ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1046/20 от 27.02.2020 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1046/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сверчкова И.В.,

при секретаре Зубик О.Н.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 27 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному образованию городского округа «Ухта», в лице администрации, с требованием ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов,

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее также – Минприроды РК), действующее в интересах неопределённого круга лиц, обратилось в суд к МОГО «Ухта», в лице администрации, с требованием ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, в обоснование иска указав, что в ходе проверки были выявлены нарушения в сфере природоохранного законодательства, в частности, в районе старой автомобильной дороги «Ярега-Водный» обнаружена несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов. В связи с чем, Минприроды РК просит возложить на ответчика обязанность организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Представитель истца, доводы иска поддержала.

Ответчик в суд своих представителей, не направил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика – МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта» и
ООО «Ухтажилфонд», привлечённые к участию в деле определением от 03.02.2020, в суд также своих представителей, не направили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил провести судебное заседание при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В ходе проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, были выявлены нарушения в сфере природоохранного законодательства, в частности, в районе старой дороги «Ярега-Водный», при повороте направо на грунтовую дорогу имеется несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов, размером около 190 м. на 50 м., высота навалов достигает 2 м. (координаты от точки 63,49360 с.ш., 053,54025 в.д. до точки 63,49401 с.ш., 053,53699 в.д.), кадастровый квартал 11:20:0402021.

Собственником земельного участка, на котором имеются отходы, является Муниципальное образование городского округа «Ухта», что подтверждается материалами дела.

При проведении повторных осмотров территории установлено, что собственником свалка не ликвидирована, объём отходов и территория захламления увеличились. Конечная площадь свалки составляет 1,2 га, на участке шириной от точки с координатами 63,49366 с.ш., 053,54029 в.д., до точки 63,49319 с.ш., 053,54010 в.д., протяжённостью от точки с координатами 63,49319 с.ш., 053,54010 в.д., до точки 63,49377 с.ш., 053,53647 в.д.
(л.д. 23-25).

Согласно ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В этой связи суд находит обоснованным довод заявителя о нарушении прав неопределённого круга лиц, связанных с ненадлежащим исполнением природоохранного законодательства, а именно неисполнением обязанности по содержанию земель и недопущению захламления территории.

В соответствии со ст. 125, 210, 215 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно Уставу МОГО «Ухта» к вопросам местного значения округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 10 Устава)

К полномочиям администрации городского округа, относятся: организация исполнения на территории городского округа Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и других нормативных правовых актов государственных органов, настоящего Устава, решений Совета городского округа, изданных в пределах его компетенции; исполнение контрольных функций в пределах своих полномочий; исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции Совета городского округа и контрольно-счетной палаты; составление и исполнение бюджета городского округа, подготовка отчета о его исполнении в соответствии с порядком ведения бюджетного процесса; осуществление муниципальных внутренних заимствований; разработка и организация исполнения бюджета, планов, целевых и комплексных программ социального и экономического развития городского округа; управление муниципальной собственностью городского округа (ст. 38 Устава МОГО «Ухта»).

Доказательств, свидетельствующих о захламлении земельных участков конкретными лицами не имеется, по этой причине, отходы должны быть удалены собственником земельного участка, на которого законом возложена обязанность следить за принадлежащей ему вещью.

Довод администрации МОГО «Ухта» о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу и таковым должен быть признан региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – ООО «Ухтажилфонд» (л.д. 43, оборотная сторона), суд признаёт необоснованным, по следующим основаниям.

Согласно п. п. 16-18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утв. постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 на регионального оператора, в случае обнаружения им места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, возлагается обязанность известить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов и необходимости ликвидировать его в течение 30 дней после получения соответствующего уведомления. Однако обязанность ликвидировать свалку возлагается на её собственника: либо силами регионального оператора за счёт средств собственника свалки, либо силами самого собственника.

Таким образом, МОГО «Ухта», в лице администрации, является надлежащим ответчиком по делу и в этой связи, подлежат удовлетворению требования заявленные истцом.

Суд находит предложенный истцом срок исполнения заявленных требований до 31 июля 2020 года обоснованным, но считает возможным скорректировать его с учётом вопроса о времени вступления настоящего решения в законную силу, поэтому следует установить следующий срок – не позднее пяти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование городского округа «Ухта», в лице администрации, в срок не позднее пяти месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, ликвидировать объект несанкционированного размещения отходов производства и потребления, размещённый справа от грунтовой дороги «Ярега-Водный» на землях населённых пунктов, кадастровый квартал 11:20:0402021, на площади 1,2 га, на участке шириной от точки с координатами 63,49366 с.ш., 053,54029 в.д. до точки 63,49319 с.ш. 053,54010 в.д., протяженностью от точки с координатами 63,49319 с.ш., 053,54010 в.д. то точки 63,49377 с.ш., 053,53647 в.д.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков

Мотивированное решение составлено 05 марта 2020 года.

11RS0005-01-2019-006212-80