учитывать, что сводные списки формируются до 1 сентября года, предшествующего планируемому, из граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Иной порядок нарушает как положения Правил № 153, так и принципы бюджетного планирования. В связи с вышеизложенным, возможность предоставить ФИО1 социальную выплату в 2020 году с учетом сроков, предусмотренных Правилами № 153, отсутствует. Государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок, после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия, после утверждения и на основании которого издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (пункты 33 и 35 Правил № 153). В соответствии с п. 36 Правил № 153 органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями п.п. 35 и 41(5) Правил № 153 приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы. Сертификаты, оформленные гражданам, указанным, в том числе в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил № 153, передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам. Одновременно с сертификатами федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают соответственно в подразделения и органы местного самоуправления ведомость вручения сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы. В свою очередь органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика основного мероприятия для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан, что закреплено в пункте 39 Правил № 153. Необходимо учитывать, что ни издание актов Правительством РФ, ни бюджетное планирование и расходование средств федерального бюджета, ни изменение условий для участия в государственных программах, равно как и наделение граждан правом на получение жилого помещения либо сертификата вопреки закрепленным в законодательстве РФ положениям на основании судебного решения не предусмотрено и не допускается. В свою очередь, нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Основания для внеочередного предоставления социальной выплаты отсутствуют, заявленные требования истца являются преждевременными. Полагает, что требование возложить на ответчика обязанность по предоставлению государственного жилищного сертификата не подлежит удовлетворению, поскольку противоречит предусмотренному Правилами № 153 порядку выпуска, распределения и выдачи сертификатов, а также бюджетному законодательству Российской Федерации. В связи с изложенным, учитывая установленный порядок выпуска сертификатов, их серийность и особенности изготовления, а также то, что каждый сертификат является именным, выпускаемым на основании соответствующих актов органов власти, ФИО1 сможет получить государственный жилищный сертификат только в порядке очередности и при наличии сертификатов в уполномоченном органе исполнительной власти Тверской области. В удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях.
Ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Ст. 2 указанного Федерального закона предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий различным категориям граждан:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
При этом очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Ст.ст. 3, 8, 10 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается решением Правительства Российской Федерации.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710, предусматривает сроки и этапы её реализации на 2018 – 2025 годы; ответственным исполнителем программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определяются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года (далее – Правила).
П. 3 Правил предусмотрено, что сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно подпункту «з» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, среди прочих категорий, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с п. 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Как следует из п. 19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане рассматриваемой категории подают в органы местного самоуправления либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1 с приложением перечисленных в подпункте «е» данного пункта документов.
Согласно положениям п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
П. 25(1) Правил предусмотрено, что в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.
В соответствии с положениями п. 28 Правил распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» п. 5 Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 29 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.
Как следует из материалов дела и установлено решением Кимрского городского суда Тверской области от 19 ноября 2019 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 19 марта 2020 года, с 08 октября 1963 года и до 20 ноября 1989 года истец ФИО1 осуществляла свою трудовую деятельность в пос. Эвенск, затем в пос. Сеймчан Магаданской области, после чего выехала за пределы районов Крайнего Севера в центральную часть страны, а именно до 1 января 1992 года.
ФИО1 прибыла в Тверскую область из района Крайнего Севера в 2002 году, 15 февраля 2002 года обратилась в администрацию г. Кимры о постановке на учет для получения жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Постановлением Главы администрации г. Кимры от 26 марта 2002 года № 252 ФИО1 была включена в списки учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (переселенцы из районов Крайнего Севера).
Постановлением Главы администрации г. Кимры Тверской области от 30 августа 2007 года № 676 ФИО1 признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008 год, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
01 января 2016 года ФИО1 установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Заявлением от 26 июля 2017 года ФИО1 просила поставить ее в очередь на 2018 год на получение жилищного сертификата как выехавшей из района Крайнего Севера, с приложением справки об инвалидности.
Письмом Администрации г. Кимры от 07 июля 2017 года № 4488 ФИО1 уведомлена о том, что постановлением Администрации г. Кимры от 06 июля 2017 года № 433-па она включена в списки на получение жилищного сертификата на 2018 год.
19 марта 2018 года на заседании рабочей группы по организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области было принято решение об отказе ФИО1 в выделении сертификата в 2018 году на состав семьи 1 человек (Протокол № 1).
Решением Кимрского городского суда Тверской области от 19 ноября 2019 года исковые требования ФИО6, действующей по доверенности в интересах ФИО1, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области о признании недействительным решения об отказе в предоставлении жилищной субсидии и выделении сертификата на приобретение жилья, как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера, признании права на предоставление жилищного сертификата и восстановлении на учете и в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и сертификата на приобретение жилья, как гражданина выехавшего из района Крайнего Севера удовлетворены частично; решение рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области оформленного протоколом № 1 заседания рабочей группы по организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 19 марта 2018 года, об отказе в выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданина выехавшего из района Крайнего Севера признано незаконным; ФИО1 восстановлена на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 30 августа 2007 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 19 марта 2020 года решение Кимрского городского суда Тверской области от 19 ноября 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства Тверской области и администрации города Кимры Тверской области - без удовлетворения.
11 мая 2020 года ФИО1 обратилась в Министерство строительства Тверской области с претензией о неисполнении решения суда от 19 ноября 2019 года.
09 июля 2020 года ФИО1 обратилась в Администрацию города Кимры Тверской области с претензией о неисполнении решения суда от 19 ноября 2019 года.
Ответы на указанные претензии истцу даны не были, доказательств обратного суду ответчиками не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из пояснений истца ФИО1, представителя истца – ФИО2, ФИО1 обращалась в Администрацию города Кимры Тверской области с заявлениями на получение сертификата в 2018, 2019 годах, однако данные заявления не были приняты, представителю даны разъяснения о необходимости дождаться решения суда. После вынесения решения также было обращение, однако никаких мер принято не было.
Как следует из материалов дела, Министерством строительства Тверской области и Администрацией города Кимры Тверской области в рамках их компетенции мер к исполнению решения Кимрского городского суда Тверской области от 19 ноября 2019 года, вступившего в законную силу 19 марта 2020 года, до подачи настоящего иска в суд принято не было.
Доказательств обратного суду вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено. Таким образом, несмотря на написание истцом заявления на получение жилищного сертификата в 2017 году, на признание действий ответчиков решением суда незаконными, на восстановление ФИО1 не только в очереди, но и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, до настоящего времени право истца не восстановлено по причине бездействия ответчиков и неисполнения ими решения суда. Таким образом, бездействие Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области по нерассмотрению заявления ФИО1 о включении в очередь на получение жилищного сертификата от 2017 года с учетом решения Кимрского городского суда Тверской области от 19 ноября 2019 года является незаконным.
Заявлением от 09 июля 2020 года ФИО1 в адрес Администрации города Кимры Тверской области просила включить ее в очередь на получение жилищного сертификата на 2021 год в случае наличия законных оснований для отказа в реализации права в 2020 году.
14 июля 2020 года Администрация города Кимры представила в адрес Министерства строительства Тверской области список граждан участников подпрограммы, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на 2021 год, номер очереди ФИО1 в указанном списке - 1.
Постановлением Администрации города Кимры Тверской области от 29 июля 2020 года № 425-на ФИО1 в составе 1 человек включена в списки на получение государственного жилищного сертификата.
Министерством строительства Тверской области был сформирован и направлен общеобластной список граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принятых на учет на получение жилищной субсидии и изъявивших желание получить сертификат в 2021 году, согласно которому номер очереди ФИО1 в указанном списке – 1.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что у ФИО1 жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в отношении которых она обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, не имеет, собственником жилого помещения, в котором проживает на данный момент, не является. Доводы о наличии у дочери ФИО1 – ФИО2 в собственности жилых помещений не могут быть приняты судом, поскольку правового значения для рассматриваемого дела не имеют, истец включена в списки в количестве одного человека.
Крайним Севером считаются территории, которые располагаются в северной части страны и омываются Северным Ледовитым океаном, Беринговым и Охотским морями. Это отдельные районы Мурманской, Иркутской, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Якутии, Красноярского, Чукотского, Камчатского, Хабаровского края, Республик Коми, Тыва и Карелия.
Лицам, которые проживали и работали на данных территориях, полагаются дополнительные льготы от государства, что вызвано необходимостью развития и заселения отдаленных районов страны, суровыми условиями окружающей среды, особенностями климата, повышенными материальными затратами.
Согласно ст. 2 Конституции РФ имеющей прямое и непосредственное действие на территории Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, при этом согласно приложению 27 к настоящему Федеральному закону на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в 2021 году на Тверскую область запланировано выделить 2504200 рублей.
Федеральным законом от 08 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», вступающем в силу 01 января 2021 года, заложены бюджетные ассигнования на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
С момента постановки ФИО1 на учет основания для получения меры социальной поддержки не отпали. ФИО1 как лицо, прибывшее в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года и выехавшая из районов Крайнего Севера не ранее 1 января 1992 года, имеющая общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, не имеющая жилья в других регионах Российской Федерации и не получившая субсидии на эти цели, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям». Решением Кимрского городского суда Тверской области на ответчиков была возложена обязанность по восстановлению ФИО1 не только на учете, но и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что должно было восстановить нарушенные права ФИО1, однако в силу бездействия ответчиков до настоящего времени не восстановило их. Таким образом, доводы о преждевременности заявленных исковых требований не могут быть приняты судом.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исходя из законодательно определённого порядка распределения и предоставления социальных выплат рассматриваемой категории граждан, учитывая очерёдность предоставления государственных жилищных сертификатов исходя из даты принятия на учёт, принимая во внимание первый номер ФИО1 в очереди, суд приходит к выводу о наличии оснований для предоставления ФИО1 государственного жилищного сертификата в 2021 году, в остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, с Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области в пользу ФИО1 подлежит взысканию 300 рублей в счет расходов по оплате государственной пошлины, по 150 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать жилищный сертификат на приобретение жилья удовлетворить частично.
Признать бездействие Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области по нерассмотрению заявления ФИО1 о включении в очередь на получение жилищного сертификата.
Возложить на Министерство строительства Тверской области обязанность выдать ФИО1, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера, жилищный сертификат в 2021 году.
Взыскать с Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области в пользу ФИО1 300 рублей в счет расходов по оплате государственной пошлины, по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого из ответчиков.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2020 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
УИД 69RS0040-02-2020-002138-39
Дело № 2-1046/2020